Чем итеративная модель отличается от инкрементной
Иногда можно увидеть термин «итеративно-инкрементная модель разработки». Можно подумать, что авторы считают, что итеративная и инкрементная модели – одно и то же. Так ли это?
Тестировщик » QA-блог » База » Чем итеративная модель отличается от инкрементной
12 месяцев назад 4 2025
Итеративная и инкрементная модели: в чем разница
Хотя обе модели были разработаны, чтобы повысить гибкость «Водопада», они различаются. Итеративная подразумевает постепенное приближение циклами к финальному результату, а инкрементная – приращение по частям.
В свете аналогий с другими повседневными предметами: можно создавать их все более и более совершенные версии, а можно сформировать отдельные части и затем объединить в целое.
Что такое модель разработки ПО
Модель разработки — это концепция создания программного обеспечения, определяющая ключевые подходы к проектированию, программированию, тестированию и т.д. Современные IT-команды используют модели разработки, чтобы:
- Организовать свою деятельность;
- Определиться в необходимых ресурсах для проекта;
- Сориентироваться в сроках разработки;
- Адаптировать тестирование под специфику проекта;
- Обеспечить экономическую эффективность IT-продукта;
- Регламентировать взаимодействие (как внутреннее, так и внешнее, со стейкхолдерами и клиентом).
Иногда в отношении модели разработки ПО применяется термин жизненный цикл программного обеспечения (Software Development Life Cycle, SDLC).
В чем особенность итеративной модели
Итеративная (итерационная) модель предполагает движение к выбранному финальному варианту продукта через повторяющиеся циклы разработки. Такие циклы называются итерациями. После каждого цикла создается новая версия ПО. По мере продвижения по итерациям IT-продукт становится все более качественным и удобным.
Плюсы итеративной модели разработки:
- Нет необходимости в четко определенном техническом задании на старте проекта;
- Быстрый выпуск продукта, хотя и с минимальными функциями;
- Раннее обнаружение дефектов – снижение затрат на их исправление;
- Экономия ресурсов – не нужно разрабатывать невостребованные функции;
- Возможность использовать накопленный опыт из предыдущих итераций.
Минусы итеративной модели разработки:
- Отсутствие понятных сразу бюджета и сроков разработки;
- Исходную архитектуру продукта, возможно, придется несколько раз существенно перерабатывать, чтобы обеспечить выпуск следующих итераций;
- Нередко приходится в значительной мере переписывать решения, уже сделанные в предыдущих итерациях – например, для обеспечения масштабирования баз данных или выравнивания нагрузки на сервер.
В чем особенность инкрементной модели
Инкрементная модель представляет собой разработку ПО отдельными кусками с последующей сборкой в единое целое. Такие куски называются приращения или инкременты. Создание ПО разделяется на этапы, которые по размерам проще спроектировать и запрограммировать, чем сразу единую систему. Внутри разработки каждого инкремента можно использовать любую другую модель жизненного цикла ПО.
Плюсы инкрементной модели разработки:
- Быстрая разработка базовой модификации как работоспособного продукта;
- Клиент видит созданные инкременты и сразу дает обратную связь;
- Можно вносить изменения в продукт поэтапно;
- Можно снизить вложения в продукт, отказавшись от реализации некоторых инкрементов;
- Раннее обнаружение дефектов – снижение затрат на их исправление.
Минусы инкрементной модели разработки:
- Архитектура продукта изначально не всегда прозрачна, могут возникнуть трудности при стыковке инкрементов;
- Необходимость тщательного планирования, иначе могут быть большие потери ресурса из-за несогласованности действий команды;
- Стоимость и сроки разработки могут превышать запланированные, если потребуются дополнительные инкременты.
Разница итеративной и инкрементной моделей
Отличие итеративной модели от инкрементной заключается в том, что в итеративной в каждый момент времени дорабатывается IT-продукт целиком, а не некоторые его отдельные куски.
В инкрементной модели в каждый момент идет разработка в отношении только одного куска. И инкремент должен быть сформирован на достаточно высоком качественном уровне, прежде чем его инкорпорируют в единую систему и начнут разработку следующего приращения.
Итеративно-инкрементная модель разработки
Все чаще в практике IT-компаний используется итеративно-инкрементная модель. Это гибрид, он объединяет в себе оба подхода. Например, разработка инкрементов может происходить параллельно и циклами (итеративно).
Итеративно-инкрементная усиливает в себе плюсы и нивелирует минусы обеих моделей разработки.
Резюме
В истории развития программного обеспечения есть две модели, которые более гибкие, чем классический «Водопад»: итеративная и инкрементная. Итеративная предполагает разработку ПО циклам и целиком, инкрементная – по частям. Существует также созданная на основе их объединения гибридная модель – итеративно-инкрементная.
Автор Михаил Кулешов
Михаил, профессиональный партнерский маркетолог, является основателем компании South Media OÜ, которая была создана в 2018 году и базируется в Таллинне. С 2016 года Михаил уехал из Финляндии и жил как настоящий «цифровой кочевник» в IT-индустрии, путешествуя по миру только с ноутбуком. Михаил работает и пишет статьи, связанные с IT-индустрией.
Чем итеративная модель отличается от инкрементной
Иногда можно увидеть термин «итеративно-инкрементная модель разработки». Можно подумать, что авторы считают, что итеративная и инкрементная модели – одно и то же. Так ли это?
Тестировщик » QA-блог » База » Чем итеративная модель отличается от инкрементной
12 месяцев назад 4 2025
Итеративная и инкрементная модели: в чем разница
Хотя обе модели были разработаны, чтобы повысить гибкость «Водопада», они различаются. Итеративная подразумевает постепенное приближение циклами к финальному результату, а инкрементная – приращение по частям.
В свете аналогий с другими повседневными предметами: можно создавать их все более и более совершенные версии, а можно сформировать отдельные части и затем объединить в целое.
Что такое модель разработки ПО
Модель разработки — это концепция создания программного обеспечения, определяющая ключевые подходы к проектированию, программированию, тестированию и т.д. Современные IT-команды используют модели разработки, чтобы:
- Организовать свою деятельность;
- Определиться в необходимых ресурсах для проекта;
- Сориентироваться в сроках разработки;
- Адаптировать тестирование под специфику проекта;
- Обеспечить экономическую эффективность IT-продукта;
- Регламентировать взаимодействие (как внутреннее, так и внешнее, со стейкхолдерами и клиентом).
Иногда в отношении модели разработки ПО применяется термин жизненный цикл программного обеспечения (Software Development Life Cycle, SDLC).
В чем особенность итеративной модели
Итеративная (итерационная) модель предполагает движение к выбранному финальному варианту продукта через повторяющиеся циклы разработки. Такие циклы называются итерациями. После каждого цикла создается новая версия ПО. По мере продвижения по итерациям IT-продукт становится все более качественным и удобным.
Плюсы итеративной модели разработки:
- Нет необходимости в четко определенном техническом задании на старте проекта;
- Быстрый выпуск продукта, хотя и с минимальными функциями;
- Раннее обнаружение дефектов – снижение затрат на их исправление;
- Экономия ресурсов – не нужно разрабатывать невостребованные функции;
- Возможность использовать накопленный опыт из предыдущих итераций.
Минусы итеративной модели разработки:
- Отсутствие понятных сразу бюджета и сроков разработки;
- Исходную архитектуру продукта, возможно, придется несколько раз существенно перерабатывать, чтобы обеспечить выпуск следующих итераций;
- Нередко приходится в значительной мере переписывать решения, уже сделанные в предыдущих итерациях – например, для обеспечения масштабирования баз данных или выравнивания нагрузки на сервер.
В чем особенность инкрементной модели
Инкрементная модель представляет собой разработку ПО отдельными кусками с последующей сборкой в единое целое. Такие куски называются приращения или инкременты. Создание ПО разделяется на этапы, которые по размерам проще спроектировать и запрограммировать, чем сразу единую систему. Внутри разработки каждого инкремента можно использовать любую другую модель жизненного цикла ПО.
Плюсы инкрементной модели разработки:
- Быстрая разработка базовой модификации как работоспособного продукта;
- Клиент видит созданные инкременты и сразу дает обратную связь;
- Можно вносить изменения в продукт поэтапно;
- Можно снизить вложения в продукт, отказавшись от реализации некоторых инкрементов;
- Раннее обнаружение дефектов – снижение затрат на их исправление.
Минусы инкрементной модели разработки:
- Архитектура продукта изначально не всегда прозрачна, могут возникнуть трудности при стыковке инкрементов;
- Необходимость тщательного планирования, иначе могут быть большие потери ресурса из-за несогласованности действий команды;
- Стоимость и сроки разработки могут превышать запланированные, если потребуются дополнительные инкременты.
Разница итеративной и инкрементной моделей
Отличие итеративной модели от инкрементной заключается в том, что в итеративной в каждый момент времени дорабатывается IT-продукт целиком, а не некоторые его отдельные куски.
В инкрементной модели в каждый момент идет разработка в отношении только одного куска. И инкремент должен быть сформирован на достаточно высоком качественном уровне, прежде чем его инкорпорируют в единую систему и начнут разработку следующего приращения.
Итеративно-инкрементная модель разработки
Все чаще в практике IT-компаний используется итеративно-инкрементная модель. Это гибрид, он объединяет в себе оба подхода. Например, разработка инкрементов может происходить параллельно и циклами (итеративно).
Итеративно-инкрементная усиливает в себе плюсы и нивелирует минусы обеих моделей разработки.
Резюме
В истории развития программного обеспечения есть две модели, которые более гибкие, чем классический «Водопад»: итеративная и инкрементная. Итеративная предполагает разработку ПО циклам и целиком, инкрементная – по частям. Существует также созданная на основе их объединения гибридная модель – итеративно-инкрементная.
Автор Михаил Кулешов
Михаил, профессиональный партнерский маркетолог, является основателем компании South Media OÜ, которая была создана в 2018 году и базируется в Таллинне. С 2016 года Михаил уехал из Финляндии и жил как настоящий «цифровой кочевник» в IT-индустрии, путешествуя по миру только с ноутбуком. Михаил работает и пишет статьи, связанные с IT-индустрией.
Ещё раз про семь основных методологий разработки
Разработка программного продукта знает много достойных методологий — иначе говоря, устоявшихся best practices. Выбор зависит от специфики проекта, системы бюджетирования, субъективных предпочтений и даже темперамента руководителя. В статье описаны методологии, с которыми мы регулярно сталкиваемся в Эдисоне.
1. «Waterfall Model» (каскадная модель или «водопад»)
Одна из самых старых, подразумевает последовательное прохождение стадий, каждая из которых должна завершиться полностью до начала следующей. В модели Waterfall легко управлять проектом. Благодаря её жесткости, разработка проходит быстро, стоимость и срок заранее определены. Но это палка о двух концах. Каскадная модель будет давать отличный результат только в проектах с четко и заранее определенными требованиями и способами их реализации. Нет возможности сделать шаг назад, тестирование начинается только после того, как разработка завершена или почти завершена. Продукты, разработанные по данной модели без обоснованного ее выбора, могут иметь недочеты (список требований нельзя скорректировать в любой момент), о которых становится известно лишь в конце из-за строгой последовательности действий. Стоимость внесения изменений высока, так как для ее инициализации приходится ждать завершения всего проекта. Тем не менее, фиксированная стоимость часто перевешивает минусы подхода. Исправление осознанных в процессе создания недостатков возможно, и, по нашему опыту, требует от одного до трех дополнительных соглашений к контракту с небольшим ТЗ.
С помощью каскадной модели мы создали множество проектов «с нуля», включая разработку только ТЗ. Проекты, о которых написано на Хабре: средний — рентгеновский микротомограф, мелкий — автообновление службы Windows на AWS.
Когда использовать каскадную методологию?
- Только тогда, когда требования известны, понятны и зафиксированы. Противоречивых требований не имеется.
- Нет проблем с доступностью программистов нужной квалификации.
- В относительно небольших проектах.
2. «V-Model»
Унаследовала структуру «шаг за шагом» от каскадной модели. V-образная модель применима к системам, которым особенно важно бесперебойное функционирование. Например, прикладные программы в клиниках для наблюдения за пациентами, интегрированное ПО для механизмов управления аварийными подушками безопасности в транспортных средствах и так далее. Особенностью модели можно считать то, что она направлена на тщательную проверку и тестирование продукта, находящегося уже на первоначальных стадиях проектирования. Стадия тестирования проводится одновременно с соответствующей стадией разработки, например, во время кодирования пишутся модульные тесты.
Пример нашей работы на основе V-методологии — мобильное приложение для европейского сотового оператора, который экономит расходы на роуминг во время путешествий. Проект выполняется по четкому ТЗ, но в него включен значительный этап тестирования: удобства интерфейса, функционального, нагрузочного и в том числе интеграционного, которое должно подтверждать, что несколько компонентов от различных производителей вместе работают стабильно, невозможна кража денег и кредитов.
Когда использовать V-модель?
- Если требуется тщательное тестирование продукта, то V-модель оправдает заложенную в себя идею: validation and verification.
- Для малых и средних проектов, где требования четко определены и фиксированы.
- В условиях доступности инженеров необходимой квалификации, особенно тестировщиков.
3. «Incremental Model» (инкрементная модель)
В инкрементной модели полные требования к системе делятся на различные сборки. Терминология часто используется для описания поэтапной сборки ПО. Имеют место несколько циклов разработки, и вместе они составляют жизненный цикл «мульти-водопад». Цикл разделен на более мелкие легко создаваемые модули. Каждый модуль проходит через фазы определения требований, проектирования, кодирования, внедрения и тестирования. Процедура разработки по инкрементной модели предполагает выпуск на первом большом этапе продукта в базовой функциональности, а затем уже последовательное добавление новых функций, так называемых «инкрементов». Процесс продолжается до тех пор, пока не будет создана полная система.
Инкрементные модели используются там, где отдельные запросы на изменение ясны, могут быть легко формализованы и реализованы. В наших проектах мы применяли ее для создания читалки DefView, а следом и сети электронных библиотек Vivaldi.
Как пример опишем cуть одного инкремента. Сеть электронных библиотек Vivaldi пришла на смену DefView. DefView подключалась к одному серверу документов, а теперь может подключаться ко многим. На площадку учреждения, желающего транслировать свой контент определенной аудитории, устанавливается сервер хранения, который напрямую обращается к документам и преобразует их в нужный формат. Появился корневой элемент архитектуры — центральный сервер Vivaldi, выступающий в роли единой поисковой системы по всем серверам хранения, установленным в различных учреждениях.
Когда использовать инкрементную модель?
- Когда основные требования к системе четко определены и понятны. В то же время некоторые детали могут дорабатываться с течением времени.
- Требуется ранний вывод продукта на рынок.
- Есть несколько рисковых фич или целей.
4. «RAD Model» (rapid application development model или быстрая разработка приложений)
RAD-модель — разновидность инкрементной модели. В RAD-модели компоненты или функции разрабатываются несколькими высококвалифицированными командами параллельно, будто несколько мини-проектов. Временные рамки одного цикла жестко ограничены. Созданные модули затем интегрируются в один рабочий прототип. Синергия позволяет очень быстро предоставить клиенту для обозрения что-то рабочее с целью получения обратной связи и внесения изменений.
Модель быстрой разработки приложений включает следующие фазы:
- Бизнес-моделирование: определение списка информационных потоков между различными подразделениями.
- Моделирование данных: информация, собранная на предыдущем этапе, используется для определения объектов и иных сущностей, необходимых для циркуляции информации.
- Моделирование процесса: информационные потоки связывают объекты для достижения целей разработки.
- Сборка приложения: используются средства автоматической сборки для преобразования моделей системы автоматического проектирования в код.
- Тестирование: тестируются новые компоненты и интерфейсы.
Может использоваться только при наличии высококвалифицированных и узкоспециализированных архитекторов. Бюджет проекта большой, чтобы оплатить этих специалистов вместе со стоимостью готовых инструментов автоматизированной сборки. RAD-модель может быть выбрана при уверенном знании целевого бизнеса и необходимости срочного производства системы в течение 2-3 месяцев.
5. «Agile Model» (гибкая методология разработки)
В «гибкой» методологии разработки после каждой итерации заказчик может наблюдать результат и понимать, удовлетворяет он его или нет. Это одно из преимуществ гибкой модели. К ее недостаткам относят то, что из-за отсутствия конкретных формулировок результатов сложно оценить трудозатраты и стоимость, требуемые на разработку. Экстремальное программирование (XP) является одним из наиболее известных применений гибкой модели на практике.
В основе такого типа — непродолжительные ежедневные встречи — «Scrum» и регулярно повторяющиеся собрания (раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц), которые называются «Sprint». На ежедневных совещаниях участники команды обсуждают:
- отчёт о проделанной работе с момента последнего Scrum’a;
- список задач, которые сотрудник должен выполнить до следующего собрания;
- затруднения, возникшие в ходе работы.
Когда использовать Agile?
- Когда потребности пользователей постоянно меняются в динамическом бизнесе.
- Изменения на Agile реализуются за меньшую цену из-за частых инкрементов.
- В отличие от модели водопада, в гибкой модели для старта проекта достаточно лишь небольшого планирования.
6. «Iterative Model» (итеративная или итерационная модель)
Итерационная модель жизненного цикла не требует для начала полной спецификации требований. Вместо этого, создание начинается с реализации части функционала, становящейся базой для определения дальнейших требований. Этот процесс повторяется. Версия может быть неидеальна, главное, чтобы она работала. Понимая конечную цель, мы стремимся к ней так, чтобы каждый шаг был результативен, а каждая версия — работоспособна.
На диаграмме показана итерационная «разработка» Мона Лизы. Как видно, в первой итерации есть лишь набросок Джоконды, во второй — появляются цвета, а третья итерация добавляет деталей, насыщенности и завершает процесс. В инкрементной же модели функционал продукта наращивается по кусочкам, продукт составляется из частей. В отличие от итерационной модели, каждый кусочек представляет собой целостный элемент.
Примером итерационной разработки может служить распознавание голоса. Первые исследования и подготовка научного аппарата начались давно, в начале — в мыслях, затем — на бумаге. С каждой новой итерацией качество распознавания улучшалось. Тем не менее, идеальное распознавание еще не достигнуто, следовательно, задача еще не решена полностью.
Когда оптимально использовать итеративную модель?
- Требования к конечной системе заранее четко определены и понятны.
- Проект большой или очень большой.
- Основная задача должна быть определена, но детали реализации могут эволюционировать с течением времени.
7. «Spiral Model» (спиральная модель)
«Спиральная модель» похожа на инкрементную, но с акцентом на анализ рисков. Она хорошо работает для решения критически важных бизнес-задач, когда неудача несовместима с деятельностью компании, в условиях выпуска новых продуктовых линеек, при необходимости научных исследований и практической апробации.
Спиральная модель предполагает 4 этапа для каждого витка:
- планирование;
- анализ рисков;
- конструирование;
- оценка результата и при удовлетворительном качестве переход к новому витку.
Подытожим
На слайде продемонстрированы различия двух наиболее распространенных методологий.
В современной практике модели разработки программного обеспечения многовариантны. Нет единственно верной для всех проектов, стартовых условий и моделей оплаты. Даже столь любимая всеми нами Agile не может применяться повсеместно из-за неготовности некоторых заказчиков или невозможности гибкого финансирования. Методологии частично пересекаются в средствах и отчасти похожи друг на друга. Некоторые другие концепции использовались лишь для пропаганды собственных компиляторов и не привносили в практику ничего нового.
Не все модели жизненного цикла последовательны. Существуют также итеративные (или инкрементальные) модели, в которых используется другой подход. Вместо одной продолжительной последовательности действий здесь весь жизненный цикл продукта разбит на ряд отдельных мини-циклов. Причем каждый из них состоит из все тех же базовых стадий модели жизненного цикла. Эти мини-циклы называются итерациями. В каждой из итераций происходит разработка отдельного компонента системы, после чего этот компонент добавляется к уже ранее разработанному функционалу.
Итеративная модель не предполагает полного объема требований для начала работ над продуктом. Разработка программы может начинаться с требований к части функционала, которые могут впоследствии дополняться и изменяться. Процесс повторяется, обеспечивая создание новой версии продукта для каждого цикла.
В несколько упрощенном виде, итеративная модель состоит из четырех основных стадий, которые повторяются в каждой из итераций (plan-do-check-act):
– определение и анализ требований;
– дизайн и проектирование – согласно требованиями. Причем дизайн может как разрабатываться отдельно для данной функциональности, так и дополнять уже существующий;
– разработка и тестирование – кодирование, интеграция и тестирование нового компонента;
– фаза ревью – оценка, пересмотр текущих требований и предложения дополнений к ним.
По результатам каждой итерации принимается решение – будут ли использованы ее результаты для дополнения существующей функциональности в качестве входной точки для начала следующей итерации (т.н. инкрементальное прототипирование). В конечном итоге, достигается точка, в которой все требования были воплощены в продукте – происходит релиз.
В математических терминах, итеративная модель представляет реализацию методики последовательной аппроксимации – то есть, постепенное приближение к образу готового продукта:
Ключ к успешному использованию этой модели – строгая верификация требований и тщательная валидация разрабатываемой функциональности в каждой из итераций.
Основные стадии процесса разработки в итеративной модели фактически повторяют модель водопада. В каждой итерации создается программное обеспечение, требующее тестирования на всех уровнях.
Плюсы и минусы итеративной модели:
+ раннее создание работающего ПО;
+ гибкость – готовность к изменению требований на любом этапе разработки;
+ каждая итерация – маленький этап, для которого тестирование и анализ рисков обеспечить проще, чем для всего жизненного цикла продукта.
— каждая фаза – самостоятельна, отдельные итерации не накладываются;
— могут возникнуть проблемы с реализацией общей архитектуры системы, поскольку не все требования известны к началу проектирования.
Когда использовать итеративную модель:
– для крупных проектов;
– когда известны, по крайней мере, ключевые требования;
– когда требования к проекту могут меняться в процессе разработки.
Итеративная модель является ключевым элементом так называемых «гибких» (Agile) подходов к разработке программного обеспечения, основные из которых мы рассмотрим в следующих разделах.
- Выбери курс для обучения
- Тестирование
- Базовый модуль тестирования
- Тестирование ПО
- Тестирование WEB-сервисов
- Тестирование мобильных приложений
- Тестирование нагрузки с JMeter
- Расширенный модуль автоматизации тестирования
- Автоматизация тестирования с Selenium WebDriver (Python)
- Автоматизация тестирования с Selenium WebDriver (Java)
- Автоматизация тестирования с Selenium WebDriver (C#)
- Автоматизация тестирования на JavaScript
- Java для автоматизаторов
- Fullstack Web Developer
- Java
- Python
- JavaScript
- HTML5 И CSS3
- Полный стек разработки на фреймворке Laravel
- Разработка CMS на основе PHP
- Git для автоматизаторов
- Практический SQL
- Основы Unix и сети
- WEB-серверы и WEB-сервисы
- Создание проекта автоматизации и написания UI тестов
- Составление комбинированных тестов UI и API. Написание BDD тестов
- IT Project Manager
- HR-менеджер в ИТ-компании
- Как правильно составить резюме и пройти собеседование
- Подготовка к сертификации ISTQB Foundation Level на основе Syllabus Version 2018
- Тестирование
- Базовый модуль тестирования
- Тестирование