Окна в tkinter
В этом уроке рассмотрим основные настройки окон, в которых располагаются виджеты. Обычные окна в Tkinter порождаются не только от класса Tk , но и Toplevel . От Tk принято создавать главное окно. Если создается многооконное приложение, то остальные окна создаются от Toplevel. Методы обоих классов схожи.
Размер и положение окна
По умолчанию окно приложения появляется в верхнем левом углу экрана. Его размер (ширина и высота) определяется совокупностью размеров расположенных в нем виджетов. В случае если окно пустое, то tkinter устанавливает его размер в 200 на 200 пикселей.
С помощью метода geometry можно изменить как размер окна, так и его положение. Метод принимает строку определенного формата.
from tkinter import * root = Tk() root.geometry('600x400+200+100') root.mainloop()
Первые два числа в строке-аргументе geometry задают ширину и высоту окна. Вторая пара чисел обозначает смещение на экране по осям x и y . В примере окно размерностью 600 на 400 будет смещено от верхней левой точки экрана на 200 пикселей вправо и на 100 пикселей вниз.
Если перед обоими смещениями вместо плюса указывается минус, то расчет происходит от нижних правых углов экрана и окна. Так выражение root.geometry(‘600×400-0-0’) заставит окно появиться в нижнем правом углу.
В аргументе метода geometry можно не указывать либо размер, либо смещение. Например, чтобы сместить окно, но не менять его размер, следует написать root.geometry(‘+200+100’) .
Бывает удобно, чтобы окно появлялось в центре экрана. Методы winfo_screenwidth и winfo_screenheight возвращают количество пикселей экрана, на котором появляется окно. Рассмотрим, как поместить окно в центр, если размер окна известен:
from tkinter import * root = Tk() w = root.winfo_screenwidth() h = root.winfo_screenheight() w = w // 2 # середина экрана h = h // 2 w = w - 200 # смещение от середины h = h - 200 root.geometry(f'400x400++') root.mainloop()
Здесь мы вычитаем половину ширины и высоты окна (по 200 пикселей). Иначе в центре экрана окажется верхний левый угол окна, а не его середина.
Если размер окна неизвестен, то его можно получить с помощью того же метода geometry , но без аргументов. В этом случае метод возвращает строку, содержащую сведения о размерах и смещении, из которой можно извлечь ширину и высоту окна.
from tkinter import * root = Tk() Button(text="Button", width=20).pack() Label(text="Label", width=20, height=3).pack() Button(text="Button", width=20).pack() root.update_idletasks() s = root.geometry() s = s.split('+') s = s[0].split('x') width_root = int(s[0]) height_root = int(s[1]) w = root.winfo_screenwidth() h = root.winfo_screenheight() w = w // 2 h = h // 2 w = w - width_root // 2 h = h - height_root // 2 root.geometry('+<>+<>'.format(w, h)) root.mainloop()
Метод update_idletasks позволяет перезагрузить данные об окне после размещения на нем виджетов. Иначе geometry вернет строку, где ширина и высота равняются по одному пикселю. Видимо таковы параметры на момент запуска приложения.
По умолчанию пользователь может разворачивать окно на весь экран, а также изменять его размер, раздвигая границы. Эти возможности можно отключить с помощью метода resizable . Так root.resizable(False, False) запретит изменение размеров главного окна как по горизонтали, так и вертикали. Развернуть на весь экран его также будет невозможно, при этом соответствующая кнопка разворота исчезает.
Заголовок окна
По умолчанию в заголовке окна находится надпись «tk». Для установки собственного названия используется метод title .
… root.title("Главное окно") …
Если необходимо, заголовок окна можно вообще убрать. В программе ниже второе окно ( Toplevel ) открывается при клике на кнопку, оно не имеет заголовка, так как к нему был применен метод overrideredirect с аргументом True . Через пять секунд данное окно закрывается методом destroy .
from tkinter import * def about(): a = Toplevel() a.geometry('200x150') a['bg'] = 'grey' a.overrideredirect(True) Label(a, text="About this").pack(expand=1) a.after(5000, lambda: a.destroy()) root = Tk() root.title("Главное окно") Button(text="Button", width=20).pack() Label(text="Label", width=20, height=3).pack() Button(text="About", width=20, command=about).pack() root.mainloop()
Практическая работа
Напишите программу, в которой на главном окне находятся холст и кнопка «Добавить фигуру». Кнопка открывает второе окно, включающее четыре поля для ввода координат и две радиокнопки для выбора, рисовать ли на холсте прямоугольник или овал. Здесь же находится кнопка «Нарисовать», при клике на которую соответствующая фигура добавляется на холст, а второе окно закрывается. Проверку корректности ввода в поля можно опустить.
Курс с примерами решений практических работ: pdf-версия
X Скрыть Наверх
Tkinter. Программирование GUI на Python
Окна
По умолчанию приложение Tkinter имеет одно главное окно, которое представляет класс tkinter.Tk . Запуск приложение приводит к запуску главного окно, в рамках которого помещаются все виджеты. Закрытие главного окна приводит к завершению работы приложения. Однако в рамках главного окна также можно запускать вторичные, неглавные окна. Например, октроем новое окно по нажатию на кнопку:
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") def click(): window = Tk() window.title("Новое окно") window.geometry("250x200") button = ttk.Button(text="Создать окно", command=click) button.pack(anchor=CENTER, expand=1) root.mainloop()
Здесь по нажатию на кнопку создается новый объект window, у него устанавливается заголовок и размеры.
Стоит отметить, что приложение завершит работу, когда будут закрыты все его окна.
Как и главное окно, вторичные окна могут иметь виджеты. Например, определим на новом окне метку:
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") def click(): window = Tk() window.title("Новое окно") window.geometry("250x200") label=ttk.Label(window, text="Принципиально новое окно") label.pack(anchor=CENTER, expand=1) button = ttk.Button(text="Создать окно", command=click) button.pack(anchor=CENTER, expand=1) root.mainloop()
Единственное не надо забывать у добавляемых виджетов устанавливать окно в качестве родительского контейнера
Удаление окна
Для удаления окна применяется меnод destroy()
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") def click(): window = Tk() window.title("Новое окно") window.geometry("250x200") close_button = ttk.Button(window, text="Закрыть окно", command=lambda: window.destroy()) close_button.pack(anchor="center", expand=1) open_button = ttk.Button(text="Создать окно", command=click) open_button.pack(anchor="center", expand=1) root.mainloop()
В данном случае в новом окне по нажатию на кнопку close_button срабатывает метод window.destroy() , который закрывает окно и по сути аналогичен нажатию на крестик в верхнем правом углу окна.
Определение окна в объектно-ориентированном стиле
В примере выше новое окно, его параметры и вложенные виджеты определялись внутри функции, однако это приводит к разбуханию кода функции. И гораздо проще вынести определение окна в отдельный класс:
from tkinter import * from tkinter import ttk class Window(Tk): def __init__(self): super().__init__() # конфигурация окна self.title("Новое окно") self.geometry("250x200") # определение кнопки self.button = ttk.Button(self, text="закрыть") self.button["command"] = self.button_clicked self.button.pack(anchor="center", expand=1) def button_clicked(self): self.destroy() root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") def click(): window = Window() open_button = ttk.Button(text="Создать окно", command=click) open_button.pack(anchor="center", expand=1) root.mainloop()
Здесь определение окна вынесено в отдельный класс Window, который наследуется от класса tkinter.Tk. Благодаря этому мы можем вынести весь код определения окна в отдельную структурную единицу — класс, что позволит упростить управление кодом.
Окно поверх других окон
Для создания диалогового окна, которое располагается поверх главного окна, применяется класс Toplevel :
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") def dismiss(window): window.grab_release() window.destroy() def click(): window = Toplevel() window.title("Новое окно") window.geometry("250x200") window.protocol("WM_DELETE_WINDOW", lambda: dismiss(window)) # перехватываем нажатие на крестик close_button = ttk.Button(window, text="Закрыть окно", command=lambda: dismiss(window)) close_button.pack(anchor="center", expand=1) window.grab_set() # захватываем пользовательский ввод open_button = ttk.Button(text="Создать окно", command=click) open_button.pack(anchor="center", expand=1) root.mainloop()
Toplevel по сути то же самое окно Tk, которое располагается поверх других окон. В примере выше оно также имеет кнопку. Но кроме того, чтобы пользователь не мог перейти обратно к главному окну пока не закроет это диалоговое окно, применяется ряд методов. Прежде всего захватываем весь пользовательский ввод с помощью метода grab_set() :
window.grab_set()
В функции dismiss() , которая закрывает окно, освобождаем ввод с помощью метода grab_release()
window.grab_release()
Python-сообщество
- Начало
- » GUI
- » вывод окна в центр экрана
#1 Ноя. 24, 2008 16:46:21
питекантроп От: Зарегистрирован: 2008-10-28 Сообщения: 19 Репутация: 0 Профиль Отправить e-mail
вывод окна в центр экрана
кто-нибудь может подсказать, как сделать так (в частности, в Tkinter), чтобы создаваемое окно отрисовывалось в центре экрана, а не в левом верхнем углу?
в доках честно покапался — не нашел..
Tkinter как сделать окно по центру
Для позиционирования виджетов в контейнере применяются различные способы. Один из них представляет вызов у виджета метода pack() . Этот метод принимает следующие параметры:
- expand : если равно True, то виджет заполняет все пространство контейнера.
- fill : определяет, будет ли виджет растягиваться, чтобы заполнить свободное пространство вокруг. Этот параметр может принимать следующие значения: NONE (по умолчанию, элемент не растягивается), X (элемент растягивается только по горизонтали), Y (элемент растягивается только по вертикали) и BOTH (элемент растягивается по вертикали и горизонтали).
- anchor : помещает виджет в определенной части контейнера. Может принимать значения n, e, s, w, ne, nw, se, sw, c, которые являются сокращениями от Noth(север — вверх), South (юг — низ), East (восток — правая сторона), West (запад — левая сторона) и Center (по центру). Например, значение nw указывает на верхний левый угол
- side : выравнивает виджет по одной из сторон контейнера. Может принимать значения: TOP (по умолчанию, выравнивается по верхней стороне контейнера), BOTTOM (выравнивание по нижней стороне), LEFT (выравнивание по левой стороне), RIGHT (выравнивание по правой стороне).
- ipadx : устанавливает отступ содержимого виджета от его границы по горизонтали.
- ipady : устанавливают отступ содержимого виджета от его границы по вертикали.
- padx : устанавливает отступ виджета от границ контейнера по горизонтали.
- pady : устанавливает отступ виджета от границ контейнера по вертикали.
Растяжение виджета
Для растяжения виджета применяется параметру expand передается значение True (или соответствующее число). Причем при отсутствии других параметров позиционирования значение expand=True позволяет поместить виджет по центру:
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") btn = ttk.Button(text="Click me") btn.pack(expand=True) root.mainloop()
Anchor
Параметр anchor помещает виджет в определенной части контейнера. Может принимать следующие значения:
- n : положение вверху по центру
- e : положение в правой части контейнера по центру
- s : положение внизу по центру
- w : положение в левой части контейнера по центру
- nw : положение в верхнем левом углу
- ne : положение в верхнем правом углу
- se : положение в нижнем правом углу
- sw : положение в нижнем левом углу
- center : положение центру
Схематически это выглядит следующим образом:
Стоит отметить, что значение в кавычках для параметра anchor передается в нижнем регистре, без кавычек — в верхнем регистре
btn.pack(anchor="nw") btn.pack(anchor=NW)
Также стоит отметить, что для некоторых сценариев (например, помещение в нижней части контейнера) может потребоваться указать для параметра expand значение True. Например, поместим кнопку в верхнем левом углу:
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") btn = ttk.Button(text="Click me") btn.pack(anchor="nw") root.mainloop()
Заполнение контейнера
Параметр fill позволяет заполнить пространство контейнер по горизонтали (значение X), по вертикали (значение Y) или по обеим сторонам (значение BOTH). По умолчанию значение NONE, при котором заполнение контейнера отсутствует. Например, заполним все пространство контейнера по горизонтали
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") btn = ttk.Button(text="Click me") btn.pack(fill=X) root.mainloop()
Для заполнения контейнера по всем сторонам также требуется установить параметр expand = True
btn.pack(fill=BOTH, expand=True)
Отступы
Параметры padx и pady позволяют указать отступы виджета от границ контейнера:
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") btn = ttk.Button(text="Click me") btn.pack(anchor="nw", padx=20, pady=30) root.mainloop()
Здесь кнопка смещена относительно верхнего левого угла на 20 единиц вправо и на 30 единиц вниз
Выше устанавливался общий отступ от левой и правой стороны и общий отступ от верхней и нижней кромки контейнера. Поскольку кнопка позиционировалась в верхнем левом углу и имеела небольшие размеры, отступ от нижней и правой кромки контейнера нас не особо интересовали. Однако при желании мы можем задать отдельно два отступа от правой и левой границы и отдельно два отступа от верхней и нижней границ:
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") btn = ttk.Button(text="Click me") btn.pack(fill=X, padx=[20, 60], pady=30) root.mainloop()
В данном случае отступ слева — 20 единиц, а справа — 60 единиц
Параметры ipadx и ipady позволяют указать отступы содержимого виджета от границ виджета по горизонтали и вертикали соответственно:
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") btn = ttk.Button(text="Click me") btn.pack(expand=True, ipadx=10, ipady=10) root.mainloop()
Позиционирование по стороне
Используем параметр side :
from tkinter import * from tkinter import ttk root = Tk() root.title("METANIT.COM") root.geometry("250x200") btn1 = ttk.Button(text="BOTTOM") btn1.pack(side=BOTTOM) btn2 = ttk.Button(text="RIGHT") btn2.pack(side=RIGHT) btn3 = ttk.Button(text="LEFT") btn3.pack(side=LEFT) btn4 = ttk.Button(text="TOP") btn4.pack(side=TOP) root.mainloop()
Комбинируя параметры side и fill, можно растянуть элемент по вертикали:
btn1 = ttk.Button(text="CLICK ME") btn1.pack(side=LEFT, fill=Y)