Изменение размеров платы в Altium Designer
Кажется, что существует бесконечное множество возможных размеров и форм плат. Если вы когда-либо работали в компании, где разрабатывают платы только по нескольким стандартным форм-факторам, вы можете и не осознавать, насколько эти размеры и формы могут быть разнообразными: круглые платы, квадратные платы, платы с вырезами, платы с нестандартными углами и платы со множеством углов и контуров.
Список всех возможных форм и размеров плат может быть бесконечным, и вы должны быть готовы к созданию любой из них.
К счастью, средства проектирования плат обычно включают в себя инструменты черчения, необходимые для создания любого контура платы, который может понадобиться. Средства проектирования от Altium также подходят для этой задачи, и здесь есть множество инструментов и настроек, которые помогут вам в этом. Здесь мы рассмотрим базовые способы создания и изменения размеров платы в Altium Designer.
Начало работы
Сперва необходимо понять, какие размеры и форма платы необходимы. Мы не будет тратить время на это здесь, поскольку это, как правило, диктуется требованиями к конструкции и принятыми на предприятии стандартами. Вы должны быть знакомы с различными технологиями печатных плат, так как от этого напрямую зависит то, как вы, в конечном итоге, создадите контур платы.
Некоторую полезную информацию о технологиях изготовления печатных плат вы можете найти в этом документе от Altium.
Затем необходима пустая печатная плата в проекте Altium Designer, с которой вы сможете работать. Для этого выберите команду File » New » PCB, как показано на изображении ниже. Вы можете задать название этой платы, и в этой статье она была названа “Test”. Когда плата создана в проекте, вы готовы начать работать с контуром платы.
Создание новой платы в Altium Designer
Создание простого контура платы
При создании нового документа платы в Altium Designer по умолчанию появляется прямоугольная плата размером 6×4 дюйма. Зачастую вы можете просто использовать этот контур платы и изменить его в соответствии с вашими требованиями, как мы сделаем это здесь. Первым шагом зададим начало координат с помощью команды Edit » Origin » Set, как видно в левой части изображения ниже.
Определение начала координат нового документа платы
Теперь щелкните мышью, чтобы задать начало координат. В правой части изображения выше вы видите, что мы задали начало координат в левом нижнем углу платы.
Затем зададим сетку. Для этого вы можете воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+Shift+G или перейти в редактор сеток через свойства платы. Помимо определения значения и единиц измерения сетки вы можете также можете найти множество полезных функций в редакторе сеток.
Для работы с контуром платы в Altium Designer сначала необходимо перейти в режим Board Planning Mode. В Altium Designer доступны три режима для работы с конструкцией платы:
- Board Planning Mode (Режим планирования платы)
- 2D Layout Mode (2D-режим отображения)
- 3D Layout Mode (3D-режим отображения)
Вы можете перейти в режим планирования платы через главное меню, как показано на изображении ниже, либо щелкнув мышью в области платы и нажав клавишу 1. При переходе в Board Planning Mode плата станет зеленой, как показано ниже.
Переход в режим планирования платы в Altium Designer
Теперь вы готовы изменить размеры существующего контура платы. Для этого используйте команду Design » Edit Board Shape главного меню. После запуска этой команды вы увидите ручки редактирования на контуре платы. Вы можете изменить размер и форму платы, перетащив мышью одну из этих ручек или одну из сторон платы.
Перемещение угла при редактировании контура платы
Как видно на изображении выше, мы зажали мышь на верхнем левом углу контура платы и перетащили его правее и ниже. После того, как мышь отпущена, это станет новым положением угла контура платы. По окончании перемещения углов и сторон платы в необходимые положения щелкните вне контура платы, чтобы выйти из режима редактирования.
Изменение размеров платы в Altium Designer и другие расширенные функции
Итак, мы показали простое редактирование существующего контура платы по умолчанию, но в Altium Designer существует намного больше возможностей. В предыдущем разделе мы использовали меню Design, чтобы запустить команду Edit Board Shape. Здесь же находятся другие команды для редактирования платы, которые вы также можете увидеть на изображении ниже. Помните, что эти команды доступны только в режиме Board Planning Mode (где плата отображается зеленым цветом).
Меню Design в Altium Designer
Как видите, в этом меню доступно несколько вариантов работы с контуром платы. Вы можете переопределить его, отредактировать или переместить. Сначала посмотрим на переопределение контура платы.
Если существующий контур платы вам совершенно не подходит, вы можете использовать команду Redefine Board Shape, чтобы создать новый контур с нуля. Это позволит начертить новый контур, щелкая мышью для размещения вершин контура платы, как видно в верхней части изображения ниже. В нижней части этого изображения показан результат выполнения команды.
Использование команды Redefine Board Shape для создания нового контура платы
Еще одной полезной возможностью является изменение существующего контура с помощью команды Modify Board Shape. В левой части изображения ниже вы видите, как эта команда позволяет создать выемку в контуре платы. В правой части этого изображения виден финальный контур платы с выемкой.
Использование команды Modify Board Shape для создания выемки в плате
Помимо изменения контура платы с помощью этих команд, вы также можете добавлять вырезы. Для этого необходимо выйти из режима редактирования платы в обычный 2D-режим с помощью меню View или клавиши 2. После этого перейдите в меню Design и выберите команду Board Shape » Define Board Cutout. Щелчками мыши определите вершины выреза, как это показано на верхней части изображения ниже, затем нажмите правую кнопку мыши, чтобы завершить вырез, как показано на нижней части изображения.
Добавление выреза платы в Altium Designer
В Altium Designer в процессе создания форм контура и выреза платы доступно пять режимов углов:
- 45 градусов
- 45 градусов с дугой
- 90 градусов
- 90 градусов с дугой
- Любой угол
Для переключения между этими режимами используйте сочетание клавиш Shift+Пробел и клавишу Пробел – для переключения направления угла. Размер дуги отображается в нижней части окна, и вы можете увеличивать или уменьшать этот размер, зажав клавишу “.” или “,”. Для увеличения скорости изменения дуги зажмите клавишу Shift вместе с “.” или “,”.
Работа с дугами может быть несколько непривычной, но здесь главное попрактиковаться. И не забывайте, что при размещении неудачного сегмента вы можете использовать клавишу Backspace для удаления последней размещенной вершины.
Следующий этап
Перед размещением компонентов всё ещё необходимо сделать некоторые вещи: перенести данные со схемы на плату, настроить структуру платы и видимость слоев, задать правила проектирования. После этого вы можете приступать непосредственно к конструированию платы.
Может быть бесконечное множество различных форм и размеров плат. К счастью, Altium Designer оснащен отличными инструментами конструирования печатных плат различных форм. Если вы еще не использовали Altium Designer и хотите узнать больше, поговорите с экспертом Altium сегодня.
Панели для изготовления печатной платы и печатного узла
Обычно инженеры-конструкторы использовали CAM-системы только для проверки, визуально контролируя выходные данные Gerber и сверловки перед их отправкой в производство. Опытные конструкторы могут признать важность работ после конструирования, которые необходимо выполнить для надлежащего получения рабочих плат. Эта работа предполагает четкое и открытое взаимодействие с производством.
Редактор CAM Editor в Altium Designer предоставляет конструкторам всё, чтобы необходимо для обеспечения этого взаимодействия, в том числе надежные инструменты верификации, а также полный набор инструментов CAM, которые доступны изготовителям плат и которые включают в себя средства для панелизации и определения краев трассировки.
Многие конструкторы плат задаются вопросом, зачем нужны эти инструменты. Наш ответ таков: нам сложно определить, на чем заканчивается работа конструктора. Некоторые довольны просмотром своих проектов и оставляют вопрос оптимального размещения на ответственности производства, пока они получают то, что заказали. Другим может понадобиться более широкое участие. Например, вам могут понадобиться панели, которые лучше всего подходят для изготовления не только печатной платы, и печатного узла.
Панелизация
Диалоговое окно Panelization
Создание панели осуществляется посредством автоматизированного процесса, в котором вы определяете размер панели и то, как множество копий данных платы будут расположены в пространстве панели. Вы также можете указать, как будут храниться данные. Настоятельно рекомендуется использовать один из доступных кодов смещения, потому что они позволяют сохранить файлы компактными и управляемыми. Информация об изображении и сверловке будет определена в панели только один раз, после чего последует определение набора шагов.
Средства позиционирования
Панелизация следует общей схеме редактирования в CAM Editor. Чтобы начать, вы можете запустить команду Tools » Panelize PCB, выделить объекты, которые нужно включить в панель (или использовать клавиши E, S, L, чтобы выделить всё), затем выполнить команду, щелкнув ПКМ или используя сочетание клавиш Shift+9. Эта последовательность действий откроет диалоговое окно Panelization.
Диалоговое окно Panelization
Протяженность выделенных объектов по вертикали и горизонтали обозначена в полях Image Size в верхней части диалогового окна. Ниже отображены значения Panel Size, Spacing и Parts Count.
Все эти поля работают динамически. Если включена опция Calculate, вам будет показано максимальное количество столбцов и строк, которое будет соответствовать введенным значениям размеров панели и интервалов. Вы можете увеличить количество столбцов и/или строк в панели, расположив платы ближе друг к другу или допустив меньшую границу по краям панели. Вы также можете разместить больше плат, увеличив размер панели.
Отключив опцию Calculate, вы можете работать в обратном порядке, т.е. вы сможете ввести количество столбцов и строк, которые хотите уместить в панели, и итоговый размер панели будет отображен в соответствии с этими введенными значениями в полях Parts Count и Spacing. Поскольку у итогового размера панели будут нестандартные значения, этот способ, возможно, стоит использовать только для определения минимальных требований к панели, после чего может понадобиться включить обратно опцию Calculate и ввести размер панели, который поддерживается выбранным вами производством.
Массив платы может быть центрирован внутри панели или смещен в нижний левый угол.
Шаги в нужном направлении
Разумеется, если продублировать восемь полных копий платы на одной панели, итоговый файл будет как минимум в восемь раз больше. Это верно везде, где данные разнесены, то есть полностью переписаны в файле описания для каждого нового местоположения. Обычно реальная нагрузка такого файла определяется не его размером, а тем фактом, что каждая перерисовка экрана занимает в восемь раз больше времени.
Редактор CAM Editor предлагает два типа кодов смещения, которые помогут избежать раздувания файлов до неконтролируемых размеров при панелизации: команды Step & Repeat и ODB++ Steps.
Step & Repeat
Когда в диалоговом окне Panelization включена опция Use Step & Repeat, данные, которые были выделены ранее, перемещаются в левый нижний угол панели. Все остальные участки панели выглядят так же, как и в предварительном просмотре панели – в виде пустых прямоугольников, показывающих вертикальную и горизонтальную протяженность скопированных данных. Эти прямоугольники появляются на каждом слое, содержащем информацию Step & Repeat.
Поскольку данные, хранящиеся на каждом шаге, фиксированы на момент панелизации, лучше отложить любое использование кодов Step & Repeat до тех пор, пока вы не будете абсолютно уверены, что исходные данные не изменятся. Конечно, это идеальный сценарий, так как формирование панелей обычно проводится после верификации. Но что делать, если необходимо внести небольшие правки уже после того, как панель создана?
Вы можете отредактировать данные Step & Repeat, хотя это не просто. К данным, видимым в нижней левой части панели, могут быть добавлены новые засветки, рисунки или текст. Затем эти дополнительные объекты можно добавить в остальные (повторяющиеся) участки панели с помощью команды Edit » Step/Repeat » Add Objects.
Выполнение удаления немного сложнее, и оно включает в себя удаление объектов из повторяющихся (невидимых) участков панели с помощью команды Edit » Step/Repeat » Remove Objects перед удалением тех же объектов из видимого участка панели с помощью команды Edit » Clear. Поскольку одна и та же группа объектов должна быть выделена два разных раза, для двух разных команд, высока вероятность ошибки, но CAM Editor предоставляет возможность повторно выделить группу объектов, выделенную ранее. Это усложняется еще тем, что массив прямоугольников Step & Repeat остается пустыми и не дает никаких подсказок относительно их содержимого, пока данные не будут преобразованы в информацию о примитивах с помощью команды Edit » Step/Repeat » Explode.
ODB++ Steps
ODB++ решает проблемы, с которыми можно столкнуться при использовании кодов Step & Repeat. Каждый созданный шаг становится новым столбцом, соответствующим строкам текущего слоя. Чем больше шагов вы добавите, тем больше будет матрица, в которой могут храниться данные. Один шаг может быть вставлен один или несколько раз в пределах другого шага, что и происходит, когда вы группируете с включенной опцией Create ODB++ Step. При использовании опции Create ODB++ Step в дополнение к шагу по умолчанию для проектной области (cam_work) создаются два новых шага:
- один для данных, которые вы выделили для панелизации (campcb)
- один для самой панели (campanel). Вы можете увидеть содержимое каждого шага, дважды щелкнув ЛКМ по его названию на вкладке Steps панели CAM. Шаг, содержащий в себе выделенные данные, автоматически вставляется как подшаг шага панели, отображенный в формате: [n]: StepName (Rows, Columns), где [n] – это следующее доступное число, доступное во вставленном шаге, начиная с 1, а значения Rows и Columns берутся из раздела Parts Count диалогового окна Panelization.
При просмотре содержимого шага панели в проектной области, вставленный шаг (данные) будет отображаться как пустые белые прямоугольники в количестве Строки x Столбцы. В отличие от массива Step & Repeat, данные объекта не будут видны ни в одном из участков массива. Белое перекрестие отображается для каждого экземпляра вставленного шага, определяя, куда будет вставлено содержимое данных, если вы решите исследовать массив шагов.
Перед завершением работы необходимо щелкнуть ПКМ по шагу панели и выбрать Refresh Inserts. Тем самым будет обеспечено, что вставленные шаги в панели будут отражать текущее состояние исходных данных и что любые внесенные вами изменения после панелизации будут отражены в итоговой панели.
Дополнительные стратегии панелизации
Средства автоматизации могут помочь получить максимальное количество идентичных плат в панели, но что если ваши требования к панели сложнее? Как добавить в панель купоны для сверления или отверстия для инструментов? Что если вы хотите переставлять данные, создавая панель, которая будет одинаковой при ее перевороте для монтажа компонентов на нее с обеих сторон посредством двойного пропускания панель через одну и ту же машину для автоматизированного размещения? Или что если вы хотите оптимизировать пространство панели путем размещения разных плат на одной панели?
Все эти требования могут быть выполнены с помощью шагов ODB++ в CAM Editor. Отправной точкой является процедура автоматической панелизации, поскольку это единственный способ создать контур панели с помощью опции Create ODB++ Step вместо опции Use Step & Repeat.
Вставка шага
Диалоговые окна Enter Value и Add Insert to ODB Step
Вы можете вставить дополнительные шаги рядом с массивом плат в панели. Например, производитель может разместить купон для сверловки на одной из направляющих разлома для визуального сравнения предполагаемых размеров отверстий с размерами отверстий в изготовленных платах. Отверстия для инструментов, которые используются для удержания панели при просверливании и фрезеровании слоев панели, могут потребоваться в любом месте панели, а не в экземплярах платы.
Сначала необходимо создать новый шаг. Это выполняется с помощью команды Add Step, доступной в контекстном меню вкладки Steps панели CAM. У нового шага будет все те же самые слои, но все они будут пустыми для нового шага. Вы можете копировать или перемещать данные между шагами с помощью того же контекстного меню. Либо вы можете разместить новые объекты на существующих слоях, когда активен новый шаг, и эти объекты будут существовать только для этого шага.
Например, для создания купона для сверления вы можете создать новый шаг, затем отобразить все используемые в конструкции инструменты в ряд на слое сверловки. На верхнем слое шелкографии вы можете разместить текст или другие опознавательные знаки для каждого размера сверления.
Также следует начертить замкнутую полилинию вокруг данных на слое, который вы обозначили как тип Border в таблице слоев с помощью команды Tables » Layers главного меню. Он будет использоваться для создания профиля для ODB++, представляющего собой файл, который позволяет вставлять шаги друг в друга без нарушения их размеров схемами вентиляции.
Вы можете создать еще один шаг для каждого купона или объекта, который вам нужно добавить в панель. Вы можете вставить каждый из них в определенное место на родительском шаге панели, например campanel, когда активен текущий шаг. Для этого используйте команду Add Insert из контекстного меню. Если вы применили схему вентиляции при первоначальном создании этой панели, вам следует удалить его и применить повторно. При этом схема будет соответствовать границе профиля каждого шага.
Разместить и перевернуть
Панелизация по методу «разместить и перевернуть» упрощает монтаж компонентов на плату. Обычно для плат с компонентами на обеих сторонах необходимо два станка автоматизированной установки компонентов – один для компонентов на верхней стороне панели, другой для нижней. Однако, в предположении, что обе стороны панели идентичны при перевороте, панель можно отправить дважды на один и тот же сборочный станок.
Важно различать верхнюю сторону платы и верхнюю сторону панели, так как нужно, чтобы платы на правой стороне панели были такими же, как и на левой стороне, пока они не перевернуты. Также требуется, чтобы стек слоев был симметричным. Половина верхней стороны панели будет включать изображения верхней стороны платы, а другая половина будет включать изображения нижней стороны платы в зеркальном формате.
Чтобы сделать это в CAM Editor, необходимо сначала скопировать все данные платы в новый шаг. Вы можете использовать функцию Swap Layers Data, выбрав Edit » Layers » Swap Layers Data из главного меню, чтобы определить, где будут размещены данные перевернутого слоя. В результате верхний слой будет содержать изображения как верхнего, так и нижнего слоя, но эти изображения останутся в разных шагах.
Если вы еще не создали панель из исходной конструкции, вы можете сделать это сейчас, убедившись, что у вас четное количество столбцов или строк по центру панели. Щелкните ЛКМ по значку плюса рядом с созданным шагом campanel, затем щелкните ПКМ по вставленному шагу, чтобы изменить его. Измените значение строк или столбцов так, чтобы половина плат исчезла. Теперь вставьте созданный новый шаг, разделив его на панели аналогичным образом, за исключением использования вычисленной базовой точки, что поместит новый массив в то же место, что и шаги, которые вы ранее исключили. Убедитесь, что для этого шага включена опция Mirror.
Диалоговое окно Modify Insert in ODB Step
Различные платы в одной панели
Переворачивание плат в панели на самом деле является очень узким применением возможностей шагов ODB. Платы можно переворачивать благодаря тому, что один и тот же слой может содержать различные данные в каждом из своих шагов, которые затем могут быть размещены рядом друг с другом в одной и той же проектной области. В связи с такой свободой возникает вопрос: почему панель должна быть скомпонована одной и той же платой? Ответ – в CAM Editor такого ограничения нет.
Существуют различные причины, по которым на одной панели должны быть разные платы. Производство будет заинтересовано в максимальном использовании участков панели, но чем больше размер платы, тем сложнее это сделать. Небольшие платы, даже если они приходят из другого источника, могут заполнить доступное пространство и сократить производственные затраты. И наоборот, одно изделие может состоять из нескольких плат, которые проектировщик предпочел бы изготавливать вместе в одной панели.
Конечно, есть определенные ограничения. Вы можете панелизировать только платы с одинаковыми стекапами сигнальных слоев и внутренних экранов. Также для этого нужны совместимые наборы слоев сверловки.
По умолчанию CAM Editor создает новые слои при загрузке новых файлов изображений или сверловки. Этого метода будет недостаточно для группирования разных плат, потому что вам нужно, чтобы разные данные платы существовали на одном слое, но на разных шагах. Для этого на странице CAM Editor — Import/Export диалогового окна Preferences доступна опция, которая позволяет импортировать дополнительные файлы Gerber/сверловки в существующие слои.
Когда эта опция включена, вы увидите диалоговое окно сопоставления при импорте дополнительных файлов Gerber, сверловки или данных IPC, если эти слои уже были импортированы.
Диалоговое окно Map Layers to Import to Existing Layers
Диалоговое окно Maps Layers to Import to Existing Layers отображает новые файлы слева и существующие слои справа. Редактор CAM предложит сопоставление исходя из расширений и настроек Layer Types Detection Template, которые доступны по команде Tables » Layer Type Detection, но вы можете изменить их нужным образом. Файлы, которые вы не хотите сопоставлять с существующими слоями, могут быть настроены на создание нового слоя или вовсе исключены из процесса импорта.
Перед тем, как продолжить процесс сопоставления, необходимо создать новый шаг ODB и сделать его текущим. В противном случае все данные слоев будут наложены друг на друга, без какого-либо способа отделения данных одной платы от других.
Вентиляция
Диалоговые окна Venting и Edit Pattern — Venting
Вы можете добавить схему вентиляции в неиспользуемые участки панели, что может помочь равномерно распределить химический травитель по панели. Автоматическая панелизация в CAM Editor заполнит всё пространство между краем панели и экземплярами плат выбранной схемой вентиляции.
Эта схема может быть растровой, векторной, сплошной или основанной на определенной фигуре. Вы можете выбрать одну их общих фигур с заданными пользователем размерами или использовать существующий D-код в качестве основы для схемы вентиляции. Эта схемы будет применена только к сигнальным и экранным слоям (которые определены в столбце Layers Table in the Types).
Если вы создали вентиляцию при первоначальной панелизации данных, а затем добавили шаги ODB++, такие как купоны, отверстия для инструментов или перевернутые или альтернативные платы, лучше обновить схему вентиляции. Для этого удалите и повторно добавьте вентиляцию. Соответствующие команды доступны при щелчке ПКМ по строке шага панели (campanel), которая находится на вкладке Steps панели CAM. Чтобы эти команды стали активными, не забудьте сделать шаг панели текущим.
Края плат
Способ отделения плат от панели является важным моментом как для изготовления печатной платы, так и для изготовления печатного узла. Например, сборочный цех может предпочесть сохранить панели целыми до момента монтажа компонентов на платы, что предполагает, что панели будут достаточно прочными, чтобы держаться вместе во время этого процесса, но вместе с тем с необходимой перфорацией, чтобы их можно было выломать из панели без каких-либо проблем.
Скрайбирование
Скрайбирование – это эффективное решение, при котором между участками плат на верхней и нижней сторонах панели делается V-образная канавка, оставляющая тонкую соединительную перемычку. Все подробности этого процесса, такие как угол лезвия и толщина полотна, а также необходимость применения надрезов (участков, где канавка отсоединяется, что делает панель более прочной) должны быть переданы оператору станка.
В настоящее время эти станки требуют программирования. Оно часто основано на формах, не относящихся к САПР, которые вы заполняете, указывая точки данных и линии в конфигурации вашей панели. Однако некоторые компании смогут извлекать информацию о сверловке и линиях из файлов Gerber, и в этом случае вы можете создать линии скрайбирования в CAM Editor нужным образом. В любом случае размещение линий скрайбирования на верхнем слое шелкографии предоставит оператору станка визуальные подсказки, которые будут использоваться вместе с предоставленной вами извлеченной и явной информацией.
Определение траектории УП
Однако традиционным методом обработки краев плат является фрезерование. Гладкие края платы можно создать, вставив фрезу в плату в определенных местах, перетащив ее по заранее заданному пути, а затем отведя ее.
При подготовке информации о траектории важно учитывать несколько факторов. К ним относятся размер и форма инструмента, траектория фрезерования, а также точки подвода и отвода.
Для создания и контроля этих инструкций необходимо настроить CAM Editor в режим NC Routing, вызов которого осуществляется из меню View или панели CAM. В этом режиме вы можете создавать новые сверла для таблицы инструментов, выбрав команду Tables » NC Tools из главного меню, на основе выбранных засветок в вашем проекте. Затем вы можете использовать команды, доступные в меню Rout, чтобы определить траектории с этими или другими существующими инструментами.
Автоматическое определение траектории вдоль границы
Траектории можно определить вручную, но по возможности следует использовать инструменты автоматизации. Объединение сегментов контура платы в единую замкнутую полилинию потребует гораздо меньше усилий, чем попытка точного ручного построения трассы, особенно если контур платы содержит дуги.
Используйте команду Auto-Rout PCB Border из меню Rout, чтобы создать траекторию вокруг всей платы на основе границы платы. В строке состояния будет предложено выбрать в траектории вершину точки подвода. Опять же, если вы не можете выделить какую-либо вершину на контуре печатной платы на этом этапе, необходимо убедиться, что граница является замкнутой полилинией.
Диалоговое окно Auto Rout PCB
Вершина, которую вы выбираете в качестве начала траектории, должна находиться в нижнем левом углу конструкции, в противном случае удлинительные линии, если вы захотите, чтобы они были, могут фактически врезаться в плату. Вы можете следовать инструкциям в строке состояния и щелкнуть ЛКМ второе место на контуре, с помощью которого вы определите направление пути маршрутизации. Щелчок ПКМ для завершения вызовет диалоговое окно Auto Rout PCB, в котором вы можете выбрать инструмент и значения удлинения для точек подвода и отвода.
Если у вас нет значения компенсации смещения режущего инструмента, определенного для выбранного инструмента (в таблице инструментов), оно может быть сгенерировано автоматически. Будет создан новый слой ( *.rte ), содержащий траекторию для контура платы.
Вы можете продолжить добавление выступов вдоль траектории, при которых инструмент будет отведен от панели и перемещен вдоль траектории на указанное расстояние, прежде чем снова врезаться в материал. Эти выступы аналогичны сегментам надрезов – они оставляют платы полностью соединенными с панелью в определенных точках для отсоединения на более позднем этапе.
При наведении курсора на нужную точку траектории для вставки выступа важно щелкнуть ЛКМ на самой траектории. В режиме заполнения траектория может состоять из фактической траектории и смещенного пути. В результате центр заполненной траектории может не совпадать с реальной траекторией, поэтому щелчок ЛКМ не приведет к вставке выступа. В этом случае рекомендуется перейти в режим контура (Shift+F). Будет показана траектория и любой смещенный (компенсационный) путь, где первый будет представлен сплошной линией, а второй – пунктирной.
Граница фрезерования
Другой инструмент автоматизации, граница фрезерования, определяет границу аналогичным образом (снова требуется замкнутая полилиния), но затем создает паттерн с возвратно-поступательным движением, который будет фрезеровать всю область, вместо того, чтобы обвести вокруг нее и позволить ей выпасть из платы или панели.
После успешного выбора границы необходимо решить, какой инструмент использовать и хотите ли вы разместить траекторию фрезерования на существующем или новом слое. Переключите отображение с заливки на контур (Shift+F), чтобы увидеть фактический путь, определенный для пути фрезерования. При попутном фрезеровании траектория фрезерования движется в том же направлении, что и вогнутая сторона зуба инструмента; фрезерование в противоположном направлении называется встречным.
Фрезерование по площади особенно полезно в том случае, если вы назначили фрезе параметр оси Z, который меньше толщины панели. Таким образом, вы можете создать углубление на плате, как это может потребоваться при установке специальных компонентов.
Инструменты ручного определения траектории
Круги могут быть созданы как объекты по часовой стрелке или против часовой стрелки, что позволяет определять радиус. Точка подвода будет в центре окружности, и инструмент отведется, когда окружность будет полностью проложена. Пазы обладают меньшей автоматизацией, потому что вам нужно убедиться, что вы начинаете с точки подвода и возвращаетесь туда, где вы хотите разместить точку отвода щелчком ПКМ, если вы хотите, чтобы паз был завершен. Траектории текста подобны траекториям пазов с предопределенными путями для каждой буквы (включая точки подвода и отвода); вы просто предоставляете сообщение и указываете, какая высота букв необходима.
Инструкции для траектории, конечно, не обязательно являются функциями обработки после панелизации. Любые объекты фрезерования, определенные в пределах платы, например внутренние пазы, которые включены для панелизации, будут включены вместе со всеми другими данными панелизации.
От идеи до изготовления – процесс проектирования печатных плат в Altium Designer
If you find an issue, select the text/image and press Ctrl + Enter to send us your feedback.
Примечание
Набор доступных функций зависит от вашего уровня доступа к продуктам Altium. Если вы не видите в своем ПО функцию, описанную здесь, свяжитесь с отделом продаж Altium, чтобы узнать больше.
Content
Was this page helpful?
- Altium Designer
- Altium 365 Viewer
Как купить
- Приобрести
- Региональные реселлеры
- For Enterprise
- For Parts and Data
- Altium 365
Давайте поговорим
Расширения продуктов
- Все расширения
- Power Analyzer
- Об Altium
- Наши клиенты
- Новости для инвесторов
- Публикации и отчеты
- Corporate Governance
- Портал инвестора
- Trust Center
- Hire an Expert
- Партнеры и сотрудничество
- Partner Job Openings
- Новости
- Affiliate Program
- Launchpad Startup Program
Ресурсы и поддержка
- Бесплатные пробные версии
- Состояние
- Загрузки
- Все ресурсы
- Центр поддержки
- Исправление ошибок – Bug Crunch
- Форум
- Документация
- Идеи
- Education
- Professional Training / Certification
- Secondary / High School
- University / College
- Вебинары
- Beta Program
- Создание компонентов и управление ими
- Высокоскоростные платы
- Компоновка печатных плат
- Трассировка плат
- Ввод электрических схем
- Совместное проектирование плат
- Взаимодействие ECAD/MCAD при проектировании плат
- Проектирование многомодульных устройств
Размещение и редактирование объектов на плате
При конструировании платы доступно для использования множество объектов. Большинство объектов, размещаемых в плате, определяют участки проводящего материала или его отсутствие. Это применимо как к электрическим объектам, например трассам и контактным площадкам, так и к неэлектрическим объектам, например текст и размеры. Поэтому важно помнить о ширине линий, используемых для объектов, и слоях, на которых они располагаются.
В редакторе плат существует два типа объектов – объекты-примитивы и групповые объекты. Объекты-примитивы являются самыми базовыми элементами: трассы, контактные площадки, переходные отверстия, заполнения, дуги и строки. Групповые объекты состоят из примитивов. Примеры групповых объектов: компоненты, размеры, координаты и заливки полигоном.
Унифицированное размещение и редактирование объектов
В Altium Designer процесс размещения объектов, по сути, одинаков для объектов всех типов. На самом базовом уровне, этот процесс выглядит следующим образом:
- Выберите объект, который необходимо разместить, в панелях инструментов или в меню Place.
- Используйте мышь, чтобы определить положение размещаемого объекта в рабочей области и его размер (где это применимо).
- Щелкните ПКМ (или нажмите клавишу Esc) для завершения команды и выхода из режима размещения.
Редактирование перед размещением
Свойства объекта по умолчанию можно изменить в любое время на странице PCB Editor – Defaults диалогового окна Preferences. Эти свойства будут применяться при последовательном размещении объектов.
Используйте список Primitives, чтобы открыть свойства объекта и задать их значения по умолчанию необходимым образом.
По умолчанию свойства объектов сохраняются в файле ADVPCB.dft . Опционально значения можно сохранить в файл .dft с другим именем. Доступны элементы управления для сохранения и загрузки файлов .dft , что позволяет создавать «наборы» предпочтительных значений свойств объектов по умолчанию. Все настройки, сохраняемые в файлы .dft и загружаемые из них, являются пользовательскими настройками по умолчанию. При необходимости изначальные значения по умолчанию можно вернуть в любой момент с помощью команд Set To Defaults или Reset All. Оригинальные значения по умолчанию жестко запрограммированы.
Редактирование в процессе размещения
Ряд свойств доступен для редактирования в процессе размещения объекта. Для открытия этих атрибутов нажмите клавишу Tab при размещении объекта, чтобы открыть соответствующую панель Properties. При нажатии на Tab размещение будет приостановлено, чтобы вы смогли внести все необходимые изменения объекта.
Пример панели свойств для объекта Pad.
После того, как нужные изменения были внесены, нажмите по кнопке в рабочей области, чтобы вернуться к размещению.
Атрибуты, заданные таким образом, станут настройками по умолчанию для последующих размещаемых объектов, если на странице PCB Editor – Defaults диалогового окна Preferences не включен параметр Permanent. Когда этот параметр включен, изменения повлияют только на размещаемый объект и объекты, размещаемые в рамках того же сеанса размещения.
Варианты динамического размещения
Умное размещение компонентов позволяет осуществлять динамическое выравнивание компонентов при их перемещении. При выравнивании компонента по границам соседних компонентов или их контактным площадкам появляются зеленые линии выравнивания.
С помощью сочетаний клавиш вы можете получить доступ к следующим вариантам выравнивания.
Режимы размещения
Вы можете циклически переключаться между режимами размещения компонентов по нажатию клавиши R в процессе размещения.
- Ignore (Игнорировать препятствия) – обычное поведение размещения, которое было в предыдущих версиях Altium Designer. В этом режиме используются те же самые методы проверки зазоров между компонентами, что и в предыдущих версиях Altium Designer. Эти методы используют 3D-модель, если она присутствует, или примитивы на проводящем слое и слое шелкографии для определения зазора между объектами.
- Push (Расталкивать препятствия) – размещаемые компоненты будут расталкивать другие компоненты для обеспечения требуемого зазора между компонентами. Компоненты в объединениях можно расталкивать, и положение компонентов в объединении может измениться, но объединение не будет нарушено. Заблокированные объекты нельзя расталкивать. В этом режиме компоненты распознаются по граничному прямоугольнику выделения, который является наименьшим прямоугольником, который включает в себя все примитивы компонента.
- Avoid (Обходить препятствия) – размещаемый компонент будет избегать нарушений по зазору между другими компонентами в процессе размещения. В этом режиме компоненты распознаются по граничному прямоугольнику выделения, который является наименьшим прямоугольником, который включает в себя все примитивы компонента.
Текущий режим размещения обозначен в строке состояния в нижней части редактора.
Режимы Push и Avoid нельзя использовать при составном выделении, когда также выделены другие объекты (трассы, контактные площадки, текстовые строки и т.д.).
Эквивалентная замена компонентов
Вы можете выбрать пару компонентов и поменять их местами. После выделения компонентов, которые вы хотите поменять местами, щелкните ПКМ и выберите команду Component Actions » Swap Components.
Поменять местами заблокированные компоненты нельзя.
Редактирование после размещения
После того, как объект размещен, существует ряд способов его редактирования. Эти способы описаны ниже.
Соответствующая панель Properties
Соответствующую объекту панель Properties можно открыть после размещения объекта следующими способами:
- Двойным щелчком мышью по объекту.
- Щелчком ПКМ по объекту и выбором команды Properties из контекстного меню.
Графическое редактирование
Этот метод редактирования позволяет выделить размещенный объект непосредственно в рабочей области документа и изменить его размер, форму или расположение графически. Изменение формы и/или размера объекта (где это применимо) осуществляется с помощью редактирования «ручек управления», которые появляются после выделения объекта.
Пример ручек управления для выделенного объекта Fill.
Зажмите мышь где-нибудь на объекте вне его ручек управления (если они есть) и перетащите объект, чтобы изменить его расположение. В зависимости от типа объекта, его можно поворачивать и/или зеркально отражать в процессе перетаскивания мышью.
- Нажмите клавишу Пробел, чтобы повернуть объект против часовой стрелки, или сочетание Shift+Пробел для поворота по часовой стрелке. Поворот осуществляется в соответствии со значением шага Rotation Step, заданного на странице PCB Editor – General диалогового окна Preferences.
- Нажмите клавишу X или Y, чтобы зеркально отразить объект по оси X или Y, где это применимо.
Объекты также можно перемещать путем их выравнивания. Чтобы выровнять объекты с другими объектами, выделите те объекты, которые вы хотите переместить, щелкните ПКМ и выберите Align. Подменю с командами выравнивания содержит ряд вариантов по распределению выделенных объектов.
Для получения более подробной информации об отдельных вариантах выравнивания перейдите на страницу команды AlignComponents.
При попытке графически изменить объект со включенным свойством Locked появится диалоговое окно с запросом на подтверждение изменения. Кроме того, если на странице PCB Editor – General диалогового окна Preferences включен параметр Protect Locked Objects, объект нельзя выделить для графического редактирования.
Через панель PCB List
Панель PCB List позволяет отобразить объекты в табличном формате для быстрой проверки и изменения их атрибутов. В сочетании с панелью PCB Filter, панель PCB List позволяет отображать только те объекты, которые попадают в область действия активного фильтра – для точного и эффективного редактирования множества объектов.
Редактирование при размещении
Редактор плат включает в себя полезную функцию под названием редактирование при размещении, которая позволяет производить вторую операцию с помощью сочетаний клавиш без необходимости выхода из текущей операции. Эта функция обеспечивает более гибкую и интуитивно понятную работу. Например, вы начали размещать трассу и затем поняли, что другой сегмент трассы нужно удалить. Нет необходимости выходить из режима интерактивной трассировки. Нажмите последовательность клавиш E, D, удалите сегмент трассы, затем нажмите клавишу Esc, чтобы вернуться к интерактивной трассировке.
Настройка внешнего вида курсора в редакторе плат
Курсором печатной платы по умолчанию является малое перекрестие под углом 90 градусов. Его можно настроить с помощью параметра Cursor Type на странице PCB Editor – General диалогового окна Preferences. Например, большое перекрестие (вариант Large 90), которое отображается до краев рабочей области, может быть полезным при размещении и выравнивании объектов. Другой вариант – перекрестие под углом 45 градусов (вариант Small 45), который может быть полезным, если перекрестие под углом 90 градусов сложно различить на фоне линий сетки.
Поддержка шрифта True Type
Редактор плат позволяет использовать штриховые шрифты (Stroke) или шрифты TrueType для текстовых объектов конструкции (строки, координаты и текст размеров). Выбор шрифта осуществляется из панели Properties. Доступны три варианта шрифта Stroke: Stroke, Sans Serif и Serif. Стиль Default является простым векторным шрифтом, который поддерживает перьевые плоттеры и векторные фотоплоттеры. Шрифты Sans Serif и Serif являются более сложными, и они замедлят формирование векторных выходных документов, таких как файлы Gerber. Шрифты Stroke встроены в систему, и их нельзя изменить. Все три шрифта включают в себя полный набор символов ASCII, расширенный IBM, который поддерживает английский и другие европейские языки. При использовании шрифтов TrueType, доступны к использованию шрифты TrueType и OpenType (надмножество TrueType), которые находятся в папке \Windows\Fonts . Эта функциональная возможность также предлагает полную поддержку Unicode.
На странице PCB Editor – TrueType Fonts диалогового окна Preferences предлагается ряд параметров для встраивания шрифтов TrueType при сохранении проекта и для применения замены шрифта при загрузке проекта.
Встраивание шрифтов полезно, когда необходимо отобразить текст с помощью шрифта, который может отсутствовать на машине, где будет загружен проект. Замена шрифта позволяет указать шрифт TrueType, который будет использоваться в качестве замены при загрузке проекта, если шрифт не был встроен в него и шрифт не доступен на компьютере, где загружен проект.
Объекты-примитивы
Объекты-примитивы являются базовыми элементами конструкции. Некоторые примитивы используются в качестве «кирпичиков» для создания более сложных объектов. Например, дуги, заливки и трассы могут составлять двухмерную модель компонента.
Объекты-примитивы доступны для размещения в редакторе плат, и множество типов объектов также поддерживается для размещения в редакторе библиотек посадочных мест. Команды для размещения доступны в меню Place, а также в панели инструментов Active Bar, панели инструментов Utilities и различных выпадающих меню панели инструментов Wiring. В зависимости от объекта, его размещение может потребовать нескольких щелчков мышью для определения внешнего вида объекта.
Объекты-примитивы редактора плат можно разместить из панели инструментов Active Bar, а также панелей инструментов Utilities и Wiring.
Объекты размещаются на текущий слой. Перед размещение объекта убедитесь, что в качестве текущего задан нужный слой. Слой, в котором находится объект, можно изменить после размещения.
Track – Трасса
Трасса является линией определенной ширины со сплошной заливкой. Трассы, как правило, размещаются на сигнальных слоях с помощью интерактивной трассировки для обеспечения электрического соединения между контактными площадками компонентов на плате.
Редактор плат включает в себя функциональную возможность размещения «с упреждением», которая доступна при размещении трассы (во всех режимах, кроме Any Angle). Сегмент трассы, присоединенный к курсору, называется упреждающим сегментом, и он отображается в режиме контура/эскиза при перемещении курсора. Сегмент между этим упреждающим сегментом и последним размещенным сегментом является размещаемым сегментом. Используйте упреждающий сегмент, чтобы понять, где будет размещен следующий сегмент, и определить, где необходимо разместить текущий сегмент.
Line – Линия
На неэлектрических слоях, трассы используются в качестве графических линий общего назначения для создания контура платы, контуров компонентов, экранных слоев, границ запретных зон и т.д. Линия является такой же трассой, которая размещается при интерактивной трассировке, с той разницей, что линии не зависят от цепей. Линиям не присваивается имя цепи при щелчке мышью по контактной площадке или существующей трассировке, и их размещение не проверяется правилами проектирования.
Pad – Контактная площадка
Контактные площадки, как правило, используются в качестве составных частей посадочных мест компонентов для создания точек соединения между выводами компонента и трассировкой на плате. Их также можно использовать в качестве отдельных объектов, таких как тестпойнты и крепежные отверстия.
Контактные площадки могут быть многослойными (появляются на всех сигнальных и экранных слоях) или однослойными, и они могут быть подключены к цепи. Многослойные контактные площадки могут иметь различную форму на каждом из слоев, и для них необходимо отверстие, которое соединяет различные слои. Однослойные контактные площадки не включают в себя отверстие.
Обозначения контактных площадок
Контактным площадкам можно присваивать обозначения (которые, как правило, отражают номер вывода компонента) длиной до 20 символов. Обозначения контактных площадок будут автоматически увеличиваться в рамках одного сеанса размещения, если изначальной контактной площадке было задано обозначение, заканчивающееся числом. Чтобы изменить обозначение первой контактной площадки до ее размещения, используйте панель Properties.
Чтобы задать для буквенного или числового обозначения приращение, отличное от 1, используйте функцию Paste Array. Элементы управления этой функции представлены в диалоговом окне Setup Paste Array, доступного по нажатию кнопки Paste Array в диалоговом окне Paste Special (Edit » Paste Special).
Соединения перемычками
Соединения перемычками определяют электрическое соединение между контактными площадками, которое не осуществляется с помощью трасс на плате. В частности, это может быть полезно на однослойных платах, где для перехода над трассами на одном физическом слое используется провод.
Контактные площадки компонента могут быть отмечены параметром Jumper в панели Properties. Контактные площадки с один и тем же значением Jumper и электрической цепью указывают системе, что между ними существует электрическое соединение, хотя оно и не присутствует в плате физически.
В редакторе плат соединения перемычками представлены кривыми линиями соединения. Проверка правил проектирования не будет сообщать о соединениях перемычками как о неразведенных цепях.
Тестпойнты
Система обеспечивает полную поддержку тестпойнтов, что позволяет задать использование контактных площадок (сквозных и SMD) в качестве тестпойнтов для испытаний печатной платы и/или печатного узла. Указание использования контактной площадки в качестве тестпойнта осуществляется заданием соответствующих свойств – должна ли она быть тестпойнтом для испытания печатной платы или печатного узла и на какой стороне платы она должна использоваться в качестве тестпойнта. Эти свойства находятся в разделе Testpoint панели Properties.
Чтобы упростить процесс и избавить от необходимости ручной настройки свойств тестпойнтов контактных площадок, система предлагает метод автоматического назначения тестпойнтов на основе заданных правил проектирования и с помощью Testpoint Manager (Tools » Testpoint Manager). Эти средства позволяют задать соответствующие свойства тестпойнтов для каждой контактной площадки.
Расширения паяльной маски и паяльной пасты
Значения расширений паяльной маски и паяльной пасты для контактной площадки можно задать в применяемых правилах проектирования или ввести в панели Properties. Во втором случае, указанные значения переопределят значения, заданные в правиле.
Via – Переходное отверстие
Переходное отверстие используется для электрического соединения двух сигнальных слоев платы. Переходные отверстия подобны сквозным контактным площадкам, и они, как правило, металлизируются при изготовлении платы.
Переходное отверстие может быть одного из следующих типов:
- Многослойные (сквозные) – переходы этого типа проходят от верхнего слоя до нижнего и позволяют соединять все внутренние сигнальные слои.
- Глухие – переходы этого типа соединяют внешний слой платы со внутренним сигнальным слоем.
- Скрытые – переходы этого типа соединяют один внутренний слой с другим внутренним слоем.
Как правило, переходные отверстия размещаются автоматически в процессе интерактивной или автоматической трассировки, но при необходимости их можно разместить и вручную. Размещенные вручную переходные отверстия называются свободными.
Переходные отверстия и трассировка
В процессе интерактивной трассировки соединения нажмите клавишу * (на цифровой клавиатуре), чтобы изменить сигнальный слой трассировки. Для обеспечения электрического соединения будет автоматически добавлено переходное отверстие. Переходное отверстие размещается автоматически в соответствии с применяемым правилом Routing Via Style и парой сверловки.
Если трассируемая цепь соединяется со внутренним экранным слоем, нажмите клавишу / (на цифровой клавиатуре), чтобы разместить переходное отверстие, подключенное к подходящему экранному слою. Это будет работать со всеми режимами размещения трасс, кроме ‘Any Angle’.
При трассировке с помощью автотрассирощика Situs переходные отверстия будут при необходимости размещаться в соответствии с заданным (и применимым) правилом проектирования Routing Via Style.
Глухие и скрытые переходные отверстия
Перед использованием глухих и скрытых переходов важно понять, сможет ли их изготовить производитель. Большинство производителей поддерживают скрытые и глухие переходы между так называемыми парами слоев. При использовании этой технологии, многослойная плата изготавливается как набор тонких двухсторонних плат, которые затем формируются в единую структуру. Это позволяет глухим и скрытым переходам соединять внешние слои этих плат, которые становятся парами слоев.
Пары слоев определяются в структуре платы в диалоговом окне Layer Stack Manager (Design » Layer Stack Manager).
Важно отметить, что пары слоев зависят от стиля стека слоев. Уточните у производителя выбор корректного стиля стека перед тем, как начать конструирование с глухими и скрытыми переходами.
Когда корректный стек слоев задан, определите допустимые пары сверловки. Настройка пар сверловки осуществляется в диалоговом окне Drill-Pair Manager, которое открывается нажатием кнопки Configure Drill Pairs в диалоговом окне Layer Stack Manager.
Если для каждой пары слоев в конструкции определена пара сверловки, редактор плат автоматически добавит переходное отверстие правильного типа (сквозное, глухое или скрытое) при изменении слоя в процессе интерактивной трассировки.
Тестпойнты
Система обеспечивает полную поддержку тестпойнтов, что позволяет задать использование переходных отверстий в качестве тестпойнтов для испытаний печатной платы и/или печатного узла. Указание использования переходного отверстия в качестве тестпойнта осуществляется заданием соответствующих свойств – должно ли отверстие быть тестпойнтом для испытания печатной платы или печатного узла и на какой стороне платы оно должно использоваться в качестве тестпойнта. Эти свойства находятся в разделе Testpoint панели Properties.
Как и контактные площадки, тестпойнты-переходы могут быть назначены автоматически на основе заданных правил проектирования и с помощью Testpoint Manager (Tools » Testpoint Manager).
Расширение паяльной маски
Значения расширений паяльной маски переходного отверстия можно задать в применяемых правилах проектирования или ввести в панели Properties. Во втором случае, указанные значения переопределят значения, заданные в правиле.
Частичное или полное покрытие (тентирование) переходных отверстий можно задать с помощью соответствующего значений в разделе Solder Mask Expansion либо включив параметр Tented в панели Properties.
- Для частичного покрытия переходного отверстия (закрывающего только область проводящего материала) – задайте расширению отрицательное значение, что закроет переходное отверстие маской до его отверстия.
- Для полного покрытия переходного отверстия (закрывающего область проводящего материала и отверстие) – задайте расширению отрицательное значение, большее или равное радиусу переходного отверстия.
Arc – Дуга
Дуга, по сути, является круговым сегментом трассы, который можно разместить на любом слое. Дуги можно использовать в конструкции платы по-разному. Например, их можно использовать при определении контура компонента на слое шелкографии или определении контура платы на механическом слое, для создания вырезов и т.д. Их также можно использовать для создания дуговых трасс при интерактивной трассировке. Дуги могут быть открытыми или замкнутыми, т.е. формировать полную окружность.
Поддерживаются четыре различных метода размещения дуг:
- Размещение дуги по центру – этот метод позволяет использовать центр дуги в качестве начальной точки ее размещения.
- Размещение дуги по краю – этот метод позволяет использовать край дуги в качестве начальной точки ее размещения. Угол дуги фиксирован на значении 90°.
- Размещение дуги по краю (произвольный угол) – этот метод позволяет использовать край дуги в качестве начальной точки ее размещения. Угол дуги может принимать любое значение.
- Размещение окружности – этот метод позволяет размещать дугу 360° (полная окружность).
Дуги можно размещать в качестве объектов Keepout для определенного слоя, чтобы они выступали в роли, например, барьеров трассировки. Объекты, заданные в качестве объектов Keepout, игнорируются выводом документов, таких как документы для фотоплоттеров и принтеров. Размещение объектов Keepout Arc осуществляется из подменю Place » Keepout.
String – Строка
Строка позволяет размещать на выбранном слое текст в различных стилях и форматах отображения, в том числе на основе популярных стандартов штрих-кодов. Помимо пользовательского текста, можно использовать «специальные строки» для размещения на плате системной информации и данных проекта.
Текст штрих-кода
Как правило, штрих-коды используются для маркировки и идентификации печатных плат. Символы штрих-кодов можно размещать на любом слое платы, что позволяет их легко фиксировать штрих-код на плате в рамках технологического процесса.
В панели Properties в режиме Text введите нужный текст в области Text, задайте параметру Font Type значение BarCode и затем задайте остальные параметры необходимым образом.
Поддерживаются стандарты штрих-кода ISO Code 39 (стандарт Министерства обороны США) и Code 128 (Международный торговый стандарт идентификации).
Укажите высоту и ширину штрих-кода с помощью нужной общей ширины или минимальной ширины элемента штрих-кода для управления размером. При использовании любого из этих методов убедитесь, что итоговый размер штрих-кода будет читаемым для соответствующих сканеров. Текстовую строку, которая является источником штрих-кода, можно отобразить, включив параметр Show Text.
Специальные строки
Специальные строки помогают в оформлении конструкторской документации. Пример таких строк: .Arc_Count и .Component_Count , которые отображают количество объектов в файле платы (дуг и компонентов соответственно) при печати документа платы или его выводе для фотоплоттера. Другие специальные строки относятся к именам слоев, именам файлов и параметрам печати. Строки .Comment и .Designator используются при создании посадочных мест компонентов. Строка .Legend отображает легенду символов сверловки при размещении строки на слой Drill Drawing.
Для использования специальной строки на плате разместите строку, затем используйте кнопку , чтобы открыть выпадающий список всех специальных строк (как системных, так и основанных на параметрах проекта), затем выберите нужное имя. Имена специальных строк начинаются с точки » . «.
Значения некоторых специальных строк, таких как .Legend , .Plot_File_Name и .Printout_Name , можно увидеть только при формировании соответствующих выходных документов. Большинство специальных строк можно увидеть на экране.
При формировании документации проекта печатной платы и выпуске ее на сервер, необходимо каким-либо образом обозначить в документации, к какому объекту (Item) и ревизии (Revision) относится документация, а также конфигурацию проекта, используемого в выпуске, и все применяемые варианты. Для этого доступен ряд специальных строк, таких как .PCBConfigurationName , .ItemAndRevision и .VariantName . Эти специальные строки не интерпретируются до формирования выходной документации. Информацию этих строк можно увидеть в сформированных выходных документах, таких как файлы Gerber/ODB++, распечатки платы, 3D-распечатки платы, 3D-видео платы и сборочные чертежи.
Fill – Заполнение
Объект Fill является прямоугольным объектом, который можно разместить на любом слое. При размещении на сигнальном слое заполнение становится областью проводящего материала, которую можно использовать для экранирования или переноса больших токов. Можно комбинировать заполнения различных размеров для покрытия областей нестандартной формы, а также комбинировать их с сегментами трасс или дуг и подключать их к цепям.
Заполнения также можно размещать на неэлектрических слоях. Например, разместите заполнение на слое Keep-Out, чтобы задать запретную для автотрассировки и авторазмещения область. Разместите заполнение на экранном слое, слое паяльной маски или паяльной пасты, чтобы создать пустой участок на этом слое. В редакторе библиотек посадочных мест можно использовать заполнения для определения посадочных мест компонентов.
Заполнения можно размещать в качестве объектов Keepout для определенного слоя, чтобы они выступали в роли, например, барьеров трассировки. Объекты, заданные в качестве объектов Keepout, игнорируются выводом документов, таких как документы для фотоплоттеров и принтеров. Размещение объектов Keepout Fill осуществляется из подменю Place » Keepout.
Region – Регион
Регион является объектом полигонального типа, который можно разместить на любом слое. Его можно задать как позитивный (при размещении в качестве региона проводящего материала), негативный (при размещении в качестве выреза заливки полигона) или многослойный (при размещении в качестве выреза платы).
При размещении в качестве позитивного региона, объект схож по своему поведению с прямоугольным заполнением. При размещении на сигнальном слое, позитивный регион становится сплошной областью проводящего материала, которую можно использовать для экранирования или переноса больших токов. Позитивные регионы можно комбинировать с сегментами трасс или дуг и подключать их к цепям. Позитивные регионы также можно размещать на неэлектрических слоях. Например, разместите регион на слое Keep-Out, чтобы задать запретную для автотрассировки и авторазмещения область. Разместите заполнение на экранном слое, слое паяльной маски или паяльной пасты, чтобы создать пустой участок на этом слое.
В редакторе библиотек посадочных мест можно использовать позитивные регионы для создания заполнений многоугольной формы для их использования в определении посадочных мест компонентов.
При использовании в качестве негативного региона (вырез заливки полигона) объект создает многоугольную пустую область в сплошной заливке полигона. Такие регионы/вырезы не будут заполнены проводящим материалом при заливке полигона. При использовании в качестве выреза в плате, объект, по сути, определяет сквозные отверстия в плате, независимые от слоев платы. Регионы вырезов в плате передаются в файлы Gerber и ODB++ для технологических процессов. Независимо от того, какой слой был активным при создании выреза в плате, он становится многослойным.
В отличие от заполнения, позитивному региону проводящего материала автоматически не присваивается имя цепи того объекта, к которому этот регион подключается. Подсоедините объект к цепи с помощью свойства Net в панели Properties в режиме Region.
Позитивные регионы проводящего материала можно размещать в качестве объектов Keepout для определенного слоя, чтобы они выступали в роли, например, барьеров трассировки. Объекты, заданные в качестве объектов Keepout, игнорируются выводом документов, таких как документы для фотоплоттеров и принтеров. Размещение объектов Keepout Region осуществляется из подменю Place » Keepout.
3D Body – 3D-модель
3D-модель является объектом полигонального типа, который можно разместить в библиотеке посадочных мест компонентов или в документе печатной платы на любом доступном механическом слое. Его можно использовать для определения физических размеров и формы компонента, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, что позволяет осуществлять более точную проверку зазоров между компонентами. 3D-модели используются при отображении платы в 3D-режиме для визуализации трехмерной формы компонента или какого-либо объекта.
При создании 3D-моделей можно использовать множество отдельных трехмерных тел для определения относительно сложных форм. Это может быть особенно полезным в вертикальной плоскости, поскольку таким образом можно задавать разные высоты в различных участках компонента.
Drill Table – Таблица сверловки
Стандартным элементом, необходимым для изготовления печатной платы, является таблица сверловки, в которой приведена информация о размере и количестве отверстий, используемых в плате. Отверстие каждого размера представлено символом, буквой или собственно размером. При формировании вида сверловки платы положение каждого отверстия отмечается символом. Таблица сверловки обновляется динамически при размещении на плате или удалении из нее объектов, содержащих отверстия, таких как контактные площадки или переходные отверстия.
Embedded Board Array – Групповая заготовка
Групповая заготовка является объектом-примитивом, который позволяет создать панель (представляющую групповую заготовку, из которой будет изготовлена печатная плата) в качестве части проекта платы. Вы можете использовать соответствующую команду для добавления печатных плат в панель. Команда добавляет в панель ссылки на файлы плат и формирует панель из указанного количества плат. Вы не можете редактировать платы непосредственно из панели, а только из их оригинальных файлов.
Можно разместить множество групповых заготовок, и они могут указывать на различные файлы плат. Можно задать любую конфигурацию панели путем задания расстояния между платами в каждой панели и последующего наложения, поворота и отражения различных панелей. Панели можно использовать для уменьшения производственных затрат, добавляя в каждую панель максимально возможное количество плат.
Групповые объекты
Групповой объект – это набор примитивов, который был определен как единый объект. Это могут быть объекты, определенные пользователем, такие как компоненты и заливки полигоном, или определенные системой, такие как координаты и размеры. Групповым объектом можно управлять в рабочей области как единым объектом. Например, его можно размещать, выделять, копировать, изменять, перемещать и удалять.
Групповые объекты доступны для размещения в редакторе плат. Также в редакторе библиотек посадочных мест поддерживается размещение координат. Команды для размещения находятся в главном меню Place, а также в панели инструментов Wiring и различных выпадающих списках панели инструментов Utilities. В зависимости от объекта, его размещение может потребовать нескольких щелчков мышью для определения внешнего вида объекта.
Объекты размещаются на текущий слой. Перед размещением объекта убедитесь, что в качестве текущего задан нужный слой. Слой, в котором находится объект, можно изменить после размещения.
Component – Компонент
2D/3D-модель компонента представляет физический компонент при конструировании платы. Компонент включает в себя информацию о двухмерном посадочном месте и, опционально, информацию о 3D-модели. Двухмерное посадочное место может включать в себя такие объекты, как контактные площадки для соединения с выводами устройства, физический контур компонента и крепежные элементы устройства.
В зависимости от используемой методологии управления компонентом, размещение 2D/3D-моделей может осуществляться различными способами. Размещение 2D/3D-компонентов, которые хранятся в библиотеке PcbLib , IntLib , DbLib или SVNDbLib , осуществляется из панели Library или с помощью команд меню/панелей инструментов. При использовании компонентов с сервера, соответствующий объект PCB Component Item (дочерняя доменная модель, используемая родительским объектом Component Item) нельзя разместить непосредственно в документе платы. В этом случае, размещение нужных объектов Component Item осуществляется из панели Explorer в документы схем, после чего проект синхронизируется с конструкцией платы.
Позиционные обозначения компонентов
Позиционные обозначения 2D/3D-компонентов будут автоматически увеличиваться в рамках одного сеанса размещения, если обозначение начального компонента заканчивается числом. Измените позиционное обозначение первого компонента в панели Properties перед его размещением.
Чтобы задать для числового или буквенного обозначения приращение, отличное от 1, используйте инструмент Paste Array. Элементы управления этого инструмента находятся в диалоговом окне Setup Paste Array, открытие которого осуществляется по нажатию кнопки Paste Array в диалоговом окне Paste Special (Edit » Paste Special).
Компонент можно преобразовать в составляющие его объекты-примитивы с помощью команды Tools » Convert » Explode Component to Free Primitives.
Размеры
Размерные объекты используются для добавления размерной информации в плату. Эти объекты можно размещать на любом слое, но как правило, их размещают на отдельном механическом слое.
Для обеспечения различных требований к проекту поддерживается множество размерных объектов. Они состоят из одной или множества строк и сегментов трасс. Размер можно преобразовать в составляющие его объекты-примитивы с помощью команды Tools » Convert » Explode Dimension to Free Primitives.
Значение размера (где применимо) автоматически обновляется при перемещении его начальной или конечной точки. Аналогичным образом, если положение объекта, к которому привязана точка отсчета размера, изменяется, размер обновится и расширится/сузится соответствующим образом. Значение радиуса/диаметра автоматически обновится при изменении диаметра исходной дуги или окружности.
Angular Dimension – Угловой размер
Угловой размер позволяет добавлять измерения углов.
Ordinate Dimension – Ординатный размер
Ординатный размер позволяет добавлять линейные расстояния для набора объектов относительно единой точки измерения. Первый выбранный объект является «базой». Все последующие объекты являются относительными этому первому объекту. Размером объекта в каждом случае является расстояние между объектом и «базой», в единицах измерения по умолчанию. Объектами для измерения могут быть трассы, дуги, контактные площадки, переходные отверстия, текстовые строки, заполнения, полигоны и компоненты.
Leader Dimension – Выноска
Выноска позволяет добавлять метку объекта, точки или области. Доступно три типа выносок: автоматическая, круглая и квадратная. Текст заключается в круг или квадрат либо не заключается в какую-либо фигуру вовсе. Указателем может быть стрелка или точка.
Linear Dimension – Линейный размер
Линейный размер позволяет добавлять на любой слой размерную информацию, отражающую линейное расстояние. Значением размера является расстояние между начальным и конечным маркерами (точками отсчета, выбранными пользователем), измеренное в единицах по умолчанию. Точками отсчета могут быть объекты (трассы, дуги, контактные площадки, переходные отверстия, текстовые строки, заполнения, полигоны, компоненты) или точки в свободной области.
Radial Dimension – Радиальный размер
Радиальный размер позволяет добавлять измерение радиуса дуги или окружности. Размер можно размещать внутри или снаружи.
Standard Dimension – Стандартный размер
Стандартный размер позволяет добавлять размерную информацию на текущий слой платы. Значением размера является расстояние между начальным и конечным маркерами, измеренное в единицах по умолчанию.
Объект Standard Dimension считается устаревшим средством измерения, замененныv улучшенными линейным и прочими размерными объектами.
Polygon Pour – Заливка полигоном
Заливка полигоном создает область сплошной заливки, сетку или контур на выбранном слое платы. Объект схож с заполнением, за исключением того, что полигон может заполнить область нестандартной формы и его можно подключить к определенной цепи.
Сплошную заливку полигоном можно разместить на сигнальном слое для определения области, несущей большие токи питания, или области, подключенной к земле, для обеспечения электромагнитного экранирования. Сетчатая заливка полигоном, как правило, используется в качестве земли в аналоговых устройствах.
Сплошная заливка или контур полигона на несигнальном слое может использоваться для обозначения различных функциональных областей платы.