Как правильно показывать объекты на настенной карте?
Много лет прошло с тех пор, как я закончил школу. Помню, однажды меня вызвали к доске, чтобы выполнить простое задание — показать Южную Америку на висящей у доски карте. Её я, конечно, легко показал, но всё-равно получил двойку. А двойка была именно за неправильный показ объекта. Так что после этого я на всю жизнь запомнил правила работы с настенными картами.
Чем нужно показывать объекты на карте
Вот несколько простейших правил, которые нужно запомнить каждому человеку, чтоб легко работать с любыми настенными картами:
- показывать объект нужно указкой;
- правша должен стоять справа от карты, а левша — слева;
- указку нужно держать в ведущей руке;
- стоять всегда нужно лицом к аудитории, если дело происходит в школе — к классу.
Если под рукой нет указки, можно использовать карандаш или даже ручку. Но при этом важно не испачкать карту. Для этого на ручку необходимо надеть колпачок, а карандаш развернуть пишущей стороной к себе.
Как нужно показывать объекты на карте
Для начала нужно понять, какая карта перед вами, географическая или историческая.
Если карта географическая, то все крупные объекты нужно обводить по границам. Материки — по береговым линиям, страны — по границе. Города нужно указывать, показывая на условный кружок. Реки показываются при помощи проведения указкой от истока к устью.
Если карта историческая, то нужно помнить то, как указываются направления движения войск на них, во время войн и сражений. Они показываются по направлению стрелочек, которые являются условными обозначениями на карте. Спорные территории обводятся по границе. В отношении других объектов действуют те же правила, что и с географической картой.
Вот, если запомнить эти простые инструкции, можно всегда верно показывать объекты на настенной карте. Мне бы такую шпаргалку в школьные годы. Возможно, я бы не боялся так сильно уроков географии, и не схлопотал бы тогда эту злополучную двойку.
Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК «Школа России», 2 класс) + презентация
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с картой России, формирование умения использовать карту для получения информации.
знать: что такое карта;
уметь: находить на глобусе и на карте Россию; правильно показывать объекты на карте.
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: «открытия» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Окружающий мир: 2 кл.: рабочая тетрадь Окружающий мир: 2 кл., раздаточный материал, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() |
24.57 КБ |
![]() |
70.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 20.04.2021 Учитель: Седых Е.Ю.
Школа: ОЦ № 5 Студент: Данько А.Н.
Класс: 2 – 7 Методист: Пометун Н.Н.
Конспект урока окружающего мира
Тема: «Россия на карте»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с картой России, формирование умения использовать карту для получения информации.
знать: что такое карта;
уметь: находить на глобусе и на карте Россию; правильно показывать объекты на карте.
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: «открытия» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Окружающий мир: 2 кл.: рабочая тетрадь Окружающий мир: 2 кл., раздаточный материал, презентация.
Методы и приемы
I. Этап самоопределения к деятельности
– Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
– Клад – это богатство, деньги, золото.
– Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!
Отвечают на вопросы
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Актуализация знаний и мотивация
— Давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке?
— Какие месяцы весны мы знаем?
— Какие весенние изменения в природе мы знаем?
— Вспомните, что такое искусственные водоемы?
— Что такое естественные водоемы?
— Назовите естественные водоемы.
— Назовите искусственные водоемы.
— Вспомните, какие части реки мы узнали?
— Что такое исток?
— Что такое устье?
— Что такое русло?
— Какие берега есть у реки?
— Что такое притоки?
— Ребята, какие одинаковые части имеют холм и гора?
— Что такое подошва?
— Что такое вершина?
— Где располагаются склоны? Между вершиной и подошвой
— Какие они бывают?
— Апрель, март май.
— Снег тает, появляется трава и т.д.
— Искусственные водоёмы создаются людьми специально для хозяйственных нужд.
— В создании естественных водоёмов человек не принимает никакого участия. Они созданы природой.
— Океаны, моря, озёра, реки;
— Каналы, пруды, водохранилища.
— Исток, устье, русло, берега, приток, левый и правый берег.
— Это начало реки.
— Это место, где река впадает в другую реку, озеро или море.
— Углубление, по которому течет река.
— Другие реки и ручьи, которые впадают в реку.
— Подошва (подножие), склоны, вершина
— Это место, где начинается холм или гора.
— Это самая высокая часть холма или горы.
— Между вершиной и подошвой.
— Крутые и пологие
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других.
Р:самоконтроль процесса и результатов деятельности
III.Постановка учебной задачи
Формулирование цели и задачи урока
– Вспомните, что вы знаете о нашей стране.
– Наша страна занимает огромную территорию. Но мы можем совершить это путешествие, не выходя из класса. В этом путешествии у нас будет помощник. А кто этот помощник вы узнаете, отгадав загадку:
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (О карте)
– Какую страну будем учиться находить на карте? (Россию)
Тема урока. Россия на карте
(Мы научимся правильно читать карту и показывать объекты)
Узнаем, что такое карта, как выглядит на карте наша страна. Будем учиться читать карту. Научимся правильно показывать объекты на карте
Рассказывают о России.
П: структурирование знания
IV.Открытие нового знания
– История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках.
– Возраст первых найденных карт – 10-15 тысячелетий.
В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».
– Рассмотрим карту (на доске)
– Найдите и прочитайте в учебнике информацию о том, что называется картой (страница 91)
– Допишите определение в Рабочей тетради (задание 1, страница59)
– А сейчас вы с вами отправимся в путешествие. (Работа в парах.)
(1 вариант открывает учебник на странице 90-91(с картой);
второй – страницу 92-93)
П.: анализ и обобщени.
П: смысловое чтение, построение речевого высказывания
К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность.
П.: анализ и обобщение
П: смысловое чтение, построение речевого высказывания
К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность
П.: анализ и обобщен
П: смысловое чтение, построение речевого высказывания
V.Первичное закрепление во внешней речи
Словесный: Ответы на вопросы; Составление диалога
Нужно соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей.
– Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать
– Но читать карту не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки
Теперь я расскажу, как правильно показывать объекты на настенной карте:
1. Стоять у карты надо справа, не закрывая то, что показываешь на карте.
2. Показывать объекты только указкой.
3. Показывать не надпись, а сам объект.
4. Показывать аккуратно и точно, названия произносить чётко
Выполняют задания учителя.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
VI.Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Для того, чтобы освоить приёмы чтения карты, выполним практическую работу «Учимся читать карту» по тетради на печатной основе (стр.59)
Сейчас будем выполнять сам. Работу в тетр. на печатной основе стр. 61
— Найдите в учебнике на стр. 90-91 ещё раз реку Волгу.
Выпишите в вариант №4 все названия городов, которые стоят на этой реке.
П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков
К: строить речевые высказывания
VII.Включение в систему знаний
Работа в группах.
Раздаются карточки с заданиями:
1 группа. Дописать с помощью карты географические названия
2 группа. Определить, какие географические названия перечислены
3 группа. Привести примеры указанных географических названий
– Каждая группа сообщает классу о результатах своей работы.
Выполнение задания в группах.
П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков
VIII. Рефлексия деятельности
— Чему мы с вами сегодня учились?
– Какую задачу ставили?
– Что нужно сделать ещё?
– Где можно применить новые знания?
Повторить материал в учебнике (с. 90 – 95).
Выполнить задание №4(вариант 4) на странице 61«Рабочей тетради».
П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Правила оформления контурных карт
Выполнение заданий в контурной карте — работа кропотливая, требующая усидчивости и терпения. Надо не только найти нужные географические объекты, но и правильно обозначить их на карте, причём делать это надо в строгом соответствии с общепринятыми правилами оформления географических карт.
Правила оформления нужны для того, чтобы прочитать карту мог любой человек из любой страны. Принятые условные обозначения — это как порт USB на кабеле компьютерной мыши или клавиатуры, которые можно подключить почти к любому компьютеру или ноутбуку.
Что нужно подготовить для работы с контурной картой
- Острозаточенные цветные карандаши.Внимание! Не используйте для контурных карт краски, мелки, фломастеры или маркеры, так как бумага, на которой печатаются карты, очень тонкая и не предназначена для использования этих материалов.
- Чёрная и синяя ручка с тонким стержнем. Географические объекты на карте могут быть подписаны только этими двумя цветами: водные — синим цветом, а остальные — чёрным. Тонкий стержень поможет сделать это аккуратно.
- Линейка, угольник, транспортир и циркуль. Эти предметы могут пригодиться для проведения вспомогательных линий, определения азимута или выполнения других заданий.
- Лупа и яркая настольная лампа. Большинство атласов и контурных карт содержит в себе множество мелких надписей и обозначений. Для того, чтобы найти их, потребуются «помощники».
В какой последовательности делать работу
- Подготовьте всё необходимое для работы над контурной картой: саму контурную карту, атлас, учебник, компьютер или энциклопедию для поиска дополнительной информации, карандаши, ручки, линейки и т.д., настройте освещение.
- Внимательно прочитайте все пункты задания и определите, чему именно посвящена данная контурная карта.
- Подпишите название карты.
- Сравните контурную карту с имеющимися картами в атласе и учебнике. Найдите для себя главные ориентиры (горы, города, крупные географические объекты), чтобы быстрее находить на карте нужные объекты.
- Последовательно выполняйте задания к карте, параллельно отмечая используемые условные обозначения в легенде.
- Не переходите к новому заданию до тех пор, пока не разберётесь с предыдущим заданием. Выполняйте только то, что написано в задании. Лишнее писать не надо.
- Старайтесь подписывать объекты так, чтобы они не перекрывали друг друга и были понятными для прочтения.
Как подписывать географические объекты
Все надписи должны быть:
- сделаны печатными буквами, так как их легче читать;
- написаны с большой буквы.
Названия рек должны быть подписаны:
- синим цветом;
- вдоль линии протяжения реки;
- перед названием должно быть написано «р.», например, «р. Волга»;
- дважды: у истока и у устья реки;
- трижды (длинные реки): у истока, у устья и посередине.
Названия морей, океанов и заливов должны быть подписаны:
- синим цветом;
- горизонтально, вдоль параллели;
- равномерно на протяжении всего объекта;
- не должны выходить за границы объекта;
- можно обозначить порядковым номером (маленькие объекты, на которых не умещается их название), который должен быть указан в легенде к контурной карте;
- при выборе цвета для закрашивания надо ориентироваться на шкалу глубин, принятую для физических карт.
Названия проливов должны быть подписаны:
- синим цветом;
- вдоль линии протяжения объекта;
- равномерно на протяжении всего объекта;
- перед названием должно быть написано «пролив» или «прол.», например, «прол. Санникова»;
- можно обозначить порядковым номером (маленькие объекты), который должен быть указан в легенде к контурной карте;
Названия материков должны быть подписаны:
- чёрным цветом;
- горизонтально, вдоль параллели;
- равномерно на протяжении всего объекта;
- не должны выходить за границы объекта.
Названия островов и полуостровов должны быть подписаны:
- чёрным цветом;
- горизонтально, вдоль параллели;
- равномерно на протяжении всего объекта;
- перед названием острова должно быть написано «о.», например, «о. Гренландия», а перед названием полуострова должно быть написано «п-ов», например, «п-ов Камчатка»;
- можно обозначить порядковым номером (маленькие объекты, на которых не умещается их название), который должен быть указан в легенде к контурной карте.
Названия гор (горных систем) должны быть подписаны:
- чёрным цветом;
- вдоль линии протяжения горной системы;
- равномерно на протяжении всего объекта;
- не должны выходить за границы объекта.
Горные вершины (пики) и вулканы должны быть подписаны:
- чёрным цветом;
- горизонтально, вдоль параллели;
- сам пик обозначается точкой, а его название располагается справа от точки пика;
- вулкан может быть обозначен красной звёздочкой и подписан справа от обозначения;
- высота в метрах подписывается под названием горы или вулкана;
- перед названием горы должно быть написано «г.», например, «г. Эльбрус», а перед названием вулкана должно быть написано «влк.», например, «влк. Ключевская Сопка»;
- можно обозначить порядковым номером (маленькие объекты, на которых не умещается их название), который должен быть указан в легенде к контурной карте.
Низменности, равнины, плоскогорья, высокогорья и т.д. (географические объекты на суше, имеющие большую площадь) должны быть подписаны:
- чёрным цветом;
- горизонтально, вдоль параллели;
- равномерно на протяжении всего объекта;
- не должны выходить за границы объекта;
- при выборе цвета для закрашивания надо ориентироваться на шкалу высот, принятую для физических карт.
Города должны быть подписаны:
- чёрным цветом;
- горизонтально, вдоль параллели;
- обозначаются специальными точками — пунсонами (это могут быть точки, квадраты, закрашенные или заштрихованные круги, точки внутри окружностей и т.д.);
- размер пунсона зависит от размеров населённого пункта, например, населённые пункты с населением менее 100 000 жителей могут быть обозначены точкой, города с количеством жителей от 100 000 до 1 000 000 человек — закрашенным кружком, а крупные города, в которых проживает более 1 000 000 жителей — заштрихованным квадратом;
- столицы стран и административных округов могут быть выделены жирным шрифтом, подчёркнуты или написаны курсивом;
- название города желательно располагать справа от пунсона.
Страны должны быть подписаны:
- чёрным цветом;
- горизонтально, вдоль параллели (значительные по размерам);
- равномерно на протяжении всего объекта;
- не должны выходить за границы объекта;
- можно обозначить порядковым номером (маленькие страны, на которых не умещается их название), который должен быть указан в легенде к контурной карте;
Направление ветров, течений, линии движения и т.д. должны быть:
- написаны чёрным или другим цветом, в зависимости от содержания карты;
- написаны вдоль линии направления движения явления;
- нанесены по линейке или от руки.
Условные обозначения
На любой географической карты бывает множество условных обозначений: полезные ископаемые, животные, выращиваемые сельскохозяйственные культуры, населённые пункты и т.д. Для всех них давно придуманы специальные значки — условные обозначения, которые надо нарисовать точно также, как это принято во всём мире. Вот наиболее часто используемые условные обозначения, используемые на географических картах картах:
Совет: можно распечатать этот листочек со знаками и положить рядом с собой. Выполнять работу станет намного удобнее.
Нужна ли легенда и название карты?
К любой географической карте, в том числе и к контурной карте, должна обязательно прилагаться легенда — список условных обозначений, используемых на карте. Легенда — это своего рода ключ, который помогает правильно прочитать карту. Писать её надо обязательно.
Для того, чтобы ничего не забыть и не перепутать, лучше всего заполнять легенду параллельно выполнению заданий к контурной карте: подписали моря — отметьте это в легенде, обозначили нефть или каменный уголь — сразу же подпишите в легенде условный знак и название полезного ископаемого, которому он соответствует.
Также не стоит забывать указать в легенде значение закрашенных цветом областей: зелёная закраска — равнины и низменности, коричневая — горные системы, оранжевая штриховка — засушливые области и т.д.
Очень важно подписать название карты. Делается это по центру в верхней части карты. Без названия будет непонятно чему именно посвящена контурная карта и что на ней изображено.
Как правильно находить географические объекты
Все объекты на Земле имеют, как правило, две координаты — широту и долготу.
Параллель — это горизонтальная линия на карте или глобусе. Соотносится с широтой.
Меридиана — это вертикальная линия на карте или глобусе. Соотносится с долготой.
Северный и Южный полюса составляют исключения: они не имеют долготы, т.к. все меридианы сходятся на полюсах.
Географические координаты Северного полюса — 90 градусов северной широты (90° с. ш.).
Географические координаты Южного полюса — 90 градусов южной широты (90° ю. ш.).
Географические координаты — это широта и долгота, которые определяют положение любого объекта на Земле.
Определение географической широты
Широта — это угол между точкой Земли и плоскостью экватора.
Объекты Земли, лежащие на одной параллели, имеют одинаковую широту.
Широта измеряется в градусах.
1 градус = 1° = 60 минут, 1 минута = 60 секунд.
Выше мы указали, что широта соотносится с параллелью.
На картах и глобусах параллели обозначаются в градусах: 0, 10, 20 и т.д.
Экватор — это условная линия, проходящая через центр Земли. Широта экватора равна 0°.
Широты Северного и Южного полюсов — 90 градусов северной и южной широты, соответственно.
Таким образом, географическая широта измеряется в диапазон от 0° до 90°.
- объекты, находящиеся в Северном полушарии, то есть к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.);
- объекты, расположенные в Южном полушарии, то есть к югу от экватора, имеют южную широту (ю. ш.).
Координаты Глазго: 55 градусов 52 минуты северной широты;
Координаты Ростова-на-Дону: 47 градусов 13 минут северной широты.
Определение географической долготы
Долгота — это угол между точкой Земли и Гринвичским меридианом.
Объекты Земли, лежащие на одном меридиане, имеют одинаковую долготу.
Аналогом экватора является нулевой меридиан (начальный меридиан). Это условная линия, которая проходит с севера на юг через Гринвичскую обсерваторию под Лондоном. Поэтому нулевой меридиан называют Гринвичским меридианом.
Долгота также измеряется в градусах (минутах, секундах).
Нулевой меридиан равен 0° долготы.
Географическая долгота может находиться в диапазоне от 0° до 180°.
- все объекты, расположенные к востоку от нулевого меридиана и до меридиана 180 (в восточном полушарии), имеют восточную долготу (в. д.);
- объекты, находящиеся к западу от нулевого меридиана и до меридиана 180 (западное полушарие), имеют западную долготу (з. д.).
Координаты Глазго: 4 градуса 16 минут западной долготы;
Координаты Ростова-на-Дону: 39 градусов 43 минуты восточной долготы.
Третья координата высота
Двух координат, широты и долготы, достаточно, чтобы обозначить месторасположение объекта в двухмерном, плоском пространстве — на карте или на глобусе.
В трехмерном пространстве нам понадобится третья координата — высота.
Высота над уровнем моря — координата в трехмерном пространстве, показывающая, на каком уровне относительно уровня моря находится объект.
Высота над уровнем моря — это расстояние по вертикали от среднего уровня поверхности моря до верхней точки объекта.
За нуль или начальную точку отсчета в данном случае принимается уровень моря.
Аналогом уровня моря на суше является геоид — поверхность суши, совпадающая по уровню со среднем уровнем Мирового океана.
Единицей измерения высоты над уровнем моря является метр (м).
Высота объекта, находящаяся над уровнем моря, называется положительной; высота, лежащая ниже уровня моря, считается отрицательной.
Расстояние от уровня моря или земной поверхности ввысь и вглубь часто используется при описании географического объекта в трехмерном пространстве. Тем не менее высота над уровнем моря не служит координатой.
Форматы записи географических координат
Выше говорилось о том, что широты и долготы измеряются в градусах, минутах и секундах.
Координаты Глазго (55 градусов 52 минуты северной широты, 4 градуса 16 минут западной долготы) будут выглядеть следующим образом:
55° 52′ с. ш. 4° 16′ з. д.
Координаты Ростова-на-Дону (47 градусов 13 минут северной широты, 39 градусов 43 минуты восточной долготы) зафиксируем так:
47° 13′ с. ш. 39° 43′ в. д.
Есть и другие форматы записи координат.
Выделяют положительные и отрицательные координаты.
К положительным координатам относят северную широту и восточную долготу.
К отрицательным — южную широту и западную долготу.
Соответственно, положительные координаты отмечаются знаком «+», отрицательные — «-».
Для Ростова-на-Дону: +47°13′ +39°43′
Для Глазго: +55°52′ -4°16′
Координаты могут обозначаться буквами:
- «N» или «с. ш.» — северная широта;
- «S» или «ю. ш.» — южная широта;
- «E» или «в. д.» — восточная долгота;
- «W» или «з. д.» — западная долгота.
Глазго: 55° 52′ с. ш. 4° 16′ з. д. / 55° 52′ N 4° 16′ W
Ростов-на-Дону: 47° 13′ с. ш. 39° 43′ в. д. / 47° 13′ N 39° 43′ E
Координаты могут записываться:
- в градусах в виде десятичной дроби;
- в градусах и минутах с десятичной дробью;
- в градусах, минутах и секундах с десятичной дробью.
Ростов-на-Дону: 47°13′ с. ш. 39°43′ в. д.: 47,21° с. ш. 39,71° в. д.
Для расчета десятичной записи делим количество минут на 60:
из расчета, что 1° (градус) = 60′ (минутам), 1′ (минута) = 60» (секундам).
Самые крупные географические объекты на карте
Земные экстремумы — это географические точки, имеющие отношение к географическим или метеорологическим рекордам.
Если говорить о географических объектах, то это могут быть самые крупные или самые мелкие объекты, самые высокие точки на Земле или точки, расположенные наиболее глубоко, самые длинные реки, самые мелкие озера и т. д.
Таким образом, самые крупные географические объекты тоже относятся к категории земных экстремумов.
Самые крупные географические объекты на карте Земли:
- самый большой материк — Евразия;
- самый большой остров — Гренландия;
- самая большая пустыня — Сахара;
- самое большое ущелье — Великий Каньон (США);
- самое большое плоскогорье — Тибетское;
- самая высокая точка — г. Эверест;
- самый большой океан — Тихий;
- самое большое море — Южно-Китайское;
- самое внутреннее море — Каспийское море;
- самое большое пресное озеро — оз. Верхнее (Северная Америка);
- самый высокий водопад — Анхель (Венесуэла, Южная Америка), 1054 м;
- самая длинная река — Нил (Африка);
- самый большой речной бассейн — Амазонка (Южная Америка);
- наибольшая глубина мира — Марианский желоб (Тихий океан), 11022 м;
- самый длинный коралловый риф — Большой Барьерный риф.
Как определить географические координаты
Понятие координат включает в себя угловые и линейные числа, с помощью которых определяется положение конкретной точки в пространстве или на поверхности. С помощью этих показаний можно ориентироваться на любой местности и даже создавать собственные карты.
Конечно, для этого нужно знать, как правильно определить географические координаты, чтобы расположение объекта отображалось максимально точно. Сейчас на помощь туристам приходят современные GPS навигаторы, но иметь навыки в определении координат вручную все равно полезно, ведь это поможет сориентироваться и составить маршрут даже вдали от цивилизации.
Инструкция, как определить географические координаты
Определение географических координат начинается с установки двух величин: широты и долготы, которые отображаются в градусах (рисунок 1).
Проще всего определить широту. Если точка располагается в северном полушарии, ее координаты (ширина) тоже будут северными, а если в южном, то, соответственно, южной. Для определения широты на любую карту или глобус нанесены продольные линии – параллели, которые располагаются параллельно экватору. У экватора нулевой градус, а у полюсов этот показатель ровняется 90 градусам.
Рисунок 1. Для определения координат нужна широта и долгота
Вторым необходимым показателем является долгота. Она отображает расстояние от нулевого меридиана в Гринвиче до определенной точки на местности. Долгота бывает западной и восточной. Этот показатель определяется меридианами, которые проходят по карте или глобусу вертикально и параллельно нулевому. Сложив координаты двух точек вместе, можно получить точные данные о местоположении объекта.
Основные понятия
Из предыдущего раздела можно сделать вывод, что показатели широты и долготы являются основными координатами для определения положения объекта на местности.
Однако, если нужно знать расположение какого-то конкретного места, которое не занимает большую площадь, дополнительно понадобятся и другие данные, в частности, минуты и секунды. Это более точные координаты, с помощью которых можно определить положение объекта вплоть до нескольких километров. Как правило, эти данные используются в высокоточных картах и в военной топографии, но могут пригодиться и туристам.
Замер расстояний с помощью градусной сетки
Определять географические координаты проще всего с помощью градусной сетки. Она нанесена на любую карту или глобус и позволяет определить точное местоположение объекта на местности.
Эти данные используются для определения расстояний по карте. Зная координаты определенных объектов на карте, можно рассчитать примерное расстояние между ними, так как каждый градус равен 111,1 км. В данном случае роль играет направление расположения объектов (рисунок 2).
К примеру, если расстояние высчитывается с севера на юг, нужно сначала определить широту северного и широту южного пункта, а затем умножить получившееся число на 111,1. Этого достаточно, так как длина меридианов в любой точке планеты является примерно одинаковой.
Рисунок 2. Так выглядит градусная сетка
Расчеты расстояний с востока на запад сложнее. В случае с широтой длина параллели уменьшается к полюсам. Например, на экваторе она составляет 111 км, на 20 градусе северной или южной широты составляет уже 105 км, а на полюсах уменьшается до нуля. Именно поэтому нужно точно знать количество километров, соответствующее одному градусу на каждой широте. На 40 градусе северной широты один градус равен 85,4 км, а на 60 – уже 55,8 км. К счастью, это число указано на каждой параллели на глобусах и картах. Итак, сначала придется узнать долготу искомых объектов, а потом ориентироваться на их местоположение. Если оба объекта расположены в восточном полушарии, достаточно определить разницу между ними в градусах. Если долгота разная, разницу нужно умножить на соответствующее количество километров для каждой параллели.
Географический градус
Положение любого объекта на топографической карте определяется в градусах. Фактически, этот показатель измеряет углы от центра Земли до определенной точки на поверхности планеты, причем форма Земли в данном случае принимается за сферу.
Соответственно, сфера (планета) делится на равные части (градусы). Вся окружность разделяется на 360 градусов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из 60 минут, а в одной минуте есть 60 секунд. Зная все эти данные можно весьма точно определить местоположение объекта на карте (рисунок 3).
Рисунок 3. Градус позволяет более точно определить расположение объекта на местности
Экватор считается нулевым градусом. В северном полушарии значения широты положительные, а в южном – отрицательные. Долгота, в свою очередь, определяет углы по направлению с востока на запад, а отсчет ведется от нулевого меридиана в Гринвиче. К западу от него значения будут отрицательными, а к востоку – положительными.
Чтобы проще понять эту сложную систему, приведем пример. Американский город Лос-Анджелес лежит на широте плюс 33 градуса (так как расположен в северном полушарии) и долготе минус 118 градусов, поскольку расположен к западу от Гринвича.
Правила определения долготы и широты
Из всего написанного выше можно сделать вывод, что для определения координат по карте решающую роль играют широта и долгота, поэтому крайне важно научиться определять их.
Сначала остановимся на широте. Нулевой точкой отсчета здесь считается экватор с нулевым градусом. От него к полюсам расходятся параллели. На полюсе широта составляет 90 градусов, а все точки, расположенные на равном удалении от экватора в сторону одного из полюсов, имеют одинаковую северную или южную широту (например, 20, 40 или 60 градусов). При этом, чем дальше объект на карте от экватора и ближе к полюсу, тем больше будет его широта (рисунок 4).
Рисунок 4. Схемы определения широты и долготы
Географическая долгота на картах и глобусах отсчитывается от меридиана в Гринвиче, который считается нулевым. Здесь, как и в случае с широтой, удаление от этого меридиана приводит и к увеличению долготы. При этом максимальный показатель долготы составляет 180 градусов, поскольку полная окружность сферы (восточного и западного полушария) составляет 360 градусов.
Чтобы определить по карте географические координаты объекта, нужно сделать следующее:
- Определить, в каком полушарии находится точка, в северном или южном. Если выше экватора, то широта будет северной, а если ниже – южной.
- Далее нужно посмотреть, между какими параллелями располагается точка. Градусы параллелей обычно указаны сбоку карты.
- Теперь необходимо подсчитать количество градусов от ближайшей со стороны экватора параллели к заданной точке.
- Далее переходим к определению долготы. Здесь отсчет ведется от нулевого меридиана в Гринвиче. Если точка расположена слева от него, то точка находится в западном полушарии, а если справа – в восточном.
- Теперь находим, между какими меридианами находится точка, и, как и в случае с широтой, подсчитываем количество градусов до ближайшего со стороны Гринвича меридиана.
В результате вы получите точную широту и долготу, а также определенное количество градусов для каждого показателя, которые уточняют расположение объекта.
Максимальное значение координат
Поскольку Земля имеет форму сферы, полная ее окружность в градусах будет составлять 360. Соответственно, долгота, которая делит планету на два полушария (восточное и западное) будет иметь максимальное значение 180 градусов для каждого из них.
Максимальное значение широты составляет 90 градусов, где 0 – это географическая координата любой точки на экваторе, а 90 – значение для каждого полюса (северного и южного).
Детальная инструкция по определению географических координат приведена в видео.