Использование клавиатуры
Вводить данные на компьютер независимо от того, пишете ли вы букву или вычисляете числимые данные, клавиатура является основным способом ввода данных на компьютер. А знаете ли вы, что клавиатуру можно использовать для управления компьютером? Запомнив несколько простых команд, вводимых с клавиатуры(инструкций для компьютера), вы можете работать более эффективно.
Расположение клавиш
Клавиши на клавиатуре можно разделить на несколько групп в зависимости от выполняемых ими функций.
- Клавиши для ввода данных (буквенно-цифровые). Эти клавиши содержат те же буквы, числа, знаки препинания и символы, что и на традиционном клавиатуре.
- Клавиши управления. Эти клавиши используются отдельно или в сочетании с другими клавишами и служат для выполнения определенных действий. Чаще всего используются клавиши CTRL, ALT, клавиши с
На следующем рисунке показано, как эти клавиши расположены на типичной клавиатуре. Раскладка клавиатуры может быть другой.
Ввод текста
Когда вам нужно ввести какой-либо текст в программе, сообщении электронной почты или текстовом поле, вы увидите мигаюю вертикальную линию (
), которая называется курсором или точкой вставки. Он показывает, где будет отображаться вводимый вами текст. Вы можете переместить курсор, щелкнув необходимое расположение мышью или воспользовавшись клавишами перемещения (см. раздел «Использование клавиш перемещения» в этой статье).
Кроме букв, цифр, знаков препинания и символов, клавиши ввода включают клавиши SHIFT, CAPS LOCK, TAB, ВВОД, ПРОБЕЛ и BACKSPACE.
Буквы, вводимые при нажатой клавише SHIFT, становятся прописными. Если при нажатой клавише SHIFT нажимать другие клавиши, будут вводится символы, отображенные в верхней части этих клавиш.
Чтобы можно было вводить прописные буквы, нажмите клавишу CAPS LOCK один раз. Повторное нажатие клавиши CAPS LOCK выключает эту функцию. На используемой вами клавиатуре может быть световой индикатор, сигнализирующий о том, нажата ли клавиша CAPS LOCK.
С помощью клавиши TAB можно переместить курсор на несколько позиций вперед. Кроме того, с помощью клавиши TAB можно перейти на следующее текстовое поле в форме.
С помощью клавиши ВВОД можно переместить курсор в начало следующей строки. В диалоговом окне с помощью клавиши ВВОД можно нажать выделенную кнопку.
При нажатии клавиши ПРОБЕЛ курсор перемещается на один пробел вперед.
С помощью клавиши BACKSPACE можно удалить символ, расположенный перед курсором, или выделенный текст.
Использование сочетаний клавиш
Сочетания клавишиспользуются для выполнения различных действий с помощью клавиатуры. Они ускоряют работу с компьютером. Фактически практически любые действия или команды, которые можно выполнять с помощью мыши, быстрее выполняются с помощью одной или более клавиш на клавиатуре.
В справке знак «плюс» (+) между двумя или более клавишами указывает на то, что эти клавиши должны быть нажаты в комбинации. Например, CTRL+A означает, что необходимо нажать клавишу CTRL и, не отпуская ее, нажать клавишу A. CTRL+SHIFT+A означает, что необходимо нажать клавиши CTRL и SHIFT и, не отпуская их, нажать клавишу A.
Поиск сочетаний клавиш для программ
В большинстве программ можно выполнять действия с помощью клавиатуры. Чтобы узнать, для каких команд можно использовать сочетания клавиш, откройте меню. Сочетания клавиш (если можно их использовать) отображаются рядом с элементами меню.
Сочетания клавиш отображаются рядом с элементами меню.
Выбор меню, команд и параметров
С помощью клавиатуры вы можете открывать меню и выбирать команды и другие параметры. В программе, в которой есть меню с подчеркнутыми буквами, нажмите клавишу ALT и подчеркнутую букву, чтобы открыть соответствующее меню. Нажмите подчеркнутую букву в пункте меню, чтобы выбрать соответствующую команду. В приложениях, в которых используется лента, например в Paint или WordPad, при нажатии клавиши ALT буквы, которые можно нажать, накладываются на ленту (а не подчеркиваются).
Нажмите ALT+F, чтобы открыть меню «Файл», а затем нажмите P, чтобы выбрать команду «Печать».
Этот прием также можно сделать в диалоговом окнах. Если рядом с каким-либо пунктом в диалоговом окне отображается подчеркнутая буква, это означает, что можно нажать клавишу ALT и клавишу с этой буквой, чтобы выбрать этот пункт.
Полезные сочетания клавиш
В таблице ниже перечислены некоторые из самых полезных сочетаний клавиш. Более подробный список см. в разделе Сочетания клавиш.
Клавиша с логотипом Windows
Открытие меню «Пуск»
Переключение между открытыми программами или окнами
Закрытие активного элемента или выход из активной программы
Сохранение текущего файла или документа (это сочетание клавиш работает в большинстве программ)
Копирование выбранного элемента
Вырезание выбранного элемента
Вставка выбранного элемента
Выбор всех элементов в документе или окне
Отображение Справки программы или Windows
Клавиша с логотипом Windows
Отображение Справки и поддержки Windows
Отмена текущей задачи
Открывает меню команд, связанных с выделением в программе. Аналогичное действие выполняется при щелчке выделения правой кнопкой мыши.
Использование клавиш перемещения
Клавиши навигации позволяют перемещать курсор, перемещаться по документам и веб-страницам, а также редактировать текст. В таблице ниже перечислен ряд стандартных функций этих клавиш.
СТРЕЛКА ВЛЕВО, СТРЕЛКА ВПРАВО, СТРЕЛКА ВВЕРХ или СТРЕЛКА ВНИЗ
Перемещение курсора или выделения на один символ или строку в направлении стрелки или прокрутка веб-страницы в направлении стрелки
Перемещение курсора в конец строки или в верхнюю часть веб-страницы
Перемещение курсора в конец строки или в нижнюю часть веб-страницы
Перемещение курсора в начало документа
Перемещение курсора в конец документа
Перемещение курсора или страницы на один экран вверх
Перемещение курсора или страницы на один экран вниз
Удаление символа, расположенного после курсора, или выделенного текста. В Windows — удаление выбранного элемента и перемещение его в корзину
Включение и выключение режима вставки. Если режим вставки включен, вводимый вами текст будет вставляться в позиции курсора. Если режим вставки выключен, вводимый вами текст заменять уже имеющиеся символы.
Использование цифровой клавиатуры
На цифровой клавиатуре цифры отображаются от 0 до 9, арифметические операторы + (с добавление), — (вычитание), * (умножение) и / (деление) и десятичной за несколькими точками, как на калькуляторе или компьютере. Конечно же, эти символы есть и на других клавишах, но с помощью этой клавиатуры можно одной рукой быстро вводить числовые данные или математические операции.
Чтобы использовать цифровую клавиатуру для ввода чисел, нажмите клавишу NUM LOCK. На большинстве клавиатур имеется световой индикатор, сигнализирующий о том, включена ли клавишу NUM LOCK. Если клавиша NUM LOCK выключена, цифровая клавиатура работает в качестве дополнительного набора клавиш перемещения (эти функции напечатаны на клавишах рядом с цифрами или символами).
С помощью цифровой клавиатуры можно выполнять простые вычисления с помощью калькулятора.
Использование цифровой клавиатуры в приложении Калькулятор
- Откройте калькулятор, нажав кнопку «Начните «. В поле поиска введите Калькулятор, а затем в списке результатов щелкните Калькулятор.
- Убедитесь, что на клавише светится индикатор состояния клавиши NUM LOCK. Если он не светится, нажмите клавишу NUM LOCK.
- С помощью цифровой клавиатуры введите первое число выражения.
- На клавиатуре нажмите +, –, * или /, чтобы выполнить сложение, вычитание, умножение или деление соответственно.
- Введите следующее число выражения.
- Нажмите клавишу ВВОД, чтобы выполнить вычисление.
Три странные клавиши
На данный момент мы рассказали почти обо всех клавишах, которые вы используете. Но для полной картины давайте рассмотрим три самые загадочные клавиши на клавиатуре: PRINT SCREEN, SCROLL LOCK и PAUSE.
Очень давно эта клавиша в действительности не совместила ее — она отправила текущий экран текста на принтер. Сейчас же при нажатии клавиши PRINT SCREEN делается снимок всего экрана, который затем копируется в буфер обмена в памяти компьютера. Оттуда его можно в виде CTRL+V в виде программы Microsoft Paint или другой программы и, если нужно, распечатать из нее.
Еще более непонятным является SYS RQ, который передает клавишу PrtScn на некоторых клавиатурах. Как правило, SYS RQ был создан в качестве «системного запроса», но эта команда не включена в Windows.
Совет: Чтобы сделать снимок только активного окна, а не всего экрана, нажмите клавиши ALT+PRINT SCREEN.
В большинстве программ нажатие scroll LOCK не влияет на результат. В некоторых программах при нажатии клавиши SCROLL LOCK изменяется поведение клавиш со стрелками и клавиш PAGE UP и PAGE DOWN. При нажатии этих клавиш выполняется прокрутка документа без изменения позиции курсора или выделения. На клавиатуре может быть световой сигнал, указывающий на то, что на клавиатуре есть клавиша SCROLL LOCK.
Этот ключ редко используется. В некоторых старых программах при нажатии этой клавиши приостанавливается выполнение программы. Кроме того, если при этом нажата клавиша CTRL, работа программы будет прервана.
На некоторых современных клавиатурах имеются отдельные клавиши или кнопки для быстрого доступа к программам, файлам или командам. На других клавиатурах есть клавиши для регулировки громкости, колеса прокрутки или масштабирования, а также другие органы управления. Дополнительные сведения об этих функциях см. в документации для соответствующей клавиатуры или компьютера или на веб-сайте производителя.
Советы по безопасному использованию клавиатуры
Правильное использование клавиатуры помогает избежать оголевости или повреждения часов, рук и рук, особенно при длительном использовании компьютера. Вот несколько советов, которые помогут улучшить использование клавиатуры.
- Разместите клавиатуру на уровне локтей. Ваши плечи должны быть расслаблены.
- Выровняйте клавиатуру по центру перед собой. Если на клавиатуре есть цифровая клавиатура, при центровке клавиатуры ориентируйтесь на клавишу ПРОБЕЛ.
- При печати на клавиатуре ваши руки и запястья должны «плавать» над клавиатурой, чтобы вы могли перемещать руки к самым удаленным клавишам, а не тянуться к ним пальцами.
- При печати на клавиатуре не кладите кисти рук или запястья ни на какую поверхность. Если клавиатура оснащена упором для кистей рук, используйте его только во время перерывов в печати.
- При печати на клавиатуре нажимайте клавиши легкими касаниями, при этом ваши запястья должны быть выпрямлены.
- Если вы не печатаете, дайте рукам и кистям рук отдохнуть.
- Через каждые 15–20 минут работы на компьютере устраивайте себе перерывы.
Операторы и выражения¶
Большинство предложений (логических строк) в программах содержат выражения. Простой пример выражения: 2 + 3 . Выражение можно разделить на операторы и операнды.
Операторы — это некий функционал, производящий какие-либо действия, который может быть представлен в виде символов, как например + , или специальных зарезервированных слов. Операторы могут производить некоторые действия над данными, и эти данные называются операндами. В нашем случае 2 и 3 — это операнды.
Операторы¶
Кратко рассмотрим операторы и их применение:
Обратите внимание, вычислить значения выражений, данных в примерах, можно также используя интерпретатор интерактивно. Например, для проверки выражения 2 + 3 воспользуйтесь интерактивной командной строкой интерпретатора Python:
1 2 3 4
>>> 2 + 3 5 >>> 3 * 5 15
Операторы и их применение
Оператор | Название | Объяснение | Примеры |
---|---|---|---|
+ | Сложение | Суммирует два объекта | 3 + 5 даст 8 ; ‘a’ + ‘b’ даст ‘ab’ |
— | Вычитание | Даёт разность двух чисел; если первый операнд отсутствует, он считается равным нулю | -5.2 даст отрицательное число, а 50 — 24 даст 26 . |
* | Умножение | Даёт произведение двух чисел или возвращает строку, повторённую заданное число раз. | 2 * 3 даст 6 . ‘la’ * 3 даст ‘lalala’ . |
** | Возведение | Возвращает число х , возведённое в степень y | 3 ** 4 даст 81 (т. е. 3 * 3 * 3 * 3 ) |
/ | Деление | Возвращает частное от деления x на y | 4 / 3 даст 1.3333333333333333 . |
// | Целочисленное деление | Возвращает неполное частное от деления | 4 // 3 даст 1 . -4 // 3 даст -2 . |
% | Деление по модулю | Возвращает остаток от деления | 8 % 3 даст 2 . -25.5 % 2.25 даст 1.5 . |
Сдвиг влево | Сдвигает биты числа влево на заданное количество позиций. (Любое число в памяти компьютера представлено в виде битов — или двоичных чисел, т. е. 0 и 1 ) | 2 | |
>> | Сдвиг вправо | Сдвигает биты числа вправо на заданное число позиций. | 11 >> 1 даст 5 . В двоичном виде 11 представляется как 1011 , что будучи смещённым на 1 бит вправо, даёт 101 , а это, в свою очередь, не что иное как десятичное 5 |
& | Побитовое И | Побитовая операция И над числами | 5 & 3 даёт 1 . |
| | Побитовое ИЛИ | Побитовая операция ИЛИ над числами | 5 | 3 даёт 7 |
^ | Побитовое ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЛИ | Побитовая операция ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЛИ | 5 ^ 3 даёт 6 |
~ | Побитовое НЕ | Побитовая операция НЕ для числа x соответствует -(x+1) | ~5 даёт -6 . |
Меньше | Определяет, верно ли, что x меньше y . Все операторы сравнения возвращают True или False 1 . Обратите внимание на заглавные буквы в этих словах. | 5 < 3 даст False , а 3 < 5 даст True . Можно составлять произвольные цепочки сравнений: 3 < 5 < 7 даёт True . | |
> | Больше | Определяет, верно ли, что x больше y | 5 > 3 даёт True . Если оба операнда — числа, то перед сравнением они оба преобразуются к одинаковому типу. В противном случае всегда возвращается False . |
Меньше или равно | Определяет, верно ли, что x меньше или равно y | x = 3; y = 6; x | |
>= | Больше или равно | Определяет, верно ли, что x больше или равно y | x = 4; y = 3; x >= 3 даёт True . |
== | Равно | Проверяет, одинаковы ли объекты | x = 2; y = 2; x == y даёт True . x = ‘str’; y = ‘stR’; x == y даёт False . x = ‘str’; y = ‘str’; x == y даёт True . |
!= | Не равно | Проверяет, верно ли, что объекты не равны | x = 2; y = 3; x != y даёт True . |
not | Логическое НЕ | Если x равно True , оператор вернёт False . Если же x равно False , получим True . | x = True; not x даёт False . |
and | Логическое И | x and y даёт False , если x равно False , в противном случае возвращает значение y | x = False; y = True; x and y возвращает False , поскольку x равно False . В этом случае Python не станет проверять значение y , так как уже знает, что левая часть выражения ‘and’ равняется False , что подразумевает, что и всё выражение в целом будет равно False , независимо от значений всех остальных операндов. Это называется укороченной оценкой булевых (логических) выражений. |
or | Логическое ИЛИ | Если x равно True , в результате получим True , в противном случае получим значение y | x = True; y = False; x or y даёт True . Здесь также может производиться укороченная оценка выражений. |
Краткая запись математических операций и присваивания¶
Зачастую результат проведения некой математической операции необходимо присвоить переменной, над которой эта операция производилась. Для этого существуют краткие формы записи выражений:
Вы можете записать:
a = 2; a = a * 3
a = 2; a *= 3
Обратите внимание, что выражения вида » переменная = переменная операция выражение » принимает вид » переменная операция = выражение «.
Порядок вычисления¶
Если имеется выражение вида 2 + 3 * 4 , что производится раньше: сложение или умножение? Школьный курс математики говорит нам, что умножение должно производиться в первую очередь. Это означает, что оператор умножения имеет более высокий приоритет, чем оператор сложения.
Следующая таблица показывает приоритет операторов в Python, начиная с самого низкого (самое слабое связывание) и до самого высокого (самое сильное связывание). Это означает, что в любом выражении Python сперва вычисляет операторы и выражения, расположенные внизу таблицы, а затем операторы выше по таблице.
Эта таблица взята из Справочника по языку Python (англ.) и приводится здесь для полноты описания. На практике лучше использовать скобки для группировки операторов и операндов, чтобы в явном виде указать порядок вычисления выражений. Заодно это облегчит чтение программы. Более подробно см. в разделе Изменение порядка вычисления ниже.
Приоритет операторов
Оператор | Описание |
---|---|
lambda | лямбда-выражение |
or | Логическое «ИЛИ» |
and | Логическое «И» |
not x | Логическое «НЕ» |
in , not in | Проверка принадлежности |
is , is not | Проверка тождественности |
< , , >= , != , == | Сравнения |
| | Побитовое «ИЛИ» |
^ | Побитовое «ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЛИ» |
& | Побитовое «И» |
> | Сдвиги |
+ , — | Сложение и вычитание |
* , / , // , % | Умножение, деление, целочисленное деление и остаток от деления |
+x , -x | Положительное, отрицательное |
~x | Побитовое НЕ |
** | Возведение в степень |
x.attribute | Ссылка на атрибут |
x[индекс] | Обращение по индексу |
x[индекс1:индекс2] | Вырезка |
f(аргументы . ) | Вызов функции |
(выражения, . ) | Связка или кортеж 2 |
[выражения, . ] | Список |
Словарь |
Операторы, о которых мы не упомянули, будут объяснены в дальнейших главах.
В этой таблице операторы с равным приоритетом расположены в одной строке. Например, + и — имеют равный приоритет.
Изменение порядка вычисления¶
Для облегчения чтения выражений можно использовать скобки. Например, 2 + (3 * 4) определённо легче понять, чем 2 + 3 * 4 , которое требует знания приоритета операторов. Как и всё остальное, скобки нужно использовать разумно (не перестарайтесь) и избегать излишних, как в (2 + (3 * 4)) .
Есть ещё одно преимущество в использовании скобок — они дают возможность изменить порядок вычисления выражений. Например, если сложение необходимо произвести прежде умножения, можно записать нечто вроде (2 + 3) * 4 .
Ассоциативность¶
Операторы обычно обрабатываются слева направо. Это означает, что операторы с равным приоритетом будут обработаны по порядку от левого до правого. Например, 2 + 3 + 4 обрабатывается как (2 + 3) + 4 .
Выражения¶
Пример (сохраните как expression.py ):
1 2 3 4 5 6
length = 5 breadth = 2 area = length * breadth print('Площадь равна', area) print('Периметр равен', 2 * (length + breadth))
Вывод:
1 2 3
$ python expression.py Площадь равна 10 Периметр равен 14
Как это работает:
Длина и ширина прямоугольника хранятся в переменных length и breadth соответственно. Мы используем их для вычисления периметра и площади прямоугольника при помощи выражений. Результат выражения length * breadth сохраняется в переменной area , после чего выводится на экран функцией print . Во втором случае мы напрямую подставляем значение выражения 2 * (length + breadth) в функцию print .
Также обратите внимание, как Python «красиво печатает» результат. Несмотря на то, что мы не указали пробела между ‘Площадь равна’ и переменной area , Python подставляет его за нас, чтобы получить красивый и понятный вывод. Программа же остаётся при этом легкочитаемой (поскольку нам не нужно заботиться о пробелах между строками, которые мы выводим). Это пример того, как Python облегчает жизнь программисту.
Резюме¶
Мы увидели, как пользоваться операторами, операндами и выражениями. Это основные строительные блоки любой программы. Далее мы увидим, как это применить на практике.
- «True» — англ. «Верно (Правда)»; «False» — англ. «Ошибочно (Ложь)». (прим. перев.) ↩
- «tuple» — англ. «кортеж» (прим. перев.) ↩
Необходимо вычислить значение выражения и вывести его на экран
Привет!
Я застопарился и не могу понять как решить это:
Вот что у меня вышло:
from math import *
u = 0.3*math.log((math.e**(-x)))+math.atan(x)-(math.sin**2)(x)/4*math.sqrt(math.log10(math.fabs(x-1))
print(u)
94731 / 64177 / 26122
Регистрация: 12.04.2006
Сообщений: 116,782
Ответы с готовыми решениями:
Вычислить значение выражения и вывести его на экран
Здравствуйте, вроде как я разобрался с тем как вычислить выражение, но ответ выводится будто в.
Вычислить значение выражения и вывести его на экран
Вычислить значение выражения x = f3 + b/2 при b= — 3+k/2, f=2-k*a и вывести его на экран.
Вычислить значение выражения и вывести его на экран
Вычислить значение выражения x = (b*f)3 — f/2 при b= — 3c-a, f=7+a и вывести его на экран. Я.
Вычислить значение выражения и вывести его на экран монитора
Вычислить объем V сферы, если задана длина ее радиуса R, либо радиус R сферы, если задан ее.
8219 / 4338 / 1838
Регистрация: 27.03.2020
Сообщений: 7,162
Snike_win,
1 2 3 4 5
from math import log10, log, atan, sin, exp, sqrt x = float(input()) u = (0.3*log10((exp(-x)))+(atan(x)-sin(x)**2) /(4*sqrt(log(abs(x-1))))) print(u)
Регистрация: 15.09.2021
Сообщений: 10
У меня вопрос. Почему не отображается ответ в итерпритаторе или так и должно быть? Обясните пожалуста.
8219 / 4338 / 1838
Регистрация: 27.03.2020
Сообщений: 7,162
Snike_win, запусти код; введи значение «х»; нажми ентер.
Регистрация: 15.09.2021
Сообщений: 10
Вот что мне выдаёт:
Traceback (most recent call last):
File «C:\Users\Oleksandr Riabchenko\Desktop\Python\dd.py», line 2, in
x = float(input())
ValueError: could not convert string to float: ‘x’
1187 / 763 / 277
Регистрация: 05.09.2021
Сообщений: 1,772
Сообщение от Gdez
Snike_win, запусти код; введи значение «х»; нажми ентер.
Ввел х. все по ТЗ. я пойду выпью чего покрепче.
Snike_win, формулирую, после запуска программы, введите вещественное число, или целое число. Но если будет вещественное помните, что у буржуев плавающая точка, а не запятая.
Добавлено через 4 минуты
Хотя этого мало, надо так.
Примеры целых чисел: 1 , 2 , 3 , 4 , 5
Примеры вещественных чисел: 1.1 , 1.2 , 1.12312312 , 0.99999 , 5.0
Ваша программа может принимать оба вида, ответ на вопрос, почему все падает при вводе ‘Х’ — предлагаю вам обдумать самостоятельно.
Регистрация: 15.09.2021
Сообщений: 10
Понял спасибо.
87844 / 49110 / 22898
Регистрация: 17.06.2006
Сообщений: 92,604
Помогаю со студенческими работами здесь
Вычислить значение выражения и вывести его на экран монитора
Вычислить значение выражения и вывести его на экран монитора, при этом необходимо предусмотреть.
вычислить значение выражения f (x) и вывести его на экран монитора.
задание прилагается
Вычислить значение выражения и вывести его на экран монитора
Вычислить для треугольника со сторонами a, b и углом между ними y диаметр D окружности.
Вычислить значение выражения f(x) и вывести его на экран монитора
Ввести аргумент x с помощью клавиатуры, вычислить значение выражения f(x) и вывести его на экран.
Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значение выражения
1. Подпункт Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значение выражения от действительного t на.
Или воспользуйтесь поиском по форуму:
Ввод и вывод данных
Мы уже встречались с функцией print() . Она отвечает за вывод данных, по-умолчанию на экран. Если код содержится в файле, то без нее не обойтись. В интерактивном режиме в ряде случаев можно обойтись без нее.
Ввод данных в программу и их вывод важны в программировании. Без ввода программы делали бы одно и то же, исключая случаи, когда в них самих генерируются случайные значения. Вывод позволяет увидеть, использовать, куда-нибудь передать результат работы программы.
Обычно требуется, чтобы программа обрабатывала какой-то диапазон различных входных данных, которые поступают в нее из внешних источников. В качестве последних могут выступать файлы, клавиатура, сеть, выходные данные из другой программы. В свою очередь вывод данных, например, возможен в файл, по сети, в базу данных, на принтер. Однако нередко информацию просто выводят на экран монитора.
Можно сказать, что программа – это открытая система, которая обменивается чем-либо с внешней для нее средой. Если живой организм в основном обменивается веществом и энергией, то программа – данными, информацией.
Вывод данных. Функция print()
Что такое функция в программировании, узнаем позже. Пока будем считать, что print() – это такая команда языка Python, которая выводит то, что в ее скобках на экран.
>>> print(1032) 1032 >>> print(2.34) 2.34 >>> print("Hello") Hello
В скобках могут быть любые типы данных. Кроме того, количество данных может быть различным:
>>> print("a:", 1) a: 1 >>> one = 1 >>> two = 2 >>> three = 3 >>> print(one, two, three) 1 2 3
Можно передавать в функцию print() как непосредственно литералы (в данном случае «a:» и 1), так и переменные, вместо которых будут выведены их значения. Аргументы функции (то, что в скобках), разделяются между собой запятыми. В выводе вместо запятых значения разделены пробелом.
Если в скобках стоит выражение, то сначала оно выполняется, после чего print() уже выводит результат данного выражения:
>>> print("hello" + " " + "world") hello world >>> print(10 - 2.5/2) 8.75
В print() предусмотрены дополнительные параметры. Например, через параметр sep можно указать отличный от пробела разделитель строк:
>>> print("Mon", "Tue", "Wed", "Thu", "Fri", "Sat", "Sun", sep="-") Mon-Tue-Wed-Thu-Fri-Sat-Sun >>> print(1, 2, 3, sep="//") 1//2//3
Параметр end позволяет указывать, что делать, после вывода строки. По-умолчанию происходит переход на новую строку. Однако это действие можно отменить, указав любой другой символ или строку:
>>> print(10, end="") 10>>>
Обычно end используется не в интерактивном режиме, а в скриптах, когда несколько выводов подряд надо разделить не переходом на новую строку, а, скажем, запятыми. Сам переход на новую строку обозначается символом ‘\n’. Если присвоить это значение параметру end , то никаких изменений в работе функции print вы не увидите, так как это значение и так присвоено по-умолчанию:
>>> print(10, end='\n') 10 >>>
Однако, если надо отступить на одну дополнительную строку после вывода, то можно сделать так:
>>> print(10, end='\n\n') 10 >>>
В функцию print нередко передаются так называемые форматированные строки, хотя по смыслу их правильнее называть строки-шаблоны. Никакого отношения к самому print они не имеют. Когда такая строка находится в скобках print() , интерпретатор сначала согласно заданному в ней формату преобразует ее к обычной строке, после чего передает результат в print() .
Форматирование может выполняться в так называемом старом стиле или с помощью строкового метода format . Старый стиль также называют Си-стилем, так как он схож с тем, как происходит вывод на экран в языке C. Рассмотрим пример:
>>> pupil = "Ben" >>> old = 16 >>> grade = 9.2 >>> print("It's %s, %d. Level: %f" % (pupil, old, grade)) It's Ben, 16. Level: 9.200000
Здесь вместо трех комбинаций символов %s , %d , %f подставляются значения переменных pupil , old , grade . Буквы s , d , f обозначают типы данных – строку, целое число, вещественное число. Если бы требовалось подставить три строки, то во всех случаях использовалось бы сочетание %s .
Хотя в качестве значения переменной grade было указано число 9.2, на экран оно вывелось с дополнительными нулями. Чтобы указать, сколько требуется знаков после запятой, надо перед f поставить точку, после нее указать желаемое количество знаков в дробной части:
>>> print("It's %s, %d. Level: %.1f" % (pupil, old, grade)) It's Ben, 16. Level: 9.2
Теперь посмотрим на метод format() :
>>> print("This is a . It's .".format("ball", "red")) This is a ball. It's red. >>> >>> print("This is a . It's .".format("white", "cat")) This is a cat. It's white. >>> >>> print("This is a . It's .".format("a", "number", 1)) This is a 1. It's a number.
В строке в фигурных скобках указаны номера данных, которые будут сюда подставлены. Далее к строке применяется метод format() . В его скобках указываются сами данные (можно использовать переменные). На нулевое место подставится первый аргумент метода format() , на место с номером 1 – второй и т. д.
На самом деле возможности метода format существенно шире, и для их изучения понадобился бы отдельный урок. Нам пока будет достаточно этого.
В новых релизах Питона появился третий способ создания форматированных строк – f-строки. Перед их открывающей кавычкой прописывается буква f . В самой строке внутри фигурных скобок записываются выражения на Python, которые исполняются, когда интерпретатор преобразует строку-шаблон в обычную.
>>> a = 10 >>> b = 1.33 >>> c = 'Box' >>> print(f'qty - a:5>, goods - c>') qty - 10, goods - Box >>> print(f'price - b + 0.2:.1f>') price - 1.5
В примере число 5 после переменной a обозначает количество знакомест, отводимых под вывод значения переменной. В выражении b + 0.2:.1f сначала выполняется сложение, после этого значение округляется до одного знака после запятой.
Ввод данных. Функция input()
За ввод в программу данных с клавиатуры в Python отвечает функция input . Когда вызывается эта функция, программа останавливает свое выполнение и ждет, когда пользователь введет текст. После этого, когда он нажмет Enter , функция input() заберет введенный текст и передаст его программе, которая уже будет обрабатывать его согласно своим алгоритмам.
Если в интерактивном режиме ввести команду input() , то ничего интересного вы не увидите. Компьютер будет ждать, когда вы что-нибудь введете и нажмете Enter или просто нажмете Enter . Если вы что-то ввели, это сразу же отобразиться на экране:
>>> input() Yes! 'Yes!'
Функция input() передает введенные данные в программу. Их можно присвоить переменной. В этом случае интерпретатор не выводит строку сразу же:
>>> answer = input() No, it is not.
В данном случае строка сохраняется в переменной answer , и при желании мы можем вывести ее значение на экран:
>>> answer 'No, it is not.'
При использовании функции print() кавычки в выводе опускаются:
>>> print(answer) No, it is not.
Куда интересней использовать функцию input() в скриптах – файлах с кодом. Рассмотрим такую программу:
name_user = input() city_user = input() print(f'Вас зовут name_user>. Ваш город city_user>')
При запуске программы, компьютер ждет, когда будет введена сначала одна строка, потом вторая. Они будут присвоены переменным name_user и city_user . После этого значения этих переменных выводятся на экран с помощью форматированного вывода. Пример выполнения скрипта:
Арнольд Питонск Вас зовут Арнольд. Ваш город Питонск
Эта программа далека от совершенства. Откуда пользователю знать, что от него хотят? Чтобы не вводить человека в замешательство, для функции input предусмотрен специальный параметр-приглашение. Это приглашение выводится на экран при вызове input() . Усовершенствованная программа может выглядеть так (сразу под ней пример ее выполнения):
name_user = input('Ваше имя: ') city_user = input('Ваш город: ') print(f'Вас зовут name_user>. Ваш город city_user>')
Ваше имя: Серый Ваш город: Белый Вас зовут Серый. Ваш город Белый
Обратите внимание, что в программу поступает строка. Даже если ввести число, функция input() все равно вернет его строковое представление. Но что делать, если надо получить число? Ответ: использовать функции преобразования типов.
qty = input("Сколько апельсинов? ") price = input("Цена одного? ") qty = int(qty) price = float(price) summa = qty * price print("Заплатите", summa, "руб.")
Сколько апельсинов? 5 Цена одного? 35.80 Заплатите 179.0 руб.
В данном случае с помощью функций int() и float() строковые значения переменных qty и price преобразуются соответственно в целое число и вещественное число. После этого новые численные значения присваиваются тем же переменным.
Программный код можно сократить, если преобразование типов выполнить в тех же строках кода, где вызывается функция input() :
qty = int(input("Сколько апельсинов? ")) price = float(input("Цена одного апельсина? ")) summa = qty * price print("Заплатите", summa, "руб.")
Сначала выполняется функция input() . Она возвращает строку, которую функция int() или float() сразу преобразует в число. Только после этого происходит присваивание переменной, то есть она сразу получает численное значение.
Практическая работа
- Напишите программу (файл user.py ), которая запрашивала бы у пользователя:
— его имя (например, «What is your name?»)
— возраст («How old are you?»)
— место жительства («Where are you live?»)
После этого выводила бы три строки:
«This is имя »
«It is возраст »
«(S)he live in место_жительства »
Вместо имя , возраст , место_жительства должны быть данные, введенные пользователем. Примечание: можно писать фразы на русском языке, но если вы планируете стать профессиональным программистом, привыкайте к английскому. - Напишите программу (файл arithmetic.py ), которая предлагала бы пользователю решить пример 4 * 100 — 54. Потом выводила бы на экран правильный ответ и ответ пользователя. Подумайте, нужно ли здесь преобразовывать строку в число.
- Запросите у пользователя четыре числа. Отдельно сложите первые два и отдельно вторые два. Разделите первую сумму на вторую. Выведите результат на экран так, чтобы ответ содержал две цифры после запятой.
Примеры решения и дополнительные уроки в pdf-версии курса
X Скрыть Наверх
Python. Введение в программирование