Как построить функциональную схему
Перейти к содержимому

Как построить функциональную схему

  • автор:

Создание функциональной блок-схемы

Используйте межфункциональные блок-схемы, чтобы показать связь между бизнес-процессом и функциональными подразделениями (например, отделами), ответственными за этот процесс.

Дорожки на блок-схеме представляют функциональные единицы, такие как отделы или должности. Каждая фигура, представляющая этап процесса, помещается в дорожку для функционального блока, ответственного за этот шаг.

Шаблон функциональной блок-схемы

Примечание: Если вы используете Веб-приложение Visio, имейте в виду, что кроссфункциональные блок-схемы доступны в Visio (план 1), но недоступны в Visio в Microsoft 365.

  1. Запустите Visio.
  2. В списке Категории выберите элемент Блок-схема.
  3. Щелкните шаблон Функциональная блок-схема, а затем нажмите кнопку Создать.
  4. Если появится запрос, выберите ориентацию дорожек (По горизонтали или По вертикали) и нажмите кнопку ОК. Ориентацию можно изменить на вкладке Функциональная блок-схема.

При открытии шаблона дорожки сразу появятся на странице.

Примечание: Вы также можете автоматически создать кроссфункциональную блок-диаграмму на основе Excel данных с помощью схемы визуализатора данных. Дополнительные сведения см. в статье Создание схем с помощью визуализатора данных.

Добавление дорожек

Существует несколько способов добавления дорожек в схему:

  • Щелкните заголовок дорожки правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню пункт Вставить «Дорожка» перед или Вставить «Дорожка» после.
  • Наведите указатель на угол одной из дорожк. Щелкните маленькую стрелку Вставка фигуры «Дорожка».
  • На вкладке Функциональная блок-схема в группе Вставить нажмите кнопку Дорожка. Дорожка вставляется после выделенной либо в самом конце, если ни одной дорожки не выделено.
  • Из набора элементов Фигуры функциональной блок-схемы перетащите дорожку в желаемое место.

Изменение текста

  • Чтобы подписать схему и дорожку, щелкните фигуру с текстом, а затем введите нужный текст.
  • Чтобы изменить положение подписи, на вкладке Главная в группе Сервис выберите инструмент Блок текста, щелкните подпись и перетащите ее в новое место.
  • Чтобы изменить ориентацию текста метки, перейдите на вкладку Кросс-функциональная блок-схема , а затем в группе Конструктор щелкните Повернуть метку полосы.

Организация и группировка фигур

  • Для выделения фаз процесса используйте Разделитель из набора элементов Функциональная блок-схема. Разместите дорожку, чтобы продемонстрировать переход к новой фазе (например, от «Вехи 1» к «Вехе 2»). Чтобы изменить подпись, выберите фазу и введите нужный текст.
  • Чтобы очертить группу связанных друг с другом фигур, используйте элемент «Контейнер». Сначала выберите фигуры, которые требуется сгруппировать, а затем на вкладке Вставка в группе Части схемы нажмите кнопку Контейнер и выберите нужный контейнер в коллекции.

Перераспределение дорожек

  1. На вкладке Главная в группе Сервис щелкните инструмент Указатель.
  2. Чтобы выбрать дорожку, которую требуется переместить, выделите ее заголовок. Указатель мыши превратится в значок «Перемещение».
  3. Перетащите дорожку в нужное место.

Входящие в дорожку фигуры переместятся вместе с ней. Чтобы проверить, входит ли фигура в дорожку или просто расположена под ней, выделите эту фигуру. Если она входит в дорожку, то дорожка тоже выделится. Если фигура не в входит дорожку, но ее требуется добавить, немного переместите фигуру, и она будет включена в дорожку автоматически.

Удаление дорожки

  • Щелкните заголовок дорожки, которую нужно удалить, и нажмите кнопку Удалить. При этом будут удалены все фигуры, входящие в дорожку.

Вы можете легко создать межфункциональный блок-схему с помощью шаблона на домашней странице Visio.

Примечание: Для создания и редактирования межфункциональных блок-схем на Веб-приложение Visio требуется лицензия на Visio, план 1 или Visio, план 2, которая приобретается отдельно от Microsoft 365. За дополнительными сведениями обратитесь к администратору Microsoft 365. Если администратор включил самостоятельное приобретение, вы можете приобрести лицензию для Visio самостоятельно. Дополнительные сведения см. в разделе Вопросы и ответы о самостоятельной покупке.

Шаблон межфункциональных блок-схем в Visio Online

  1. Откройте домашнюю страницу Visio Online .
  2. В разделе Популярные шаблоны в модуле Кроссфункциональная блок-схема нажмите кнопку Создать.

Добавление дорожек

Существует несколько способов добавления дорожек в схему:

  • Щелкните заголовок дорожки правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню пункт Вставить «Дорожка» перед или Вставить «Дорожка» после.
  • На вкладке Кроссфункциональная блок-схема щелкните Дорожка. Дорожка вставляется после выделенной либо в самом конце, если ни одной дорожки не выделено.
  • Из набора элементов Фигуры функциональной блок-схемы перетащите дорожку в желаемое место.

Изменение текста

Кнопка

  • Чтобы пометить схему и дорожки, дважды щелкните замещающий текст и введите метку.
  • Чтобы изменить выравнивание текста метки, выделите текст, а затем на вкладке Главная нажмите кнопку Выравнивание текста и выберите нужные параметры.

Организация и группировка фигур

  • Для выделения фаз процесса используйте Разделитель из набора элементов Функциональная блок-схема. Разместите дорожку, чтобы продемонстрировать переход к новой фазе (например, от «Вехи 1» к «Вехе 2»). Чтобы изменить подпись, выберите фазу и введите нужный текст.

Переупорядочить дорожки

  • Перетащите каждую дорожку в нужное место и, когда увидите красную линию, уроните ее.

Входящие в дорожку фигуры переместятся вместе с ней. Чтобы проверить, входит ли фигура в дорожку или просто расположена под ней, выделите эту фигуру. Если она входит в дорожку, то дорожка тоже выделится. Если фигура не в входит дорожку, но ее требуется добавить, немного переместите фигуру, и она будет включена в дорожку автоматически.

Удаление дорожки

  • Щелкните заголовок дорожки, которую нужно удалить, и нажмите кнопку Удалить. При этом будут удалены все фигуры, входящие в дорожку.

Оптимальное логическое устройство: его функциональная схема и структурная формула

Перед нами задача: создать логическое устройство, которое имеет несколько входов и один выход. На входы подаются сигналы 0 или 1. Такие сигналы могут обозначать, к примеру, значения поданного голоса при голосовании. 0 обозначает «я против», 1 обозначает «я — за». Сигнал на выходе должен показать итоговый результат голосования — да / нет, в зависимости от поданных голосов. Интересно было бы рассмотреть полный процесс создания такого логического устройства. Но прямо сейчас, на этом уроке, мы можем изучить теоретические расчёты, которые предваряют техническое изготовление логического устройства.

Цель урока: познакомить учащихся с задачами инженерного характера: как построить оптимальное логическое устройство по словесному описанию его работы.

Задачи

Обучающие:

  • научить формализовать условия содержательной текстовой задачи и представлять их в виде таблицы истинности;
  • получить СДНФ и СКНФ по полученной таблице истинности (совершенная дизъюнктивная нормальная форма — СДНФ и совершенная конъюнктивная нормальная форма — СКНФ);
  • упростить СДНФ (или СКНФ) с целью обеспечения оптимальности функциональных схем, их реализующих;
  • построить функциональную схему в соответствии с реализуемой структурной формулой;
  • проверить соответствие логической схемы реализуемой структурной формуле.

Развивающая

  • Учить видеть структуру там, где она есть, и быть готовым работать со структурой адекватными методами.

Воспитательная

  • Поднять ценность теории алгебры логики ибо она применима на практике.

Тип урока: урок получения новых знаний, приближенных к инженерной теории.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала.

Планируемые результаты

  • Мы узнаем: алгоритм построения функциональной схемы по таблице истинности.
  • Мы научимся: формализовать текстовое содержание задачи ради построения таблицы истинности.
  • Мы сможем: построить оптимальную функциональную схему на основе упрощенной структурной формулы.

Оборудование и средства обучения: доска, мел, конспекты лекций, у каждого ученика и учителя есть методическое пособие Лыскова В.Ю. Логика в информатике / В.Ю.Лыскова, Е.А.Ракитина. — 2-е изд. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006, распечатки бланков централизованного тестирования по информатике 2006 года для каждого ученика и учителя.

План урока

1 этап. Организационный этап.

2 этап. Объявление темы и актуализация знаний.

3 этап. Формирование новых знаний: образцы решения задач и обсуждение.

4 этап. Домашнее задание.

Ход урока

1 этап. Организационный этап

Здравствуйте. Присаживайтесь. Отметим отсутствующих и приступим к уроку.

2 этап. Объявление темы и актуализация знаний

Сегодняшнее число. Тема урока «Оптимальное логическое устройство: его функциональная схема и структурная формула».

Что такое функциональная схема и что такое структурная формула — эти понятия не вызывают затруднений, надеюсь. Давайте их проговорим. Кто желает?

(Ответ должен быть проговорен вслух.

Схема соединения логических элементов называется функциональной схемой.

Структурная формула — это форма описания функции, реализуемой логическим устройством.

Логическое устройство — цепочка из логических элементов, в которой выходы одних элементов являются входами других.)

Теперь, что такое оптимальность? Давайте подумаем. Ваш вариант ответа?

«Оптимальность — это достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников», — гласит Словарь терминов по общей и социальной педагогике.)

Сегодня нам понадобятся знания логических элементов, алгоритм составления СДНФ и СКНФ, а также ваши хорошие навыки упрощения логических выражений.

Проведем короткую проверочную работу в качестве «разминки».

(Учитель раздает карточки проверочной работы — учащиеся письменно отвечают на вопросы. Двоих вызывает к доске — выполнять проверочную работу. Остальные пишут на местах.)

Вопросы проверочной работы:

  1. Нарисуйте логические элементы и подпишите их названия.
  2. Дана таблица истинности для двух переменных.

По этой таблице составить СДНФ и СКНФ.

Результаты на доске учитель проверяет сразу. И сообщает оценки сразу.

1. Логические значения 0 и 1 — это цифровые сигналы. Они поступают, преобразовываются и выходят из так называемых логических элементов. Логические элементы выполняют дизъюнкцию, конъюнкцию, инверсию; логические устройства выполняют: сложение по модулю 2, эквивалентность, импликацию, коимпликацию, элемент Вебба (или-не), элемент Шеффера (и-не). Смотри Рисунок 1.

2. Обратимся к Методическому пособию Лысковой В.Ю., где описаны алгоритмы получения СДНФ и СКНФ. Привожу фрагмент пособия, чтобы материал урока был целостным. «Существует алгоритм, позволяющий по известной таблице истинности построить схему устройства. В основе алгоритма лежит теорема алгебры логики: любую функцию, кроме констант 0 и 1, можно представить в виде СДНФ, так и СКНФ. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма — СДНФ и совершенная конъюнктивная нормальная форма — СКНФ.

Алгоритм получения СДНФ по таблице истинности.

1. Отметить те строки таблицы истинности, в последнем столбце которых стоят 1:

2. Выписать для каждой отмеченной строки конъюнкцию всех переменных следующим образом: если значение некоторой переменной в данной строке равно 1, то в конъюнкцию включать саму эту переменную, если равно 0, о ее отрицание:

3. Все полученные конъюнкции связать в дизъюнкцию:

3 этап. Формирование новых знаний: образцы решения задач и обсуждение результатов

Задача 1 «Устройство для голосования». (Из Методического пособия Лысковой В.Ю., стр. 97. Задачу перепечатываю.)

«Пусть в некотором конкурсе решается вопрос о допуске того или иного участника к следующему туру тремя членами жюри: P, Q, R. Решение положительно тогда и только тогда, когда хотя бы двое членов жюри высказываются за допуск, причем среди них обязательно должен быть председатель жюри Q. Необходимо разработать устройство для голосования, в котором каждый член жюри нажимает на одну из кнопок — «За» или «Против», а результат голосования всех трех членов жюри определяется по тому, загорится (решение принято) или нет (решение не принято) сигнальная лампочка.

Формально это можно выразить так: требуется составить функциональную схему устройства, которое на выходе выдавало бы 1, если участник допускается к следующему туру, и 0, если не допускается.»

1. Нужно рассмотреть всевозможные комбинации голосов жюри. Если голос «против», то будем обозначать его нулем. Если голос «за», то обозначим его единицей. Жюри состоит из трех человек. Значит, надо составить все трехбитные двоичные коды. Их будет 8.
Затем напротив каждого кода записать вывод — допускается или нет участник к следующему туру. Работу жюри представим в виде таблицы истинности:

Что такое блок-схема и как ее создать?

В нашем подробном руководстве собрана вся необходимая вам информация по созданию блок-схем, включая определения, примеры использования, символы, полезные советы и рекомендации по началу работы с нашим конструктором.

Читается за 10 мин.

Хотите создать блок-схему самостоятельно? Попробуйте Lucidchart! Быстро, удобно и совершенно бесплатно.

Что такое блок-схема?

Блок-схема — это схематичное представление процесса, системы или компьютерного алгоритма. Блок-схемы часто применяются в разных сферах деятельности, чтобы документировать, изучать, планировать, совершенствовать и объяснять сложные процессы с помощью простых логичных диаграмм. Для построения блок-схем применяются прямоугольники, овалы, ромбы и некоторые другие фигуры (для обозначения конкретных операций), а также соединительные стрелки, которые указывают последовательность шагов или направление процесса. Блок-схемы варьируются от незамысловатых, нарисованных вручную до подробных, составленных на компьютере диаграмм со множеством шагов и процессов. Если учесть все возможные вариации, блок-схемы можно признать одним из самых распространенных видов схем во всем мире. Они широко используются в разных сферах как технической, так и нетехнической направленности. Иногда блок-схемы получают более узкоспециальные названия, например, схема процесса, схема рабочего процесса, функциональная блок-схема, моделирование бизнес-процессов, модель и нотация бизнес-процессов (BPMN) или схема технологического процесса (PFD). Они тесно связаны с другими распространенными видами схем, такими как диаграммы DFD и диаграммы активности на унифицированном языке моделирования (UML).

Общепринятые символы и способы нотации блок-схем

Не дайте широкому разнообразию фигур для блок-схем сбить вас с толку. У каждого символа есть свое значение и собственный контекст использования. Если в процессе создания блок-схемы вы вдруг запутаетесь в символах, помните, что в подавляющем большинстве случаев можно обойтись минимальным набором общепринятых симв

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *