Дробно-рациональные уравнения. Алгоритм решения
Проще говоря, это уравнения, в которых есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.
Пример не дробно-рациональных уравнений:
Как решаются дробно-рациональные уравнения?
Главное, что надо запомнить про дробно-рациональные уравнения – в них надо писать ОДЗ . И после нахождения корней – обязательно проверять их на допустимость. Иначе могут появиться посторонние корни, и все решение будет считаться неверным.
Алгоритм решения дробно-рационального уравнения:
- Выпишите и «решите» ОДЗ.
- Найдите общий знаменатель дробей.
- Умножьте каждый член уравнения на общий знаменатель и сократите полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.
- Запишите уравнение, не раскрывая скобок.
- Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые.
- Решите полученное уравнение.
- Проверьте найденные корни с ОДЗ.
- Запишите в ответ корни, которые прошли проверку в п.7.
Алгоритм не заучивайте, 3-5 решенных уравнений – и он запомнится сам.
Пример. Решите дробно-рациональное уравнение \(\frac — \frac=\frac\)
Сначала записываем и «решаем» ОДЗ.
По формуле сокращенного умножения : \(x^2-4=(x-2)(x+2)\). Значит, общий знаменатель дробей будет \((x-2)(x+2)\). Умножаем каждый член уравнения на \((x-2)(x+2)\).
Сокращаем то, что можно и записываем получившееся уравнение.
Приводим подобные слагаемые
Согласуем корни с ОДЗ. Замечаем, что по ОДЗ \(x≠2\). Значит первый корень — посторонний. В ответ записываем только второй.
Пример. Найдите корни дробно-рационального уравнения \(\frac + \frac-\frac\) \(=0\)
Записываем и «решаем» ОДЗ.
Раскладываем квадратный трехчлен \(x^2+7x+10\) на множители по формуле: \(ax^2+bx+c=a(x-x_1)(x-x_2)\).
Благо \(x_1\) и \(x_2\) мы уже нашли.
Очевидно, общий знаменатель дробей: \((x+2)(x+5)\). Умножаем на него всё уравнение.
Приводим подобные слагаемые
Находим корни уравнения
Один из корней не подходи под ОДЗ, поэтому в ответ записываем только второй корень.
Дробно-рациональные уравнения
Наиболее простым дробно-рациональным уравнением является уравнение вида $\frac
Решение. О.Д.З. $x-1\ne 0,\text< >x\ne 1.$ Корнями исходного уравнения являются те значения $x$ из области допустимых значений, для которых $x^2+6x-7=0.$ Корнями этого квадратного уравнения являются $x=-7;\text< >x=1.$ Очевидно, только первый корень входит в О.Д.З. Следовательно, корнем исходного уравнения является $x=-7.$ Абсолютно любое дробно-рациональное уравнение, путем стандартных преобразований можно привести к виду $\frac Область допустимых значений определяется условиями $x-1\ne 0;3x+1\ne 0.$ Из этих условий имеем $x\ne 1;x\ne -\frac.$ Если, все члены уравнения сгруппировать в левой части, а затем привести к общему знаменателю, то получим уранение вида $\frac После раскрытия скобок и приведения подобных членов, последнее уравнение примет вид Корнями этого квадратного уравнения являются $x=-5;x=-1.$ Оба полученных корня, входят в О.Д.З., следовательно, являются корнями исходного уравнения. О.Д.З. $x\ne 1.$ Очевидно, если все члены уравнения сгруппировать в левой части, а затем привести слагаемые к общему знамениателю, то получим уравнение вида $\frac Решая эти уравнения, находим Из найденных корней, $x=1$ в О.Д.З. не входит, следовательно, корнями исходного уравнения являются $x=-4;x=2.$ Ответ: $x=-4;x=2.$ Задачи для самостоятельной работы. Тип урока: урок – объяснение нового материала. Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! На доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему? Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений». 2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом. А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобиться нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 3. Объяснение нового материала. Решить в тетрадях и на доске уравнение №2. Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5). х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6 х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8 Решить в тетрадях и на доске уравнение №4. Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6). Теперь попытайтесь решить уравнение №7 одним из способов. Разберем предложенный алгоритм на практическом примере. Предположим, что имеется дробно-рациональное уравнение, которое требуется решить: Начать следует с области допустимых значений: После сокращения избавимся от скобок и приведем подобные слагаемые: Осталось решить квадратное уравнение: Требуется решить дробно-рациональное уравнение: следует разложить на множители, руководствуясь формулой: Потребуется решить квадратное уравнение: Дано дробно-рациональное уравнение, корни которого требуется найти: Заметим, что получилось нулевое значение для дроби. Известно, что дробь может равняться нулю, если в числителе нуль, а знаменатель не равен нулю. На основании этого можно составить систему: Сравнив корни с условиями области допустимых значений, можно сделать вывод, что оба корня являются решениями данного уравнения. Нужно решить дробно-рациональное уравнение: Перечисленные значения переменной обращают знаменатель в нуль. По этой причине их необходимо удалить из области допустимых значений. Корни квадратного уравнения: Найти корни уравнения: Согласно стандартному алгоритму решения дробно-рациональных уравнений, выполним перенос всех слагаемых в одну сторону. Далее необходимо привести к дроби к наименьшему общему знаменателю: Требуется вычислить корни дробно-рационального уравнения: На первом этапе необходимо выполнить перенос всех слагаемых влево, привести дроби к минимальному единому знаменателю: Нужно найти корни уравнения: Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно — попробуй онлайн-занятие с репетитором Подготовлено совместно с репетитором:=0$, где $P\left(x\right)$ и $Q\left(x\right)$ многочлены от переменной $x$. Любое дробно-рациональное уравнение может быть приведено именно к такому виду. Очевидно, областью допустимых значений для выражения $\frac
$ является множество всех $x$, для которых $Q\left(x\right)\ne 0.$ В таком случае, корнями уравнения $\frac
=0$, являются все значения $x$, для которых выполняются условия $P\left(x\right)=0$ и $Q\left(x\right)\ne 0$. Иначе говоря, корнями уравнения $\frac
=0$, являются те корни уравнения $P\left(x\right)=0$, которые входят в О.Д.З..
=0$, однако, в некоторых случаях такой необходимости нет, так как, может существовать более простой способ решения.
=0,$ способ решения которого был описан выше. Однако, будет проще, если обе части уравнения уножить на общий знаменатель, который в нашем случае равен $\left(x-1\right)\left(3x+1\right).$ Этот общий знаменатель в О.Д.З. отличен от нуля, поэтому в О.Д.З. уравнение, полученное после умножения обеих частей на этот общий знаменатель, будет равносильным исходному уравнению. В результате умножения на $\left(x-1\right)\left(3x+1\right)$ плучим
=0.$ Однако, будет проще, если обе части уравнения умножить на знаменатель $x-1.$ В результате получим уравнение $x^3-6x^2+11x-6=2x^3-5x^2+x+2.$ Отсюда имеем $x^3+x^2-10x+8=0.$ Итак, мы получили кубическое алгебраическое уравнение. Легко заметить, что $x=1$ является корнем этого уравнения, тогда левую часть можно нацело разделить на двучлен $x-1.$ В результате деления получим квадратный трехчлен $x^2+2x-8.$ Следовательтно, $x^3+x^2-10x+8=\left(x-1\right)\left(x^2+2x-8\right).$ Для нахождения корней кубического уравнения остается решить совокупность уравнеий
Урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». 8-й класс
Дробно-рациональные уравнения
Записаться на бесплатное занятие Нужна помощь?