Подключение к Аrduino дисплея LCD 1602 i2c

Рассмотрим, как подключить модуль дисплея LCD 1602 к плате Arduino и рассмотрим основные команды инициализации и управления жидкокристаллическим дисплеем. Разберем основные функции библиотеки LiquidCrystal_I2C.h для вывода текстовой информации на экран, которые вы можете использовать в своих различных проектах, так как этот модуль позволяет визуально отображать данные от датчиков и сенсоров.
Необходимые компоненты:
- Arduino Uno / Arduino Nano / Arduino Mega
- экран lcd 1602 arduino
- экран lcd 1602 с i2c модулем
- коннекторы
- библиотека LiquidCrystal_I2C.h
- Игра на Ардуино «Dino T-Rex» с дисплеем 1602
- Тестер батареек на Ардуино с LCD дисплеем
- Таймер на LCD дисплее с обратным отсчётом
Текстовый дисплей используется для отображения информации с датчиков, создания меню или подсказок. На экране lcd 1602 отображаются черные символы размером 5×8 пикселей. Встроенная подсветка включается при подаче питания на контакты модуля. Текстовый дисплей без модуля i2c подключается к микроконтроллеру Ардуино через 8 контактов. Пример подключения lcd с i2c модулем показан на изображении ниже.
LCD 1602 i2c Arduino распиновка, характеристики

Характеристики LCD 1602 i2c (datasheet)
- Напряжение питания: 5 В
- Количество строк: 2
- Количество символов в строке: 16
- Общее количество символов: 32
- Диапазон рабочих температур: 0 — +60º C
По умолчанию жк дисплей с модулем I2C имеет адрес «0x27«. Если необходимо подключить к микроконтроллеру более одного дисплея 1602, необходимо изменить адреса устройств. Если вы перевернете дисплей и посмотрите на модуль IIC, вы увидите контакты, обозначенные «A0», «A1» и «A2». Если по умолчанию модуль имеет адрес «0x27» на шине IIC Arduino, то замыкание перемычки «A0» изменит адрес устройства на «0x26«.
Как подключить LCD 1602 к Ардуино по i2c

| LCD 1602 i2c | Arduino Uno | Arduino Nano | Arduino Mega |
| GND | GND | GND | GND |
| VCC | 5V | 5V | 5V |
| SDA | A4 | A4 | 20 |
| SCL | A5 | A5 | 21 |
ЖК дисплей 1602 i2c подключается к плате Ардуино всего 4 проводами — 2 провода для обмена данными и 2 провода питания. Подключение дисплея QAPASS 1602a к Arduino осуществляется стандартным для шины i2c способом: вывод SDA подключается к порту A4 (SDA), вывод SCL — к порту A5 (SCL). Питание дисплея осуществляется от 5 Вольт. Подробная схема подключения дисплея 1602 приведена на изображении выше.
Скетч для дисплея LCD 1602 i2c Arduino
#include «Wire.h» #include «LiquidCrystal_I2C.h» LiquidCrystal_I2C LCD(0x27,16,2); void setup() < LCD.init(); LCD.backlight(); LCD.setCursor(1, 0); LCD.print("HELLO"); LCD.setCursor(8, 1); LCD.print("WORLD"); >void loop()
Как подключить два экрана LCD 1602 iic к Ардуино

Перед загрузкой следующей программы сначала соберите схему с двумя ЖК дисплеями 1602a и просканируйте шину i2c Arduino Uno. Это гарантирует, что микроконтроллер «увидит» оба устройства на шине. Также проверьте правильность адресов. После этого вы можете загрузить следующую программу, которая позволит вам управлять сразу двумя жк дисплеями с помощью модулей i2c от микроконтроллера Arduino.
Скетч для двух дисплеев LCD 1602 iic Arduino
#include «Wire.h» #include «LiquidCrystal_I2C.h» LiquidCrystal_I2C LCD1(0x27, 16, 2); LiquidCrystal_I2C LCD2(0x26, 16, 2); void setup() < LCD1.init(); LCD2.init(); LCD1.backlight(); LCD2.backlight(); >void loop()
Как подключить display LCD 1602 без модуля iic

Жидкокристаллический дисплей имеет два ряда по 16 символов, отсюда и название LCD 1602. Память устройства содержит 192 символа, при этом 8 дополнительных символов могут быть заданы пользователем. Если вы подключите дисплей без модуля IIC, вам потребуется использовать 6 портов общего назначения на плате, не считая портов питания. Соберите схему, как на картинке выше и загрузите в плату следующую программу.
Скетч display LCD 1602 Arduino без модуля iic
#include «LiquidCrystal.h» LiquidCrystal LCD(13, 12, 11, 10, 9, 8); void setup() < LCD.begin(16, 2); LCD.setCursor(1, 0); LCD.print("HELLO"); LCD.setCursor(8, 1); LCD.print("WORLD"); >void loop()
Заключение. В простой схеме подключения устройств по протоколу I²C может быть несколько ведомых устройств и одно ведущее устройство, которое инициирует передачу данных и синхронизирует сигнал. Используя примеры программ для платы Ардуино и жк экрана лсд 1602, представленные в этой статье, и схему подключения lcd 1602 к Arduino по i2c, вы сможете использовать этот модуль в своих будущих проектах на Arduino.
FAQ (часто задаваемые вопросы)
Какая используется библиотека для дисплея LCD 1602 i2c ?
Для управления LCD 1602 QAPASS от Ардуино используется библиотека LiquidCrystal_I2C.h, ссылка на скачивание архива размещена в начале статьи.
Что означает fatal error LiquidCrystal_I2C.h No such file or directory ?
Если при компиляции скетча появляется ошибка «LiquidCrystal_I2C.h No such file or directory», то это значит, что отсутствует библиотека LiquidCrystal_I2C.h. Следует скачать и установить библиотеку для дисплея LCD 1602, которая используется в программе.
Почему не работает дисплей LCD 1602 i2c Arduino ?
Во-первых, проверьте подключение lcd tft экрана к микроконтроллеру. Проверьте питание дисплея — 5V и GND, проверьте не перепутаны ли пины SDA и SCL. Во-вторых, на обратной стороне дисплея расположен переменный резистор для регулировки яркости — попробуйте покрутить его для настройки экрана LCD 1602 i2c QAPASS.
Как настроить модуль LCD 1602 I2C на Arduino
LCD 1602 I2C – это один из самых популярных дисплеев для микроконтроллеров Arduino. Он имеет удобный интерфейс I2C, который позволяет подключить его к микроконтроллеру всего с помощью двух проводов. Но настройка такого дисплея может показаться необычной для новичков.
В этой статье я расскажу вам о том, как настроить LCD 1602 I2C пошагово. Вы узнаете, как подключить его к микроконтроллеру, как установить необходимые библиотеки и как написать простую программу для вывода текста на дисплей.
Если вы только начинаете заниматься Arduino, настройка LCD 1602 I2C может показаться сложной задачей. Но не волнуйтесь, с помощью этого руководства вы сможете подключить ваш дисплей всего за несколько минут.
Как подключить и настроить LCD 1602 I2C модуль
Изначально экран LCD 1602 нужно подключить к микроконтроллеру посредством модуля для связи I2C. Для этого потребуется выполнить следующие шаги:
- Подключите модуль I2C к микроконтроллеру. Убедитесь, что пины SDA и SCL модуля I2C подключены правильно к соответствующим пинам микроконтроллера.
- Подключите модуль LCD 1602 к модулю I2C. Обычно на модуле I2C присутствуют пины для подключения модуля LCD 1602. Подключите пины VCC, GND, SDA и SCL модуля LCD 1602 к соответствующим пинам модуля I2C.
- Подключите микроконтроллер к компьютеру с помощью USB-кабеля.
После подключения модуля LCD 1602 I2C, необходимо настроить его для работы с вашим микроконтроллером. Для этого выполните следующие шаги:
- Загрузите библиотеку LiquidCrystal_I2C на ваш микроконтроллер. Эта библиотека предоставляет необходимые функции для работы с модулем LCD 1602 I2C.
- Инициализируйте объект типа LiquidCrystal_I2C, указав адрес модуля LCD 1602 I2C. Обычно адрес составляет 0x27 или 0x3F, но в некоторых случаях может отличаться. Проверьте документацию модуля LCD 1602 I2C, чтобы узнать правильный адрес.
- Установите размер экрана LCD 1602, вызвав метод begin() объекта LiquidCrystal_I2C. Обычно размер экрана составляет 16 столбцов и 2 строки.
После выполнения этих шагов вы сможете использовать функции библиотеки LiquidCrystal_I2C для вывода текста на экран LCD 1602.
Подготовка к подключению
Для подключения LCD 1602 I2C к вашей плате Arduino вам понадобятся следующие материалы:
- Плата Arduino (например, Arduino Uno)
- Модуль I2C для LCD 1602
- Провода для подключения
Прежде чем начать подключение, убедитесь, что у вас установлена последняя версия Arduino IDE на вашем компьютере. Это позволит вам легко загружать программы на вашу плату Arduino.
Теперь следуйте этим инструкциям, чтобы подключить LCD 1602 I2C к плате Arduino:
- Соедините один конец провода с модулем I2C для LCD 1602. Убедитесь, что провода соединены с правильными пинами, соответствующими пинам модуля.
- Подключите другой конец провода к плате Arduino. Опять же, убедитесь в правильном соединении проводов с пинами платы Arduino.
После успешного подключения вы готовы к использованию LCD 1602 I2C с вашей платой Arduino.
Подключение к Arduino
Для подключения LCD 1602 I2C к Arduino вам потребуются несколько проводов и библиотека LiquidCrystal_I2C. Вот инструкция:
- Соедините пин VCC LCD с выводом +5V Arduino.
- Соедините пин GND LCD с любым GND-выводом Arduino.
- Соедините пины SDA и SCL на LCD с соответствующими пинами на Arduino (обычно A4 и A5).
- Перейдите в Arduino IDE и откройте менеджер библиотек (Sketch -> Include Library -> Manage Libraries).
- Найдите библиотеку LiquidCrystal_I2C by Frank de Brabander.
- Установите библиотеку, следуя инструкциям в менеджере библиотек.
- Теперь вы можете начать программировать свою Arduino для работы с LCD 1602 I2C, используя библиотеку LiquidCrystal_I2C.
Вот пример простой программы для отображения текста на LCD:
#include #include LiquidCrystal_I2C lcd(0x3F, 16, 2); // указываем адрес LCD и его размер void setup() < lcd.begin(16, 2); // инициализация LCD lcd.print("Hello, World!"); // выводим текст на дисплей >void loop() < // ваш код здесь >
С помощью этой программы вы сможете вывести текст «Hello, World!» на LCD 1602 I2C, подключенный к Arduino.
Удачи в вашем эксперименте!
Настройка библиотеки
Перед началом использования LCD 1602 I2C необходимо настроить соответствующую библиотеку. Это позволяет управлять дисплеем с помощью простых команд и функций.
Для начала необходимо подключить библиотеку к вашему проекту. Существует несколько способов установки библиотеки, но наиболее распространенный — это использование менеджера библиотек Arduino IDE.
Чтобы установить библиотеку, следуйте следующим инструкциям:
- Откройте Arduino IDE и выберите меню «Скетч» (Sketch) -> «Include Library» -> «Manage Libraries» (Подключить библиотеку -> Управление библиотеками).
- В поисковой строке введите «LiquidCrystal I2C» и найдите библиотеку с таким названием.
- Кликните по найденной библиотеке и нажмите кнопку «Установить» (Install).
После этого библиотека будет установлена и готова к использованию. Теперь вы можете подключать ваш LCD 1602 I2C к Arduino и начать программирование дисплея.
Обратите внимание, что точные шаги установки могут немного отличаться в зависимости от версии Arduino IDE и операционной системы. В любом случае, следуйте инструкциям, предоставленным в Arduino IDE для установки библиотеки.
Тестирование и отладка
После подключения и настройки LCD 1602 I2C необходимо протестировать его работоспособность и провести отладку возможных проблем.
1. Убедитесь, что подключение проведено правильно. Проверьте, все ли соединения сделаны правильно и нет ни одной обрывистой или замыкательной проводки.
2. Проверьте адрес устройства. Убедитесь, что вы используете правильный адрес I2C. В большинстве случаев адрес LCD 1602 I2C по умолчанию равен 0x27 или 0x3F, но в некоторых случаях адрес может быть изменен. Проверьте документацию или примеры кода, чтобы узнать правильный адрес для вашего устройства.
3. Проверьте подключение к питанию. Убедитесь, что ваш LCD 1602 I2C получает достаточное напряжение питания. Если питание недостаточно, дисплей может не работать корректно или вообще не включаться.
4. Проверьте код программы. Просмотрите свой код программы и убедитесь, что у вас нет ошибок. Возможно, вы не правильно инициализировали библиотеку или используете неправильные функции. Проверьте документацию и примеры кода, чтобы убедиться, что вы правильно используете функции и методы библиотеки.
5. Выводите отладочную информацию. Если у вас возникли проблемы с отображением информации на LCD 1602 I2C, рекомендуется выводить отладочную информацию на Serial Monitor Arduino. Это поможет вам отследить проблему и найти ее источник.
6. Исключайте возможные проблемы поочередно. Если вы все еще не можете решить проблему, попробуйте исключить возможные причины поочередно. Например, подключите другой экран LCD 1602 I2C или используйте другую плату Arduino. Это поможет вам определить, где именно находится проблема.
Следуя этим шагам, вы сможете успешно протестировать и отладить свой LCD 1602 I2C. Если у вас все еще возникают проблемы, обратитесь к документации или поискайте ответы в сообществе Arduino, где другие разработчики могут помочь вам найти решение.
LCD 1602 – подключение к Arduino

В этой статье рассмотрим подключение простенького LCD дисплея к Arduino, а также выясним, для чего он предназначен и каковы особенности написания кода для работы с ним.
Подключая какие-либо датчики и модули к Arduino или к другим платформам, мы часто используем монитор порта для вывода данных.
Например, если мы подключили датчик температуры из семейства DHT или подключили какой-нибудь ультразвуковой модуль для измерения расстояния до ближайшего объекта, то данные с них (здесь – это температура и влажность воздуха или расстояние в сантиметрах) выводятся именно на экран компьютера.
Но ведь, если вы сделали метеостанцию на Arduino (пусть даже самую простую), вам непременно захочется сделать ее автономной и поместить в каком-нибудь отдельном месте дома или квартиры, чтобы следить за показаниями. В этом случае постоянно держать под рукой компьютер не получится.
На помощь придет обычный дисплей, который позволит нам выводить данные напрямую на экран, и тогда не придется постоянно заходить в монитор порта.
Для реализации проекта из этой статьи нам потребуются следующие компоненты:
- Arduino Uno R3
- LCD 1602 16×2 – символьный I2C дисплей с голубой подсветкой
- Макетная плата на 400 точек
- Набор макетных проводов “папа-папа”
Обзор дисплея LCD 1602
Дисплей представляет собой достаточно небольшой (по меркам дисплеев) модуль, с примерными размерами 8×3 см, закрепленный на небольшой подложке с контактами для подключения.
К его основным достоинствам можно приписать низкую стоимость, четкое отображение, выдержка перепадов температур (от -20 до +70°C), широкий угол обзора, регулируемая контрастность и малые размеры, о чем говорилось ранее.

Данные на дисплее могут отображаться в формате 16×2 символов. Питание осуществляется с помощью напряжения в 5 В. Также на дисплее имеется светодиодная подсветка, что позволяет использовать его в темное время суток.
Подключение дисплея
Дисплей имеет 16 контактов для подключения:
Также для подключения понадобится переменный резистор (потенциометр) на 10 кОм.
Все это подключается так, как на схеме ниже:
| 1 | GND (земля) |
| 2 | +5В питание |
| 3 | VO (установка контрастности) |
| 4 | RS (команды и данные) |
| 5 | RW (чтение и запись) |
| 6 | E (Enable) |
| 7-14 | (DB0…DB7) линия данных |
| 15 | A (плюс подсветки) |
| 16 | K (минус подсветки) |

После успешного подключения и подачи питания на Arduino дисплей загорится. А еще с помощью резистора вы можете менять яркость подсветки.
Как можно заметить, подключение довольно муторное, ибо занимает 9 пинов на плате Ардуино, что значительно снизит возможность платы в вашем проекте (особенно, если в нем присутствуют несколько модулей).
Для удобства подключения принято использовать интерфейс I2C. Благодаря данной шине число пинов, используемых на подключение дисплея, сводится к четырем.
Чаще всего такие дисплеи уже продаются с данной шиной, припаянной с обратной стороны, но вы также можете подключить этот интерфейс к экрану и самостоятельно, если изначально приобрели дисплей без I2C переходника.

Также желательно не снимать перемычку, на которую указывает желтая стрелочка. Она нужна для корректной работы модуля и для подсветки. Также в сам модуль i2c уже встроен резистор для регулировки контрастности и дополнительно подключать переменный резистор уже не нужно.
Подключение в Arduino IDE
Для работы дисплея используется встроенная в среду Arduino IDE библиотека LiquidCrystal.h. Если вы подключаете дисплей по i2c протоколу, то лучше используйте библиотеку LiquidCrystal_I2C.h.
Подключив данный модуль к Arduino, можно проверить его работоспособность, загрузив программный код из примеров, которые уже загружены в среду разработки. Путь расположения указан на картинке ниже:

Программа “HelloWorld” выводит текст в кавычках на дисплей и является самой простой для работы с дисплеем.
Ардуино: вывод текста на ЖК дисплей 1602
Все давно привыкли, что у каждого электронного устройства есть экран, с помощью которого оно дает человеку всякую полезную информацию. MP3-плеер показывает название играемого трека, пульт квадрокоптера отображает полетную телеметрию, даже стиральная машина выводит на дисплей время до конца стирки, а на смартфоне вообще размещается целый рабочий стол персонального компьютера!
Скорее всего, вашему очередному устройству тоже не помешает какой-нибудь небольшой дисплейчик Попробуем сделать простые электронные часы! А в качестве табло используем распространенный и дешевый символьный жидкокристаллический дисплей 1602. Вот прямо такой, как на картинке:

Кроме 16х2, достаточно популярным считается символьный дисплей 20х4 (четыре строки по 20 символов), а также графический дисплей с разрешением 128х64 точек. Вот они на картинках:


Список необходимых компонентов
Для выполнения простого примера с дисплеем 1602, кроме самого модуля дисплея, потребуется Ардуино-совместимый контроллер, макетная плата, переменный резистор и немного проводов вилка-вилка. Необходимые компоненты можно добавить в корзину прямо здесь, и затем оформить заказ в нашем интернет-магазине.
Подключение символьного ЖК дисплея 1602
У дисплея 1602 есть 16 выводов. Обычно они нумеруются слева-направо, если смотреть на него так как на картинке. Иногда выводы подписываются, типа: DB0, DB1, EN и т.п. А иногда просто указывают номер вывода. В любом случае, список выводов всегда одинаковый:
1 — «GND», земля (минус питания);
2 — «Vcc», питание +5В;
3 — «VEE», контраст;
4 — «RS», выбор регистра;
5 — «R/W», направление передачи данных (запись/чтение);
6 — «EN», синхронизация;
7-14 — «DB0», «DB1», . «DB7″- шина данных;
15 — анод подсветки (+5В);
16 — катод подсветки (земля).
Линии VEE, RS и четыре линии данных DB4, DB5, DB6, DB7 подключаем к цифровым выводам контроллера. Линию «R/W» подключим к «земле» контроллера (так как нам потребуется только функция записи в память дисплея). Подсветку пока подключать не будем, с этим, я полагаю, вы сами легко разберетесь
Принципиальная схема подключения дисплея к Ардуино Уно

Внешний вид макета

На всякий случай еще и в виде таблички:
| ЖК дисплей 1602 | 1 | 2 | 4 | 6 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| Ардуино Уно | GND | +5V | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | +5V | GND |
Программируем «Hello, world!»
Для работы с ЖК дисплеями различных размеров и типов, в редакторе Arduino IDE имеется специальная библиотека LiquidCrystal. Чтобы подключить библиотеку, запишем первой строчкой нашей программы следующее выражение:
#include
Далее, нам потребуется указать какие выводы Ардуино мы использовали для подключения дисплея. Эту информацию мы укажем при инициализации модуля:
LiquidCrystal lcd(4, 5, 6, 7, 8, 9);
Здесь первые два аргумента — это выводы RS и EN, а оставшиеся четыре — линии шины данных DB4-DB7.
Далее, укажем размер дисплея с помощью команды «begin»:
lcd.begin(16, 2);
Напоминаю, в нашем дисплее имеется две строки, по 16 символов в каждой.
Наконец, для вывода текста нам понадобится простая функция «print». Вывод с помощью этой функции всем известной фразы будет выглядеть следующим образом:
lcd.print( "Hello, world!" );
Полностью программа будет выглядеть так:
#include LiquidCrystal lcd(4, 5, 6, 7, 8, 9); void setup() < lcd.begin(16, 2); lcd.print( "Hello, world!" ); >void loop()
Загружаем её на Ардуино Уно, и смотрим что творится на дисплее. Может быть три основных ситуации
1) На дисплее отобразится надпись «Hello, world!». Значит вы все правильно подключили, и контраст каким-то чудесным образом оказался изначально правильно настроен. Радуемся, и переходим к следующей главе.
2) На дисплее отобразится целый ряд черных прямоугольников — требуется настройка контраста! Именно для этого мы добавили в цепь потенциометр с ручкой. Крутим его от одного края, до другого, до момента пока на дисплее не появится четкая надпись.
3) Два ряда черных прямоугольников. Скорее всего, вы что-то напутали при подключении. Проверьте трижды все провода. Если не найдете ошибку — попросите кота проверить!
Программируем часы
Теперь когда дисплей точно работает, попробуем превратить наше нехитрое устройство в настоящие электронные часы.
Внимание! Для вывода времени нам потребуется библиотека «Time». Если она еще не установлена, то можно скачать архив по ссылке. Подключим ее:
#include
Затем установим текущие дату и время с помощью функции «setTime»:
setTime( 23, 59, 59, 12, 31, 2015 );
Здесь все понятно: часы, минуты, секунды, месяц, число, год.
Для вывода даты используем кучу функции:
- year() — вернет нам год;
- month() — месяц;
- day() - день;
- hour() - час;
- minute() — вернет минуту;
- second() - секунду.
Теперь обратим внимание вот на какой факт. Если посчитать количество символов в типовой записи даты: «31.12.2015 23:59:59», получим 19. А у нас всего 16! Не влазит, однако, в одну строчку.
Решить проблему можно еще одной полезной функцией — «setCursor». Эта функция устанавливает курсор в нужную позицию. Например:
lcd.setCursor(0,1);
Установит курсор в начало второй строчки. Курсор — это место символа, с которого начнется вывод текста следующей командой «print». Воспользуемся этой функцией для вывода даты в первой строчке, а времени во второй.
С выводом даты и времени теперь все ясно. Остались рутинные вещи. Например, после каждого заполнения дисплея, мы будем его чистить функцией «clear()»:
lcd.clear();
А еще нам нет смысла выводить данные на дисплей чаще чем раз в секунду, поэтому между двумя итерациями сделаем паузу в 1000 миллисекунд.
Итак, сложив все вместе, получим такую программу:
#include #include LiquidCrystal lcd(4, 5, 6, 7, 8, 9); void setup() < lcd.begin(16, 2); setTime(7,0,0,1,10,2015); // 7 утра, десятого января 2015 года >void loop()
Загружаем скетч на Ардуино Уно, и наблюдаем за ходом часиков! Для того чтобы закрепить полученные знания, рекомендую прокачать наши часы до полноценного будильника. Всего-то на всего потребуется добавить пару кнопок и зуммер
Изменено: 31 Дек, 2014 02:21
Ардуино: вывод текста на ЖК дисплей 1602 : Один комментарий
Максим говорит 08.06.2015 в 20:30 :
Но ведь, код часов не верный. Пишет ошибку в строке:
setTime(7,0,0,1,10,2015); sketch_jun08a:4: error: stray ‘\’ in programs