Как разобрать кулер zalman
Перейти к содержимому

Как разобрать кулер zalman

  • автор:

Как разобрать кулер процессора залман

С недавнего времени активно использую жидкостное охлаждение, а вот железо на повышенных частотах использую давно, да и тишину давно полюбил.

Одним из решающих факторов перехода на жидкостное охлаждение стал неудовлетворительный шумовой режим кулеров Zalman CNPS 9500 Led и Zalman VF-700Cu Led, воду сделал, а кулера остались.

Кулер в принципе не плохой, и привести его в порядок всеравно нужно было, а тут и тесть вовремя напомнил о том, что его боксовый пропеллер на трехгигагерцовом прескоте чего-то как-то слишком назойлив.

Идея не нова, многократно обсужалась, и я решил её воплотить:

С недавнего времени активно использую жидкостное охлаждение, а вот железо на повышенных частотах использую давно, да и тишину давно полюбил.

Одним из решающих факторов перехода на жидкостное охлаждение стал неудовлетворительный шумовой режим кулеров Zalman CNPS 9500 Led и Zalman VF-700Cu Led, воду сделал, а кулера остались.

Кулер в принципе не плохой, и привести его в порядок всеравно нужно было, а тут и тесть вовремя напомнил о том, что его боксовый пропеллер на трехгигагерцовом прескоте чего-то как-то слишком назойлив.

Идея не нова, многократно обсужалась, и я решил её воплотить:

Изображение сабжевого кулера с оригинальным пропеллером.

Вид сзади. если открутить два болтика длинной часовой отверткой, то можно без труда (отогнув металлический хвостик, фиксирующий провод) снять пропеллер.

Отдельно от радиатора он выглядит так.

Если по каким-то причинам удобной отвертки не нашлось, можно открутить пропеллер вместе с крепежом от радиатора (основания).

Без защитной наклейки (под которую неоднократно капалось масло) пропеллер выглядит так.

После того как аккуратно пинцетом (или не аккуратно отверткой) вынимается стопорное кольцо и крыльчатка вынимается из ротора, перед нами открывается следующая картина.

Если вынуть подшипники и снять плату ротора с пластикового основания (поддев отверткой), то картина закономерна.

После срезания с пластикового основания всего лишнего (я резал и ножом, и ножовкой по металлу и напильником, всеравно не удобно) и выкусывания вентилятора (использовался 80х80х25 пропеллер TITAN TFD-8025L12S на подшипниках скольжения) из пластиковой рамки, можно положить их рядом, вставить одно в другое.

Удалив с новенького пропеллера наклейку, я был удивлен. Резиновая пробочка зачистив все наждачной бумагой, капаем нужное количество момента и прижимаем, ждем сутки

Ни как не закрепленные провода я подстраховал силиконовым пистолетом, заодно, прошелся по всей окружности.

Так выглядит новый пропеллер на старом основании.

А так, основание, установленное на кулер.

Так выглядит резиновая пробочка вентилятора TITAN TFD-8025L12S, закрывающая подшипники, на новом месте.

Вентилятор 80х80х25 а не 92х92х25 использовался из-за того, что другого под руками просто не было, акустические и охлаждающие характеристики в норме.

Времени было затрачено минут 15 вместе с фотографированием, материальные затарты равны стоимости пропеллера.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или telegram-канал @overclockers_news — это удобные способы следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.

Подошло время для плановой чистки и смазки компьютера. Одни из вентиляторов оказался, так называемым, неразборным. Во всяком случае именно так называют подобные вентиляторы на просторах Интернета.

Разбираем компьютерный кулер

Как правило, компьютерные кулеры не отправляются в ремонт, поскольку они стоят относительно дешево и рациональнее будет прибегнуть к полной замене комплектующего. Чаще всего разборка необходима тогда, когда требуется смазать механизм для нормализации вращения ротора. Поэтому дальнейшие инструкции будут ориентированы именно под эту цель.

Сразу хочется отметить, что существуют процессорные кулеры, которые не разбираются. Вы поймете это при попытке добраться до самого механизма, столкнувшись с цельной пластиковой оболочкой. В таком случае смазывать вентилятор становится сложнее. Мы рекомендуем после получения доступа к вентилятору (далее мы расскажем о том, как это сделать) перевернуть его задней стороной и проделать в пластике точно по центру отверстие небольшого диаметра, куда можно было бы залить масло. Вы не нанесете вред составляющим устройства и выполните нужную процедуру.

Проделать дырку в компьютерном кулере

Сейчас давайте приступим непосредственно к работе с разборными кулерами.

  1. Если вы имеете дело с процессорным кулером, сначала его потребуется извлечь из корпуса. Детальное руководство по этой теме читайте в другом нашем материале по следующей ссылке.

Снять кулер с охлаждающей пластины

Снять резиновую заглушку с компьютерного кулер

Снять шайбу с компьютерного кулера

Снять шайбу с обратной стороны компьютерного кулера

Снять резиновую прокладку с компьютерного кулера

Поздравляем, вы получили доступ к подшипнику и дальнейшее смазывание должно пройти без каких-либо трудностей. Сборка кулера осуществляется в обратном порядке. Не забывайте установить обратно резинки. С креплением обычного вентилятора разобраться будет не сложно, а в ситуации с с процессорным советуем обратить внимание на статью по следующей ссылке.

Что касается магнитных кулеров, сейчас они только набирают популярность и рядовые пользователи редко приобретают такие модели. Смазывать их не нужно, поэтому разборка необходима только в крайне редких случаях. Если вы никогда не сталкивались с таким процессом, лучше обратиться в сервисный центр.

Закрыть

Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Закрыть

Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

Для того, чтобы снять кулер с процессора, например, для чистки или апгрейда, вам не понадобится полная разборка компьютера и специальные инструменты, за исключением термопасты. CHIP расскажет, как все сделать самостоятельно за пару минут.

Как снять кулер с процессора: пошаговая инструкция

Фото: Андрей Киреев

Настольный компьютер нуждается в периодической профилактике, например, чистке от накопившейся пыли или замене комплектующих, в том числе самого кулера или процессора. CHIP расскажет как снять кулер с процессора, почистить его и затем правильно установить на место.

Инструменты

Сверлим отверстие диаметром 1мм по разметке.

Затачиваем сверло диаметром около шести миллиметров примерно так, как показано на рисунке, иначе, при сверлении, сверло упрётся в вал вентилятора, что не позволить рассверлить отверстие.

Рассверливаем отверстие до диаметра 6мм.

Удаляем колечко, образовавшееся при сверлении, и тефлоновую прокладку.

Эти детали выглядят примерно так.

1 — Такое колечко формируется при использовании для сверления сверла с заточкой типа «Цапфенбор».

2 — Тефлоновая шайба, которая была расположена между задней стенкой и валом вентилятора.

На следующей картинке изображён вал вентилятора со стопорной канавкой. По форме канавки видно, что вставить такой вал в стопорную шайбу легко, а вынуть сложно.

Чтобы освободить вал, нужно монтажным крючком отогнуть вверх все четыре лепестка стопорной шайбы. После чего, можно вытолкнуть вал вместе с крыльчаткой тонкой отвёрткой или спичкой.

После чистки и смазки можно собрать вентилятор в обратном порядке.

Если вы повредили лепестки стопорной шайбы, не волнуйтесь, на работоспособности это никак не отразится.

Заглушить образовавшееся при разборке отверстие можно любым удобным для вас способом.

Например, можно вырезать заглушку из изоляционной ленты черного цвета.

Для этого два кусочка ленты наклеиваются друг на друга, а затем прорезаются просечкой подходящего диаметра.

В данном случае, подошёл по размеру колпачок от шариковой ручки. Верхним кусочком изоленты заглушаем отверстие предварительно обезжирив поверхность.

Набор просечек разного размера можно также изготовить из поломанной телескопической антенны от телевизора или радиоприёмника.

Самые интересные ролики на Youtube

Сверлим сверлом 6мм.

Осмотр и предосторожности

Прежде, чем приступить непосредственно к разборке вашего ПК, стоит позаботиться о том, чтобы правильно потом все собрать и подсоединить. Т.к. операцию по демонтажу комплектующих из корпуса удобнее всего делать на столе, а не под ним, желательно отсоединить от него все подключенное оборудование. Запомните, какие устройства подключены к каким портам, а лучше сфотографируете тыльную часть вашего системного блока, чтобы можно было потом все подключить в обратной последовательности. Особенно это может быть важно для USB-портов, в которые обычно подключены принтеры, сканеры и мышь с клавиатурой. Если при последующей сборке вы подсоедините их к другим USB разъемам, то Windows определит их как новое устройство и начнет поиск для них драйверов, что не всегда может закончиться удачно с первого раза. Кроме того, многоканальные наушники и колонки, подключаемые к аудио разъемам 7.1 не всегда внятно обозначены, поэтому либо сфотографируйте текущее расположение штекеров, либо подпишите, какой из них к какому цвету подключен. После такой подготовки можно смело отключать питание и отсоединять от ПК штекеры.

Корпус ПК обычно металлический и через него хорошо уходит статический заряд, накопленный на вашей одежде и вашим телом в сухом воздухе квартиры. Постарайтесь не надевать шерстяную или синтетическую одежду и перед касанием в ПК каких-либо комплектующих постарайтесь снять заряд, коснувшись рукой чего-то металлического в квартире, например, водопроводного крана. Лучше всего надеть антистатический браслет, но обойдемся без него.

Пошаговая инструкция

Если вы работаете с обычным компьютером, то желательно положить системный блок в горизонтальное положение, дабы избежать случайное «выпадение» из материнской карты комплектующих. Рекомендуется также почистить компьютер от пыли.

Выполните эти шаги для снятия кулера:

  1. В качестве первого шага нужно отсоединить провод питания от кулера. Чтобы отсоединить его аккуратно выдерните провод из разъёма (провод будет один). В некоторых моделях его нет, т.к. питание поступает через гнездо, в которое ставится радиатор и кулер. В этом случае данный шаг можно пропустить.
  2. Теперь снимаем сам кулер. Открутите болтики при помощи отвёртки и сложите их куда-нибудь. Открутив их, вы сможете одним движением демонтировать вентилятор.
  3. Если у вас он крепится при помощи заклепок или рычага, то просто отодвиньте рычаг или закрепку и в это время вытащите кулер. В случае с рычагом иногда приходится использовать специальную скрепку, которая должна идти в комплекте.

Если же кулер спаян вместе с радиатором, то проделайте всё то же самое, но только с радиатором. Если вы не можете его отсоединить, то есть риск того, что термопаста внизу засохла. Чтобы вытащить радиатор придётся её разогреть. Для этих целей можно использовать обычный фен. Как видите для демонтажа кулера не нужно обладать какими-либо углубленными знаниями конструкции ПК. Перед включением компьютера обязательно установите систему охлаждения на место. Закрыть
Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Закрыть
Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.
Как разобрать кулер компьютера
Обычно внутри системного блока устанавливается минимум два кулера, один из которых накрывает процессор, а второй отвечает за выдув воздуха из корпуса. Каждый такой вентилятор имеет свои особенности и в принципе работы, и в строении, однако в целом их конструкция очень схожа. Как и любой подобный механизм, кулер со временем начинает работать хуже или вовсе ломается. В связи с этим появляется надобность в разборке данного оборудования. Давайте детально разберем поставленную задачу.

Общие данные

Сегодня есть несколько видов кулеров, которые крепятся и снимаются по-разному. Вот их список:

    На шурупном креплении. Кулер крепится непосредственно к радиатору при помощи небольших шурупов. Для демонтажа нужна отвёртка с небольшим сечением.

Кулер на шурупах
Кулер с защёлками
В зависимости от типа крепления, вам может понадобится отвёртка с нужным сечением. Некоторые кулера идут спаянными вместе с радиаторами, следовательно, отсоединять тогда придётся радиатор. Перед работой с комплектующими ПК необходимо отключить его от сети, а если у вас ноутбук, то дополнительно требуется извлечь аккумулятор.

Близкие темы.

Как разобрать и смазать вентилятор если он тарахтит.
Снижение шума системного блока компьютера.
Переделка Parallel ATA шлейфа.

Это адреса, которые я посещал недавно, чтобы убедиться, что это серьёзные, солидные компании, а не всякий трэш. Если Вы решили покинуть сайт, то объявление спонсоров, не самое плохое место для перехода.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Спасибо за помощь!

Комментарии (24)

Как снять кулер

У меня вентилятор для CPU: «Cooler Master A9020-18RB-3AN-F1″ начал не раскручиваться после простоя ПК (запускаю его при помощи раскручивания пальцем на протяжении 5-10 минут). Решил его разобрать и смазать. У него и с верху и с низу наклейки. Под ними — цельный пластик
Подскажите плиз: его можно разобрать при помощи способа описанного в данной статье . Bogdan_S, мне пока не попадались вентиляторы, которые я бы не смог разобрать. Обратите внимание на эту статью. Здесь описан способ разборки ещё одного типа неразборных вентиляторов>>> Там и видео есть, где весь процесс показан. я сегодня какраз разобрал такой CoolMasters. тоже ничего не нашел , пока не наткнулся на сей сайт. разобрал тупо подковыриваю крыльчатку с двух сторон одновременно. токо не пойму пока принцип, как она там держалась. стопорная шайба больше похожа просто ка крышечку закрывающую вал
Кулер представляет из себя специальный вентилятор, который засасывает холодный воздух и проводит его через радиатор к процессору, тем самым охлаждая его. Без кулера процессор может перегреться, поэтому при поломке его необходимо заменить как можно скорее. Также для любой манипуляции с процессором кулер и радиатор придётся на время снять. Читайте также:

  • Файлы на этом dvd диске доступны только для чтения
  • Как записать mpg на dvd диск
  • Если этот диск отсутствует обратитесь к системному администратору или изготовителю компьютера
  • Разгон оперативной памяти g skill aegis 3000
  • Может ли выключаться ноутбук из за блока питания

Как разобрать кулер zalman

Добрый день, для того чтобы смазать кулер Zalman cnps90f необходимо просмотреть если ли доступ до области где расположены подшипники кочения или втулки. Часто бывают кулеры которые не разборные, поэтому приходится их самостоятельно разбирать что может привести к поломке. Для того чтобы смазать устройство нужно специальное масло и не машинное или другое. Так как просто если смазать обычным маслом то кулер быстро выйдет из строя.

Другие вопросы посетителей из раздела «Корпуса и охлаждение Zalman»:

Программное обеспечение

Оборудование

Служба поддержки
Размещение рекламы
info@sotoguide.ru

Копирование материалов допускается только при указании источника

Как разобрать и смазать вентилятор если он тарахтит?

Как разобрать и смазать вентилятор если он тарахтит?

ИБП

Как разобрать, смазать и потом собрать вентилятор (Fan), если он начал шуметь больше обычного. Статья в основном посвящена профилактическому обслуживанию вентиляторов собранных на подшипниках скольжения.

Если один из вентиляторов, расположенных в вашем системном блоке, начал шуметь или тарахтеть больше обычного, то причина, как правило, заключается либо в износе подшипника, либо в отсутствии смазки. Подробнее на https://oldoctober.com/ru/

Вентиляторы, применяемые для охлаждения системного блока (Case), процессора (Core), видеокарты (Video card, AGP), винчестера (HDD) и памяти (RAM), различаются размером, конструкцией и типом применимых подшипников.

Самые интересные ролики на Youtube

В вентиляторах используется всего два вида подшипников: подшипники скольжения, в том числе гидроподшипники, и качения — шарикоподшипники. Есть, правда, ещё варианты, когда, например, вал вентилятора поддерживается дополнительно магнитным полем и т.д., но это обстоятельство никак не отражается на профилактическом обслуживании и ремонте вентиляторов.

У всех вентиляторах применяемых в ПК нет коллектора, а используется электронный коммутатор обмоток. Поэтому, основными деталями подверженными механическому износу являются подшипники.

Вентиляторы на шарикоподшипниках.

В этих вентиляторах износу могут быть подвергнуты, как сами шарикоподшипники в количестве две штуки, так и посадочные места в которые они установлены, но последнее случается реже.

В первую очередь изнашивается тот шарикоподшипник, который находится со стороны крыльчатки, так как он испытывает большие нагрузки. https://oldoctober.com/ru/

В большинстве вентиляторов используются радиальные шарикоподшипники, причём, в конструкции бюджетных вентиляторов не предусмотрена возможность выборки радиального и осевого люфтов. Это приводит к преждевременному износу шарикоподшипников и увеличению шума всего вентилятора.

Ремонт вентилятора на шарикоподшипниках целесообразен только в случаях, когда нет возможности найти ему подходящую замену. Таким вентилятором, например, может быть вентилятор необычной конструкции для ноутбука или видеокарты. В этих случаях можно подобрать похожий по размерам новый вентилятор и переставить из него шарикоподшипники взамен изношенных, если они конечно туда подойдут.

Вентиляторы на подшипниках скольжения.

На чертеже показан вентилятор на подшипнике скольжения в разрезе.

3 – постоянный магнит,

4 – печатная плата с элементами управления,

5 – статор с обмотками,

6 – стопорное кольцо,

8, 10 – маслосбойные кольца,

9 – втулка подшипника.

Здесь износу подвергается вал мотора и втулка подшипника. Причём, в большинстве вентиляторов, используется всего одна втулка, которая охватывает всю свободную длину вала. Однако, в отличие от миниатюрных шарикоподшипников, у подшипников скольжения нагрузка распределяется по значительной площади поверхности подшипника, что при наличии смазки делает эти устройства довольно надёжными в эксплуатации.

Причины, по которым начинают шуметь не выработавшие свой ресурс вентиляторы, собранные на подшипниках скольжения, следующие: высыхание смазки, вытекание смазки, использование некачественной смазки и отсутствие смазки (бывает и такое).

Обычный бюджетный вентилятор, работающий по 12 и более часов в сутки, желательно смазывать не реже, чем один раз в год при первой ревизии и через полгода при каждой очередной. Чем чаще делается подобная профилактика, тем меньше износ подшипников и соответствующий ему шум вентилятора.

Вентиляторы, работающие от пониженного напряжения питания, можно смазывать чуть реже. Высокооборотные вентиляторы малого размера следует смазывать в два раза чаше крупных корпусных и процессорных вентиляторов.

Инструменты, которые могут понадобиться при сборке-разборке и чистке вентилятора.

Tools

Для разборки вентилятора сначала удаляем фирменную этикетку. Затем удаляем резиновую заглушку. (В мелких вентиляторах её функции может выполнять этикетка).

End cap

Далее острым скальпелем расширяем зазор стопорной шайбы. Вставляем в зазор тонкую отвёртку и раздвигаем концы шайбы в разные стороны.

Retainer Expand

Теперь можно удалить стопорную шайбу при помощи той же отвертки или пинцета. Но, я настоятельно рекомендую перед окончательным удалением стопорной шайбы накрыть её вместе с инструментом кусочком ткани! Это предотвратит потерю шайбы.

Moving off

Удаляем резиновое кольцо. Выталкиваем отвёрткой или шилом вал из подшипника.

Cloth Ring

Удаляем второе резиновое кольцо. На рисунке справа минимальный набор мелких деталей, которые должны быть использованы при последующей сборке. Это два резиновых маслосбойных кольца и стопорная шайба (если вы её ещё не потеряли). В некоторых моделях вентиляторов может дополнительно быть одна или две фторопластовые шайбы.

Arbor Ring

Теперь следует кисточкой очистить корпус вентилятора и крыльчатку от пыли, а кусочком хлопчатобумажной ткани все детали подшипника от следов старой смазки.

Застарелую органическую смазку можно удалить бензином, а силиконовую ацетоном, но при этом следует соблюдать осторожность, так как подобные растворители могут испортить внешний вид пластмассовых изделий некоторых вентиляторов. В этом плане самым безобидным растворителем является спирт, но он плохо растворяет жиры.

Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала, предварительно надев первое малосбойное резиновое кольцо. Количество масла удобно дозировать мелкой отвёрткой соответствующего размера. Чем шире жало отвёртки, тем крупнее капля масла.

Oiling

Вставляем вал в подшипник. Подкладываем под крыльчатку что-нибудь вроде этого кольца на рисунке справа, чтобы её (крыльчатку) можно было вдавить внутрь корпуса вентилятора. Это нам поможет при установке стопорной шайбы.

Assembly

Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала и одеваем второе маслоотбойное кольцо.

Assembly

Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала и затем проталкиваем её в дальше в зазор. При этом нужно пальцами прикрыть пинцет и шайбу так, чтобы ей не было больше куда деваться, кроме движения вниз. Это предотвратит потерю шайбы.

Lock washer Fingers

После установки стопрной шайбы можно устанавить на место заглушку и фирменную этикетку.

Retainer Label

Масло для смазки подшипников скольжения.

Профессор Преображенский: «… А во-вторых, — бог их знает, чего они туда плеснули. Вы можете сказать — что им придет в голову?»

Доктор Борменталь: «Все, что угодно!»

Ни в коем случае не используйте для смазки вентиляторов пищевое растительное масло, густые смазки и технический вазелин!

Можно использовать, машинное, веретённое, силиконовое, синтетическое, минеральное, бытовое и другие масла продающиеся в розничной сети. Если о масле известно больше, чем просто название, то нам подойдёт масло предназначенное для смазки высокооборотных подшипников скольжения.

Смазочные материалы отличаются по куче разных параметров, но большинство из них мы не можем проверить.

Однако есть один важный параметр, который легко определить на глаз, это вязкость. Даже болтая пузырьки с маслами разной вязкости можно определить, какое из них более вязкое. Косвенным подтверждением может служить и размер капли, который удерживается на рабочей поверхности отвёртки.

Масло с низкой вязкостью может вытечь из подшипника не имеющего сальников (а их нет в большинстве бюджетных вентиляторов), а с очень высокой вязкостью может затруднить вращение ротора мотора.

Однако любая смазка лучше, чем её отсутствие.

Близкие темы.

16 Октябрь, 2008 (11:21) в Мой компьютер

Ссылки ниже могут оказаться не в теме, и скорее всего так и будет, но они не испортят вам настроение, если Вы загляните по этим адресам. Я их проверял. Если новости тут закончились, то можете перейти на другую страницу, нет ничего проще!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Спасибо за помощь!

Комментарии (53)

Страниц: « 1 2 3 4 5 [6] Показать все

Превращаем Zalman в Noctua (или upgrade вентилятора)

В процессе доводки до ума относительно старенького системного блока пришла мне на ум мысль модернизировать систему охлаждения центрального процессора. Причина банальна — шум от вентилятора.
В своё время при покупке был установлен Zalman CNPS9300 AT. Кулер красивый и достаточно холодный для AMD Phenom II X4 BE, но как выяснилось сразу и подтвердилось в дальнейшем множеством отзывов в интернете, — крайне шумный даже на низких оборотах.
Т.к. к радиатору претензий не было, плюс руки чесались что-нибудь покрутить, да и подрастающему поколению захотелось какой-нибудь урок преподать, решил я не менять весь холодильник полностью, а попробовать заменить только вентилятор.
Если сделать очень краткий реферат всей статьи, то он уместится в две фотографии:

Выбор донора

Нужен был тихий и надёжный вентилятор. Ориентируясь на обзоры вентиляторов на различных рунетовских площадках, я выделил в шорт-лист трёх производителей: Noctua, Scythe, Ice Hammer (они же одни из самых популярных в соответствующем разделе на Яндекс.Маркете). А дальше я включил чистейший субъективизм и по внешнему виду, стране происхождения и эмблеме выбрал Noctua.

Параметры установленного в Zalman’е вентилятора:
  • Размеры: 92 * 25 мм (диаметр * высота)
  • Подключение: 4-х контактный штекер (с ШИМ-регулировкой частоты вращения, PWM — в английских терминах)
  • Частота вращения: 1500 — 2400 об/мин
  • Шум: 20 — 30 dBA с расстояния 1м
  • Объём прокачиваемого воздуха: нигде в спецификациях не нашёл
  • Заявленный ресурс: 50000 часов
Предложения от Noctua
  • NF-B9 PWM
  • NF-A9x14 PWM
Разбираем старый вентилятор

Разбор кулера проходил как путешествие по минному полю. Единственная похожая статья есть в «Персональных страницах» на Overclocker’ах, но там про старшего брата (CNPS9500A LED) моего кулера. Крепление в моём случае было сложнее.

  1. Откручиваем три маленьких самореза крестовой отвёрткой (тоже маленькой).
  2. Аккуратно поддеваем плоской отвёрткой и снимаем верхнюю пластиковую крышку. Она просто поднимается вверх безо всякого кручения, о чём я было подумал из-за хитрой формы самой крышки. Основная её задача — распереть замки чёрной детали, на которой закреплён статор вентилятора (про статор я узнал чуть позже, уже в процессе отламывания оного).
  3. Снимаем с трёх фиксаторов (я снимал их по очереди) и вынимаем вентилятор из радиатора. В этот момент стало понятно, что вентилятор не выживет, т.к. крепление к радиатору было одновременно и держателем статора. Заодно стала видна плотная стенка пыли, которая скопилась между вентилятором и радиатором.
  4. Снимаем с усилием крыльчатку с ротором
  5. Дальше немного вандализма. Можно было бы догадаться и стянуть статор мотора с штыря, на котором он был надет, но «задним умом» я тоже силён. Таким образом статор с системой управления ШИМ тоже оказался снятым, а у детей появилась новая игрушка.
  6. Осталась часть, которая крепит вентилятор к радиатору, но, креплению к ней вентилятора Noctua мешает торчащий полый вал.
  7. Я его убрал с помощью дрели и пассатиж (частично высверлив, а частично отломав остававшиеся части).

Готовим новый

Теперь необходимо подготовить вентилятор. Делалось это просто физически, но сложно морально… Всё-таки ломать красоту трудно. Крепления вентилятора я отломал пассатижами, рядом с самим вентилятором я допилил их лобзиком (не электрическим, а обычным — для выпиливания по дереву).

Собираем

Я поспешил приклеить новый вентилятор к чёрному креплению (обычным суперклеем за 26 руб.). Сейчас я бы сначала собрал крепление на радиаторе, зафиксировал бы его, а уж затем приклеивал к нему вентилятор — получилось бы избежать ненужных нагрузок на подшипник вентилятора, когда приходилось прикладывать усилие, чтобы вставить крепление в радиатор.
При установке чёрного крепления надо обратить внимание на держатель кабелей мотора — он должен быть снизу. При установке прозрачной ответной части надо заметить, что у неё есть два выступа — они располагаются около одного из замков (точно напротив держателя кабелей). Далее фиксируем всё винтами и получаем собранную систему охлаждения.

Устанавливаем

Далее стандартная процедура установки системы охлаждения на процессор. В биосе я выставил режим работы на самый мощный. Промежуточные результаты: температура процессора 30-50 градусов со средней офисной нагрузкой, частота вращения вентилятора: 1000 — 1600 об/мин, звук от системного блока изменился разительно. Теперь корпусные вентиляторы шумят заметнее, но это ровный шум, который проще игнорировать. В ближайшее время хочу погонять ЦП под 100% нагрузкой, посмотреть насколько новый вентилятор справится, т.к. обороты у него почти на 25% ниже старого.
Фотка системы охлаждения на родном месте. Как будто всегда так и было.

Выводы
  1. Возможно всё!
  2. Иногда проще (и дешевле) купить новый готовый кулер
  3. Удовольствия от момента успешного запуска собственной поделки покупка точно не заменит (и это стоит потраченной суммы на новый вентилятор и времени на переделку)

Как разобрать вентилятор кулера, чтобы смазать подшипник?

Но когда берешь за платстмасовую зеленую штуку (там внутри её микрочип) и тянешь его от
самого этой вертушки (то есть, друг от друга) то он как бы шатается. (блин, не знаю даже
как сказать, чтобы вы поняли). Вот, беру и как бы отсоединяю платсмас от самой вертушки,
но он идет миллиметр и все, дальше не идет. (если что-то не поняли тут, спрашивайте,
постараюсь объяснить более четко и ясно).

Как его смазать?

94731 / 64177 / 26122
Регистрация: 12.04.2006
Сообщений: 116,782
Ответы с готовыми решениями:

Можно ли смазать вентилятор, не удалив старое масло?
Просто, я так думаю, вдруг новое масло будет менее эффективным чем старое, а так оно дополнит.

Разобрать и смазать кулер
Товарищ принес кулер и попросил смазать. Сказал что пытался сам, но не смог. Я сказал ему что.

Хочу смазать куллер, не могу разобрать
нужно смазать кулер. Я его вынул, раскрутил, оторвал наклейку, но под наклейкой прозрачная.

Разобрать и смазать кулер Cooler Master S200
Недавно начал мой кулер тарахтеть. Ну, я начитался гайдов в интернете и решил почистить от пыли и.

Эксперт Hardware

4667 / 1890 / 76
Регистрация: 16.05.2008
Сообщений: 8,632
Записей в блоге: 1

По-правильному, это не обслуживаемый вентилятор. Даже если разберешь, там внутри подшипник качения закрытого типа. Его не смажешь, только замена. Чтобы поменять, нужно острым резаком вырезать окно в этом зеленом корпусе, прям над черной защитной крышкой. Далее пойдет быстро. Мне не разу не попадались Залманы, которые зашумели от старости. Может пыль просто набилась под крыльчатку.

Регистрация: 05.01.2012
Сообщений: 654

ЦитатаСообщение от ElecТроник Посмотреть сообщение

По-правильному, это не обслуживаемый вентилятор. Даже если разберешь, там внутри подшипник качения закрытого типа. Его не смажешь, только замена. Чтобы поменять, нужно острым резаком вырезать окно в этом зеленом корпусе, прям над черной защитной крышкой. Далее пойдет быстро. Мне не разу не попадались Залманы, которые зашумели от старости. Может пыль просто набилась под крыльчатку.

У меня на наклейке не Zalman. У меня На наклейке написано: Silent CPU Cooler. Но он оказывается как
Залман, в яндексе так написал «. Silent CPU Cooler» и вышло именно этот куллер, но почему то наклейки
разные, там залман у меня другое вообще. Но на вид они одинаковы. И если вы говорите что вы не видали зашумевших от старости, куллер, то возможно и так. Тогда конечно, вопрос появился, тогда что шумит? БП? куллеров мало, только в БП и сам куллер находящийся на ЦП)

Разбор компьютерных кулеров

Обычно внутри системного блока устанавливается минимум два кулера, один из которых накрывает процессор, а второй отвечает за выдув воздуха из корпуса. Каждый такой вентилятор имеет свои особенности и в принципе работы, и в строении, однако в целом их конструкция очень схожа. Как и любой подобный механизм, кулер со временем начинает работать хуже или вовсе ломается. В связи с этим появляется надобность в разборке данного оборудования. Давайте детально разберем поставленную задачу.

Разбираем компьютерный кулер

Как правило, компьютерные кулеры не отправляются в ремонт, поскольку они стоят относительно дешево и рациональнее будет прибегнуть к полной замене комплектующего. Чаще всего разборка необходима тогда, когда требуется смазать механизм для нормализации вращения ротора. Поэтому дальнейшие инструкции будут ориентированы именно под эту цель.

Сразу хочется отметить, что существуют процессорные кулеры, которые не разбираются. Вы поймете это при попытке добраться до самого механизма, столкнувшись с цельной пластиковой оболочкой. В таком случае смазывать вентилятор становится сложнее. Мы рекомендуем после получения доступа к вентилятору (далее мы расскажем о том, как это сделать) перевернуть его задней стороной и проделать в пластике точно по центру отверстие небольшого диаметра, куда можно было бы залить масло. Вы не нанесете вред составляющим устройства и выполните нужную процедуру.

Проделать дырку в компьютерном кулере

Сейчас давайте приступим непосредственно к работе с разборными кулерами.

    Если вы имеете дело с процессорным кулером, сначала его потребуется извлечь из корпуса. Детальное руководство по этой теме читайте в другом нашем материале по следующей ссылке.

Снять кулер с охлаждающей пластины

Снять резиновую заглушку с компьютерного кулер

Снять шайбу с компьютерного кулера

Снять шайбу с обратной стороны компьютерного кулера

Снять резиновую прокладку с компьютерного кулера

Поздравляем, вы получили доступ к подшипнику и дальнейшее смазывание должно пройти без каких-либо трудностей. Сборка кулера осуществляется в обратном порядке. Не забывайте установить обратно резинки. С креплением обычного вентилятора разобраться будет не сложно, а в ситуации с с процессорным советуем обратить внимание на статью по следующей ссылке.

Что касается магнитных кулеров, сейчас они только набирают популярность и рядовые пользователи редко приобретают такие модели. Смазывать их не нужно, поэтому разборка необходима только в крайне редких случаях. Если вы никогда не сталкивались с таким процессом, лучше обратиться в сервисный центр.

Виктор Бухтеев Вам помогли мои советы?

Как разобрать и смазать кулер
процессора, видеокарты и блока питания компьютера

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Фотография кулера процессора

Смазывать подшипники кулера можно машинным маслом. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Тюбик с графитной смазкой

Смазывая подшипники кулеров разными смазочными материалами, я пришел к выводу, что лучшей смазкой для подшипников скольжения кулеров компьютеров является графитная смазка заводского или самостоятельного приготовления. Графитная смазка является универсальной, хорошо подходит для смазки замков, петель окон, дверей и любых других двигающихся металлических пар, в том числе и для автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора».

Отклейка этикетки с кулера

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

Снятие резиновой пробки с кулера

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Пластиковая шайба кулера

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлечение шайбы с оси крыльчатки кулера

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.

Разобранный кулер для смазки

Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Если в кулере уцелело одно из колечек, то его нужно при сборке кулера установить на ось крыльчатки перед фиксирующей шайбой. В таком случае вполне возможно кулер будет работать тихо. В противном случае придется смириться с шумом или заменить кулер новым. Как заменить кулер, в том числе и нестандартных, о переделки разъема для подключения к питанию и цветовой маркировке проводов подробно изложено в статье «Как заменить кулер процессора, видеокарты, блока питания компьютера».

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графитная смазка

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Задать вопрос автору статьи, оставить комментарий

Николай 31.05.2022

Добрый день!
Прочитал Вашу статью «Смазка кулера» из раздела сайта «Компьютер -> Ремонт компьютера».
Там описывается способ смазки с выниманием крыльчатки и полным доступом к подшипнику.
Подскажите, пожалуйста, можно ли смазывать кулер путём вкапывания смазочного масла в отверстие, без снятия шайбы? И может ли таким способом масло попасть в статор кулера?
Перед тем, как найти Вашу статью, наткнулся в интернете на несколько других руководств, где не вынимают шайбу, и сделал также. Не опасно ли это статора?

Александр

Здравствуйте, Николай.
Можно смазать кулер и не снимая шайбы, просто капнув каплю масла в зазор подшипника и двигать крыльчатку рукой с вращением вдоль оси, чтобы масло проникло в подшипник.
Но такой способ не обеспечит длительную бесшумную работу кулера, так как обычно в подшипнике скольжения накапливается грязь и нет зазора для масла. Поэтому лучше все же смазывать графитной смазкой разобранный кулер.
На статор кулера при смазке без разборки масло не попадет, но даже если окунуть статор в машинное масло, то от этого ему вреда не будет, так как масло не проводит электрический ток. Его даже на электроподстанциях заливают в трансформаторы для охлаждения. Правда там его предварительно обезвоживают. Так что по этому поводу можно не беспокоиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *