Как решать теорию игр в excel
Перейти к содержимому

Как решать теорию игр в excel

  • автор:

Решение игр с природой в Excel

Шаблон создается через этот сервис. Никаких дополнительных изменений не требуется. Скачать шаблон решения.

Линейное программирование

Графический метод решения ЗЛП

Решение ЗЛП графическим методом

Динамическое программирование

Задачи динамического программирования: задача распределения инвестиций, задача замены оборудования, задача Джонсона

x f1(x) f2(x) f3(x)
1 6.3 4 5
2 5.2 6 7
3 4.3 4.6 7.8
4 5 6 3
5* 7 6.3 8.2

Учебно-методический

√ курсы переподготовки и повышения квалификации
√ вебинары
√ сертификаты на публикацию методического пособия

  • Задать вопрос или оставить комментарий
  • Помощь в решении
  • Поиск
  • Поддержать проект

Правила ввода данных

Задать свои вопросы или оставить замечания можно внизу страницы в разделе Disqus .
Можно также оставить заявку на помощь в решении своих задач у наших проверенных партнеров (здесь или здесь).

Поиск

Задать свои вопросы или оставить замечания можно внизу страницы в разделе Disqus .
Можно также оставить заявку на помощь в решении своих задач у наших проверенных партнеров (здесь или здесь).

Как теория игр работает на практике и помогает выигрывать

Недавно мы начали разбирать теорию игр — набор инструментов, которые помогают принимать взвешенные, рациональные и точные решения, а также понимать данные. Вот суть прошлой статьи:

  • теория игр — это не только про игры, а про любые ситуации, в которых может что-то происходить, меняться и зависеть от разных факторов;
  • игрок — это тот, кто находится в этой ситуации и принимает решения;
  • смысл теории игр в том, чтобы понять, как нужно действовать игрокам в разных ситуациях, чтобы получить нужный результат;
  • есть много разных видов игр: с полной и неполной информацией, с нулевой, ненулевой суммой и так далее;
  • для разных игр — разные стратегии.

Сегодня разберём игру Ним — старую игру, на основе которой математики нашли стратегию выигрыша для многих других игр.

Правила игры Ним

Классические правила игры Ним звучат так:

Есть несколько кучек, в каждой из которых лежит сколько-то камней. За один ход игрок может взять из любой одной кучки любое ненулевое число камней. Игроки берут камни по очереди. Побеждает тот, кто забирает последние камни.

Есть более известный вариант — две кучки, за один ход можно взять 1, 2 или 3 камня, а всё остальное то же самое.

Допустим, у нас 3 кучки, в которых лежат 1, 2 и 3 камня соответственно. Разберём последовательность ходов в этой игре:

  1. Первый игрок забирает один камень из первой кучки — в них теперь лежит 0, 2 и 3 камня.
  2. Если второй заберёт все камни из второй кучки, то первый возьмёт всё из третьей и выиграет. По этой причине второму игроку невыгодно брать сразу все камни из второй кучки, и он забирает один — в кучках становится 0, 1 и 3 камня. Теперь та же ситуация у первого игрока, и он не хочет забирать все камни из любой кучки.
  3. Выигрышный ход: первый игрок берёт два камня из второй кучки. В кучках теперь 0, 1 и 1 камень.
  4. Второй игрок берёт один камень.
  5. Первый игрок забирает последний камень и выигрывает.

Обратите внимание на расстановку сил после третьего пункта. Теперь у второго игрока нет выбора: у него есть только две кучки, в каждой из которых лежит по камню. Какой бы камень он ни взял, первый игрок заберёт оставшийся камень из другой кучки и выиграет.

Поиск такой выигрышной стратегии и есть суть теории игр: как сделать так, чтобы ты точно выиграл, а соперник — точно проиграл.

Выигрышный ход

Каждому игроку нужно просчитывать свои ходы так, чтобы действия соперника не влияли на финальный выигрыш. В теории игр это называется выигрышным ходом или выигрышной позицией — что бы ни сделал противник после этого, он всё равно проиграет при нашей правильной стратегии.

В примере выше таким выигрышным ходом у первого игрока было взять два камня из третьей кучки — это гарантировало ему выигрыш при любых действиях второго игрока. Задача теории игр — определить такие выигрышные ходы, если они есть.

Бывает так, что выигрышный ход можно сделать уже в самом начале игры, а потом просто поддерживать перевес в свою сторону.

Как выиграть в игру Ним

Математики, когда изучали эту игру, пришли к такому выводу:

Текущий игрок имеет выигрышную стратегию тогда и только тогда, когда XOR-сумма размеров кучек отлична от нуля. В противном случае текущий игрок находится в проигрышном состоянии.

Это значит, что для выигрыша нужно, чтобы после каждого хода XOR-сумма кучек не была равна нулю. Если этого не сделать, то второй игрок своим ходом обнулит сумму и первый игрок попадёт в ситуацию с нулевым XOR — и это значит, что он совершит проигрышный ход.

Напомним, что XOR — это побитовое ИЛИ, которое работает так:

0 XOR 0 = 0
0 XOR 1 = 1
1 XOR 0 = 1
1 XOR 1 = 0

Для примера рассмотрим ситуацию с ходом первого игрока, когда у него в кучках было 0,1 и 3 камня.

0 в двоичной = 00 в десятичной

1 в десятичной = 01 в двоичной

3 в десятичной = 11 в двоичной

0 XOR 1 XOR 3 = (0 XOR 1) XOR 3 ← в десятичной, переводим в двоичную:

(00 XOR 01) XOR 11 = 01 XOR 11 = 10

Мы получили число, отличное от нуля, — это значит, что игрок в начале своего хода находится в выигрышной позиции. Теперь его задача сделать так, чтобы второй игрок в начале хода оказался в проигрышной позиции, то есть чтобы XOR всех камней в кучках стал равен 0.

XOR возвращает 0, если с обеих сторон от него стоят одинаковые числа. Когда мы посчитали скобки, то увидели, что XOR первых двух кучек даёт 1. Получается, что нам нужно сделать так, чтобы в третьей кучке тоже остался один камень. Мы забираем 2 камня из третьей кучки, и общий XOR всех камней становится нулевым:

0 XOR 1 XOR 1 = 1 XOR 1 = 0

Это значит, что второй игрок начинает свой ход в проигрышной позиции, а мы, если будем придерживаться правильной стратегии, обязательно выиграем.

Где ещё применяется эта стратегия

Стратегия и теория из игры Ним применяется во всех подобных играх, когда несколько игроков меняют состояния нескольких объектов. Главный критерий — чтобы игра точно заканчивалась в какой-то момент, когда остальные игроки не могут сделать свой ход. Например, есть варианты с добавлением камней, перекладыванием из кучки в кучку, объединением камней, ограничением на их количество и так далее — и все они работают под одной и той же стратегии.

Кроме игр, эта стратегия может применяться в обычной жизни. Вот несколько примеров:

Принятие бытовых решений. В жизни часто бывают ситуации, где мы сталкиваемся с какими-то ограничениями и ожидаемыми результатами. Применение концепции выигрышного хода может помочь найти решение, после которого любые внешние действия всё равно приведут к нужному нам результату.

Единственное, что здесь дополнительно нужно учитывать, — в жизни случаются такие форс-мажоры, которые могут полностью изменить ситуацию, и тогда игра начнётся заново, но с другими условиями.

Управление проектами. В проектном менеджменте вместо камней игроки могут управлять рисками, ресурсами и стратегиями, которые помогут достичь желаемых результатов. Для этого в компании вводятся балльные системы оценки влияния каждого фактора. Это помогает построить математическую модель проекта и принимать решения, которые приближают проект к успешному завершению.

Что дальше

В следующей части сделаем игру Ним на компьютере — можно будет играть вдвоём с кем-то или одному против алгоритма.

Теория игр

Теория игр как раздел исследования операций – это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы. Теория игр исследует оптимальные стратегии в ситуациях игрового характера. К ним относятся ситуации, связанные с выбором наивыгоднейших производственных решений системы научных и хозяйственных экспериментов, организацией статистического контроля, хозяйственных взаимоотношений между предприятиями промышленности и других отраслей. Формализуя конфликтные ситуации математически, их можно представить как игру двух, трех и т.д. игроков, каждый из которых преследует цель максимизации своей выгоды, своего выигрыша за счет другого.

  1. Оптимальные стратегии игроков. В таких задачах задана платежная матрица. Требуется найти чистые или смешанные стратегии игроков и, цену игры. Для решения необходимо указать размерность матрицы и метод решения. В сервисе реализованы следующие методы решения игры двух игроков:
    1. Минимакс. Если необходимо найти чистую стратегию игроков или ответить на вопрос о седловой точке игры, выберите этот метод решения.
    2. Симплекс-метод. Используется для решения игры в смешанных стратегиях методами линейного программирования.
    3. Графический метод. Используется для решения игры в смешанных стратегиях. Если есть седловая точка, решение прекращается. Пример: По заданной платежной матрице найти оптимальные смешанные стратегии игроков и цену игры, используя графический метод решения игры.
    4. Итерационный метод Брауна-Робинсона. Итеративный метод применяется тогда, когда не применим графический метод и когда практически не приминимы алгебраический и матричный методы. Этот метод дает приближенное значение цены игры, причем истинное значение можно получить с любой нужной степенью точности. Этот метод недостаточен для нахождения оптимальных стратегий, но он позволяет отслеживать динамику пошаговой игры и определить цену игры для каждого из игроков на каждом шаге.
    Варианты (стратегии) Производительность. шт./час Стоимость оборудования. ден. ед. Энергоемкость. у.е. Надежность. у.е.
    Завода I 5 7 5 6
    Завода II 3 4 7 3
    Завода III 4 6 2 4
    Вес критерия, λj 0.4 0.2 0.1 0.3

    Аннуитетные платежи онлайн

    Аннуитетные платежи онлайн

    Расчет аннуитетных платежей по схеме постнумерандо и пренумерандо с помощью удобного калькулятора.

    Профессии будущего

    РБК Тренды изучили прогнозы российских и зарубежных футурологов, и составили список самых востребованных профессий в ближайшие 30 лет. Это профессии из 19 отраслей: от медицины и транспорта до культуры и космоса

    Налоговый вычет на обучение

    √ 120 тыс. руб. — максимальная сумма расходов на обучение
    √ вычет от государства
    √ вычет от работодателя

    • Задать вопрос или оставить комментарий
    • Помощь в решении
    • Поиск
    • Поддержать проект

    Рубрика «ЕГЭ Задание 19-21»

    ЕГЭ информатика 19-21 задание разбор, теория, как решать.

    Теория игр, выигрышная стратегия, 19.(Б) — 1 балл, 20.(П) — 1 балл, 21.(В) — 1 балл

    Е19-21.38 В «угловых» клетках поля — тех, которые справа и снизу ограничены стенами

    23.04.2024 ЕГЭ Задание 19-21 Администратор Комментарии: 0

    Е19-21.37 Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 65

    23.04.2024 ЕГЭ Задание 19-21 Администратор Комментарии: 0

    Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один или два камня либо увеличить количество камней в куче в три раза. У каждого игрока есть неограниченное количество камней, чтобы делать ходы. Игра завершается …

    Е19-21.36 если количество камней в куче чётно, добавить половину имеющегося количества

    31.12.2023 ЕГЭ Задание 19-21 Администратор Комментарии: 0

    Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. В игре разрешено делать следующие ходы: – добавить в кучу один камень; – если количество камней в куче чётно, добавить половину имеющегося количества; – если количество камней в куче кратно трём, добавить треть …

    Е19-21.35 увеличить количество камней в куче в два раза если оно нечётное

    19.12.2023 ЕГЭ Задание 19-21 Администратор Комментарии: 0

    Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один камень, увеличить количество камней в куче в два раза если оно нечётное, или в полтора раза, если оно чётное. Например, если в куче 5 …

    Е19-21.34 когда количество камней в куче становится не менее 129

    05.11.2023 ЕГЭ Задание 19-21 Администратор Комментарии: 0

    Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один камень или увеличить количество камней в куче в два раза. Для того чтобы делать ходы, у каждого игрока есть неограниченное количество камней. Игра завершается …

    Е19-21.33 За один ход игрок может добавить в кучу один или четыре камня,

    01.05.2023 ЕГЭ Задание 19-21 Администратор Комментарии: 0

    Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один или четыре камня, либо увеличить количество камней в куче в четыре раза. У каждого игрока есть неограниченное количество камней, чтобы делать ходы. Игра завершается …

    Е19-21.32 когда количество камней в куче становится не менее 129

    26.12.2022 ЕГЭ Задание 19-21 Администратор Комментарии: 0

    Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один камень или увеличить количество камней в куче в два раза. Для того чтобы делать ходы, у каждого игрока есть неограниченное количество камней. Игра завершается …

    Е19-21.31 Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 211.

    04.03.2022 ЕГЭ Задание 19-21 Администратор Комментарии: 0

    Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч (по своему выбору) один камень или увеличить количество камней в куче в два раза. Для того чтобы делать ходы, у каждого игрока …

    Е19-21.30 когда количество камней в куче становится не менее 29

    16.09.2021 ЕГЭ Задание 19-21 Администратор Комментарии: 0

    Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 29. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один камень или увеличить количество камней в куче в два раза. …

    Е19-21.29 когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 44

    18.06.2021 ЕГЭ Задание 19-21 Администратор Комментарии: 0

    когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 44 Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч (по своему выбору) два камня или увеличить количество камней в куче в …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *