Как проектор показывает черный цвет
Перейти к содержимому

Как проектор показывает черный цвет

  • автор:

Как проекторы проецируют черный цвет?

Как проекторы проецируют черный цвет?

Проекторы не проецируют черный цвет. Это имеет смысл, поскольку черный на самом деле означает отсутствие света, и вы не можете проецировать то, чего не существует. Когда проектор направляет луч света на стену или экран проектора, так что изображение формируется на стене или экране, части изображения, которые выглядят черными, на самом деле имеют очень тусклый белый цвет (который мы иногда называем серым) . Проектор направляет свет на все части изображения, включая те, которые мы воспринимаем как черные. Некоторое количество белого света действительно излучается на части изображения, которые должны быть черными, но свет обычно достаточно тусклый в этих областях, чтобы они выглядели черными для наших глаз, когда они окружены областями изображения, которые получают гораздо больше света и поэтому намного ярче.

Схема проекционной шахматной доски проектора

Слева — иллюстрация того, как могло бы выглядеть черно-белое изображение шахматной доски, проецируемое на стену, если бы проектор мог буквально проецировать черный цвет. Обратите внимание, что темные области на проецируемом изображении будут темнее, чем области стены за пределами проецируемого изображения. Поскольку черный на самом деле — это просто отсутствие света, а не то, что можно буквально спроецировать, иллюстрация справа показывает то, что мы на самом деле видим. Области проецируемого изображения, которые должны быть черными, на самом деле имеют тускло-белый цвет, который наш мозг интерпретирует как черный, если контраст изображения достаточно высок. Обратите внимание, что «черные» квадраты на шахматной доске справа на самом деле ярче, чем области стены за пределами проецируемого изображения. Public Domain Image, источник: Кристофер С. Бэрд.

Наши человеческие глаза и мозг предназначены для оценки цвета на основе того, как он выглядит относительно цветов окружающих объектов, а не на основе абсолютного спектрального содержания цвета. Например, посмотрите на изображение ниже. Обе черные точки непосредственно окружают синие пятна одного цвета . Они отличаются от людей из-за того, как наш мозг воспринимает цвет в зависимости от цвета окружающих областей. Вы можете убедить себя в том, что области вокруг двух черных точек имеют одинаковый синий цвет, если поднести к изображению толстый лист бумаги с двумя отверстиями, вырезанными прямо над черными точками, что позволит вам видеть цвета непосредственно вокруг точек. не видя остальной части изображения.

тень на шахматной доске, показывающая относительное восприятие цвета

Синие цвета, окружающие обе черные точки, точно такого же цвета. Они выглядят разных цветов из-за того, как наш мозг воспринимает цвет на основе цвета окружающих областей. Public Domain Image, источник: Кристофер С. Бэрд.

Тенденция нашего мозга и глаз оценивать цвет на основе его отношения к соседним цветам на самом деле полезна. Рассмотрим стандартный желтый банан. Спелый банан, помещенный рядом с незрелым, всегда более желтый и менее зеленый, чем незрелый, независимо от того, какой на него свет. Относительная разница в цвете между двумя бананами не меняется, даже если источник света действительно меняется. Напротив, абсолютный цвет бананов действительно меняется при изменении источника света. Например, объекты, находящиеся в тени в солнечный день, более голубые, чем объекты под прямыми солнечными лучами, потому что они освещаются беловато-голубым небом, а не белым солнечным светом. Поэтому спелый банан, сидящий под прямыми солнечными лучами, имеет абсолютный желтый цвет, в то время как тот же спелый банан имеет желтовато-зеленый цвет в тени в ясный солнечный день. Если бы люди могли оценивать цвета только по их абсолютному спектральному составу, то мы бы странно пришли к выводу, что спелые бананы становятся недозрелыми каждый раз, когда уходят в тень. Основывая наше цветовое восприятие на относительных цветовых различиях, а не на абсолютных величинах, наш мозг может связывать цвет объекта с внутренними свойствами объекта (такими как спелость), а не предполагать, что цвет объекта только сообщает нам цветовое содержание источника света.

Возвращаясь к случаю с изображением, отбрасываемым проектором на стену, чтобы наш мозг воспринимал часть изображения как черную, она просто должна быть менее яркой, чем все другие части изображения. Таким образом, проектор может пролить белый свет на стену и убедить вас, что она черная. Есть несколько способов убедить себя в этой концепции. Прежде всего, выключите свет в комнате, включите проектор, а затем отправьте изображение со своего компьютера на проектор, которое везде будет полностью черным. Присмотритесь, и вы увидите, что область стены, на которую проецируется проектор, стала ярче.чем область той же стены, которая находится вне досягаемости проектора, несмотря на то, что проектор должен проецировать идеальную черноту. Теперь выключите проектор. Вы заметите, что стена темнеет, когда проектор выключается, потому что он перестал излучать тусклый белый свет, который должен представлять черные цвета на изображении.

Еще один способ убедиться в этом — включить проектор и отобразить изображение с черными и белыми областями. Теперь включите и выключите свет в комнате. Вы заметите, что когда в комнате горит свет, черные области изображения больше не выглядят очень черными. Они по-прежнему выглядят черными по сравнению с другими частями изображения, но выглядят как размытый, приглушенный черный цвет. Это потому, что наше цветовое восприятие зависит от относительных цветовых различий. Когда вы включаете освещение в комнате, вы заливаете как черные, так и белые области проецируемого изображения белым светом, тем самым уменьшая контраст между темным и светлым на изображении. Это снижает способность ваших глаз использовать относительные цветовые различия, чтобы воспринимать тусклый белый цвет как черный. По этой причине, проецируемое изображение является наиболее ярким и убедительным, когда изображение имеет высокий контраст между яркостью его белых областей и темнотой его черных областей. Высокая контрастность достигается за счет создания проектора, который может излучать много света в одни регионы и очень мало света в другие регионы. Высокий контраст также достигается за счет простого выключения света в комнате и закрывания окон ставнями. Тот факт, что мы смотрим проецируемые фильмы в затемненных помещениях, является прямым доказательством того, что проекторы не могут излучать буквально черный цвет, а вместо этого излучают тусклый белый свет, который интерпретируется как черный, когда контраст достаточно высок. Высокая контрастность достигается за счет создания проектора, который может излучать много света в одни регионы и очень мало света в другие регионы. Высокий контраст также достигается за счет простого выключения света в комнате и закрывания окон ставнями. Тот факт, что мы смотрим проецируемые фильмы в затемненных помещениях, является прямым доказательством того, что проекторы не могут излучать буквально черный цвет, а вместо этого излучают тусклый белый свет, который интерпретируется как черный, когда контраст достаточно высок. Высокая контрастность достигается за счет создания проектора, который может излучать много света в одни регионы и очень мало света в другие регионы. Высокий контраст также достигается за счет простого выключения света в комнате и закрывания окон ставнями. Тот факт, что мы смотрим проецируемые фильмы в затемненных помещениях, является прямым доказательством того, что проекторы не могут излучать буквально черный цвет, а вместо этого излучают тусклый белый свет, который интерпретируется как черный, когда контраст достаточно высок.

Как проекторы проецируют черный цвет?

Как проекторы проецируют черный цвет?

Проекторы не проецируют черный цвет. Это имеет смысл, поскольку черный на самом деле означает отсутствие света, и вы не можете проецировать то, чего не существует. Когда проектор направляет луч света на стену или экран проектора, так что изображение формируется на стене или экране, части изображения, которые выглядят черными, на самом деле имеют очень тусклый белый цвет (который мы иногда называем серым) . Проектор направляет свет на все части изображения, включая те, которые мы воспринимаем как черные. Некоторое количество белого света действительно излучается на части изображения, которые должны быть черными, но свет обычно достаточно тусклый в этих областях, чтобы они выглядели черными для наших глаз, когда они окружены областями изображения, которые получают гораздо больше света и поэтому намного ярче.

Схема проекционной шахматной доски проектора

Слева — иллюстрация того, как могло бы выглядеть черно-белое изображение шахматной доски, проецируемое на стену, если бы проектор мог буквально проецировать черный цвет. Обратите внимание, что темные области на проецируемом изображении будут темнее, чем области стены за пределами проецируемого изображения. Поскольку черный на самом деле — это просто отсутствие света, а не то, что можно буквально спроецировать, иллюстрация справа показывает то, что мы на самом деле видим. Области проецируемого изображения, которые должны быть черными, на самом деле имеют тускло-белый цвет, который наш мозг интерпретирует как черный, если контраст изображения достаточно высок. Обратите внимание, что «черные» квадраты на шахматной доске справа на самом деле ярче, чем области стены за пределами проецируемого изображения. Public Domain Image, источник: Кристофер С. Бэрд.

Наши человеческие глаза и мозг предназначены для оценки цвета на основе того, как он выглядит относительно цветов окружающих объектов, а не на основе абсолютного спектрального содержания цвета. Например, посмотрите на изображение ниже. Обе черные точки непосредственно окружают синие пятна одного цвета . Они отличаются от людей из-за того, как наш мозг воспринимает цвет в зависимости от цвета окружающих областей. Вы можете убедить себя в том, что области вокруг двух черных точек имеют одинаковый синий цвет, если поднести к изображению толстый лист бумаги с двумя отверстиями, вырезанными прямо над черными точками, что позволит вам видеть цвета непосредственно вокруг точек. не видя остальной части изображения.

тень на шахматной доске, показывающая относительное восприятие цвета

Синие цвета, окружающие обе черные точки, точно такого же цвета. Они выглядят разных цветов из-за того, как наш мозг воспринимает цвет на основе цвета окружающих областей. Public Domain Image, источник: Кристофер С. Бэрд.

Тенденция нашего мозга и глаз оценивать цвет на основе его отношения к соседним цветам на самом деле полезна. Рассмотрим стандартный желтый банан. Спелый банан, помещенный рядом с незрелым, всегда более желтый и менее зеленый, чем незрелый, независимо от того, какой на него свет. Относительная разница в цвете между двумя бананами не меняется, даже если источник света действительно меняется. Напротив, абсолютный цвет бананов действительно меняется при изменении источника света. Например, объекты, находящиеся в тени в солнечный день, более голубые, чем объекты под прямыми солнечными лучами, потому что они освещаются беловато-голубым небом, а не белым солнечным светом. Поэтому спелый банан, сидящий под прямыми солнечными лучами, имеет абсолютный желтый цвет, в то время как тот же спелый банан имеет желтовато-зеленый цвет в тени в ясный солнечный день. Если бы люди могли оценивать цвета только по их абсолютному спектральному составу, то мы бы странно пришли к выводу, что спелые бананы становятся недозрелыми каждый раз, когда уходят в тень. Основывая наше цветовое восприятие на относительных цветовых различиях, а не на абсолютных величинах, наш мозг может связывать цвет объекта с внутренними свойствами объекта (такими как спелость), а не предполагать, что цвет объекта только сообщает нам цветовое содержание источника света.

Возвращаясь к случаю с изображением, отбрасываемым проектором на стену, чтобы наш мозг воспринимал часть изображения как черную, она просто должна быть менее яркой, чем все другие части изображения. Таким образом, проектор может пролить белый свет на стену и убедить вас, что она черная. Есть несколько способов убедить себя в этой концепции. Прежде всего, выключите свет в комнате, включите проектор, а затем отправьте изображение со своего компьютера на проектор, которое везде будет полностью черным. Присмотритесь, и вы увидите, что область стены, на которую проецируется проектор, стала ярче.чем область той же стены, которая находится вне досягаемости проектора, несмотря на то, что проектор должен проецировать идеальную черноту. Теперь выключите проектор. Вы заметите, что стена темнеет, когда проектор выключается, потому что он перестал излучать тусклый белый свет, который должен представлять черные цвета на изображении.

Еще один способ убедиться в этом — включить проектор и отобразить изображение с черными и белыми областями. Теперь включите и выключите свет в комнате. Вы заметите, что когда в комнате горит свет, черные области изображения больше не выглядят очень черными. Они по-прежнему выглядят черными по сравнению с другими частями изображения, но выглядят как размытый, приглушенный черный цвет. Это потому, что наше цветовое восприятие зависит от относительных цветовых различий. Когда вы включаете освещение в комнате, вы заливаете как черные, так и белые области проецируемого изображения белым светом, тем самым уменьшая контраст между темным и светлым на изображении. Это снижает способность ваших глаз использовать относительные цветовые различия, чтобы воспринимать тусклый белый цвет как черный. По этой причине, проецируемое изображение является наиболее ярким и убедительным, когда изображение имеет высокий контраст между яркостью его белых областей и темнотой его черных областей. Высокая контрастность достигается за счет создания проектора, который может излучать много света в одни регионы и очень мало света в другие регионы. Высокий контраст также достигается за счет простого выключения света в комнате и закрывания окон ставнями. Тот факт, что мы смотрим проецируемые фильмы в затемненных помещениях, является прямым доказательством того, что проекторы не могут излучать буквально черный цвет, а вместо этого излучают тусклый белый свет, который интерпретируется как черный, когда контраст достаточно высок. Высокая контрастность достигается за счет создания проектора, который может излучать много света в одни регионы и очень мало света в другие регионы. Высокий контраст также достигается за счет простого выключения света в комнате и закрывания окон ставнями. Тот факт, что мы смотрим проецируемые фильмы в затемненных помещениях, является прямым доказательством того, что проекторы не могут излучать буквально черный цвет, а вместо этого излучают тусклый белый свет, который интерпретируется как черный, когда контраст достаточно высок. Высокая контрастность достигается за счет создания проектора, который может излучать много света в одни регионы и очень мало света в другие регионы. Высокий контраст также достигается за счет простого выключения света в комнате и закрывания окон ставнями. Тот факт, что мы смотрим проецируемые фильмы в затемненных помещениях, является прямым доказательством того, что проекторы не могут излучать буквально черный цвет, а вместо этого излучают тусклый белый свет, который интерпретируется как черный, когда контраст достаточно высок.

5 мифов о проекторах. Миф №1 – «Проекторы не дают качественного изображения в освещенном помещении»

Этот пост открывает серию статьей, в которых мы расскажем о наиболее популярных мифах о проекторах, с которыми постоянно приходится сталкиваться и нам, и нашей службе техподдержки. Здесь мы будем стремиться максимально объективно и научно обосновать, почему мы считаем те или иные утверждения касательно проекторного оборудования мифами, и как с ними бороться (и не дать им исказить истинную сущность того, что проекторы могут, и чего не могут).

Начнем с особого мифа, который уже давно прочно закрепился в умах потребителей по всему миру. Давайте уже его развенчаем!

«Проекторы не дают качественного изображения в освещенном помещении».

Наверняка вы не раз слышали что-то подобное. Это утверждение, несмотря на свою видимую простоту, вызывает множество вопросов:

  • Насколько сильно освещено помещение?
  • О проекторе с какой яркостью мы говорим?
  • Какого размера экран?

Утверждать что-либо не имея ответов на эти вопросы – это как заявлять, что «паркетник» совершенно не годится для езды по бездорожью: без конкретики это пустые слова, не более.

Специально для этой публикации я провел эксперимент: в большой переговорной комнате в нашем офисе на светло-серую стену проецировалось большое изображение шириной 300 см (т.е. диагональю около 140 дюймов). Для изучения вопроса взял домашний проектор Epson EH-TW6600 (яркость 2500 Лм) и новый инсталляционный проектор Epson EB-L1100U (лазерный инсталляционный проектор с яркостью 6000 Лм, о котором мы рассказывали в блоге ранее).

Поначалу использовалось максимальное освещение в помещении, а проекторы работали как в режиме максимальной яркости, так и максимальной точности. Камера снимает в автоматическом режиме в связи с тем, что при изменении светового потока проектора меняется динамический диапазон всего кадра (о нем ниже), а оценка экспозиции установлена в «средневзвешенный» режим, который примерно позволяет оценить то, как человеческий глаз адаптировался бы в тех или иных условиях освещения. Получилась следующая последовательность фотографий:

Два фото слева – инсталляционный проектор, справа – домашний. Что же мы наблюдаем?

Первое, что бросается в глаза, это то, что в «точных режимах» (например, «sRGB») качество изображения вовсе не выглядит более высоким. Во-вторых, нам нет никакого дела до контрастности этих проекторов, поскольку на «черный» цвет влияет в данном случае лишь комнатное освещение. Это хорошо видно на фотографиях – «черный» цвет на самом деле имеет освещенность стены, и на всех фотографиях его яркость одинакова, поскольку одинакова освещенность в помещении.

Однако камера настраивается и по ярким участкам изображения, и на тех снимках, где проектор демонстрирует максимальную яркость, черный цвет выглядит более темным. И для нашего зрения эффект будет похожим: при одинаковом освещении более яркое изображение будет способно создать более глубокий черный цвет. Визуально, конечно же.

В общем, контрастность изображения – это величина света от проектора, поделённая на освещенность, которую дают лампы освещения в комнате. Ничего не напоминает? Разница между минимальным и максимальным значением… Точно! Это же хрестоматийное определение динамического диапазона! В нашем случае, правда, речь не о фото, а о проекции, поэтому воспользуемся другим определением, которое большинству из нас давно хорошо знакомо – контрастностью.

В качестве единиц измерения берем люксы (лк). После измерений выясняется, что по центру экрана имеем освещенность в 145 лк. Встречайте – это наш «черный цвет», т.е. минимально возможное значение самого темного участка изображения в данном помещении. Увы, современные технологии не позволяют проекторам «проецировать» поток «поглощающих свет антифотонов» на поверхность, поэтому приходится работать с тем, что имеем.

При этом 145 лк освещенности мы имеем на стене в максимальном отдалении от источников света. Освещенность же на ближайшей горизонтальной поверхности – аж 440 лк, а в другом конце конференц-зала – все 540 лк! Подобные условия соответствуют рабочим местам в чертежных бюро и лабораториях, тогда как в обычных офисах и конференц-залах должно быть ~200 лк. В общем, условия для тестируемых проекторов немного экстремальные, но нам не привыкать. К слову, в обычной квартире освещенность рабочих поверхностей редко превышает 100 лк.

Считаем контрастность

Теперь замерим яркость, которую проекторы выдают при выводе чистого белого экрана, и поделим ее на наш «черный цвет» освещенностью 145 лк. Получим значение реальной контрастности, на которую можно рассчитывать при эксплуатации того или иного проектора в нашем освещенном помещении.

В результате имеем следующие уровни контрастности для каждого изображения из первого примера:

  • 11,5:1 (Epson EB-L1100U, режим максимальной яркости)
  • 7:1 (Epson EB-L1100U, режим максимальной точности)
  • 7:1 (Epson EH-TW6600, режим максимальной яркости)
  • 4,5:1 (Epson EH-TW6600, режим максимальной точности)

Мы уже не раз подчеркивали, что в освещенном помещении более контрастен тот проектор, который ярче и может «перебить» фоновое освещение, поэтому тут никаких сюрпризов. В итоге использовать в подобных условиях самый точный режим не имеет смысла. Более того, в нем мы теряем дополнительную яркость, которая ох как необходима для увеличения значения контрастности в нашем хорошо освещенном конференц-зале.

Еще раз напомню, что мы мерим контрастность экрана диагональю в 140 дюймов. С учетом закона обратных квадратов уменьшение размера экрана даже на 25% даст значительный прирост яркости результирующего изображения, что позволит получить достаточно контрастную картинку даже в таких, мягко говоря, сложных условиях.

Гасите свет!

Давайте сделаем еще одну серию снимков, погасив часть ламп освещения:

Значительно лучше! При освещенности экрана в 23 лк, полученные уровни контрастности составляют:

  • 58:1 (Epson EB-L1100U, максимальная яркость)
  • 29:1 (Epson EH-TW6600, максимальная яркость)
  • 14:1 (Epson EH-TW6600, sRGB)

Освещенность ближайшей к экрану рабочей поверхности – 39 лк, дальней – 218:

Заглянув в Википедию, я обнаружил, что для чтения достаточно как раз 30-50 лк. То есть, это тоже вполне себе освещенное помещение. В данном случае, благодаря грамотному разделению источников света возле экрана можно оставить вспомогательное освещение, при котором экран окажется в наиболее темном участке помещения, что дает заметный бонус к контрастности результирующего изображения.

Кстати, вы обратили внимание, что по фотографии выше даже и не скажешь, что разница между двумя участками стола по освещенности столь велика? А вот для качества проецируемого изображения это – большая разница, и очевидно, с какой стороны надо ставить экран.

Освещенное – не обязательно переосвещенное

Если не стоит задачи обеспечить достаточную для чтения освещенность, то для того, чтобы нормально ориентироваться в помещении, может быть достаточно и 5 лк. Такая освещенность типична для коридоров в квартирах и хорошо освещенных подъездов. На самом деле, можно делать еще меньше… и где-то на этом уровне освещенности контрастность самого проектора уже начнет играть роль, поскольку «черный» на нашем уже слабо освещенном источниками света экране будет уже намного темнее, и влияние самого проектора, его засветка, может дать о себе знать.

Само собой, в полной темноте есть шанс приблизиться к тому уровню контрастности, который заявляет производитель (к слову, у лазерного Epson EB-L1100U просто ошеломительная контрастность благодаря новому источнику света).

3LCD vs DLP. Снова

Хотите – палками бейте, но снова вынужден вспомнить о фундаментальной разнице технологий 3LCD (3 матрицы) и DLP (1-матрица).

Почему трехматричные проекторы для освещенных помещений – лучший выбор? Дело в том, что трехматричная технология (и мы не устанем это повторять) работает одновременно с тремя цветами, сразу выдавая цветное изображение, тогда как одноматричные проекторы работают с одним цветом в каждый момент времени, что снижает их эффективность и вынуждает часто, очень часто прибегать к усилению белого цвета, чтобы достичь столь же высокой паспортной яркости. Такое усиление цвета достигается… Вы правильно догадались – увеличением доли белого цвета во всем изображении. Вот только цветным участкам достается меньше света и цвета буквально угасают.

Выходит, что 3LCD-проектор и одноматричный проектор с одинаковой мощностью лампы могут выдавать, например, 3000 люмен по белому цвету, но при этом 3LCD-проектор отобразит настолько яркие базовые цвета (красный, зеленый, синий), что сумма их яркостей тоже будет стремиться к 3000 люмен (что логично). А вот одноматричный проектор в самом ярком режиме может дать 1500 люмен цветовой яркости, а может и 1000 – как будет угодно производителю и в зависимости от того, какое цветовое колесо вертится в выбранной модели проектора.

Если взглянуть на изображение, которое мы проецировали в качестве примера, то подобное падение цветовой яркости будет означать падение контрастности цветных участков изображения в 2-3 раза в самом ярком режиме, хотя бесцветные участки сохранят такой же контраст. Вот вам и преимущество!

Если честно, мне нравится, как у проекторов Epson картинка выглядит в самых ярких режимах. Цвета, конечно, не столь правильные, как в «самых точных» режимах, но эти самые точные режимы не смотрятся так зрелищно в условиях освещенного помещения. А раз нет желания из яркого режима переключаться в точный, то все сделано правильно!

Конечно, одним из недостатков изображения любого проектора в освещенном помещении является черный цвет (точнее его условное отсутствие), но приведенные нами фотографии показывают, как черный цвет визуально становится таковым, если соседний участок изображения в несколько раз ярче. Глаз отстраивается по яркому, и там, где только что была освещенная стена, внезапно обнаруживается черный цвет. Одну причину данного явления мы уже описали, и она носит чисто оптическую природу.

Но есть и еще одна – более «психологического» характера.

Иллюзия контрастности

При определенном пороговом значении разницы между темным и светлым участком изображения срабатывает т.н. иллюзия с тенью на шахматной доске, когда в реальности соседние клетки – всего лишь разные оттенки серых и клетка в тени кажется светлее, в то время как обе клетки имеют один оттенок. Все это становится возможным благодаря особенностям работы нашего мозга. И это именно тот минимальный уровень контрастности, к которому мы стремимся.

Итоги в цифрах

Что касается контрастности, то минимальное значение контрастности изображения, на котором будет читаться текст – это около 5:1. А если взять проектор поярче и получить соотношение яркого света проектора к уровню фонового освещения в 15:1, то это уже вполне себе приятная глазу картинка, на которой можно смотреть, например, сериалы, всяко-разные динамичные игры и телепередачи.

И ещё нагляднее

На CnewsTV есть неплохое видеосравнение проекторов для офиса. Если не отвлекаться на различие технологий рассматриваемых проекторов, в обзоре наглядно показано, что самым контрастным проектором в освещенном помещении оказался самый яркий.

Впрочем, для нас с вами уже ничего нового.

Как настроить проектор и получить наилучшее изображение

Мерцающие фильмы с плёночных проекторов уже давно в прошлом, а лучшие современные модели способны превратить комнату почти в настоящий кинозал. Если вы решили, что пора обзавестись таким устройством, мы поможем вам сделать выбор в ситуации, когда он как никогда широк, а цены на лучшие модели временно снижены.

Срочность еще больше усложняет проблему, как будто мало было путаницы из-за разных типов и технологий. В таких условиях выбрать оптимальный вариант непросто.

Поэтому стоит уделить несколько минут обзору базовых понятий. Сядьте поудобнее, возьмите попкорн и погрузитесь в волшебный мир проекторов.

Выбор типа проектора

Прежде всего, разберемся с разными типами проекторов. В большинстве случаев это будет модель одного из двух: DLP (цифровая обработка света) или ЖК (жидкокристаллический дисплей).

В ЖК-проекторе три жидкокристаллических матрицы, каждая из которых отвечает за создание изображения основного цвета, создают три картинки – красную, зеленую и синюю. При помощи стеклянной призмы они комбинируются, давая полный видимый спектр, и уже в таком виде передаются на экран.

В DLP-проекторе используется один чип, состоящий из миллионов микроскопических зеркал. Каждое из них можно поворачивать, направляя его свет в сторону проекционного экрана или мимо него, так что каждое зеркало фактически работает как пиксель телевизора. Вращающееся цветовое колесо располагается перед источником света и определяет, картинка какого цвета проецируется в данный момент. Также выпускаются трехчиповые DLP-модели, в которых свет разбивается на три составляющие и сводится заново, точно так же как в ЖК-проекторах, что позволяет обойтись без цветового колеса.

Кроме того, существует проекционная система LCoS, что расшифровывается как «жидкие кристаллы на полупроводнике» и работает она почти как DLP – только вместо зеркал для управления светом используются жидкие кристаллы. Этот метод применяют Sony и JVC под названиями SXRD и D-ILA, соответственно.

У всех перечисленных технологий есть свои преимущества и недостатки. У DLP обычно выше яркость и четкость, но им присущ «эффект радуги» (красные, зеленые и синие цвета не смешиваются, а отображаются по отдельности) в случае, когда сложение монохромных изображений не идеально. ЖК-проекторы дешевле и не страдают от этого эффекта, но у них бывают проблемы с передачей движения, а черный цвет менее глубок, чем у моделей других типов.

В свою очередь, у LCoS нет радужного эффекта, как у DLP, и тенденции к выгоранию матриц, как у ЖК. Однако создать глубокий черный цвет им сложнее, чем DLP-моделям. К тому же они обычно более громоздкие и дорогие.

При всех различиях технологий не стоит, выбирая новый проектор, опираться только на их характеристики. Лучше всего ознакомиться с отзывами на приглянувшуюся модель и принимать решение с их учетом.

4K или Full HD: какое разрешение предпочесть?

Если покупка HD-телевизора сегодня кажется странной причудой, то проектор с разрешением 1080p вполне имеет смысл приобрести, особенно если ваш бюджет невелик. На рынке немало достойных вариантов, нам больше всего нравится Epson EH-TW650.

Проекторы в ценовой категории 100 000 — 300 000 руб. позволяют рассчитывать на разрешение 4K – в четыре раза больше, чем в HD. Это не реальное 4K, однако для него все-таки задействуется 4,15 миллиона пикселей (или немного меньше) – половина от восьми миллионов в Ultra HD. При наличии функции сдвига пикселей, которая быстро и поочередно выдает на экран две картинки в более низком разрешении для формирования окончательного изображения в высоком, производители проекторов могут заявлять о поддержке 4K и получать сертификат от Ассоциации потребительских технологий (CTA) в США.

Верхнюю часть ценового спектра занимают аппараты с истинным разрешением 4K. Их цены начинаются от 450 000 руб, зато они гарантируют, что изображение получится максимально четким, каким и было задумано, безо всяких фокусов. Лучшую картинку, какую нам доводилось видеть, создавал великолепный JVC DLA-Z1, за который придется выложить впечатляющую сумму.

В конечном итоге цена и размер проектора определяют разрешение, на которое вы можете рассчитывать; остается выбрать лучший вариант из доступных.

Можно ли заодно получить HDR?

Сегодня только сумасшедший согласится купить 4K-телевизор без поддержки HDR (широкого динамического диапазона). С проекторами все намного сложнее.

Чаще всего HD-проекторы не поддерживают HDR. Многие недорогие 4K-проекторы способны принимать картинку в формате HDR10 (это стандартная версия HDR) с Blu-ray-дисков или потоковых сервисов, но не могут воссоздать всю палитру цветов.

К примеру, модель BenQ W1700 по словам производителя, «усилена поддержкой HDR10», однако воспроизводит только 96% палитры Rec.709. Удостоенный пяти звезд проектор Optoma UHD40 делает примерно то же самое.

Разумеется, наличие возможности приема сигнала в HDR лучше ее отсутствия; впрочем, можно найти и проектор с полной поддержкой HDR – просто за него придется отдать намного больше. Удостоенный Award Sony VPL-VW260ES можно считать подходящей отправной точкой для получения приличной картинки в HDR10, и чем больше вы готовы потратить, тем более качественное изображение получите.

А что насчет 3D?

В телевизорах технология 3D уже вышла из моды, но в проекторах по-прежнему сохраняет популярность. Третье измерение поддерживают даже портативные модели ценой от 30 000 руб., так что ваша коллекция 3D-Blu-ray-дисков не запылится без дела.

Настройка проектора

И большой, и маленький проектор одинаково нуждаются в настройке. Первое, о чем следует подумать – это проекционное соотношение, определяющее, на каком расстоянии от экрана должен находиться аппарат для получения картинки нужной величины.

Его можно узнать в руководстве пользователя выбранной модели (или, что куда быстрее, на сайте производителя). Ищите комбинацию из числа, двоеточия и еще одного числа. Например, если этот показатель составляет «1.15:1», то изображение шириной 1 метр можно получить с расстояния 1,15 метра, для двухметровой картинки проектор должен находиться от нее в 2,3 метрах, и так далее.

Большинство проекторов являются длиннофокусными – их следует устанавливать достаточно далеко от экрана; короткофокусные модели можно размещать довольно близко к стене и в результате получать картинку большого размера. Выбор между короткофокусным и длиннофокусным проектором необходимо сделать в первую очередь – намного проще купить другую модель, чем комнату для домашнего кинотеатра!

Стоит подумать о приобретении специального экрана. Без него ваш новый проектор не сможет продемонстрировать все, на что он способен. Конечно, в крайнем случае можно обойтись и без него, однако более высокая отражательная способность экрана делает изображение более четким и красочным по сравнению с картинкой на обычной стене.

А черная рамка вокруг изображения к тому же заметно зрительно повышает его контрастность.

Размещение

Не менее важно и расположение проектора. По возможности он должен быть установлен на высоте центра экрана, чтобы свести к минимуму геометрические искажения. В идеале аппарат должен стоять на горизонтальной поверхности; большинство моделей снабжены регулируемыми ножками для выравнивания.

При необходимости корректировки положения проектора установите его в нужное место и затем выкручивайте ножки, удлиняя их, пока изображение не выровняется.

К этому моменту оно уже должно быть близко к желаемому. Многие проекторы снабжены поворотными регуляторами (а более дорогие – пультами ДУ с возможностью электронной регулировки) для увеличения и уменьшения размеров изображения с целью подгонки под габариты экрана.

Если вам пришлось установить проектор слишком высоко или низко, так что картинка получается перекошенной, можно воспользоваться функцией коррекции трапецеидальных искажений.

Она растягивает картинку по горизонтали или вертикали, превращая трапецию в ровный прямоугольник. Такая функция может быть полезной, однако любое масштабирование влияет на качество изображения, так что оставляйте ее на крайний случай. Чем меньше искажений, в том числе при настройке проектора, тем лучше результат.

Фокус

Теперь можно приступить к фокусировке. Для этого лучше всего взять кадры с буквами – например, финальные титры любого фильма – и регулировать фокус на проекторе, поставив кого-то из друзей около экрана, чтобы они могли разглядеть отдельные пиксели.

Медленно вращайте регулятор фокуса вперед и назад, пока буквы не станут максимально четкими, а ваш друг не подтвердит, что пиксели не размыты.

Для некоторых проекторов может потребоваться через меню повысить четкость на пару пунктов, но не переборщите с этим, иначе изображение станет слишком резким.

Идеальная картинка

Чаще всего заводские настройки проектора оказываются приемлемыми, но мы рекомендуем включить режим «Стандарт» или «Кино» и затем скорректировать яркость и контрастность по своему вкусу. Не забудьте запастись парой хороших и проверенных фильмов.

Для настройки контрастности остановите воспроизведение на кадре с кучевыми облаками; установите контрастность на максимум и уменьшайте ее до тех пор, пока не сможете рассмотреть детали вместо сплошных белых пятен. Для настройки яркости на экране должно быть что-нибудь темное – например, пальто или рубашка. Понижайте яркость до тех пор, пока складки и застежки не начнут теряться в тени.

Цветовая палитра обычно не требует регулировки; в противном случае выберите эпизод с яркими красками и повышайте уровень, если вам не хватает энергичности, либо понижайте его, если цвета кажутся перегретыми. Сцена с изображением человеческих лиц позволит оценить реалистичность телесных тонов.

Обратите внимание: в экологичном режиме вентилятор проектора может работать тише, однако он приводит к снижению энергичности изображения. У большинства проекторов имеется такой режим; найдите его в настройках и отключите.

Просто добавь АС

По завершении настройки проектора стоит добавить к нему подходящий AV-ресивер и хорошую акустическую систему. Многие из них оснащаются встроенными динамиками, однако они слишком малы и порой звучат даже хуже, чем дешевые Bluetooth-колонки. 5.1-канальный комплект для домашнего кинотеатра обеспечит вам намного более сильные впечатления от просмотра.

Наконец, подключите качественный источник (например, любой из пятизвездных Blu-ray-проигрывателей) – и наслаждайтесь новинками в формате 4K Blu-ray во всем их великолепии. Приятного просмотра!

Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», декабрь 2019 г. www.whathifi.com

Эту статью прочитали 113 766 раз
Статья входит в разделы: Полезные советы

Поделиться материалом:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *