Указатели
Все определенные в программе данные, например, переменные, хранятся в памяти по определенному адресу. И указатели позволяют напрямую обращаться к этим адресам и благодаря этому манипулировать данными. Указатели представляют собой объекты, значением которых служат адреса других объектов (переменных, констант, указателей) или функций. Указатели — это неотъемлемый компонент для управления памятью в языке Си.
Определение указателя
Для определения указателя надо указать тип объекта, на который указывает указатель, и символ звездочки *.
тип_данных* название_указателя;
Сначала идет тип данных, на который указывает указатель, и символ звездочки *. Затем имя указателя.
Например, определим указатель на объект типа int:
int *p;
Пока указатель не ссылается ни на какой объект. Теперь присвоим ему адрес переменной:
int main(void) < int x = 10; // определяем переменную int *p; // определяем указатель p = &x; // указатель получает адрес переменной return 0; >
Получение адреса данных
Указатель хранит адрес объекта в памяти компьютера. И для получения адреса к переменной применяется операция & . Эта операция применяется только к таким объектам, которые хранятся в памяти компьютера, то есть к переменным и элементам массива.
Что важно, переменная x имеет тип int, и указатель, который указывает на ее адрес тоже имеет тип int. То есть должно быть соответствие по типу.
Какой именно адрес имеет переменная x? Для вывода значения указателя можно использовать специальный спецификатор %p :
#include int main(void) < int x = 10; int *p; p = &x; printf("%p \n", p); // 0060FEA8 return 0; >
В моем случае машинный адрес переменной x — 0x0060FEA8. (Для адресов в памяти применяется шестнадцатеричная система.) Но в каждом отдельном случае адрес может быть иным. Фактически адрес представляет целочисленное значение, выраженное в шестнадцатеричном формате.
То есть в памяти компьютера есть адрес 0x0060FEA8, по которому располагается переменная x.
Так как переменная x представляет тип int , то на большинстве архитектур она будет занимать следующие 4 байта (на конкретных архитектурах размер памяти для типа int может отличаться). Таким образом, переменная типа int последовательно займет ячейки памяти с адресами 0x0060FEA8, 0x0060FEA9, 0x0060FEAA, 0x0060FEAB.
И указатель p будет ссылаться на адрес, по которому располагается переменная x, то есть на адрес 0x0060FEA8.
Стоит отметить, что при выводе адреса указателя функция printf() ожидает, что указатель будет представлять void* , то есть указатель на значение типа void . Поэтому некоторые компиляторы при некоторых настройках могут при компиляции отображать предупреждения. И чтобы было все канонически правильно, то переданный указатель нужно преобразовать в указатель типа void * :
printf("%p \n", (void *)p);
Получение значения по адресу
Но так как указатель хранит адрес, то мы можем по этому адресу получить хранящееся там значение, то есть значение переменной x. Для этого применяется операция * или операция разыменования (dereference operator). Результатом этой операции всегда является объект, на который указывает указатель. Применим данную операцию и получим значение переменной x:
#include int main(void)
Address = 0060FEA8 x = 10
Используя полученное значение в результате операции разыменования мы можем присвоить его другой переменной:
int x = 10; int *p = &x; int y = *p; // присваиваем переменной y значение по адресу из указателя p printf("x = %d \n", y); // 10
Здесь присваиваем переменной y значение по адресу из указателя p , то есть значение переменной x .
И также используя указатель, мы можем менять значение по адресу, который хранится в указателе:
int x = 10; int *p = &x; *p = 45; printf("x = %d \n", x); // 45
Так как по адресу, на который указывает указатель, располагается переменная x, то соответственно ее значение изменится.
Создадим еще несколько указателей:
#include int main(void) < char c = 'N'; int d = 10; short s = 2; char *pc = &c; // получаем адрес переменной с типа char int *pd = &d; // получаем адрес переменной d типа int short *ps = &s; // получаем адрес переменной s типа short printf("Variable c: address=%p \t value=%c \n", (void*) pc, *pc); printf("Variable d: address=%p \t value=%d \n", (void*) pd, *pd); printf("Variable s: address=%p \t value=%hd \n", (void*) ps, *ps); return 0; >
В моем случае я получу следующий консольный вывод:
Variable c: address=0060FEA3 value=N Variable d: address=0060FE9C value=10 Variable s: address=0060FE9A value=2
По адресам можно увидеть, что переменные часто расположены в памяти рядом, но не обязательно в том порядке, в котором они определены в тексте программы:
Указатели в Си
Указатель – переменная, в которой хранится адрес какого-либо объекта в памяти компьютера, например, другой переменной. Мы уже сталкивались раньше с адресами переменных, когда изучали функцию scanf .
Итак, пойдём по порядку. Объявление указателя.
Объявление указателя отличается от объявления переменной только добавлением символа * после названия типа. Примеры:
int * p_g; // указатель на переменную типа int double * p_f; // указатель на переменную типа double
Присвоить указателю какой-то адрес можно, используя оператор присваивания. Примеры:
int n = 100; double PI = 3.1415926; int * p_k; // указатель на переменную типа int double * p_pi; // указатель на переменную типа double p_k = &n; // получаем адрес переменной n и присваиваем его указателю p_k p_pi = &PI; // получаем адрес переменной PI и присваиваем его указателю p_pi
Для вывода значения указателя на экран нужно в функции printf использовать спецификатор %p . Пример:
printf ("adres peremennoi PI %p\n", p_pi);
Используя адрес переменной, который хранится в указателе, можно изменять значения этой переменной. Для этого используется операция разыменования * . Вот посмотрите на пример:
#include int main(void) < int a = 100; int * p_a = &a; // сохраняем в указатель адрес переменной a printf("a = %d\n", a); // стандартный способ получить значение переменной a printf("a = %d\n", *p_a); // получаем значение переменной a через указатель на неё // используя указатель p_a, записываем в переменную a другое значение *p_a = 50; printf("a = %d\n", *p_a); return 0; >
Рис.1 Доступ к переменной через указатель
Итого, * применительно к указателям используется в двух случаях:
- при объявлении указателя, чтобы показать, что это указатель;
- если мы хотим обратиться к переменной, на которую указывает указатель.
Есть еще, так называемый, нулевой указатель NULL . Нулевой указатель не ссылается никуда. Он используется, чтобы обнулять указатели. Посмотрите на пример.
#include int main(void) < int a = 100; int * p_a = &a; // сохраняем в указатель адрес переменной a printf("a = %d\n", a); // стандартный способ получить значение переменной a printf("a = %d\n", *p_a); // получаем значение переменной a через указатель на неё // используя указатель p_a, записываем в переменную a другое значение *p_a = 50; printf("a = %d\n", *p_a); printf("%p\n", p_a); p_a = NULL; printf("%p\n", p_a); return 0; >
Рис.2 Обнуление указателя
Сохрани в закладки или поддержи проект.
Практика
Решите предложенные задачи:
Для удобства работы сразу переходите в полноэкранный режим
Дополнительные материалы
- пока нет
Самый крупный донат:
sdanshin@yandex.ru 5000 руб.
Аноним, Юmoney * 9482 1960 руб.
Руслан Викторович П, +7(985) ***-**-99 1000 руб.
Сергей Евгеньевич С, +7 (977) ***-**-40 500 руб.
Оставить комментарий
Чтобы код красиво отображался на странице заключайте его в теги [code] здесь писать код [/code]
Комментарии
Эдуард 13.11.2018 в 07:35
Листинг 4.
«printf(«a = %dn», *p_a); // получаем значение переменной a через указатель на неё»
Вроде должно быть «%p»
KaDeaT
нужно использовать, если мы хотим вывести адрес. А тут мы выводим не адрес переменной, а её значение, т.к. перед указателем стоит символ
Александр 06.12.2018 в 21:27
«Для вывода значения указателя на экран нужно в функции printf использовать модификатор %p.» Разве %p это не спецификатор?
Указатели
Теги: Си указатели. Указатель на указатель. Тип указателя. Арифметика указателей. Сравнение указателей.
Указатели
Э то, пожалуй, самая сложная и самая важная тема во всём курсе. Без понимания указателей дальнейшее изучении си будет бессмысленным. Указатели – очень простая концепция, очень логичная, но требующая внимания к деталям.
- Определение
- Арифметика указателей
- Указатель на указатель
- Приведение типов указателей
- NULL pointer — нулевой указатель
- Примеры
Определение
У казатель – это переменная, которая хранит адрес области памяти. Указатель, как и переменная, имеет тип. Синтаксис объявления указателей
Например
float *a;
long long *b;
Два основных оператора для работы с указателями – это оператор & взятия адреса, и оператор * разыменования. Рассмотрим простой пример.
#include #include void main() < int A = 100; int *p; //Получаем адрес переменной A p = &A; //Выводим адрес переменной A printf("%p\n", p); //Выводим содержимое переменной A printf("%d\n", *p); //Меняем содержимое переменной A *p = 200; printf("%d\n", A); printf("%d", *p); getch(); >
Рассмотрим код внимательно, ещё раз
int A = 100;
Была объявлена переменная с именем A. Она располагается по какому-то адресу в памяти. По этому адресу хранится значение 100.
int *p;
Создали указатель типа int.
Теперь переменная p хранит адрес переменной A. Используя оператор * мы получаем доступ до содержимого переменной A.
Чтобы изменить содержимое, пишем
*p = 200;
После этого значение A также изменено, так как она указывает на ту же область памяти. Ничего сложного.
Теперь другой важный пример
#include #include void main()
Будет выведено
4
4
8
4
Несмотря на то, что переменные имеют разный тип и размер, указатели на них имеют один размер. Действительно, если указатели хранят адреса, то они должны быть целочисленного типа. Так и есть, указатель сам по себе хранится в переменной типа size_t (а также ptrdiff_t), это тип, который ведёт себя как целочисленный, однако его размер зависит от разрядности системы. В большинстве случаев разницы между ними нет. Зачем тогда указателю нужен тип?
Арифметика указателей
В о-первых, указателю нужен тип для того, чтобы корректно работала операция разыменования (получения содержимого по адресу). Если указатель хранит адрес переменной, необходимо знать, сколько байт нужно взять, начиная от этого адреса, чтобы получить всю переменную.
Во-вторых, указатели поддерживают арифметические операции. Для их выполнения необходимо знать размер.
операция + N сдвигает указатель вперёд на N*sizeof(тип) байт.
Например, если указатель int *p; хранит адрес CC02, то после p += 10; он будет хранить адрес СС02 + sizeof(int)*10 = CC02 + 28 = CC2A (Все операции выполняются в шестнадцатиричном формате). Пусть мы создали указатель на начало массива. После этого мы можем «двигаться» по этому массиву, получая доступ до отдельных элементов.
#include #include void main() < int A[10] = ; int *p; p = A; printf("%d\n", *p); p++; printf("%d\n", *p); p = p + 4; printf("%d\n", *p); getch(); >
Заметьте, каким образом мы получили адрес первого элемента массива
p = A;
Массив, по сути, сам является указателем, поэтому не нужно использовать оператор &. Мы можем переписать пример по-другому
Получить адрес первого элемента и относительно него двигаться по массиву.
Кроме операторов + и — указатели поддерживают операции сравнения. Если у нас есть два указателя a и b, то a > b, если адрес, который хранит a, больше адреса, который хранит b.
#include #include void main() < int A[10] = ; int *a, *b; a = &A[0]; b = &A[9]; printf("&A[0] == %p\n", a); printf("&A[9] == %p\n", b); if (a < b) < printf("a < b"); >else < printf("b < a"); >getch(); >
Если же указатели равны, то они указывают на одну и ту же область памяти.
Указатель на указатель
У казатель хранит адрес области памяти. Можно создать указатель на указатель, тогда он будет хранить адрес указателя и сможет обращаться к его содержимому. Указатель на указатель определяется как
Очевидно, ничто не мешает создать и указатель на указатель на указатель, и указатель на указатель на указатель на указатель и так далее. Это нам понадобится при работе с двумерными и многомерными массивами. А вот простой пример, как можно работать с указателем на указатель.
#include #include #define SIZE 10 void main() < int A; int B; int *p; int **pp; A = 10; B = 111; p = &A; pp = &p; printf("A = %d\n", A); *p = 20; printf("A = %d\n", A); *(*pp) = 30; //здесь скобки можно не писать printf("A = %d\n", A); *pp = &B; printf("B = %d\n", *p); **pp = 333; printf("B = %d", B); getch(); >
Указатели и приведение типов
Т ак как указатель хранит адрес, можно кастовать его до другого типа. Это может понадобиться, например, если мы хотим взять часть переменной, или если мы знаем, что переменная хранит нужный нам тип.
#include #include #define SIZE 10 void main()
В этом примере мы пользуемся тем, что размер типа int равен 4 байта, а char 1 байт. За счёт этого, получив адрес первого байта, можно пройти по остальным байтам числа и вывести их содержимое.
NULL pointer — нулевой указатель
У казатель до инициализации хранит мусор, как и любая другая переменная. Но в то же время, этот «мусор» вполне может оказаться валидным адресом. Пусть, к примеру, у нас есть указатель. Каким образом узнать, инициализирован он или нет? В общем случае никак. Для решения этой проблемы был введён макрос NULL библиотеки stdlib.
Принято при определении указателя, если он не инициализируется конкретным значением, делать его равным NULL.
int *ptr = NULL;
По стандарту гарантировано, что в этом случае указатель равен NULL, и равен нулю, и может быть использован как булево значение false. Хотя в зависимости от реализации NULL может и не быть равным 0 (в смысле, не равен нулю в побитовом представлении, как например, int или float).
Это значит, что в данном случае
int *ptr = NULL; if (ptr == 0)
вполне корректная операция, а в случае
int a = 0; if (a == NULL)
поведение не определено. То есть указатель можно сравнивать с нулём, или с NULL, но нельзя NULL сравнивать с переменной целого типа или типа с плавающей точкой.
#include #include #include void main() < int *a = NULL; unsigned length, i; printf("Enter length of array: "); scanf("%d", &length); if (length >0) < //При выделении памяти возвращается указатель. //Если память не была выделена, то возвращается NULL if ((a = (int*) malloc(length * sizeof(int))) != NULL) < for (i = 0; i < length; i++) < a[i] = i * i; >> else < printf("Error: can't allocate memory"); >> //Если переменая была инициализирована, то очищаем её if (a != NULL) < free(a); >getch(); >
Примеры
Теперь несколько примеров работы с указателями
1. Пройдём по массиву и найдём все чётные элементы.
#include #include void main() < int A[10] = ; int even[10]; int evenCounter = 0; int *iter, *end; //iter хранит адрес первого элемента массива //end хранит адрес следующего за последним "элемента" массива for (iter = A, end = &A[10]; iter < end; iter++) < if (*iter % 2 == 0) < even[evenCounter++] = *iter; >> //Выводим задом наперёд чётные числа for (--evenCounter; evenCounter >= 0; evenCounter--) < printf("%d ", even[evenCounter]); >getch(); >
2. Когда мы сортируем элементы часто приходится их перемещать. Если объект занимает много места, то операция обмена местами двух элементов будет дорогостоящей. Вместо этого можно создать массив указателей на исходные элементы и отсортировать его. Так как размер указателей меньше, чем размер элементов целевого массива, то и сортировка будет происходить быстрее. Кроме того, массив не будет изменён, часто это важно.
#include #include #define SIZE 10 void main() < double unsorted[SIZE] = ; double *p[SIZE]; double *tmp; char flag = 1; unsigned i; printf("unsorted array\n"); for (i = 0; i < SIZE; i++) < printf("%.2f ", unsorted[i]); >printf("\n"); //Сохраняем в массив p адреса элементов for (i = 0; i < SIZE; i++) < p[i] = &unsorted[i]; >do < flag = 0; for (i = 1; i> > while(flag); printf("sorted array of pointers\n"); for (i = 0; i < SIZE; i++) < printf("%.2f ", *p[i]); >printf("\n"); printf("make sure that unsorted array wasn't modified\n"); for (i = 0; i < SIZE; i++) < printf("%.2f ", unsorted[i]); >getch(); >
3. Более интересный пример. Так как размер типа char всегда равен 1 байт, то с его помощью можно реализовать операцию swap – обмена местами содержимого двух переменных.
#include #include #include void main() < int length; char *p1, *p2; char tmp; float a = 5.0f; float b = 3.0f; printf("a = %.3f\n", a); printf("b = %.3f\n", b); p1 = (char*) &a; p2 = (char*) &b; //Узнаём сколько байт перемещать length = sizeof(float); while (length--) < //Обмениваем местами содержимое переменных побайтно tmp = *p1; *p1 = *p2; *p2 = tmp; //не забываем перемещаться вперёд p1++; p2++; >printf("a = %.3f\n", a); printf("b = %.3f\n", b); getch(); >
В этом примере можно поменять тип переменных a и b на double или любой другой (с соответствующим изменением вывода и вызова sizeof), всё равно мы будет обменивать местами байты двух переменных.
4. Найдём длину строки, введённой пользователем, используя указатель
#include #include void main() < char buffer[128]; char *p; unsigned length = 0; scanf("%127s", buffer); p = buffer; while (*p != '\0') < p++; length++; >printf("length = %d", length); getch(); >
Обратите внимание на участок кода
Кратко об указателях в Си: присваивание, разыменование и перемещение по массивам
Приветствую вас, дорогие читатели. В данной статье кратко описаны основные сведения об указателях в языке Си. Кроме основных операций с указателями (объявление, взятие адреса, разыменование) рассмотрены вопросы безопасности типов при работе с ними. К сожалению, в данной статье вы не найдёте информацию по операциям сравнений указателей. Однако, статья будет полезна новичкам, а также тем, кто работает с массивами. Все примеры в данной статье компилировались компилятором gcc (восьмой версии).
Введение
Указатель — переменная, которая хранит адрес сущностей (т.е. других переменных любого типа, будь то структура, или массив), и над которой возможно выполнять операцию разыменования (dereferencing). Адрес обычно выражен целым положительным числом. Диапазон адресов зависит от архитектуры компьютера. Указателю надо указать тип переменной, адрес которой он хранит, или же использовать ключевое слово void, для обозначения указателя, хранящего адрес чего-угодно (т.е. разрешён любой тип). Указатели объявляются как и обычные переменные, с той разницей, что имя типа переменной указателя имеет префикс, состоящий как минимум из одной звёздочки (*). Например:
int a = 12; /* usual variable */ int * ptr = &a; /* ptr-variable which contains address of variable a */ int **pptr = &ptr; /* ptr-variable which contains address of variable ptr */ int aval = **pptr; /* get value by adress which is contained in pptr. */ int aval2 = *ptr; /* get value of a by address (value of ptr) */
Количество звёздочек лишь указывает на длину цепочек хранимых адресов. Поскольку указатель также является переменной и имеет адрес, то его адрес также можно хранить в другом указателе. В выше приведённом примере адрес переменной a сохраняется в переменной-указателе ptr. Адрес же самой переменной ptr сохраняется в другом указателе pptr. Чтобы получить адрес переменной, перед её именем надо поставить знак амперсанда (&). Наконец, чтобы выполнить обратную операцию, т.е. получить значение (содержимое) по адресу, хранимому в указателе, имя указателя предваряется звёздочкой, почти как при объявлении. Почти, потому что одной звёздочки достаточно чтобы «распаковать» указатель. Поскольку pptr указывает по адресу на значение, хранимое в ptr, то необходимо два раза применить операцию разыменования.
Указатели в предыдущем примере хранят адрес переменной определённого типа. В случае, когда применяются указатели типа void (любого типа), то прежде чем распаковать значение по адресу, необходимо выполнить приведение к типизированному указателю. Следующий пример является версией предыдущего, но с использованием указателя любого типа.
int b = 0xff; void *pb = &b; void **ppb = &pb; int bval1 = *((int *) pb); int bval2 = *((int *) *ppb);
В данном примере адреса хранятся в указателе типа void. Перед получением значения по адресу, хранимым в pb, необходимо привести указатель pb к типу int*. Затем, воспользоваться стандартной операцией разыменования. Что касается указателя ppb, то он разыменовывается два раза. Первый раз до приведения к типу, для получения содержимого переменной pb, на которую он указывает. Второй раз — после приведения к типу int*.
Изменения значения переменной через указатель.
Так как указатель хранит адрес переменной, мы можем через адрес не только получить значение самой переменной, но также его изменить. Например:
char a = 'x'; char *pa = &a; /* save address of a into pa */ *pa = 'y'; /* change content of variable a */ printf("%c\n", a); /* prints: y */
Как было сказано выше, указатели хранят адреса. Естественно, что адреса могут указывать не только на ячейки данных переменных в вашей программе, но и на другие вещи: адрес стека процедур, адрес начала сегмента кода, адрес какой-то процедуры ядра ОС, адрес в куче и т. д. Логично, что не все адреса можно использовать напрямую в программе, поскольку некоторые из них указывают на те участки памяти, которые нельзя изменять (доступ для чтения), или которые нельзя затирать. В случае, при обращении к участку, доступному только для чтения, при попытке изменить значение получим ошибку Segmentation Fault (SF).
Кроме того, в языке Си определён макрос с именем NULL, для обозначения указателя с нулевым адресом. Данный адрес обычно используется операционной системой для сигнала об ошибке при работе с памятью. При попытке что либо читать по этому адресу, программа может получить неопределённое поведение. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь извлечь значение по пустому указателю.
И ещё, указатели могут указывать на один и тот же объект. Например:
int a = 123; int *p1 = &a; //Теперь p2 хранит тот же адрес, что и p1. int *p2 = &a; *p1 -= 3; // a = 123 - 3. printf("*p2 = %d\n", *p2); //Выведет 120
Этот простой пример показывает, что через адреса можно менять содержимое простых переменных, а также остальных указателей, ссылающихся на тоже самое. Таким образом, указатель p2 как бы является псевдонимом (alias) для p1.
Передача параметров через указатели.
Параметры функций могут быть указателями. В случае вызова таких функций, они копируют значения аргументов в свои параметры как обычно. Единственное отличие здесь в том, что они копируют адреса, содержащиеся в указателях параметрах. И с помощью полученных адресов, можно изменять объекты, на которые указывают параметры. Ниже приведена стандартная процедура обмена значений между двумя целочисленными переменными.
int swap(int *a, int *b)
Здесь переменные а и b меняются своими значениями друг с другом (при условии, что параметры содержат не нулевой адрес). Отметим ещё раз, что мы можем изменить содержимое, указываемое по параметру-указателю методов. И, конечно, мы можем стереть данный адрес, присвоив параметру новое значение.
Проверка типов и массивы
Как было сказано, указатели хранят адреса переменных. Несмотря на указание типа для переменной указателя, это не мешает присвоить ему адрес переменной другого типа, если вы компилируете БЕЗ флагов. Например, следующий код не скомпилируется, если вы включили флаги -Werror -Wall .
#include #include int main(int argc, char **argv)
Конечно, компилятор gcc и без -Wall заметит недопустимую операцию в 7 строке кода. Флаг -Wall покажет все предупреждения компилятора. Главный флаг -Werror не позволит компилировать код, если есть предупреждения.
Что же касается массивов, то для массива не нужно предварять имя переменной амперсандом, поскольку компилятор автоматически при присваивании адреса массива присвоит адрес первого его элемента в указатель. Для многомерных массивов потребуются указатели на массивы, а не массивы указателей. Первые имеют форму объявления вида int (*arr)[] , а вторые вида int *arr[] . В квадратных скобках обязательно нужно указать размер массива. Для трёхмерных массивов потребуется уже две пары скобок, например int (*arr)[2][2] . Для четырёхмерных — три и так далее.
// В ПУСТОМ теле метода main. int A[2] = ; // A -> (int *) ptr to A[0] element, &A -> (int (*)[]) -> ptr to whole Array. int *ptr = A; printf("ptr -> A[1] = %d\n", *(ptr + 1)); // A[1] => 20. //Illegal usage of A. // int a_2 = ++A; //expected lvalue. //But with ptr you can do this. int b_2 = *++ptr; //Now ptr contains address of A[1]. (b_2 = A[1]); int (*ptr2)[2] = &A; //ptr to array, not to literal element. //*ptr2 => get array. //**ptr2 => get first element of array. //*ptr2 + 1 => get address of second element of array. printf("ptr2 -> A[1] = %d\n", *( *ptr2 + 1) ); int M[2][2] = < , >; // (*mp)[k] => (*mp)[k] => mp[0][k]. int (*mp)[2] = M; //again you must not add '&' to variable M. printf("M[0][0] = %d\n", **mp);//get array and extract it first element printf("M[1][0] = %d\n", **(mp + 1));//move to the address of second element printf("M[1][1] = %d\n", *( *(mp + 1) + 1));
В выше приведённом коде даны примеры для работы с массивами (одномерными и двумерными). В квадратных скобках указывается размер последнего измерения. Важно помнить, что первое разыменование приводит вас ко всему массиву (т. е. к типу int * ). А второе разыменование распаковывает элемент данного массива. В случае одномерного массива, у нас всего одна ячейка, и указатель ссылается на неё. В случае двумерного массива, у нас две ячейки — массивы, а указатель ссылается на первую. Для перемещения на второй массив, достаточно прибавить единицу к адресу, хранимому в переменной mp, например, так mp + 1 . Чтобы получить первый элемент второго массива, надо два раза распаковать указатель с соответствующим адресом массива, т.е. **(mp + 1) .
Постоянные (const) и указатели.
Напомним, чтобы сделать переменную с постоянным, фиксированным значением, надо добавить ключевое слово const перед её именем (до имени типа или после). Например:
const int i1 = 10; int const i2 = 222; // Warning: variable e3 is unitialized. With -Werror it won't be compiled. // (Внимание: переменной e3 не присвоено значение. С флагом gcc -Werror // данный код не скомпилируется). // const int e3;
Для объявления указателя на постоянное значение, ключевое слово const должно быть ПЕРЕД звёздочкой.
int A[2] = ; const int *a0 = A; printf("content of a0 = %d\n", *a0); //*a0 *= 10; //error: cannot change constant value. a0 = (A + 1); // A[1] printf("content of a0 = %d\n", *a0); //prints: A[1]
В примере выше была создана переменная-указатель, ссылающееся на постоянное значение. Слово const перед звёздочкой указывает, что нельзя менять содержимое напрямую (путём разыменования, обращения к ячейке). Но сама переменная указатель постоянной не является. А значит, ей можно присвоить новый адрес. Например, адрес следующей ячейки в массиве.
Чтобы запретить менять адрес (значение переменной) указателя, надо добавить слово const ПОСЛЕ звёздочки. Кроме того, можно добавить ключевые слова const перед и после ‘*’ , чтобы сделать переменную фиксированной ещё сильнее, например так:
// Переменная с постоянным адресом и постоянным содержимым. const int *const ptr = A; // constant address with constant content // Переменная с постоянным адресом (содержимое можно менять) int *const ptr2 = A; // constant address only. // Переменная с постоянным содержимым, но с изменяемым адресом (значение справа) const int *ptr3 = A; // constant content only (can change address (rvalue))
- Программирование
- Системное программирование
- C