Как решать систему неравенств с двумя неизвестными
Перейти к содержимому

Как решать систему неравенств с двумя неизвестными

  • автор:

Решение системы неравенств

В системе неравенств неизвестные определяются автоматом из выражений систем неравенств.

Примеры

Система линейных неравенств

2*x - 3 > 0 5 - x >= 4*x - 11

Система двух неравенств

x > 7 2 - 3*x 

Система неравенств с одной неизвестной

2*x - 3 > 0 3*x - 5 > 0

С показательными и логарифмическими функциями

(544 - 4^-x)/(32 - 2^-x) >= 17 log((x + 20)/16)/log(x^2/16) 

Система трёх неравенств

x - y 

Система четырёх неравенств

3*x + 2*y 

Система неравенств с двумя неизвестными и квадратом

x^2 - 2y > 7 3x + y > 3

Система неравенств с тремя неизвестными и квадратным корнем

x >= -2 y = 3 z 

Правила ввода выражений и функций

Выражения могут состоять из функций (обозначения даны в алфавитном порядке): absolute(x) Абсолютное значение x
(модуль x или |x|) arccos(x) Функция - арккосинус от x arccosh(x) Арккосинус гиперболический от x arcsin(x) Арксинус от x arcsinh(x) Арксинус гиперболический от x arctg(x) Функция - арктангенс от x arctgh(x) Арктангенс гиперболический от x exp(x) Функция - экспонента от x (что и e^x) log(x) or ln(x) Натуральный логарифм от x
(Чтобы получить log7(x), надо ввести log(x)/log(7) (или, например для log10(x)=log(x)/log(10)) sin(x) Функция - Синус от x cos(x) Функция - Косинус от x sinh(x) Функция - Синус гиперболический от x cosh(x) Функция - Косинус гиперболический от x sqrt(x) Функция - квадратный корень из x sqr(x) или x^2 Функция - Квадрат x ctg(x) Функция - Котангенс от x arcctg(x) Функция - Арккотангенс от x arcctgh(x) Функция - Гиперболический арккотангенс от x tg(x) Функция - Тангенс от x tgh(x) Функция - Тангенс гиперболический от x cbrt(x) Функция - кубический корень из x gamma(x) Гамма-функция LambertW(x) Функция Ламберта x! или factorial(x) Факториал от x DiracDelta(x) Дельта-функция Дирака Heaviside(x) Функция Хевисайда Интегральные функции: Si(x) Интегральный синус от x Ci(x) Интегральный косинус от x Shi(x) Интегральный гиперболический синус от x Chi(x) Интегральный гиперболический косинус от x

В выражениях можно применять следующие операции: Действительные числа вводить в виде 7.5, не 7,5 2*x - умножение 3/x - деление x^3 - возведение в степень x + 7 - сложение x - 6 - вычитание 15/7 - дробь
Другие функции: asec(x) Функция - арксеканс от x acsc(x) Функция - арккосеканс от x sec(x) Функция - секанс от x csc(x) Функция - косеканс от x floor(x) Функция - округление x в меньшую сторону (пример floor(4.5)==4.0) ceiling(x) Функция - округление x в большую сторону (пример ceiling(4.5)==5.0) sign(x) Функция - Знак x erf(x) Функция ошибок (или интеграл вероятности) laplace(x) Функция Лапласа asech(x) Функция - гиперболический арксеканс от x csch(x) Функция - гиперболический косеканс от x sech(x) Функция - гиперболический секанс от x acsch(x) Функция - гиперболический арккосеканс от x
Постоянные: pi Число "Пи", которое примерно равно ~3.14159.. e Число e - основание натурального логарифма, примерно равно ~2,7183.. i Комплексная единица oo Символ бесконечности - знак для бесконечности

© Контрольная работа РУ - калькуляторы онлайн

Калькулятор систем неравенств

Решить данную систему неравенств, означает найти совокупность всех значений переменной удовлетворяющих каждому неравенству системы.

Рассмотрим конкретный пример. Пусть нам дана система неравенств:

Для её решения воспользуемся числовой прямой и изобразим интервалы значений переменной соответствующие каждому неравенству системы:

Синим цветом обозначена совокупность всех значений переменной , удовлетворяющих неравенству , оранжевым цветом - неравенству и зелёным цветом - неравенству .

Чтобы найти решение системы неравенств нужно объединить интервалы значений переменной удовлетворяющие каждому неравенству системы. Из рисунка (смотрим слева направо) следует, что:

Полученный результат также можно изобразить графически на числовой оси:

Наш онлайн калькулятор, построенный на основе системы Wolfram Alpha может решать и более сложные системы неравенств, чем только что рассмотренная. Обращаем Ваше внимание, что символ ≥ необходимо вводить в калькулятор как >= (в виде двух символов больше и равно), а символ ≤ - как

Системы неравенств

Система неравенств представляет собой два или более неравенств, объединенных сбоку фигурной скобкой: $$ \begin x^2-3x \le 0, \\ x+6 \gt 9. \end $$ Решить систему неравенств значит найти все такие значения переменной \(x,\) которые удовлетворяют ОДНОВРЕМЕННО всем неравенствам, входящим в систему. Для этого необходимо решить каждое неравенство по отдельности, а затем выбрать \(x,\) которые являются решениями сразу всех неравенств. Другими словами, найти пересечение решений.

Учиться решать системы проще всего на примерах:
Пример 1 $$ \begin x-7 \lt 0, \\ x-8 \gt -9. \end $$ Система состоит из двух линейных неравенств. Решим каждое по отдельности: $$x-7 \lt 0;$$ $$x \lt 7;$$ Первое неравенство дает нам любые \(x,\) которые меньше \(7.\) Изобразим это на числовой прямой:

Решение простейшей системы неравенств

Решим второе неравенство: $$x-8 \gt -9;$$ $$x \gt -1;$$ Тут у нас получились любые \(x\) больше \((-1).\) Тоже рисуем числовую прямую:

Решение простейшей системы неравенств

А вот теперь самое интересное: перед нами задача не решить все неравенства в системе по отдельности, а решить систему из этих неравенств. Значит нужно найти пересечение решений, то есть такие значения \(x\), которые будут решениями и для первого неравенства, и для второго.

Проще всего найти пересечение при помощи той же числовой прямой. Изобразим на ней решения сразу обоих неравенств. Для удобства решение первого неравенства покажем сверху, а решение второго - снизу:

Пересечение решений неравенств

Из рисунка отлично видно область, где пересекаются решения. Я ее показал штриховкой. Нам остается только записать в ответ заштрихованную область. Так как оба неравенства в системе строгие, то на числовой прямой точки \(x=-1\) и \(x=7\) выколотые, а в ответе они будут в круглых скобках:
Ответ: \(x \in (-1;7).\)

Кто забыл, как правильно расставлять точки и скобки в неравенствах, рекомендую почитать про виды числовых промежутков в числовых неравенствах.

Пример 2 $$ \begin 2x-1 \ge 3, \\ 3x-1 \lt 11. \end $$ Решаем первое неравенство: $$2x-1 \ge 3;$$ $$2x \ge 3+1;$$ $$2x \ge 4;$$ $$x \ge 2;$$ Решаем второе неравенство: $$3x-1 \lt 11;$$ $$3x \lt 12;$$ $$x \lt 4;$$ Ищем пересечение решений на числовой прямой. Решение первого неравенства отмечаем сверху, а решение второго - снизу. Их пересечение обозначим штриховкой:

Пересечение решений неравенств

Обратите внимание на точки. Точка \(x=2\) закрашенная, так как первое неравенство нестрогое, а точка \(x=4\) выколотая, так как второе неравенство строгое.
Ответ: \(x \in [2;4).\)

Разберем теперь систему, где присутствуют не только линейные неравенства. Несмотря на то, что тип неравенств меняется, алгоритм решений будут аналогичен предыдущим примерам:

Пример 3 $$ \begin 4x^2+9x-9 \le 0, \\ \frac \lt 0. \end $$ Решаем первое неравенство: $$4x^2+9x-9 \le 0;$$ Это квадратное неравенство, его можно решить при помощи параболы или методом интервалов. Мы решим методом интервалов. Находим корни через дискриминант, раскладываем квадратный многочлен на множители и решаем получившееся неравенство методом интервалов:
Итак, выпишем коэффициенты и находим корни через дискриминант: $$a=4; \; b=9; \; c=-9;$$ $$D=b^2-4ac=9^2-4*4*(-9)=81+144=225;$$ $$x_1=\frac>=\frac>=\frac=\frac;$$ $$x_2=\frac>=\frac>=\frac=-3;$$ Раскладываем квадратный многочлен на множители по формуле: $$ax^2+bx+c=a(x-x_1)(x-x_2);$$ где \(x_1\) и \(x_2\) - это корни квадратного многочлена; $$4(x-\frac)(x+3) \le 0;$$ На числовой прямой отмечаем корни и расставляем знаки:

Метод интервалов при решении систем неравенств

Все точки закрашенные, так как неравенство нестрогое. Решением этого неравенства будет интервал с минусом: $$x \in [-3;\frac].$$ Теперь решим второе неравенство в системе: $$\frac \lt 0;$$ Дробь будет меньше нуля только в том случае, когда и числитель, и знаменатель разных знаков. В знаменателе положительная двойка, значит числитель должен быть отрицательным: $$x+1 \lt 0;$$ $$x \lt -1;$$ Рисуем числовую ось, на ней отмечаем решение обоих неравенств. Для удобства решение первого неравенства отмечаем сверху, второго - снизу:

Системы неравенств

Заштрихуем область, на которой оба решения пересекаются, и выписываем ответ:
Ответ: \(x \in [-3;-1).\)

Пример 4 $$ \begin x^2-4x+3 \ge 0, \\ x^2—x-6 \lt 0. \end $$ Решаем первое неравенство: $$x^2-4x+3 \ge 0;$$ $$D=(-4)^2-4*1*3=16-12=4;$$ $$x_1=\frac>=\frac=3;$$ $$x_1=\frac>=\frac=1;$$ Раскладываем левую часть неравенства на множители: $$(x-3)(x-1) \ge 0;$$ Решаем методом интервалов:

Системы неравенств

Системы неравенств

$$x \in (-2;3);$$ Отдельно решили каждое неравенство в системе, теперь найдем пересечение их решений:

Системы неравенств

$$x \in (-2;1];$$ Внимательно следите за выколотыми и закрашенными точками. Например, точка \(x=3\) есть и в решении первого неравенства, и в решении второго, но так как в одном из решений она выколотая (в круглой скобке), значит ее не должно быть в ответе системы.
Ответ: \(x \in (-2;1].\)

Пример 5 $$ \begin x^2-4x+4 \le 0, \\ x^2—4x-5 \lt 0. \end $$ Решаем первое неравенство: $$x^2-4x+4 \le 0;$$ $$D=(-4)^2-4*4=16-16=0;$$ Если дискриминант получается равен нулю, это означает, что перед вами формула полного квадрата: \(a^2-2ab+b^2=(a-b)^2.\) Внимательный читатель мог ее заметить сразу, без нахождения дискриминанта.
Воспользуемся формулой: $$(x-2)^2 \le 0;$$ Квадрат всегда больше или равен нуля. Какое бы значение \(x\) мы не подставили, при возведении в квадрат всегда будет получаться неотрицательное число. Значит это неравенство не имеет решений? Обратите внимание, что неравенство нестрогое: да, левая часть не может быть меньше нуля из-за квадрата, но равняться нулю она может. Значит решением этого неравенства будет единственная точка: $$x=2;$$ при которой левая часть обращается в нуль. При всех остальных значениях \(x\) левая часть неравенства будет положительной, что не подходит.

Решаем второе неравенство: $$x^2—4x-5 \lt 0;$$ $$D=(-4)^2-4*1*(-5)=16+20=36;$$ $$x_1=\frac>=\frac=5;$$ $$x_2=\frac>=\frac=-1;$$ Раскладываем квадратный многочлен множители: $$(x-5)(x+1) \lt 0;$$

Системы неравенств

$$x\in (-1;5);$$ Оба неравенства из системы решены. Отмечаем их решения на одной числовой прямой:

Системы неравенств

Так как решение первого неравенства всего лишь одна точка и она лежит внутри решения второго неравенства, то решением всей системы будет только эта одна точка:
Ответ: \(x=2.\)

Часто при нахождении ОДЗ приходится сталкиваться с системами, в которых одно из неравенств либо не имеет решений, либо, наоборот, справедливо при любых \(x.\) Разберем сейчас, как сказываются такие неравенства на корнях всей системы:

Пример 6 $$ \begin 2x^2+3x+9 \ge 0, \\ 6x^2+2x-8 \lt 0. \end $$ Решаем первое неравенство: $$2x^2+3x+9 \le 0$$ $$a=2; \; b=3; \; c=9; $$ $$D=3^2-4*2*9=9-72=-63 \lt 0;$$ Итак, мы получили отрицательный дискриминант, это значит, что левая часть неравенства либо всегда положительна при любых \(x\), либо всегда отрицательна. Определить это можно по коэффициенту \(a\) перед \(x^2.\) Если \(a \gt 0,\) левая часть неравенства всегда положительна, если \(a \lt 0,\) то левая часть всегда отрицательна. Подробно про это можно почитать в статье про решение квадратных неравенств: $$a=2 \gt 0;$$ В нашем случае левая часть неравенства будет положительна при любых значениях \(x.\) А значит решением первого неравенства будут любые \(x.\)

Решаем второе неравенство: $$6x^2+2x-8 \lt 0$$ $$a=6; \; b=2; \; c=-8; $$ $$D=2^2-4*6*(-8)=4+192=196;$$ $$x_1=\frac>=\frac=1;$$ $$x_2=\frac>=\frac=-\frac;$$ Раскладываем на множители: $$6(x-1)(x+\frac) \lt 0;$$ И решаем методом интервалов:

Системы неравенств

$$x \in (-\frac;1);$$ Так как решением первого неравенства в системе были любые \(x,\) то они никак не влияют на решение всей системы. Другими словами, пересечением решений обоих неравенств в системе будет просто решение второго неравенства:
Ответ: \(x \in (-\frac;1) .\)

Пример 7 $$ \begin 2x^2+3x+9 \le 0, \\ 6x^2+2x-8 \lt 0. \end $$ Решим аналогичную примеру №6 систему неравенств, только изменим знак первого неравенства с больше или равно на меньше или равно.

В таком случае решение первого неравенства кардинально меняется. Как мы только что выяснили в примере №6, левая часть первого неравенства всегда положительна, она не может быть меньше нуля ни при каких \(x.\)

Таким образом, первое неравенство не имеет корней. А если хотя бы одно неравенство в системе не имеет корней, то и вся система не будет иметь решений, ведь невозможно найти такие значения \(x,\) при которых будут верны все неравенства в системе.
Ответ: Нет корней.

Системы иррациональных неравенств

Рассмотрим непростой пример системы иррациональных неравенств:
Пример 8 $$ \begin x+\sqrt \lt \sqrt, \\ x+\sqrt \lt \sqrt. \end $$ Из первого неравенства получаем: $$x \lt \sqrt-\sqrt;$$ Из второго: $$x \lt \sqrt-\sqrt$$ Правые части обоих неравенств мы посчитать не можем, так как они иррациональные.
Разве что с помощью калькулятора, но пользоваться на математике им нельзя. Поэтому оставляем как есть.

Отметим теперь оба решения на числовой прямой. Но тут мы сталкиваемся с проблемой: какое значение больше - \((\sqrt-\sqrt)\) или \((\sqrt-\sqrt)?\) От этого зависит, какая точка будет правее на числовой прямой.

Обращаем внимание, что оба этих выражения отрицательны, так как: $$\sqrt \gt \sqrt \quad и \quad \sqrt \gt \sqrt;$$ Удобнее работать с положительными числами, поэтому умножим их оба на \((-1):\) $$\sqrt-\sqrt \; ?? \;\sqrt-\sqrt;$$ Не забываем, что при умножении на \((-1)\) знак неравенства меняется на противоположный. Учтем этот факт в конце. Чтобы сравнить два иррациональных выражения, возведем их оба в квадрат: $$(\sqrt-\sqrt)^2 \; ?? \; (\sqrt-\sqrt)^2;$$ $$7-2\sqrt*\sqrt +3 \; ?? \; 6-2\sqrt*\sqrt+2;$$ $$10-2\sqrt*\sqrt \; ?? \; 8-2\sqrt*\sqrt;$$ Разделим левую и правую часть на \(2\) и перемножим квадратные корни: $$5-\sqrt \; ?? \; 4-\sqrt;$$ Вычтем из обеих частей \(4:\) $$1-\sqrt \; ?? \; -\sqrt;$$ Опять левая и правая части отрицательны - домножаем на \((-1):\) $$-1+\sqrt \; ?? \; \sqrt;$$ Еще раз возводим в квадрат: $$(-1+\sqrt)^2 \; ?? \; (\sqrt)^2;$$ $$1-2\sqrt+21 \; ?? \; 12;$$ $$22-2\sqrt \; ?? \; 12;$$ Вычитаем из обеих частей \(12\) и прибавляем \(2\sqrt:\) $$10\; ?? \; 2\sqrt;$$ И последний раз возводим в квадрат: $$100\; ?? \; 4*21;$$ $$100 \; > \; 84;$$ Получили, что левая часть больше, чем правая. Я писал до этого, что при умножении на \((-1)\) знак неравенства должен меняться на противоположный, но так как мы умножали по ходу решения целых 2 раза, то знак неравенства остается прежним: $$\sqrt-\sqrt > \sqrt-\sqrt;$$ Возвращаемся к решению системы. Отмечаем на числовой прямой иррациональные выражения. Знаки неравенства строгие, поэтому все точки будут выколотые:

Неравенства и системы неравенств с двумя неизвестными

Решение неравенств с двумя неизвестными, а тем более их системы, на первый взгляд кажется сложной задачей. Рассмотрим алгоритм, с помощью которого можно легко справиться с этой задачей.

Неравенство с двумя неизвестными

Пусть имеется неравенство с двумя неизвестными вида $y $, $\le$, $\ge$).

Множество решений подобного неравенства можно изобразить на координатной плоскости. Для этого необходимо:

  1. Построить график функции y=f(x), который разобьет координатную плоскость на две разные области.
  2. Выбрать одну из этих областей и рассмотреть в ней любую точку. Проверить, выполняется ли для этой точки исходное неравенство:
    • Если неравенство выполняется, следовательно, оно выполняется и для всей области, из которой выбирали точку. Таким образом, область, в которой лежит выбранная точка и есть множеством решений неравенства.
    • Если неравенство не выполняется, то множество решений неравенства – область, в которой не лежит выбранная точка.
  3. При решении строгих неравенств границы области, которыми являются точки графика функции $y=f(x)$, не включаются в множество решений, при этом граница изображается пунктирной линией. При нестрогих неравенствах границы области включаются в множество решений неравенства, при этом граница изображается сплошной линией.

Показать на графике множество точек, которое задается неравенством $xy>3$.

  1. Построим график функции $xy=3$. Для этого разделим обе части уравнения на $х$, т.к. оно не может обращаться в нуль, что следует из уравнения (произведение числа на нуль не может равняться $3$): $y=\frac$. График получившейся функции – гипербола, которая разобьет координатную плоскость на 2 области: одна находится между ветвями гиперболы, а другая – за ними.
  2. Выберем из одной области любую точку, например, с координатами $(1; 2)$. Подставим ее координаты в неравенство: $xy>3$; $1 \cdot 2 > 3$; $2>3$ – неравенство неверное. Следовательно, точки выбранной области не являются решением данного неравенства. Таким образом, решением неравенства будет другая область, из которой точку не выбирали.
  3. Данное неравенство строгое, поэтому граничные точки, которыми являются точки графика функции y=3/x, наносятся на график пунктирной линией. Обозначим на графике множество точек, которые являются решением данного неравенства:

«Неравенства и системы неравенств с двумя неизвестными» ��
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Помощь с рефератом от нейросети

Система неравенств с двумя неизвестными

Рассмотрим пример решения системы неравенств с двумя неизвестными.

Показать на графике множество точек, которое задается системой неравенств

Построим графики функций, которые соответствуют данным неравенствам:

Изображаем функцию $x^2+y^2=49$ сплошной линией, т.к. она соответствует нестрогому неравенсту, а прямую $2х+y=5$ – пунктирной.

Рассмотрим каждое неравенство отдельно.

Первое неравенство $x^2+y^2 \le 49$:

Возьмем точку $(5; 8)$ выше графика данной функции. Проверим справедливость неравенства:

$89≤49$ – неравенство неверно.

Следовательно, решение данного неравенства – область, в которой не лежит выбранная точка, т.е. область внутри окружности.

Второе неравенство $2x+y > 5$:

Возьмем точку $(4; 3)$ выше графика данной функции. Проверим справедливость неравенства:

$11 > 5$ – неравенство верно.

Следовательно, решение данного неравенства – область, в которой лежит выбранная точка, т.е. область выше прямой.

Изобразим найденные решения на координатной плоскости.

Пересечение полученных областей и является решением данной системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *