Слова которые отличаются одной буквой
Перейти к содержимому

Слова которые отличаются одной буквой

  • автор:

Слова которые отличаются одной буквой

М Е Т А Г Р А М М Ы

В номере мы начали разговор о словесных головоломках и разобрали один из распространенных типов головоломок – анаграммы. Сегодня мы обратимся к следующему типу – метаграммам.

Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют и головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы.

В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные).

Как и другие словесные головоломки, метаграммы предназначены для индивидуального разгадывания, однако учитель может использовать их и в группе: на занятиях кружка, на школьном вечере.

Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

Цепочки слов

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку:
мышка > мошка > кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь.

час в век
час в год
место в парту
зуб в рот
душу в тело
дочь в мать

Много из одного

Можно из одного слова получать разные слова, заменяя в исходном слове лишь одну букву. Конечно, больше слов получится, если возьмём небольшое односложное или двусложное слово, например:

сор – бор, вор, жор, мор, тор, хор; сыр, сэр; сок, сом, сон, соя.

  • № 2. Даны слова: бак, порт, лайка. Назовите как можно больше слов, отличающихся от данных лишь одной буквой.

Можно предложить детям задание найти такие слова, из которых получится как можно больше новых слов путем однобуквенных замен.

Метаграммы можно загадывать в стихах.

Я символ власти, нужный королю.
Но если н на в сменить —
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.

С з нужна в бильярде я,
С ж я след после дождя.
С п я видеть помогаю,
С н путь ночью освещаю.

С с я жажду утолю,
С к я нужен кораблю.

С буквой б я хвойный лес,
С в в чужой карман залез.

С г я очень высока,
С н – жилище для зверька.

Я в геометрии фигура,
Но не овал и не квадрат.
Но к на д смени скорее,
И ты мне будешь страшно рад.

Я живу в дупле в лесу,
Грызть орешки я люблю.
Если сменишь е на у,
Я твой голод утолю.

Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если в на б сменить.

Я животное с рогами,
Но смените а на у,
И увидите вы сами,
Как я превращусь в пургу.

С буквой т я постоянно
Всё чего-нибудь боюсь.
С б — кусок я деревянный,
Для строительства сгожусь.

Я монархом был в России.
Ц на л смени скорей —
Будет ящик, где хранили
Раньше множество вещей.

С р роскошно распускаюсь,
С к я блею и бодаюсь.

Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.

Первой букву т возьми –
С корабля по мне сойдёшь.
Т на д теперь смени –
Из меня пальто сошьёшь.

С буквой к для тенниса я нужен,
С т я сладок и красив снаружи.

С буквой т его прочтём,
С буквой д мы в нём живём.

Целой группой, не вдвоём
Вместе песни мы поём.
Но как только р смягчите,
Меня в зверя превратите.

Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь л на а – и я
Вью гнездо на крыше дома.

Без меня вы не смогли бы на доске писать.
Е на о смени – я буду волны разбивать.

По реке по горной с ю проплывём всегда мы.
С буквой я меня ищи на голове у дамы.

С буквой в больных лечу,
С г весною прилечу.

Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но н на б смени скорей –
И обитатель я морей.

С р меня тянули из земли,
Но достать без мышки не могли.
С буквой щ, хочу иль не хочу,
Рубят лес – я в сторону лечу.

С буквой п я корнеплод,
Вырастаю в огороде.
П на к смени – и вот
Теку вольно на природе.

С буквой щ на самом деле
Я на службе у Емели.
М поставь на это место –
Без меня не будет теста.

Слов, различающихся одной буквой, в русском языке очень много. Поэтому можно предложить ученикам задание найти такие слова и сочинить метаграммы. Это не обязательно делать в стихотворной форме, например: с буквой т это воинское подразделение, а с буквой з – красивый цветок.

час – бас – бес – вес – век;

час – бас – бал – вал – вол – гол – год (другой вариант: час – чан – сан – сон – гон – год);

кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;

место – месть – масть – пасть – паста – парта;

зуб – куб – кум – ком – кот – рот;

душа – суша – сушь – суть – сеть – сень – сено – село – тело;

дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.

Бак – лак, мак, пак, рак, сак; бок, бык, бук; бал, бар, бас;

порт – борт, корт, сорт, торт, форт, хорт; пост, поэт; пора;

лайка – байка, гайка, зайка, майка, пайка, сайка, чайка, шайка; лейка; лавка, лапка, ласка.

№ 3. Корона — корова.

№ 4. Луза — лужа — лупа — луна.

Фонетика: играем в буквы

Фонетика: играем в буквы

Идея о том, что дети – великие лингвисты, известна, наверное, каждому родителю.

Все мы умиляемся забавным детским этимологиям и наивному, но поразительно точному чутью языка. Но ребенок растет, и вот его искренний детский интерес к родному языку заменяется скучными школьными правилами и зубрежкой.

Что же делать, чтобы этот интерес продолжал развиваться, как помочь дошкольнику открыть для себя мир Слова? Конечно, в форме игры, увлекательной и для взрослого, и для ребенка. Начнем мы, пожалуй, с фонетики (напомним: фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковой строй речи).

Расколдуем слово!

Многие дети очень любят игры со словами, их завораживают «словесные превращения», когда одна буква заменяется другой, и смысл слова полностью изменяется. Для начала можно попробовать поиграть, например, в «заколдованную букву». Взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной буквой, например, ОВЕЧКА-СВЕЧКА, РОЖКИ-ЛОЖКИ и т.д., и становится колдуном.

Колдун говорит: «На лугу паслись свечки». Ребенок должен расколдовать слово – найти ту самую букву, которая изменила смысл слова. «На лугу паслись овечки!» – восклицает ребенок, и колдун побежден! Эта игра очень выручала нас в долгих очередях к врачу, в дороге и в прочих скучных ситуациях.

После этого мы решили записывать такие словесные превращения и заодно потренироваться в чтении простых слов.

Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной буквой. Для того, чтобы игра букв в слове стала наглядной, запишем эти словесные цепочки особым образом. Допустим, существует цепочка из пяти слов: ТОМ, СОМ, КОМ, ЛОМ, ДОМ.

Лист бумаги формата А4 разрежем поперек на три части, сложим каждый прямоугольник пополам, вложим все три один в другой и скрепим в середине степлером, так, чтобы получилась маленькая тетрадка. Теперь разрежем одновременно все шесть ее страничек перпендикулярно сгибу по середине странички.

Наша тетрадка состоит теперь из двух половинок, каждая из которых перелистывается по отдельности. (Подумать о том, как сказать: поворачиваем обрезом к себе, получается что-то вроде двух отрывных календариков, соединенных вместе) На правой половинке запишем вторую, неизменную (подумать) часть слова ОМ, а на каждой страничке левой половины запишем по букве: Т, С, К, Л, Д. Таким образом, обе половинки каждой странички составляют целое слово. На обороте левой половинки можно нарисовать соответствующий предмет, это будет картинка-ответ. Вот другие варианты таких цепочек: ЛУК, СУК, БУК, ЖУК; МАК, БАК, РАК, ЛАК; БОЛЬ, МОЛЬ, СОЛЬ, РОЛЬ, НОЛЬ; КОЧКА, ПОЧКА, ДОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА; ГОРА, КОРА, НОРА, ПОРА. Во всех этих цепочках меняется первая буква слова. Можно менять и среднюю букву (тогда все странички нашей книжки-малютки разрежем не на две, а на три части): БУК, БОК, БЫК, БАК.

Меняющиеся буквы можно подобрать особым образом, так, чтобы они отражали ту или иную характеристику звука: глухость-звонкость (ДОЧКА-ТОЧКА, ГРОТ-КРОТ, ШАГАЛ-ШАКАЛ, КОСТЬ-ГОСТЬ) или твердость-мягкость (ПАЛЬЦЫ-ПЯЛЬЦЫ, НОС-НЁС, ПЫЛ-ПИЛ, ЛЫСЫЙ-ЛИСИЙ, ВОЗ-ВЁЗ). Можно поиграть с омофонами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному (КОД-КОТ, ЛИСА-ЛЕСА, ЛУК-ЛУГ, ПРУД-ПРУТ).

А вот пары слов, демонстрирующие «смягчающие» функции мягкого знака: МЕЛ-МЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ, СЕМЯ-СЕМЬЯ, КОН-КОНЬ, КРОВ-КРОВЬ, ЕЛ-ЕЛЬ, ПОЛКА-ПОЛЬКА, ГАЛКА-ГАЛЬКА, ШЕСТ-ШЕСТЬ. Малышам пока можно не называть (и уж ни в коем случае не навязывать!) строгие школьные термины: глухость, звонкость, твердость, мягкость. Просто удивитесь вместе с ребенком – мы лишь чуть-чуть изменили слово, а смысл у него стал совершенно иной!

Лишняя буква

Запишем на полоске бумаги слово УТОЧКА. Теперь загнем полоску так, чтобы закрыть первую букву. Получилось новое слово – ТОЧКА. Вот еще примеры, в которых первая или последняя буква может быть «лишней», «заколдованной»: ЩЕЛЬ-ЕЛЬ, УКОЛ-КОЛ, ЗУБР-ЗУБ, КОСА-ОСА, МРАК-РАК, ПОЛК-ПОЛ, УДОЧКА-ДОЧКА, ВОЛК-ВОЛ, ЭКРАН-КРАН, ПОЛК-ПОЛ, ВСЛАСТЬ-СЛАСТЬ, БЕДА-ЕДА, ШАР-ШАРФ, СТО-СТОЛ, СТОЛБ, УСЫ-БУСЫ, КРОТ-РОТ, КРОВ-РОВ, ГРОТ-РОТ, РОЗА-ГРОЗА-УГРОЗА, ЛАД-КЛАД-СКЛАД. Такие загадки на прибавление-убавление буквы называются логогрифами.

«Лишнюю» букву можно вставлять и в середину слова:

РУБКА-РУКА, ТЕПЛО-ТЕЛО, ГОРСТЬ-ГОСТЬ, КРАСКА-КАСКА, ЛАПА-ЛАМПА, ПАРА-ПАРКА. В этом случае «лишнюю» букву тоже можно спрятать в складке бумаги, только эта складка будет не в начале и не в конце, а в середине слова.

Мамы и папы наверняка помнят детскую считалку о корабле «Победа»:

  • на корабле «ПОБЕДА»
  • после ОБЕДА
  • случилась БЕДА:
  • пропала ЕДА.
  • «Ты украл?» «ДА».
  • Матросы кричат: «А!»

Для детей, которые только начинают читать, можно сделать мини-книжку по принципу телефонного справочника или словаря, где каждая страничка будет на одну букву длиннее, чем предыдущая. Можно придумать свои истории-считалки и для других подобных слов, например, ОГРАДА, ДОСАДА.

  • «Что за ОГРАДА,
  • не выдержала ГРАДА,
  • соседка-то и РАДА,
  • не знает она этого АДА!»
  • «Неужели?» «ДА!»
  • «Ужас какой! А!»

Сделать хотел грозу – а получил козу.

Теперь попробуем немного усложнить задачу. Вашему малышу нужно будет самому превратиться в колдуна и заколдовать слова. Как? Зачеркнуть «лишнюю» букву! Ну, например, во что можно превратить слово «гроза»? Правильно, в «розу»! Вот еще исходный материал для подобных превращений: КОЛЯ, ВАНЯ, ШАРФ, ЛАМПА, ОГОРОД, КРОТ, КРОШКА, СМЕХ, ЛЕНТА, ВЕРБА, ИГРА, ЛОБЗИК, ТИГР, ШПОРА, БРИТВА, КОРКА.

Другой вариант этой игры – не зачеркивать «лишнюю букву», а изменить ее так, чтобы получилось новое слово: КОШКА (КОРКА), БЕЛКА (БУЛКА), ТОЛЯ (КОЛЯ), ОЛЕНЬ (ОСЕНЬ), САЛЮТ (САЛАТ) и т.д. А помните знаменитые задачки на превращение слов, которые нужно выполнить уже не в одно, а в несколько действий? Может быть, волшебнику-самоучке попробовать КОЗУ превратить в ВОЛКА? Да запросто! КОЗА — ПОЗА — ПОЛА — ПОЛК – ВОЛК. А теперь давайте ДЕНЬ превратим в НОЧЬ: НОЧЬ — ДОЧЬ — ДОЛЬ — ДАЛЬ — ДАНЬ – ДЕНЬ.

Теперь попробуем поиграть не с буквами, а с целыми слогами!

Их тоже можно вставлять в слово: КАША-КАЛОША, ЖАБА-ЖАЛОБА, РЕКА-РЕЗИНКА, КОРКА-КОРЗИНКА, РУКА – РУБАШКА, КОРА – КОБУРА. Вот примеры на замену одного слога другим в середине слова: РУСАЛКА-РУЧОНКА; КОБУРА-КОЖУРА-КОНУРА.

Можно менять только вторую часть слова, оставляя первый слог без изменения.

Что дают подобные фонетические игры? Ребенок играет со Словом, пробует его на вкус, учится связывать фонетический облик слова с его лексическим значением, и, между прочим, незаметно приобретает навыки в чтении.

Первые опыты классификации – расселяем звуки

Итак, ваш малыш уже достаточно поднаторел в словесных превращениях, он почувствовал себя настоящим волшебником, который легким движением руки (или пера!) совершает чудеса. Вполне вероятно, что он уже учится в школе.

Пришла пора узнать, как устроены звуки, чем они отличаются друг от друга. Для начала подойдем к зеркалу и попробуем что-нибудь произнести, внимательно глядя на свое отражение. Вы заметили: одни звуки мы произносим с открытым ртом, и воздух свободно выходит из нашего рта (это – гласные звуки), а другие произносятся с сомкнутыми или приоткрытыми губами, и воздух на выдохе встречается с какими-то препятствиями – губами, зубами, языком (а эти звуки называются согласными). Произнося различные звуки, попытайтесь проследить, как меняется ваше лицо, какие органы участвуют «в работе». Моя дочь когда-то придумала, что разные гласные звуки отражают разные настроения: О – удивление, У – обиду, А– испуг, Ы – недовольство; И – похоже на улыбку, Э – (цитирую) «когда человек и не знает, что же ему сказать».

А для чего нужны гласные и согласные звуки?

Представьте себе, если бы в нашем языке были бы только гласные звуки? Или только согласные? Поиграем в такую игру. Один игрок задумывает любое слово и записывает на листке бумаги только согласные этого слова (или гласные). Другой должен отгадать, какое было задумано слово. Например, ТЛВЗР, КРНДШ – ЕЕО, ААА (телевизор, карандаш). В каком случае легче отгадывать и почему?

Кстати, человечество на «заре» своей истории тоже играло в такие игры. Например, в финикийской письменности не было гласных! Поэтому нередко получалось, что разные слова на письме выглядели совершенно одинаково. Запишем по финикийскому методу слово «кит». У нас получится КТ. Но ведь так же мы должны были бы записать и слово «кот». БК – это бак, бок, бык, бук? МЛ – мыл, мал, мёл, мел, мол, мил? ЛП – липа, лапа, лупа?

Давайте построим отдельные домики для наших гласных и согласных! Домики можно нарисовать на листе ватмана и прикрепить на стену. В домиках сделаем окошки для каждого звука, чтобы было видно, кто здесь живет. В «согласном» домике есть двойные окошки для парных звуков-друзей (твердые и мягкие, глухие и звонкие), а есть – одинарные (для непарных).

Глухие и звонкие

Произнесите различные согласные звуки вслух и шепотом. Вы сразу заметите, что звонкий звук шепотом произнести невозможно – он сразу становится глухим. Найдем все глухие и звонкие пары и расселим их по соответствующим окошкам. А теперь будем придумывать слова и предложения, состоящие только из звонких или только из глухих звуков. Для того, чтобы запомнить все глухие согласные, запомните такую фразу: «Фока, хочешь поесть щец?» Если зачеркнуть в ней все гласные и мягкий знак, то останутся только глухие согласные.

А теперь расшифруйте вместе с ребенком очень СЕКРЕТНОЕ предложение:

Шил-пыл у папужки зереньгий гослиг.

Ну, как, получилось? Конечно, это начало знаменитой трагической истории о бабушке и ее козлике, только в нем перепутались все пары звонких и глухих согласных. Теперь попробуйте сами зашифровать какой-нибудь простенький текст. Таким образом можно писать друг другу секретные послания и заодно тренироваться в классификации звуков.

Твердые и мягкие

Гласные звуки, как мы уже выяснили, очень любят встречаться с согласными. Только вот одной пятерке гласных (я, ю, е, и, ё) больше нравятся мягкие согласные звуки, а другой (а, у, э, ы, о) – твердые. Вот согласные под них и подстраиваются: встречаясь с первой пятеркой, становятся мягкими (мя, мю, ме, ми, мё), а со второй – твердыми (ма, му, мэ, мы, мо). Но есть и еще один способ твердую согласную превратить в мягкую – это, конечно, мягкий знак. Помните, как мы искали «лишнюю» букву в словах галька, уголь, полька? Что получится, если убрать мягкий знак? А теперь, наоборот, прибавим мягкий знак к словам: ел, кон, мел, мол, был, кров, вес, дан, ясен.

Итак, незаметно, легко и играючи мы познакомились с очень важными лингвистическими понятиями, а главное – смогли вызвать к ним живой и неподдельный интерес.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Источники

  • Harries V., Brown A. The association between baby care books that promote strict care routines and infant feeding, night-time care, and maternal-infant interactions. // Matern Child Nutr — 2019 — Vol15 — N4 — p.e12858; PMID:31216386
  • Brown A., Harries V. Infant sleep and night feeding patterns during later infancy: association with breastfeeding frequency, daytime complementary food intake, and infant weight. // Breastfeed Med — 2015 — Vol10 — N5 — p.246-52; PMID:25973527
  • Clayton HB., Li R., Perrine CG., Scanlon KS. Prevalence and reasons for introducing infants early to solid foods: variations by milk feeding type. // Pediatrics — 2013 — Vol131 — N4 — p.e1108-14; PMID:23530169

Каталог статей

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ
ВНИМАНИЕ К СЛОВУ И ЕГО ЧАСТЯМ,
КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Чтение под счет учителя или на время

Для урока подбираются слова, словосочетания, небольшие тексты, которые могут быть размещены на классной доске либо карточках. Предлагая детям упражнения подобного типа, учитель должен заранее рассчитать время (ориентируясь на ученика, имеющего среднюю скорость чтения), за которое дети могут правильно выполнить задание. При выполнении чтения под счет педагог предлагает ребятам прочитать слова, словосочетания на счет (раз, два, три и т. д.), при этом учитель вслух производит счет, а дети хором читают задание. Чтение под счет позволяет задавать различный темп чтения для учеников.

Для проведения подобных упражнений особое внимание уделяется чтению:
слов, различающихся одной буквой:

мак — лак — рак — как

  1. кол — пол — вол — гол;
  2. день — пень — тень — лень;
  3. соль — роль — толь — моль — боль;
  4. шапки — тапки — папки — лапки;
  5. лук — лак — люк;
  6. мушка — мышка — мошка;
  7. стол — стал — стул — стыл;
  8. игла — игра — икра;
  9. сыр — сыч — сын;
  10. кот — кит, сын — сон, суп — сук;
  11. дом — дым, шар — жар, лук — луг, мишка — миска;
  12. фокус — фикус, стол — стул, шторы — шпоры;
  13. рама — мама, розы — козы, козы — косы, капля — цапля;
  14. рана — рама, небо — небо, свет — цвет;
  15. уха — ухо, юла — Юля, лиса — Лиза.
  1. белка — булка — балка — палка — скалка;
  2. стрелка — грелка — тарелка — горелка.
  1. вода — водный — водяной;
  2. сад — садовый — садовник;
  3. мост — мостик — мостить — мостовая;
  4. мороз — морозец — морозный — заморозить.
  1. чистота — частота;
  2. дедушка — девушка (одновременно может отрабатываться орфоэпическая правильность чтения).
  • Чем похожи данные слова?
  • Чем они отличаются?
  • Как изменился смысл слова оттого, что в нем поменялась одна или несколько букв?
  1. угол — уголь, брат — брать, ел — ель;
  2. шест — шесть, хор — хорь, цел — ?;
  3. жар — жарь, стал — сталь, был — ?
  1. горка — горько,
  2. дал — даль,
  3. полка — полька,
  4. редко — редька,
  5. мел — мель,
  6. банка — банька,
  7. зорка — зорька,
  8. ест — лесть.

ЛИСТ, ОКУН, КРИК, КАРАС, СОМ, МОХ, ГУС, ЛЕН, РУЛ, НОЛ, ТИР, ПЫЛ, ВЕС, ДЕН, ШЕЛ, КОН, ЮЛ, ЛОС, УГОЛ, ТРУД, ЛЕН, БОЛ, ТОМ, ПЛОТ.

Прочитайте только те слова, в которых необходим мягкий знак.

4.Найдите схожую часть.
Прочитайте слова, записанные в первой строке. Сравните первое и второе слово, чем они похожи и чем отличаются. Сравните второе и третье слово. Чем они похожи и в чем их отличие? Таким же образом прочитайте и сравните слова во всех строках.

  1. МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК.
  2. МЕДАЛЬ, ПЕДАЛЬ, ДЕТАЛЬ, ДАЛЬ.
  3. ШМЕЛЬ, СМЕЛ, УСПЕЛ.
  4. МЕЛЬ, ЩЕЛЬ, ЦЕЛЬ.
  5. КЛЕН, ЛЕН, СИЛЕН.
  6. БОЛЬ, МОЛЬ, РОЛЬ, СОЛЬ.

При знакомстве детей с разделительным мягким знаком:
При изучении твердого знака:

  1. села — съела,
  2. обедать — объедать,
  3. Семка — съемка,
  4. выезд — въезд.
  1. бомба — бомбардир — бомбардировщик;
  2. бодрый — ободрился — приободрился.

Первый ученик читает 1—2 абзаца текста своему соседу, тот в это время внимательно следит за правильностью чтения и отмечает ошибки, на следующие 1—2 абзаца роли чтецов меняются.

Особый интерес у учащихся начальной школы всегда вызывают задания игрового и занимательного характера.

Чтение слов-перевертышей и предложений-перевертышей (палиндромов)

Для начала предложите ребятам самые простые из них, затем — более ложные, позднее — предложения. Например:

  1. Боб, иди, тут, дед, тот, Ада, Анна, Алла, лакал, топот, шалаш, казак, комок, заказ, летел, наган, доход, довод, тащат.
  2. Дом мод. Бел хлеб. Театр тает. Вижу — жив! Гори, пирог! Олесе весело! А Лиза мазила. Хорошо, шорох. Анна! Барабан на!
  3. Домок, как комод. Коту тащат уток. На доме чемодан. Кит на море ро-мантик. Лазил Дема, мед лизал. Ася, молоко около мяса. У лип Леша нашел пилу. Мокнет Оксана с котенком. Нажал кабан на баклажан. А роза упала на лапу Азора. Ишаку казак сена нес, казаку каши.
  1. Тот тут. Авось, сова тут. Алла рвала лавр. Иди искать такси. Иди Макар к ракам. Лев ел волов.

Тонет енот,
То не енот,
То кот.


«Приставьте букву»
В начало слова или в его конец добавьте букву так, чтобы получилось новое слово.

РОЗА (Г) ПАР (К) СТО (Г)
ВОЛ (К) УТКА (Ш) ОЧКИ (Т)
ОСЫ (К) КРА (Э) ВРАГ (О)
КОРЬ (Я) СТОЛ (Б) УХА (М)

(Гроза, волк, косы, якорь, парк, шутка, экран, столб, стог, точки, овраг, муха.)

«Замените букву»
В предложенных словах замените одну согласную букву другой так, чтобы получилось новое слово.

НОГТИ, ЛАПКА, ЗУБЫ, КИСКА, ПЕСОК, ГАЛКА, БУЛКА, НОРКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, РАМОЧКА, ПОЛЕНО, ОРЕЛ.

(Когти, папка, шубы, миска, лесок, палка, белка, корка, блин, доска, цвет, мамочка, колено, осел.)

«Фокусники»
Измените слоги в словах и вы, как настоящие фокусники, получите новые слова.

КАНАТ –
МАМА –
ЛЫЖИ –
СОСНА –
НЯНЯ –
МЫШКА –
НОРА –
КАМЫШ –
БАНКА –
БАБА –
ЖИЛЫ –
ДЯДЯ –
ДЫРА –
КАБАН –

«Волшебные превращения»
Прочитайте слова по-разному: сначала с ударением на первом слоге, затем — на втором. Чем похожи слова, чем они отличаются? Почему изменился смысл слов?

ХЛОПОК, ЗАМОК, КРУЖКИ, СТРЕЛКИ.


«Спрятанные слова»
Прочитайте следующие слова:

ОРГАН, ЖАРКОЕ, ПРОПАСТЬ, АТЛАС, ГВОЗДИКИ.


Прочитайте их еще раз, изменив ударение. Сколько слов записано? Чем они отличаются?

«Ищем друзей»
Прочитайте слова сначала по столбикам, затем по строкам. Найдите среди них друзей, слова, которые отличаются только одной буквой, только двумя буквами.

КОЗЫ БОЛЬ УС КАШКА
ВОЛ КОЛПАК ПЧЕЛКА ШАР
СТОЛБ КОШКА КОРКА ВКУС
КОЛ СОЛЬ ЕЛКА КОСЫ
КОЧКА ШАРФ СТОЛ ВОЛК

Для развития у детей внимания и интереса к чтению можно предложить фольклорные и литературные путаницы (рифмованные загадки, игры в слова и со словами, стихотворения и сказки).

«Рассеянный наборщик»
В этих двух стихотворениях наборщик перепутал строчки (слова, слоги, буквы). Помогите ему разобраться.

Старшие братья

Мы вчера своих сестер
Положили на забор,
Потрясли, потом побили,
Будет в доме меньше пыли.

Наш ковер

Мы сегодня наш ковер
Повели гулять во двор,
На качелях покачали
И мороженого дали.

Найдите ошибки наборщика

У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов, (голов)

Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.

Мама с бочками пошла (дочками)
По дороге вдоль села.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет огромный лук (жук)
С длинными усами.

Поэт окончил строчку,
В конце поставил бочку, (точку)

На глазах у детворы
Крысу красят маляры, (крышу)

Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей, (грачей)

Сели в ложку и — айда! (лодку)
По реке туда-сюда.

Врач напомнил дяде Мите:
— Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном, (капель)

Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери)

Я рубашку сшила шишке, (мишке)
A себе сошью штанишки.

«Звуковые близнецы»
Прочитайте стихотворения, найдите в них слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному.

Сережка

Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Тут сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
— Отыскалась твоя сережка!

На виду честного люда.
Трусит с горки съехать Люда,
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.

Для выработки у детей внимания, как предпосылки правильного чтения, могут быть использованы различные упражнения тренировочного характера, направленные как на предупреждение у учащихся ошибок во время чтения, так и формирование навыка осознанного чтения.

«Слова спрятались»
Перед вами слоги, среди которых спрятались знакомые слова. Попробуйте их найти и записать печатными буквами: слова — в столбик слева, слоги — в столбик справа.

ПРИ, ОРХ, ШЛИ, ДОМ, КРО, МАК, РИС, ФРЕ, ШКА, БЛЕ, ПРЯ, РОТ, СОН, ДЫМ, ФРУ, СЛЕ, ФЛЕ, ЯРП, ПОЛ, ЛОБ, ШУМ, ВЗЯ, СВИ, ACT, РЕВ, САД, ВЕС, РАД, ШТИ, ВСЕ, ПТИ, ОЛТ, КВА, ЖНИ, ВЛЕ, ПОС, КОТ, МЕД, ЛЕД, ЦВЕ.

Работа учащихся может быть организована фронтально (на доске) или в парах: задание выполняется на отдельных листах или в тетрадях, после выполнения задания проводится взаимопроверка или самопроверка выполненной работы.

Чтобы предупредить проблемы детей, связанные с чтением сочетаний согласных, можно практиковать запись слов, предложений, текстов различным шрифтом.

Прочитайте слова, записанные различным шрифтом:
1. ДЫмитЬся, оСТРота, ВСТреча, аСТРы.

2. — Зверек, зверек, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
— Бегу в каМЫШ — каМЫШ — каМЫШ.
Я — мышКА, мышКА, мышКА.

Удивительные игры со словами — 2

Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм. Цепочки слов — поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот. Задания могут быть самыми различными, например:
— заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год);
— превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса);
— как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр).
— стихотворные цепочки слов:

Слово первое – в мешке,
В булке хлеба на столе.
А второе – к нам летит,
И мешает, и жужжит.
Только третье нам поможет,
Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза).

Четыре слова отгадай,
Лишь буквы к слову подбирай:
С буквой «Д» я время суток,
Грею солнцем стаю уток.
С буквой «П» я след пилы,
Подо мною и грибы.
С буквой «Т» я на свету,
Не люблю я темноту.
Ну а с «Л» я спать хочу,
И уроки не учу. (День — пень — тень — лень).

Три словечка отгадай,
Буквы только подбирай:
Мной гордятся казаки:
«Ишь, под носом – посмотри!».
Не успеешь «О» поставить,
Как спешит она ужалить.
Если вставишь мягкий знак,
В колесе я не пустяк. (Усы — оса – ось).

Загадаем шесть вам слов
С первой буквой. Ты готов?
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машине нахожусь,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь,
С «С» можешь в булочной купить,
С «Ш» в бане себя мыть.
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка).

А теперь четыре слова
С первой буквой. Вы готовы?
С «О» – я вам рассказ кончаю,
С «У» – дождём вас поливаю,
С «А» — ваш груз перевожу,
С «К» – с волнами я дружу.
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе.
(Точка – тучка – тачка – качка).

Три словечка отгадай,
Вторую букву подбирай:
С буквой «К» я в ней учусь,
С «П» — на ножке я промчусь,
С «Т» — окошко закрываешь,
Все слова теперь ты знаешь. (Школа – шпора – штора).

С «М» она пальто поест,
С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).

С «Д» — лишь мамино творенье,
С «Т» — окончанье предложенья. (Дочка – точка)

Две первых буквы для меня –
И креслом стану для царя.
Две первых буквы заменю
И в колокола я зазвеню. (Трон – звон).

Буква «а» внутри стоит –
Много тайн в себе хранит.
Люди в слове том живут,
Много их и там, и тут.
Лишь заменишь «а» на «у» —
За гитарой побегу. (Страна – струна).

Вторая буква «о» во мне
И я на ветке по весне.
А «е» поставлю вместо «о» —
Готов избе дарить тепло! (Почка – печка).
***

Игра «Стихотворные логогрифы»

Логогриф (логографы) (от греч. «логос» — слово и «грифос» — загадка, сеть) — словесная головоломка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). Здесь принято загадывать не любые слова, а существительные в именительном падеже или имена собственные, например, из слова «рот», добавив букву, можно получить слова «крот».

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «И» прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).

Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить «Т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры — тигры).

Я с «Л» смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол).

Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша).

В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял…
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли. (Пенал — пена)

Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).

Можно предложить более легкие стихотворные загадки:

Из усатого сладкоежки
Можно сделать без труда
Слеповатого ночлежку,
Дом которого — нора. (Кот – крот).

Мой верный друг – сердитый гром.
Но если букву уберем,
То превращаюсь я в цветок:
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).

В короне я сижу на троне,
Любуюсь собственной персоной.
Как в слове «О» я потеряю,
Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль).

Отгадай четыре слова,
Поменяй лишь буквы снова:
С «Б» — ударила в руке,
С «М» — сидит в воротнике,
С «Т» на крышу взобралось,
С «Кр» — пловцу лишь удалось.
(Боль – моль – толь – кроль).

Три словечка отгадай,
Буквы смело подставляй:
С «У» — идет он в каждой школе,
С «За» — залог в любом он споре,
С «По» — пристанет к малышам,
И мешает в жизни нам. (Урок – зарок – порок).

Слово спряталось и ждет,
Кто его скорей найдет?
Землю пашет это слово,
Забодать тебя готово,
И в кафе его найдешь,
Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар).

«Этот кот — ну просто жмот,
На плоту разинул рот;
Повернул за поворот —
На лугу увидел скот»
Сколько раз вместилось в строчки
Слово «кот» и «от» до точки?
(«Кот» — 2 раза, «от» — 7 раз).

От глагола «рвет» скорей,
Образуй слова быстрей.
Вставь в стихи и прочитай!
И подумай, и сыграй:
Карапуз цветочки …. (рвет),
И к тому ещё …. (ревёт).
Мама плаксу в дом …(зовет) —
У него болит живот!

Мыла мама шилом раму,
Папа мылом туфли правил…
Что то здесь пошло не так,
Догадаться не пустяк.
Поменяй слова скорей –
Стань поэтом побыстрей!
(Мыла мама мылом раму,
Папа шилом туфли правил).

Три слова просто отгадаем,
Умело буквы лишь поставим:
Вот слово первое мурлычет,
Второе – корни в норке ищет,
А третье, улыбнувшись, шлет привет.
Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот).

Заменим буквы в слове ловко
И отгадаем, в чем уловка:
Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),
А в ней прорытая ….(нора).
С утра вставать пришла … (пора).
Спасибо всем, вот это да!

Кто перепутал все слова?
Кружится даже голова.
Найди словам свое ты место,
Поставь туда, где быть уместно:
Гуляет в чистом горе (поле) ветер,
А поле (горе) входит в старый дом.
Корабль плывет в соленом горе (море),
Ему не страшен даже шторм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *