Деление многочленов
Кубические уравнения — уравнения, содержащие 3ю степень вида:
$ax^3+bx^2+cx+d=0$
Чтобы решить кубические уравнения и уравнения с более высокими степенями нужно воспользоваться методом Деления многочленов.
Во-первых, нужно вычислить нули методом подбора, затем, используя деление многочленов, нужно преобразовать уравнение в квадратное.
Способ
- Найти нули $x_N$
- Деление многочленов: разделите уравнение на $(x-x_N)$
- Решите квадратное уравнение
Подсказка
Квадратное уравнение, полученное после деления многочленов, можно решить с помощью квадратной формулы.
Пример
Решите кубическое уравнение: $x^3-19x-30=0$
Найдем 0
Первый 0 находится путем подбора.
Используем разные значения для $x$, пока не получим 0.
$x^3-19x-30=0$
$x=1$:
$1^3-19\cdot1-30=-48$ $\neq0$ =>не 0
Деление многочленов
Функция делитcя на $(x-x_1)$. Для этого иcпользуетcя деление многочленов.
Сначала вычиcлим $x^3:x$ и выпишем ответ.
Теперь $x^2$ умножаетcя на $(x+2)$. Решение пишем во втором ряду и оно приобретает минуc.
Оба ряда cейчаc cкладываютcя c остатком, выписанным внизу.
Как и раньше, теперь вычисляем $-2x^2:x$. Пишем результат справа и умножаем его на $(x+2)$.
Обе линии снова вычитаются.
В итоге, $-15x:x$ было вычислено, умножено и снова вычтено. Остаток 0; деление многочленов выполнено.
Решите квадратное уравнение
Новое квадратное уравнение можно решить, например, используя pq-формулу.
$x^2-2x-15=0$
Уравнение: деление
“Уравнение с делением” — так называется тема, которую команда WoM Вам сегодня объяснит. Вспомним определение уравнения, компоненты деления и узнаем, как находить значение переменной в уравнении с делением.
Уравнение — это равенство, содержащее неизвестное число, которое обозначается буквой. Эта буква носит название “переменная”.
Решить уравнение — найти значение неизвестного числа, скрытого под переменной.
Вспомним, из каких компонентов состоит пример на деление:
10 : 2 = 5
10 — делимое;
2 — делитель;
5 — частное.
А теперь посмотрим, как может выглядеть уравнение с делением:
В данном уравнении неизвестен делитель. Чтобы его найти, надо знать правило:
Если мы хотим найти неизвестный делитель, необходимо делимое разделить на частное.
Делимое — 14, частное — 7. Вычисляем.
Следующее действие — обязательная проверка. Вместо переменной ставим найденное число.
Всё сходится, значит, решение выполнено верно.
А вот несколько иной пример:
Здесь под переменной скрывается делимое. Для его нахождения правило, которым мы руководствовались в первом примере, не подойдёт. Потому что…
Для нахождения неизвестного делимого необходимо частное умножить на делитель.
Решение выполнено верно.
Чтобы закрепить знания по теме “Уравнение с делением”, предлагаем Вам решить следующие уравнения. Не забудьте про проверку!
х : 5 = 2 9 : х = 3
х : 6 = 3 21 : х = 7
Решить уравнения на умножение и деление Ваш ребёнок может в онлайн-школе математики World of Math. Педагоги с многолетним стажем, интерактивные уроки, подход к каждому ученику и заинтересованность в его прогрессе — положительные отзывы и результаты наших школьников подтверждают успешность принципов работы WoM.
Если Вы ещё не с нами — присоединяйтесь, как это сделали более 1400 учеников! Первый урок абсолютно бесплатный. Записаться на него можно здесь.
Решение уравнения с помощью понижения степени. Деление многочлена на многочлен столбиком
Для решения уравнение вида Р(х)=0, где Р(х) — многочлен степени n>2, часто применяют метод понижения степени. Он основывается на таком факте: если число x=b является корнем многочлена P(x), то есть P(b)=0, то многочлен P(x) делится без остатка на двучлен x-b.
После того, как мы разделим многочлен P(x) степени n на двучлен x-b, то мы получим многочлен степени n-1, то есть на единицу меньшей исходного. И дальше процедуру можно повторить.
Если старший коэффициент многочлена P(x) равен 1, то корни многочлена P(x) мы ищем среди делителей свободного члена.
Решим уравнение
Свободный член многочлена в левой части уравнения равен 10.
Делители числа 10: 1; 2; 5; 10.
Проверим, является ли какое-либо из этих чисел корнем многочлена. Для этого последовательно подставим эти значения вместо х в многочлен.
является корнями многочлена , и он делится на двучлены и без остатка.
Разделим многочлен на двучлен x-2 столбиком:
Таким образом, корни исходного уравнения: х=2; х=1; х=-5. И.В. Фельдман, репетитор по математике.
Для вас другие записи этой рубрики:
- Решение квадратных уравнений
- Решение системы неравенств. Задание С3
- Решение уравнений с модулем
- Задание С3 ЕГЭ 2013
- Решение нелинейных систем уравнений. Часть 2
- Разложение многочлена на множители методом неопределенных коэффициентов
Кубические уравнения. Метод деления в столбик. Примеры *
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Готовиться с нами — ЛЕГКО!
Эффективное решение существует!
Вы ищете теорию и формулы для ЕГЭ по математике ? Образовательный проект «Школково» предлагает вам заглянуть в раздел «Теоретическая справка». Здесь представлено пособие по подготовке к ЕГЭ по математике, которое фактически является авторским. Оно разработано в соответствии с программой школьного курса и включает такие разделы, как арифметика, алгебра, начала анализа и геометрия (планиметрия и стереометрия). Каждое теоретическое положение, содержащееся в пособии по подготовке к ЕГЭ по математике, сопровождается методически подобранными задачами с подробными разъяснениями.
Таким образом, вы не только приобретете определенные знания. Полный справочник для ЕГЭ по математике поможет вам научиться логически и нестандартно мыслить , выполнять самые разнообразные задачи и грамотно объяснять свои решения. А это уже половина успеха при сдаче единого государственного экзамена.
После того, как вы нашли необходимые формулы и теорию для ЕГЭ по математике, рекомендуем вам перейти в раздел «Каталоги» и закрепить полученные знания на практике. Для этого достаточно выбрать задачу по данной теме и решить ее. Кроме того, справочные материалы по математике для ЕГЭ пригодятся вам и для других естественнонаучных дисциплин, таких как физика, химия и т. д.
Определение
Рассмотрим произвольное уравнение вида
\[a_nx^n+a_x^+\dots+a_1x+a_0=0 \qquad \qquad (1)\]
где \(a_n, a_,\dots,a_0\) – некоторые числа, причем \(a_n\ne 0\) , называемое алгебраическим уравнением (с одной переменной) \(n\) -ой степени.
Обозначим \(P_n(x)=a_nx^n+a_x^+\dots+a_1x+a_0\) . Таким образом, сокращенно уравнение \((1)\) можно записать в виде \(P_n(x)=0\) .
Замечание
Заметим, что квадратное уравнение — это алгебраическое уравнение, степень которого равна \(2\) , а линейное — степень которого равна \(1\) .
Таким образом, все свойства алгебраических уравнений верны и для квадратных уравнений, и для линейных.
Теорема
Если уравнение \((1)\) имеет корень \(x=x_0\) , то оно равносильно уравнению
где \(P_(x)\) – некоторый многочлен степени \(n-1\) .
Для того, чтобы найти \(P_(x)\) , необходимо найти частное от деления многочлена \(P_n(x)\) на \((x-x_0)\)
(т.к. \(P_n(x)=(x-x_0)\cdot P_(x)\) ).
Следствие: количество корней уравнения
Любое алгебраическое уравнение степени \(n\) может иметь не более \(n\) корней.
Замечание
В частности, квадратное уравнение действительно имеет всегда не более двух корней: два, один (или два совпадающих) или ни одного корня.
Для того, чтобы найти частное от деления одного многочлена на другой, удобно пользоваться следующим способом, который мы рассмотрим на примере.
Пример
Известно, что \(x=2\) является корнем уравнения \(2x^3-9x^2+x^4-x+6=0\) . Найдите частное от деления \(2x^3-9x^2+x^4-x+6\) на \(x-2\) .
Решение.
Будем делить многочлен на многочлен в столбик. Запишем
Заметим, что записывать слагаемые в делимом необходимо по убыванию их степеней: в данном случае сначала \(x^4\) , затем \(2x^3\) и т.д.
Подбирать слагаемые в частном будем таким образом, чтобы при вычитании уничтожить сначала четвертую степень, затем третью и т.д.
Т.к. делитель \(x-2\) состоит из двух слагаемых, то при делении в столбик будем сносить по два слагаемых.
Посмотрим, на что необходимо домножить \(x-2\) , чтобы после вычитания из \(x^4+2x^3\) полученного многочлена уничтожилось слагаемое \(x^4\,\) .
На \(x^3\) . Тогда после вычитания \(x^4+2x^3-x^3(x-2)\) останется \(4x^3\) . Снесем слагаемое \(-9x^2\) :
Теперь посмотрим, на что необходимо домножить \(x-2\) , чтобы после вычитания из \(4x^3-9x^2\) полученного многочлена уничтожилось слагаемое \(4x^3\) .
На \(4x^2\) : \(\quad 4x^3-9x^2-4x^2(x-2)=-x^2\) .
Опять снесем следующее слагаемое \(-x\) :
Рассуждая аналогично, определяем, что третье слагаемое в частном должно быть \(-x\)
Четвертое слагаемое в частном должно быть \(-3\) :
Таким образом, можно сказать, что \(x^4+2x^3-9x^2-x+6=(x-2)(x^3+4x^2-x-3)\) .
Замечание
1) Если \(x=x_0\) действительно является корнем уравнения, то после такого деления в остатке должен быть \(0\) . В противном случае это означает, что деление в столбик выполнено неверно.
2) Если многочлен делится без остатка (то есть остаток равен \(0\) ) на \(x+a\) , то он также будет делиться без остатка на \(c(x+a)\) для любого числа \(c\ne 0\) . Например, в нашем случае, если бы мы поделили многочлен, к примеру, на \(2x-4\) , то получили бы в частном \(\frac12 x^3+2x^2-\frac12x-\frac32\) .
Заметим, что также происходит и с числами: если мы разделим \(10\) на \(2\) , то получим \(5\) ; а если разделим \(10\) на \(3\cdot 2\) , то получим \(\frac53\) .
3) Деление в столбик помогает найти другие корни уравнения: теперь для того, чтобы найти остальные корни уравнения \(x^4+2x^3-9x^2-x+6=0\) , необходимо найти корни уравнения \(x^3+4x^2-x-3=0\) .
Поэтому рассмотрим несколько фактов, часто помогающих подобрать корни алгебраического уравнения.
Теорема
Если число \(x=1\) является корнем уравнения \((1)\) , то сумма всех коэффициентов уравнения равна нулю:
Доказательство
Действительно, так как \(x=1\) является корнем уравнения \((1)\) , то после подстановки \(x=1\) в него мы получим верное равенство. Так как \(1\) в любой степени равен \(1\) , то слева мы действительно получим сумму коэффициентов \(a_i\) , которая будет равна нулю.
Пример
У уравнения \(x^2-6x+5=0\) сумма коэффициентов равна нулю: \(1-6+5=0\) . Следовательно, \(x=1\) является корнем этого уравнения. Это можно проверить просто подстановкой: \(1^2-6\cdot 1+5=0\quad\Leftrightarrow\quad 0=0\) .
Теорема
Если число \(x=-1\) является корнем уравнения \((1)\) , то сумма коэффициентов при четных степенях \(x\) равна сумме коэффициентов при нечетных степенях \(x\) .
Доказательство
1) Пусть \(n\) – четное. Подставим \(x=-1\) :
\(a_n\cdot (-1)^n+a_\cdot (-1)^+a_\cdot (-1)^+\dots+a_1\cdot (-1)+a_0=0 \quad\Rightarrow\) \(a_n-a_+a_-\dots-a_1+a_0=0 \quad \Rightarrow\) \(a_n+a_+\dots+a_0=a_+a_+\dots+a_1\)
2) Случай, когда \(n\) – нечетное, доказывается аналогично.
Пример
В уравнении \(x^3+2x^2-8x+5=0\) сумма коэффициентов равна нулю:
Значит, число \(x=1\) является корнем данного уравнения.
Можно разделить в столбик \(x^3+2x^2-8x+5\) на \(x-1\) :
\[\begin
Таким образом, \(x^3+2x^2-8x+5=(x-1)(x^2 + 3x -5)\) . Значит, остальные корни исходного уравнения — это корни уравнения \(x^2+3x-5=0\) .
Таким образом мы нашли все корни исходного уравнения.
Пример
В уравнении \(x^3-x^2+x+3=0\) сумма коэффициентов при четных степенях \(-1+3=2\) , а при нечетных: \(1+1=2\) . Таким образом, число \(x=-1\) является корнем данного уравнения.
Можно разделить в столбик \(x^3-x^2+x+3\) на \(x+1\) :
\[\begin
Таким образом, \(x^3-x^2+x+3=(x+1)(x^2 — 2x +3)\) . Значит, остальные корни исходного уравнения — это корни уравнения \(x^2-2x+3=0\) .
Но это уравнение не имеет корней ( \(D
Замечание
Подбор корней таким образом, деление в столбик и разложение многочлена на множители помогают найти корни уравнения.
Существует еще одна очень важная теорема, позволяющая подобрать рациональный корень алгебраического уравнения, если таковой имеется.
Теорема
Если алгебраическое уравнение
\[a_nx^n+a_x^+\dots+a_1x+a_0=0,\] где \(a_n, \dots, a_0\) — целые числа,
имеет рациональный корень \(x=\dfrac pq\) , то число \(p\) является делителем свободного члена \(a_0\) , а число \(q\) — делителем старшего коэффициента \(a_n\) .
Пример
Рассмотрим уравнение \(2x^4-5x^3-x^2-5x-3=0\) .
В данном случае \(a_0=-3, a_n=2\) . Делители числа \(-3\) — это \(\pm 1, \pm 3\) . Делители числа \(2\) – это \(\pm 1, \pm 2\) . Комбинируя из полученных делителей дроби, получаем все возможные варианты рациональных корней:
\[\pm 1, \ \pm \dfrac12, \ \pm 3, \ \pm\dfrac32\]
По предыдущим теоремам можно быстро понять, что \(\pm1\) не являются корнями. Подставив \(x=-\dfrac12\) в уравнение, получим:
\[2\cdot \dfrac1+5\cdot \dfrac18-\dfrac 14+5\cdot \dfrac12-3=0 \quad \Leftrightarrow \quad 0=0\]
Значит, число \(x=-\frac12\) является корнем уравнения.
Можно перебрать остальные варианты: таким образом мы найдем еще один рациональный корень уравнения \(x=3\) . Значит, уравнение можно представить в виде
\[\left(x+\frac12\right)(x-3)\cdot Q_2(x)=0 \quad \text\quad (2x+1)(x-3)\cdot P_2(x)=0\] (тогда \(P_2(x)=\frac12 Q_2(x)\) ). Заметим, что второй вид записи уравнения более удобный, т.к. нам не придется при делении в столбик работать с дробями.
После деления в столбик \(2x^4-5x^3-x^2-5x-3\) на \((2x+1)(x-3)=2x^2-5x-3\) :
получим, что \(P_2(x)=x^2+1\) . Данный многочлен не имеет корней, значит, уравнение имеет только два корня: \(x=-\frac12\) и \(x=3\) .
Замечание
Заметим, что если, пользуясь предыдущей схемой, не удалось подобрать рациональный корень уравнения, это вовсе не значит, что уравнение не имеет корней.
Например, уравнение \(x^3-2=0\) имеет корень — это \(x=\sqrt[3]2\) , и он не рациональный.
Для подбора иррациональных корней не существует универсального алгоритма.
Пример
Найдите корни уравнения \(4x^3-3x^2-\frac6x-1=0\) .
Заметим, что в данном уравнении не все коэффициенты – целые числа (коэффициент при \(x\) равен \(-\frac6\) ). Но мы можем преобразовать данное уравнение к нужному нам виду: необходимо умножить правую и левую части уравнения на \(6\) :
\[24x^3-18x^2-23x-6=0\]
Делители свободного члена: \(\pm 1, \pm 2, \pm 3, \pm 6\) .
Делители старшего коэффициента: \(\pm 1, \pm 2, \pm 3, \pm4, \pm 6, \pm 8, \pm 12, \pm 24\) .
Получилось достаточно много \(:)\)
Выпишем некоторые возможные рациональные корни уравнения:
\[\pm 1, \ \pm \dfrac12, \ \pm \dfrac13, \ \pm \dfrac 16, \ \pm\dfrac18, \ \pm2, \ \pm\dfrac23, \ \pm \dfrac14, \ \pm3\quad \text>\]
Перебирая варианты, убеждаемся, что \(\frac32\) подходит. Значит, многочлен \(24x^3-18x^2-23x-6\) должен без остатка поделиться на \(x-\frac32\) . Для удобства разделим на \(2(x-\frac32)=2x-3\) (чтобы не работать с дробями):
Таким образом, \(24x^3-18x^2-23x-6=(2x-3)(12x^2 +9x +2)\) . Уравнение \(12x^2 +9x +2=0\) в свою очередь корней не имеет. Значит, \(x=\frac32\) – единственный корень исходного уравнения.
Теорема
Любой многочлен \(P_n(x)=a_nx^n+a_x^+\dots+a_1x+a_0\) можно разложить на произведение множителей: линейных ( \(ax+b, a\ne 0\) ) и квадратичных ( \(cx^2+px+q, c\ne 0\) ) с отрицательным дискриминантом.
Следствие
Кубическое уравнение \(Ax^3+Bx^2+Cx+D=0\) всегда имеет как минимум один вещественный корень, т.к. его левую часть всегда можно представить как
Замечание
На самом деле, такой вывод можно сделать о любом алгебраическом уравнении нечетной степени. Но, как правило, в школьном курсе математики крайне редко встречаются уравнения степени выше \(4\) .
Для того чтобы достойно решить ЕГЭ по математике, прежде всего необходимо изучить теоретический материал, который знакомит с многочисленными теоремами, формулами, алгоритмами и т. д. На первый взгляд может показаться, что это довольно просто. Однако найти источник, в котором теория для ЕГЭ по математике изложена легко и понятно для учащихся с любым уровнем подготовки, — на деле задача довольно сложная. Школьные учебники невозможно всегда держать под рукой. А найти основные формулы для ЕГЭ по математике бывает непросто даже в Интернете.
Почему так важно изучать теорию по математике не только для тех, кто сдает ЕГЭ?
- Потому что это расширяет кругозор . Изучение теоретического материала по математике полезно для всех, кто желает получить ответы на широкий круг вопросов, связанных с познанием окружающего мира. Все в природе упорядоченно и имеет четкую логику. Именно это и отражается в науке, через которую возможно понять мир.
- Потому что это развивает интеллект . Изучая справочные материалы для ЕГЭ по математике, а также решая разнообразные задачи, человек учится логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли. У него вырабатывается способность анализировать, обобщать, делать выводы.
Предлагаем вам лично оценить все преимущества нашего подхода к систематизации и изложению учебных материалов.