Как рассчитать время встречи движущихся навстречу объектов
Перейти к содержимому

Как рассчитать время встречи движущихся навстречу объектов

  • автор:

Задачи на встречное движение

Рассмотрим задачи, в которых речь идёт о встречном движении. В таких задачах два каких-нибудь объекта движутся навстречу друг другу. Задачи на встречное движение можно решать двумя способами.

Задача 1. Два автомобиля выехали одновременно из двух населённых пунктов и встретились через 4 часа. Первый автомобиль ехал со скоростью 100 км/ч, а второй — со скоростью 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга находятся населённые пункты?

решение задач на встречное движение

Решение: Из условия задачи известны скорость каждого автомобиля и время, которое автомобили были в пути. Значит, можно найти расстояние, которое проехал каждый автомобиль до встречи. Для этого нужно скорость умножить на время:

1) 100 · 4 = 400 (км) — проехал первый автомобиль,

2) 70 · 4 = 280 (км) — проехал второй автомобиль.

Найдя сумму полученных результатов, узнаем расстояние между населёнными пунктами:

400 + 280 = 680 (км).

Данную задачу можно решить и другим способом. Каждый час расстояние между автомобилями сокращалось на 170 километров (100 + 70), 170 км/ч — это скорость сближения автомобилей. За 4 часа они проехали расстояние:

Таким образом, задачу на встречное движение можно решить двумя способами:

1-й способ: 2-й способ:
1) 100 · 4 = 400 (км) 1) 100 + 70 = 170 (км/ч)
2) 70 · 4 = 280 (км) 2) 170 · 4 = 680 (км)
3) 400 + 280 = 680 (км)

Ответ: Населённые пункты находятся на расстоянии 680 км.

Задача 2. Из двух посёлков навстречу друг другу вышли одновременно два пешехода. Скорость первого пешехода 4 км/ч, а скорость второго пешехода 5 км/ч. Какое расстояние будет между пешеходами через 5 часов после выхода, если расстояние между посёлками 70 км?

как решать задачи на встречное движение

Решение: Сначала можно определить сколько километров прошёл каждый из пешеходов за 5 часов, для этого скорость пешеходов умножим на 5:

1) 4 · 5 = 20 (км) — прошёл первый пешеход,

2) 5 · 5 = 25 (км) — прошёл второй пешеход.

Затем можно найти общий путь, пройденный двумя пешеходами за 5 часов:

Теперь можно найти расстояние между пешеходами, отняв от общего расстояния между посёлками 45 уже пройденных километров:

У данной задачи есть и второй вариант решения. Можно сначала найти скорость сближения пешеходов:

Затем найти пройденное расстояние, умножив скорость сближения (9 км/ч) на время движения пешеходов (5 ч):

А теперь, для нахождения расстояния между пешеходами, вычесть пройденное расстояние (45 км) из общего:

Таким образом, данная задача имеет два варианта решения:

1-й способ: 2-й способ:
1) 4 · 5 = 20 (км) 1) 4 + 5 = 9 (км/ч)
2) 5 · 5 = 25 (км) 2) 9 · 5 = 45 (км)
3) 20 + 25 = 45 (км) 3) 70 — 45 = 25 (км)
4) 70 — 45 = 25 (км)

Ответ: Через 5 часов расстояние между пешеходами будет 25 км.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу 5 класс математика

В статье мы рассмотрим, как решать задачи на движение навстречу друг другу в 5 классе по математике. С помощью простых примеров, объяснений и формул вы научитесь правильно составлять и решать задачи на скорость и расстояние. Знания по этой теме помогут ученикам успешно справляться с уроками математики и готовиться к ОГЭ. Задачи на движение навстречу представляют собой типичные математические примеры, которые часто встречаются на уроках математики в 5 классе. Данная тема выделяется из-за своей практической значимости: ее применение можно встретить в сферах транспорта, логистики и при решении задач, связанных с путешествием. В данной статье мы поговорим об особенностях решения задач на движение навстречу друг другу. В частности, мы рассмотрим базовые принципы решения задач и дадим несколько примеров, на которых можно попрактиковаться и улучшить свои навыки в решении подобных задач. Если вы хотите научиться решать задачи на движение навстречу друг другу, то эта статья может оказаться полезной именно для вас. Приятного вам чтения!

Понимание понятия движения навстречу

Движение навстречу в математике относится к сценарию движения, при котором два тела движутся друг на друга, находящиеся в разных точках. Это понятие имеет свойство быть сложным для понимания школьниками в начальной школе. Они могут сомневаться в том, как решать задачи на движение навстречу. Обычно вы можете представить, что две лодки или два автомобиля движутся навстречу друг другу, но скорости могут быть разными. Следует учитывать, что расстояние, которое прошли два объекта, будет отличаться от расчета при их обычном движении в одном направлении. Для того, чтобы понимать понятие движения навстречу и успешно решать задачи на него, необходимо учитывать скорость движения каждого объекта, и то расстояние, которое они уже прошли, а также расстояние между ними в начале движения. Чтобы успешно решать задачи на движение навстречу в математике, важно разобраться в формулах для рассчета времени и скорости. В начальной школе можно использовать предметы в классной комнате, чтобы помочь школьникам понять понятие движения навстречу. Например, можно использовать игрушечные машинки, лодки или другие предметы, чтобы учиться управлять объектами и эффективно решать задачи на движение навстречу.

Вычисление скорости движения

Читать далее«Арбуз кримсон руби F1: отзывы, сроки и правила посадки».

  • Если скорость одного объекта неизвестна, но известно, что общее расстояние составляет 150 км, а время, за которое они встретятся, равно 3 часам, то можно вычислить скорость другого объекта, разделив расстояние на время, минус скорость первого объекта.
  • Если известны скорости движения двух объектов и расстояние между ними, можно вычислить время, за которое они встретятся, разделив расстояние на сумму скоростей: время = расстояние ÷ (скорость1 + скорость2).

Таким образом, легко вычислить скорость движения объектов и применить полученные данные для решения задач на движение навстречу друг другу.

Определение расстояния между двумя объектами

Расстояние между двумя объектами определяется как длина отрезка, который соединяет данные объекты. Оно может быть измерено в различных единицах измерения, например, в метрах, километрах, футах, ярдах и т.д.

Чтобы определить расстояние между двумя объектами, необходимо знать их координаты, т.е. точки, на которых они находятся. Если объекты движутся, то их координаты могут меняться со временем.

Для определения расстояния между двумя объектами, которые движутся навстречу друг другу, необходимо знать их начальные координаты и скорости. Если скорости объектов равны, то расстояние между ними уменьшается на величину, равную сумме их скоростей за единицу времени.

Читать далее«Где и как делают ключи: название специализированного места».

Если скорости объектов различны, то расстояние между ними уменьшается с переменной скоростью. В этом случае необходимо использовать формулу для вычисления расстояния, учитывающую скорости движения объектов.

При решении задач на движение навстречу друг другу необходимо учитывать все известные данные, чтобы определить необходимый параметр. Например, чтобы определить время встречи двух объектов, необходимо знать расстояние между ними и их скорости.

Использование формулы расстояния, скорости и времени

Использование формулы расстояния, скорости и времени

Задачи на движение навстречу друг другу часто решаются с использованием формулы расстояния, скорости и времени. Эта формула помогает определить расстояние, которое проходят два объекта, движущихся навстречу друг другу.

Формула выглядит следующим образом:

Расстояние = Скорость1 ⨯ Время + Скорость2 ⨯ Время

  • Расстояние — расстояние, которое пройдут два объекта навстречу друг другу;
  • Скорость1 — скорость первого объекта;
  • Скорость2 — скорость второго объекта;
  • Время — время, за которое движутся два объекта навстречу друг другу.

Важно помнить, что скорость измеряется в единицах расстояния, например, километрах в час. Также нужно учитывать знак скорости, который указывает на направление движения объекта.

При решении задач на движение навстречу друг другу необходимо внимательно читать условие и определять известные значения. На основе этого можно составить уравнение и решить его, используя указанную формулу.

Общий подход к решению задач на движение навстречу

Задачи на движение навстречу являются одними из наиболее распространенных задач в математике 5 класса. Они требуют от учеников понимания физических законов и умения применять математические формулы для решения конкретной ситуации.

Общий подход к решению задач на движение навстречу состоит из нескольких шагов. В первую очередь нужно определить скорость каждого движущегося объекта. Затем нужно понять, в какую сторону каждый из объектов движется (направление). После этого нужно выяснить, какое расстояние между объектами нужно пройти, чтобы они встретились.

Далее решение задачи можно разделить на два случая: когда время задано, а расстояние неизвестно или когда расстояние известно, а время неизвестно. Для решения первого случая можно использовать формулу S = V * t, где S — расстояние, V — скорость, t — время. Для решения второго случая можно использовать формулу V = S / t.

Важно помнить, что задачи на движение навстречу могут иметь различные условия. Например, может быть дано начальное расстояние между объектами или один из объектов может иметь преимущество в скорости. В таких случаях необходимо анализировать каждое условие и использовать соответствующие формулы.

В целом, решение задач на движение навстречу требует внимательности и логического мышления. Правильное понимание условий задачи и умение применять соответствующие формулы являются ключевыми навыками для успешного решения таких задач.

Решение задач, когда скорости движения равны или различны

При решении задач на движение навстречу друг другу важно выяснить, равны ли скорости движения тел. Если скорости равны, то тела будут приближаться друг к другу со скоростью, равной сумме их скоростей. Для вычисления времени, за которое тела встретятся, необходимо разделить расстояние между ними на сумму скоростей.

Если скорости различны, то тела будут приближаться друг к другу со скоростью, равной разности их скоростей. Для вычисления времени, за которое тела встретятся, необходимо разделить расстояние между ними на разность скоростей. Важно помнить, что если одно тело движется со скоростью a, а другое — со скоростью b, то скорость относительного движения будет равна |a-b|.

Если тела не движутся навстречу друг другу, а разбегаются или двигаются в одном направлении, то для вычисления расстояния, за которое они встретятся, необходимо разделить начальное расстояние между ними на сумму или разность скоростей, в зависимости от направления движения.

Для наглядности можно использовать таблицу или список с примерами решения задач на движение навстречу, когда скорости равны или различны. Также следует не забывать о единицах измерения, в которых заданы скорости и расстояния, при решении задач.

Решение задач, когда расстояние между объектами меняется

В задачах на движение навстречу друг другу объектов, расстояние между ними может меняться. Это может происходить, например, если один из объектов замедляется или ускоряется.

Для решения таких задач, можно использовать следующий алгоритм:

  1. Определить начальное расстояние между движущимися объектами.
  2. Определить скорости движения объектов.
  3. Найти время, за которое объекты встретятся, используя уравнение расстояния.
  4. Подставить найденное время в уравнение скорости, чтобы найти расстояние, которое прошел каждый из объектов.

Важно помнить, что при изменении скорости одного из объектов, необходимо пересчитать время движения и расстояние, которое прошел каждый объект.

Также следует учитывать единицы измерения времени и расстояния, чтобы избежать ошибок в расчетах.

Решение задач, когда время движения различно

Решение задач, когда время движения различно

Когда в задаче на движение встречных объектов время их движения различно, нужно учитывать это при решении. В такой ситуации важно знать, что время, за которое объекты встретятся, зависит не только от расстояния между ними, но и от скорости и времени движения каждого объекта.

Для начала решения задачи необходимо найти скорость каждого объекта. Для этого можно использовать формулу:

скорость = расстояние / время

Затем необходимо найти время, за которое каждый объект пройдет расстояние до места встречи. Для этого можно использовать формулу:

время = расстояние / скорость

После нахождения времени, для нахождения общего времени, за которое объекты встретятся, необходимо сложить время каждого объекта. Итоговое расстояние, которое пройдут объекты до встречи, можно найти, умножив скорость одного объекта на время его движения до места встречи.

При решении задач на движение навстречу друг другу, когда время движения различно, можно использовать таблицу для удобства. В первом столбце записывается название каждого объекта, во втором — его скорость, в третьем — время, за которое он пройдет расстояние до места встречи. В последнем столбце можно записать известное расстояние между объектами и итоговое расстояние, которое пройдут объекты до встречи.

Проверка правильности решения задач на движение навстречу

После того, как вы решите задачу на движение навстречу, вам необходимо проверить правильность своего решения. Для этого вы можете использовать несколько способов.

Во-первых, проверьте все введенные вами данные. Убедитесь, что вы правильно указали скорости движения и расстояние между объектами. Ошибки при вводе данных могут привести к неправильному ответу.

Во-вторых, проверьте правильность выполнения математических операций. Проверьте, правильно ли вы умножили скорость на время, правильно ли сложили или вычли одно число из другого. Ошибки в вычислениях также могут привести к ошибочному ответу.

В-третьих, сравните свой ответ с правильным ответом, если он имеется. Если ответы различаются, перепроверьте все свои вычисления. Если у вас нет правильного ответа, попросите помощи у учителя или товарищей по классу.

Наконец, рассмотрите свое решение с критической точки зрения. Постарайтесь выявить слабые места в своем решении, например, возможность использования других методов, более точное определение расстояний и т. д.

Проверка решений на движение навстречу может быть сложной задачей, но это важный шаг в достижении правильного результата и повышении самодисциплины.

Примеры решения задач на движение навстречу для 5 класса

Задачи на движение навстречу – это одна из типичных задач на математическую модель движения тел. Обычно она решается в 5 классе. Для решения этого типа задач нужно знать скорость и время движения двух тел, движущихся в разные стороны. Вот несколько примеров решения задач на движение навстречу для 5 класса:

  • Пример 1: За какое время встретятся два пешехода, один из которых идет со скоростью 5 км/ч, а второй – со скоростью 6 км/ч, если они стартуют с расстояния 10 км?
    1. Найдем суммарную скорость пешеходов: 5 км/ч + 6 км/ч = 11 км/ч
    2. Расстояние, которое нужно пройти пешеходам, чтобы встретиться, равно 10 км.
    3. С помощью формулы S = V·T найдем время, за которое пешеходы встретятся: T = S / V. Таким образом, T = 10 км / 11 км/ч = 0,91 часа = 54,6 минуты.
  • Пример 2: Встретились два автобуса, двигаясь навстречу друг другу, один из которых ехал со скоростью 50 км/ч, а другой – 60 км/ч. Если расстояние между автобусами при встрече было 500 м, то сколько времени было на то, чтобы произошла встреча?
    1. Найдем суммарную скорость автобусов: 50 км/ч + 60 км/ч = 110 км/ч
    2. Переведем расстояние между автобусами в км: 500 м = 0,5 км
    3. С помощью формулы S = V·T найдем время, за которое автобусы встретятся: T = S / V. Таким образом, T = 0,5 км / 110 км/ч = 0,0045 ч = 16,2 секунды.

Надеемся, что примеры решения задач на движение навстречу помогут вам лучше понять и запомнить правила решения задач этого типа.

Вопрос-ответ:

Как расчитать время встречи двух объектов, движущихся навстречу друг другу со скоростями V1 и V2?

Если два объекта движутся друг навстречу со скоростями V1 и V2, то для расчета времени встречи необходимо решить уравнение: (S1 + S2) / (V1 + V2), где S1 и S2 — расстояния, которые пройдут объекты, прежде чем встретятся.

Как определить, сколько времени займет встреча двух объектов, если известны расстояние между ними и их скорости?

Если известны скорости V1 и V2 двух объектов и расстояние между ними S, то для расчета времени встречи необходимо решить уравнение: S / (V1 + V2).

Как рассчитать скорость одного из объектов, если известны расстояние между ними, время встречи и скорость другого объекта?

Если известны расстояние между объектами, время встречи и скорость одного из объектов, то для расчета скорости другого объекта необходимо решить уравнение: V2 = (S — V1 * t) / t, где V1 — скорость первого объекта, t — время встречи.

Как рассчитать расстояние между двумя объектами, если известны их скорости и время встречи?

Если известны скорости двух объектов и время встречи, то для расчета расстояния между ними необходимо решить уравнение: S = (V1 + V2) * t, где V1 и V2 — скорости объектов, t — время встречи.

Что делать, если два объекта движутся одновременно, но в разные направления?

Если два объекта движутся одновременно, но в разные направления, то необходимо рассчитать расстояние между ними и скорость дальнейшего движения объектов. Формулы для расчета остаются такими же, как и в случае движения навстречу друг другу.

Как применять формулы для решения задач на движение навстречу друг другу на практике?

Для решения задач на движение навстречу друг другу необходимо четко определить известные и неизвестные величины, а затем выбрать подходящую формулу для решения. Решение уравнений можно производить как вручную, так и с помощью калькулятора. Важно помнить, что формулы действительны только при условии постоянства скорости объектов.

Какие ошибки часто допускают при решении задач на движение навстречу друг другу?

Ошибки при решении задач на движение навстречу друг другу могут быть связаны с неправильным выбором формулы для решения, ошибками в умножении и делении, а также с неправильным округлением. Важно внимательно читать условия задачи и не перепутать направления движения объектов.

Полезные советы при решении задач на движение навстречу

Решение задач на движение навстречу требует хорошего знания математических формул и умения работать с ними. Однако, помимо теоретических знаний, есть несколько полезных советов, которые помогут решить задачу быстрее и без ошибок.

1. Приводите все данные к одной системе единиц

Чтобы избежать ошибок при решении задач на движение навстречу, важно всегда работать с одной системой единиц. Например, если в условии задачи даны скорости в км/ч и м/с, нужно привести их к одному виду.

2. Определите направления движения

Перед тем как начать решение задачи, определите направления, в которых движутся объекты. Это поможет правильно выбрать знак в формуле для нахождения расстояния между ними.

3. Используйте формулы нахождения расстояния и времени

Найдите расстояние между движущимися объектами с помощью формулы: расстояние = скорость x время. Затем используйте формулу нахождения времени: время = расстояние / (скорость1 + скорость2). Важно помнить, что скорости движения обоих объектов нужно привести к одному направлению.

4. Проверяйте свои решения

Не забывайте проверять свои ответы, чтобы избежать ошибок и опечаток. Проверьте, соответствует ли ответ условию задачи и правильно ли все рассчитано.

5. Не забывайте о зарядках и остановках

Если в задаче есть информация о том, что объекты останавливаются или меняют скорость, не забудьте учесть это в своих расчетах. Например, при остановке одного объекта, его скорость в формуле времени становится равной нулю.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Задачи на движение навстречу друг другу

Рассмотрим задачи, в которых речь идёт о встречном движении. В таких задачах два каких-нибудь объекта движутся навстречу друг другу. Задачи на встречное движение можно решать двумя способами.

Задача 1. Два автомобиля выехали одновременно из двух населённых пунктов и встретились через 4 часа. Первый автомобиль ехал со скоростью 100 км/ч, а второй — со скоростью 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга находятся населённые пункты?

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Решение: Из условия задачи известны скорость каждого автомобиля и время, которое автомобили были в пути. Значит, можно найти расстояние, которое проехал каждый автомобиль до встречи. Для этого нужно скорость умножить на время:

1) 100 · 4 = 400 (км) — проехал первый автомобиль,

2) 70 · 4 = 280 (км) — проехал второй автомобиль.

Найдя сумму полученных результатов, узнаем расстояние между населёнными пунктами:

400 + 280 = 680 (км).

Данную задачу можно решить и другим способом. Каждый час расстояние между автомобилями сокращалось на 170 километров (100 + 70), 170 км/ч — это скорость сближения автомобилей. За 4 часа они проехали расстояние:

Таким образом, задачу на встречное движение можно решить двумя способами:

1-й способ: 2-й способ:
1) 100 · 4 = 400 (км) 1) 100 + 70 = 170 (км/ч)
2) 70 · 4 = 280 (км) 2) 170 · 4 = 680 (км)
3) 400 + 280 = 680 (км)

Ответ: Населённые пункты находятся на расстоянии 680 км.

Задача 2. Из двух посёлков навстречу друг другу вышли одновременно два пешехода. Скорость первого пешехода 4 км/ч, а скорость второго пешехода 5 км/ч. Какое расстояние будет между пешеходами через 5 часов после выхода, если расстояние между посёлками 70 км?

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Решение: Сначала можно определить сколько километров прошёл каждый из пешеходов за 5 часов, для этого скорость пешеходов умножим на 5:

1) 4 · 5 = 20 (км) — прошёл первый пешеход,

2) 5 · 5 = 25 (км) — прошёл второй пешеход.

Затем можно найти общий путь, пройденный двумя пешеходами за 5 часов:

Теперь можно найти расстояние между пешеходами, отняв от общего расстояния между посёлками 45 уже пройденных километров:

У данной задачи есть и второй вариант решения. Можно сначала найти скорость сближения пешеходов:

Затем найти пройденное расстояние, умножив скорость сближения (9 км/ч) на время движения пешеходов (5 ч):

А теперь, для нахождения расстояния между пешеходами, вычесть пройденное расстояние (45 км) из общего:

Таким образом, данная задача имеет два варианта решения:

1-й способ: 2-й способ:
1) 4 · 5 = 20 (км) 1) 4 + 5 = 9 (км/ч)
2) 5 · 5 = 25 (км) 2) 9 · 5 = 45 (км)
3) 20 + 25 = 45 (км) 3) 70 — 45 = 25 (км)
4) 70 — 45 = 25 (км)

Ответ: Через 5 часов расстояние между пешеходами будет 25 км.

Видео: Задачи на движение | Математика TutorOnline Скачать

Задачи на движение | Математика TutorOnline

Как решать задачи на движение на ЕГЭ по математике 2019

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Классическим примером текстовой задачи, которая может встретиться вам на ЕГЭ, является задача на движение. Эти задачи довольно разнообразны и включают в себя: задачи на движение навстречу, задачи на движение вдогонку, задачи на движение по реке. И поэтому вопрос, как же решать задачи на движение, иногда ставят учеников в тупик.

Научиться решать такие задачи довольно легко, для этого нужно знать алгоритм, состоящий всего из 3 шагов.

Видео: 5 класс Задача на движение навстречу друг другу Решение уравнений Скачать

5 класс Задача на движение навстречу друг другу Решение уравнений

Формула, которую обязательно нужно знать, и секрет, как ее легко запомнить

Для решения любой задачи на движение вам обязательно нужно знать всего одну формулу, которая вам уже давно известна:Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнениеИ уметь правильно выражать из этой формулы скорость и время:Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнениеМногие ученики путаются при записи этих формул, допуская ошибки. Чтобы раз и навсегда запомнить формулы нахождения расстояния, скорости и времени, просто нарисуй треугольник. В верхнем углу треугольника напиши S, а внизу — V и t. Проведи горизонтальную черту между ними. Теперь мы можем закрыть рукой ту величину, которую нам нужно найти, и увидим формулу нахождения этой величины. Например, нам нужно найти расстояние. Закрываем рукой S, и на нашем рисунке останется V t – это и есть формула нахождения расстояния. Или нам нужно найти время. Закрываем рукой t, и на нашем рисунке остается – формула нахождения времени. Нужно найти скорость? Закрываем рукой V, получаем – формулу нахождения скорости. Главное запомнить, что S должна быть в верхнем углу. Это можно сделать, например, с помощью ассоциации, что S похожа на змею, а змея – хозяйка горы, поэтому она на вершине. Вот как выглядит такой магический треугольник:Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Видео: Как решать задачу B14: движение навстречу Скачать

Как решать задачу B14: движение навстречу

3 простых шага решения задачи на движение

Чтобы правильно решить задачу на движение нужно:

  1. Определить неизвестное и составить таблицу на основании условия задачи.
  2. Составить уравнение на основании таблицы.
  3. Вернуться к условиям задачи и записать правильный ответ.

Давайте подробнее разберем каждый шаг:

  1. Вначале нам нужно внимательно прочитать условие задачи и определить, что же взять за переменную Х. Чаще всего в задачах на движение удобнее всего за переменную Х обозначить скорость. Если же скорость нам прямо дана в условиях задачи, то за переменную Х обозначаем время. Если в условиях задачи прямо указаны значения и скорости, и времени, тогда за переменную Х берем расстояние. Затем из условий задачи определить все, что нам известно и занести в таблицу.
  2. На основании полученной таблицы составляем уравнение и решаем его. После решения уравнения не торопимся записывать ответ. Ведь нахождение Х – это не всегда ответ к исходной задаче. Такую ошибку совершают многие ученики: фактически правильно решив задачу, они записывают неправильный ответ.
  3. После решения уравнения возвращаемся к условиям задачи и смотрим, что же требовалось найти. Находим неизвестное и записываем ответ.

Задачи на движение бывают разными. В таких задачах участники движения могут двигаться навстречу друг другу, вдогонку, они могут двигаться по реке (против течения или по течению). Каждая из этих задач имеет особенности решения, о которых мы поговорим ниже и разберем на примерах.

Видео: Задачи на движение по земле навстречу друг другу. Как найти скорость и время. Как решать задачи (15) Скачать

Задачи на движение по земле навстречу друг другу. Как найти скорость и время. Как решать задачи (15)

Задачи на движение вдогонку: примеры с решением

Видео: Задачи на движение по земле навстречу друг другу. Как найти путь Как решать задачи в 5-7. Часть 14 Скачать

Задачи на движение по земле навстречу друг другу. Как найти путь Как решать задачи в 5-7. Часть 14

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

При решении задачи, по условия которой оба участника движения двигаются в одном направлении, как правило, сравнивается время их движения. Необходимо запомнить правила:

  1. Если время движения сравнивается (то есть присутствуют слова больше/меньше), то мы приравниваем время и прибавляем слагаемое. То есть чтобы получить большее время, мы прибавляем к меньшему времени что-то еще (из условий задачи).
  2. Если условия задачи содержат общее время, то дроби, выражающее время, складываются.

Давайте разберем, как работают эти правила при решении задач.

Задача 1

Велосипедист и автомобилист одновременно выехали из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми равно 50 км. Известно, что скорость автомобилиста на 40 км/ч больше, чем у велосипедиста, в результате чего автомобилист приехал в пункт Б на 4 часа раньше. Найдите скорость велосипедиста.

1. Необходимо определить, что взять за переменную Х и составить таблицу. Вспоминаем, что удобнее всего за Х обозначить скорость в том случае, если она прямо не указано в условиях задачи.

В нашем случае скорость в условиях задачи не указана, поэтому скорость велосипедиста обозначаем за Х.

Составляем таблицу, данные для которой берем из условий задачи.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Итак, расстояние (S) нам известно – 50 км, скорость велосипедиста – х, скорость автомобилиста на 40 км/ч больше, значит она равна х + 40. Чтобы определить время вспоминаем формулу t = S / V и подставляем в нее наши значения. Время, затраченное велосипедистом, получится 50 / х, а время, затраченное автомобилистом — 50 / (х + 40).2. На основании таблицы и условий задачи необходимо составить уравнение.

Из условий задачи нам известно, что автомобилист приехал раньше велосипедиста на 4 часа (смотрим наше первое правило). Это значит, что велосипедист затратил на 4 часа больше времени, чем автомобилист. Следовательно,

50 / (х + 40) + 4 = 50 / х

Решаем полученное уравнение, для этого приводим наши дроби к одному знаменателю:

50х + 4х (х + 40) – 50 (х+40) / х (х + 40) = 0

(50х + 4х 2 + 160х – 50х – 2000) / х (х+40) = 0

(4х 2 + 160х – 2000) / (х 2 + 40х) = 0

Умножим обе части уравнение на х 2 + 40х:

4х 2 + 160х – 2000 = 0

Разделим обе части уравнения на 4:

х 2 + 40х – 500 = 0

D = 40 2 – 4 * 1 * (-500) = 3600

Далее находим корни уравнения:

х2 = — 50

3. Возвращаемся к условиям задачи и вспоминаем, что же требовалось найти.

Нам нужно было определить скорость велосипедиста, которую мы обозначили за Х.

Скорость велосипедиста должна быть положительна, поэтому х2 не подходит по смыслу задачи. Следовательно, нас интересует только х1 и скорость велосипедиста равна 10 км/ч.

Задача 2

Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город Б, расстояние между которыми равно 80 км. На следующий день он поехал обратно, при этом его скорость была на 2 км/ч больше прежней. По пути велосипедист останавливался и отдыхал 2 часа. В итоге на возвращение из города Б в город А у него ушло времени столько же, сколько на путь из города А в город Б. Найдите скорость велосипедиста на пути из города А в город Б.

1. Обозначим скорость велосипедиста на пути из города А в город Б как переменную Х.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Из условий задачи: расстояние — 80 км, скорость велосипедиста во второй день – х. Его скорость во второй день была на 2 км/ч больше, чем в первый день, т.е. в первый день она была ниже, следовательно, скорость велосипедиста в первый день равна х – 2. Определим затраченное велосипедистом время на путь по формуле t = S / V. Тогда время, затраченное в первый день на путь равно 80 / х, во второй день — 80 / (х + 2).2. На основании таблицы и условий задачи составим уравнение.

Из условий задачи нам известно, что во второй день велосипедист останавливался и отдыхал 2 часа, следовательно, в пути он провел на 2 часа меньше (смотрим наше первое правило). Также нам известно, что общее затраченное велосипедистом время в первый и во второй дни равно. Следовательно:

80 / (х + 2) + 2 = (80 / х)

Решаем полученное уравнение, для чего приводим дроби к общему знаменателю:

(80х + 160 – 80х – 2х (х+2)) / х (х + 2) = 0

Умножаем обе части уравнения на х (х + 2):

160 – 2х 2 + 4х = 0

— 2х 2 — 4х + 160 = 0

Делим обе части уравнения на -2:

D = 2 2 – 4 * 1 * (-80) = 4 + 320 = 324

Тогда корни уравнения равны:

3. Возвращаемся к условиям задачи. Нам необходимо было найти скорость велосипедиста на пути из города А в город Б, которую мы обозначали за Х.

Скорость должна быть положительна, поэтому х2 = — 10 не подходит по смыслу задачи. Следовательно, скорость велосипедиста равна 8.

Видео: Математика. Типы задач на движение. Задачи на сближение. Скорость сближения Скачать

Математика. Типы задач на движение. Задачи на сближение. Скорость сближения

Задачи на движение навстречу: примеры с решением

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Главное, что нужно помнить о движении навстречу: скорости участников движения складываются.

В тех случаях, когда нам неизвестно общее расстояние, то есть мы не можем его определить из условий задачи и из составленных уравнений, данное расстояние следует принимать за единицу.

Примеры решения задач на движение навстречу:

Задача 1

Из города А в город Б выехал автомобилист, через 3 часа навстречу ему выехал мотоциклист со скоростью 60 км/ч. Автомобилист и мотоциклист встретились на расстоянии 350 км от города А. Расстояние между городами А и Б равно 470 км. Найдите скорость автомобилиста.

1. Обозначим скорость автомобилиста как Х.

Автомобилист и мотоциклист встретились на расстоянии 350 км от города А. Следовательно, автомобилист проехал 350 км, а мотоциклист 470 – 350 = 120 км.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Составим таблицу:2. Составим уравнении на основании таблицы и условий задачи.

Из условий задачи известно, что автомобилист ехал на 3 часа дольше, чем мотоциклист (пользуемся первым правилом, которое разбирали при решении задач на движение вдогонку). Следовательно:

Решаем полученное уравнение:

3. Возвращаемся к условиям задачи. Нам необходимо было найти скорость автомобилиста, которую мы обозначали за Х. Следовательно, скорость автомобилиста равна 70 км/ч.

Задача 2

Из городов А и Б одновременно навстречу друг другу выехали автомобилист и велосипедист. Автомобилист приехал в город А на 6 часов раньше, чем велосипедист приехал в город Б. Встретились они через 4 часа после начала движения. Сколько времени затратил автомобилист на путь из города Б в город А?

1. Время автомобилиста обозначим как Х.

Примем расстояние между городами А и Б за единицу. Остальные данные берем из условий задачи.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Составим таблицу:2. Составим уравнение на основании таблицы и условий задачи.

Известно, что велосипедист и автомобилист встретились через 4 часа после начала движения и в сумме преодолели все расстояние от города А до города Б. То есть все расстояние от города А до города Б было преодолено за 4 часа.

Вспоминаем, что при движении навстречу скорости движения участников складываются. Подставим в формулу пути известные нам данные:

((1 / х) + (1 / (х — 6))) * 4 = 1

Решаем полученное уравнение:

(4 / х) + (4 / (х — 6)) = 1

Приводим дроби к одному знаменателю:

(4х — 24 + 4х — х 2 + 6х) / (х (х — 6)) = 0

Делим обе части уравнения на х (х — 6), при условии, что х > 6:

-х 2 + 14х — 24 = 0

Умножим обе части уравнение на -1:

х 2 — 14х + 24 = 0

Находим дискриминант нашего квадратного уравнения:

D = 14 2 – 4 * 1 * 24 = 100

Находим корни уравнения:

х2 2 + 40х – 40х – 200 = 0

3. Возвращаемся к условию задачи. Нам необходимо было найти собственную скорость катера, которую мы обозначили за Х. Так как скорость не может быть отрицательной, то х1 = -15 противоречит условию задачи. Следовательно, собственная скорость катера равна 15 км/ч.

Задача 2

Моторная лодка вышла в 9:00 из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 30 км. Пробыв в пункте Б 3 часа, моторная лодка повернула назад и вернулась в пункт А в 20:00. Найдите скорость течения реки, если известно, что собственная скорость моторной лодки 8 км/ч.

1. Обозначим скорость течения реки за х. Остальные данные берем из условия задачи.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Составим таблицу:2. Составим уравнение.

Нам известно, что моторная лодка начала свое движение в 9:00, а закончила в 20:00, а также в течение этого времени пробыла без движения во время стоянки – 3 часа. Таким образом, общее время движения будет 20 – 9 – 3 = 8 часов. Когда речь идет об общем времени движения, то нам нужно сложить время движения по течению и время движения против течения (пользуемся вторым правилом, которое разбирали при решении задач на движение вдогонку). Получаем:

30 / (8+х) + 30 / (8-х) = 8

Решаем полученное уравнение. Для этого приводим дроби к общему знаменателю:

(30 (8+х) + 30 (8-х) – 8 (8-х) (8+х)) / (8-х) (8+х) = 0

Умножаем обе части уравнения на (8-х) (8+х):

240 + 30х + 240 – 30х – (64 – 8х) (8+х) = 0

480 – 512 – 64х + 64х – 8х 2 = 0

3. Возвращаемся к условию задачи. Нам необходимо было найти скорость течения, которую мы обозначили за х. Так как скорость не может быть отрицательной, то х1 = -2 противоречит условию задачи. Следовательно, скорость течения равна 2 км/ч.

Итак, мы разобрались, как решать задачи на движения. В ЕГЭ 2019 помимо задач на движение могут содержаться и другие текстовые задачи: на смеси и сплавы, на работу, на проценты. О том, как их решать, вы можете узнать на нашем сайте.

Видео: Задачи на движение. Учимся решать задачи на движение. Способы решения задач на движение. Скачать

Задачи на движение. Учимся решать задачи на движение. Способы решения задач на движение.

Задачи на движение

Задачи на движение (скорость, время и расстояние) являются одной из основных типов задач по математике, которые должен уметь решать каждый школьник. В данной статье рассмотрены все типы задач на движение:
— простые задачи на скорость, время и расстояние;
— задачи на встречное и противоположное движение;
— задачи на движение в одном направлении (на сближение и удаление);
— решение задач на движение по реке.

Видео: Задачи на движение двух объектов Скачать

Задачи на движение двух объектов

Скорость, время и расстояние: определения, обозначения, формулы

скорость = расстояние: время — формула нахождения скорости;

время = расстояние: скорость — формула нахождения времени;

расстояние = скорость · время — формула нахождения расстояния.

Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени: за 1 секунду, за 1 минуту, за 1 час и так далее.
Пример обозначения: 7 км/ч (читается: семь километров в час).
Если весь путь проходится с одинаковой скоростью, то такое движение называется равномерным.

На сайте представлены калькуляторы онлайн, с помощью которых можно перевести скорость, время и расстояние в другие единицы измерения:

Примеры простых задач.

Задача 1.

Автомобиль проехал 180 км за 2 часа. Чему равна скорость автомобиля?
Решение: 180:2=90 (км/ч.)
Ответ: Скорость автомобиля равна 90 км/ч.

Задача 2.

Автобус проехал путь в 240 км со скоростью 80 км/ч. Сколько времени ехал автобус?
Решение: 240:80=3 (ч.)
Ответ: Автобус проехал 3 часа.

Задача 3.

Грузовик ехал 5 часов со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние проехал грузовик за это время?
Решение: 70 · 3 = 350 (км)
Ответ: Грузовик за 5 часов проехал 350 км.

Видео: Задачи на совместную работу и движение навстречу друг другу Скачать

Задачи на совместную работу и движение навстречу друг другу

Задачи на встречное движение

В таких задачах два объекта движутся навстречу друг другу.
Задачи на встречное движение можно решать двумя способами:
1. Найти значения скорости, времени и расстояния для каждого объекта.
2. Найти скорость сближения объектов (как сумму их скоростей), общие время и расстояние. Скорость сближения — это расстояние, пройденное двумя объектами навстречу друг другу за единицу времени.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Задача 4.

Из двух пунктов навстречу друг другу одновременно выехали два поезда и встретились через 3 часа. Первый поезд ехал со скоростью 80 км/ч, а второй – со скоростью 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга находятся пункты?
Решение:
Первый способ. Найти расстояние, которое проехал каждый автобус, и сложить полученные данные:
80*3=240 (км) – проехал 1й автобус, 70*3=210 (км) – проехал 2й поезд,
240+210=450 (км) – проехали два поезда.
Второй способ. Найти скорость сближения поездов, то есть на сколько сокращалось расстояние между ними каждый час; а затем найти расстояние:
80+70=150 (км/ч), 150*3=450 (км).
Ответ: города находятся на расстоянии 450 км.

Задача 5.

Из двух городов навстречу друг другу одновременно выехали два автобуса. Первый автобус ехал со скоростью 80 км/ч, а второй – со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа, если расстояние между городами 450 км?
Решение:
Первый способ. Определить, сколько километров проехал каждый автобус и найти расстояние, которое осталось проехать:
80*2=160 (км)-проехал 1й автобус, 70*2=140 (км)-проехал 2й автобус,
160+140=300 (км)-проехали два автобуса, 450-300=150 (км)-осталось проехать.
Второй способ. Найти скорость сближения автобусов и умножить ее на время в пути.
80*70=150 (км/ч) – скорость сближения; 150*2=300 (км) – проехали два автобуса; 450-300=150 (км) – осталось проехать.
Ответ: Через 2часа расстояние между автобусами будет 150 км.

Видео: Задачи по математике на Движение. Как объяснить ребенку задачи на движение? Скачать

Задачи по математике на Движение. Как объяснить ребенку задачи на движение?

Задачи на движение в противоположных направлениях

В таких задачах два объекта движутся в противоположных направлениях, отдаляясь друг от друга. В таком типе задачи используется скорость удаления. Задачи на движение в противоположных направлениях также можно решить двумя способами:
1. Найти значения скорости, времени и расстояния для каждого объекта.
2. Найти скорость удаления объектов (как сумму их скоростей), общие время и расстояние. Скорость удаления — это расстояние, которое увеличивается за единицу времени между двумя объектами, двигающимися в противоположных направлениях.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Задача 6.

Два автомобиля выехали одновременно из одного и того же пункта в противоположных направлениях. Скорость первого автомобиля 100 км/ч, скорость второго – 70 км/ч. Какое расстояние будет между автомобилями через 4 часа?
Решение:
Первый способ. Определить расстояние, которое проехал каждый автомобиль и найти сумму полученных результатов:
1) 100 · 4 = 400 (км) – проехал первый автомобиль
2) 70 · 4 = 280 (км) – проехал второй автомобиль
400 + 280 = 680 (км)
Второй способ. Найти скорость удаления, то есть значение увеличения расстояния между автомобилями за каждый час, а затем скорость удаления умножить на время в пути.
100 + 70= 170 км/ч – это скорость удаления автомобилей.
170 · 4 = 680 (км)
Ответ: Через 4 часа между автомобилями будет 680 км.

Задача 7.

Из двух населённых пунктов, расстояние между которыми 40 км, вышли в противоположных направлениях два туриста. Первый турист шёл со скоростью 4 км/ч, а второй — 5 км/ч. Какое расстояние между туристами будет через 5 часов?
Решение:
Первый способ. Определить сколько километров прошёл каждый из туристов за 5 часов, сложить полученные результаты, а затем к полученному расстоянию прибавить расстояние между населенными пунктами.
1) 4 · 5 = 20 (км) – прошёл первый турист;
2) 5 · 5 = 25 (км) – прошёл второй турист;
3) 20 + 25 = 45 (км);
4) 45 + 40 = 85 (км).
Второй способ. Найти скорость удаления пешеходов, затем найти пройденное расстояние, к полученному результату прибавить расстоянием между населёнными пунктами.
4 + 5 = 9 (км/ч);
9 · 5 = 45 (км);
45 + 40 = 85 (км);
Ответ: Через 5 часов расстояние между пешеходами будет 85 км.

Видео: Математика 5 класс (Урок№70 — Задачи на совместную работу и движение навстречу друг другу.) Скачать

Математика 5 класс (Урок№70 - Задачи на совместную работу и движение навстречу друг другу.)

Задачи на движение в одном направлении

В таких задачах два объекта движутся в одном направлении с разной скоростью, при этом они сближаются друг с другом или отдаляются друг от друга. Соответственно находится скорость сближения или скорость удаления объектов.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Формула нахождения скорости сближения или удаления двух объектов, которые движутся в одном направлении: из большей скорости вычесть меньшую.

Задача 8.

Из города выехал автомобиль со скоростью 40 км/ч. Через 4 часа вслед за ним выехал второй автомобиль со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов второй автомобиль догонит первый?,
Решение:
Задачу можно решить с помощью уравнения.
В этом случае скорость первого автомобиля 40 км/час, время в пути на 4 часа больше, чем время второго автомобиля (или t+4). Скорость второго автомобиля 60 км/час, время в пути – t. Расстояние оба автомобиля проехали одинаковое. Поэтому можно составить уравнение: 40*(t+4)=60*t. Отсюда получаем t=8 (часов) – время в пути второго автомобиля, за которое он догонит первый.
Решение задачи без использования уравнения.
Так как на момент выезда второго автомобиля из города первый уже был в пути 4 часа, то за это время он успел удалиться от города на: 40 · 4 = 160 (км).
Второй автомобиль движется быстрее первого, значит, каждый час расстояние между автомобилями будет сокращаться на разность их скоростей: 60 — 40 = 20 (км/ч) – это скорость сближения.
Разделив расстояние между автомобилями на скорость их сближения, можно узнать, через сколько часов они встретятся: 160 : 20 = 8 (ч)
Ответ: Второй автомобиль догонит первый через 8 часов.

Задача 9.

Из двух посёлков между которыми 5 км, одновременно в одном направлении вышли два пешехода. Скорость пешехода, идущего впереди, 4 км/ч, а скорость пешехода, идущего позади 5 км/ч. Через сколько часов после выхода второй пешеход догонит первого?
Решение: Так как второй пешеход движется быстрее первого, то каждый час расстояние между ними будет сокращаться. Значит можно определить скорость сближения пешеходов: 5 — 4 = 1 (км/ч).
Оба пешехода вышли одновременно, значит расстояние между ними равно расстоянию между посёлками (5 км). Разделив расстояние между пешеходами на скорость их сближения, узнаем через сколько второй пешеход догонит первого: 5 : 1 = 5 (ч)
Ответ: Через 5 часов второй пешеход догонит первого.

Задача 10.

Два автомобиля выехали одновременно из одного и того же пункта в одном направлении. Скорость первого автомобиля 80 км/ч, а скорость второго – 40 км/ч.
1) Чему равна скорость удаления между автомобилями?
2) Какое расстояние будет между автомобилями через 3 часа?
3) Через сколько часов расстояние между ними будет 200 км?
Решение:
1) 80 — 40 = 40 (км/ч) — скорость удаления автомобилей друг от друга.
2) 40 · 3 = 120 (км) – расстояние между ними через 3 часа./
3) 200 : 40 = 5 (ч) – время, через которое расстояние между автомобилями станет 200 км.
Ответ:
1) Скорость удаления между автомобилями равна 40 км/ч.
2) Через 3 часа между автомобилями будет 120 км.
3) Через 5 часов между автомобилями будет расстояние в 200 км.

Видео: Задача на встречное движение. Как решить задачу на движение? Скачать

Задача на встречное движение. Как решить задачу на движение?

Задачи на движение по реке

Рассмотрим задачи, в которых речь идёт о движении объекта по реке. Скорость любого объекта в стоячей воде называют собственной скоростью этого объекта.

Чтобы узнать скорость объекта, который движется по течению реки, надо к собственной скорости объекта прибавить скорость течения реки. Чтобы узнать скорость объекта, который движется против течения реки, надо из собственной скорости объекта вычесть скорость течения реки.

Задача 11.

Лодка движется по реке. За сколько часов она преодолеет расстояние 120 км, если ее собственная скорость 27 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч?
Решение:
1) лодка движется по течению реки.
27 + 3 = 30 (км/ч) – скорость лодки по течению реки.
120 : 30 = 4 (ч) – проплывет путь.
2) лодка движется против течения реки.
27 — 3 = 24 (км/ч) — скорость лодки против течения реки
120 : 24 = 5 (ч) – проплывет путь.
Ответ:
1) При движении по течению реки лодка потратит 4 часа на путь.
2) При движении против течения реки лодка потратит 5 часов на путь.

Видео: Задачи на движение по воде | Математика | TutorOnline Скачать

Задачи на движение по воде | Математика | TutorOnline

Итак, для решения задач на движение:

  1. Основная формула:S=ν*t;
  2. Нужно сделать чертеж, который поможет определить тип задачи.
  3. Все цифры нужно привести в единые единицы измерения: длина и время

Видео: ЗАДАЧА НА ДВИЖЕНИЕ / Они едут навстречу друг другу? / ЕГЭ #88588 профиль Скачать

ЗАДАЧА НА ДВИЖЕНИЕ / Они едут навстречу друг другу? / ЕГЭ #88588 профиль

Заключение.

Решая много задач по данной теме, ученик обязательно научится быстро ориентироваться в понятиях «скорость», «время» и «расстояние» и быстро решать задачи всех типов. Получить карточки с задачами разных видов можно по ссылке.

Видео: Как научиться решать задачи с помощью уравнений. Часть 1, движение на встречу друг другу Скачать

Как научиться решать задачи с помощью уравнений. Часть 1, движение на встречу друг другу

Задачи на движение

Задачи на движение начинают проходить в 5 классе и решают все оставшиеся учебные годы вплоть до 11 класса. В ЕГЭ по математике вы найдете задачи на движение в задании 11, в котором собраны все текстовые задачи. Рассмотрим как надо решать задачи на движение из ЕГЭ. Но сначала немного теории.

Видео: Задачи на встречное и противоположное движение. Решение задач на движение. Скачать

Задачи на встречное и противоположное движение. Решение задач на движение.

Как решать задачи на движение

Решение задач на движение подчиняется четкому алгоритму, который состоит из нескольких этапов:

  1. Анализ данных.
  2. Составление таблицы.
  3. Составление уравнения.
  4. Решение уравнения.

Остановимся подробно на каждом пункте:

1. Первое, с чего нужно начать — медленно и вдумчиво прочитать условие задачи, то есть проанализировать данные.

Чтобы наглядно представить задачу, необходимо сделать рисунок и отобразить на нем все известные по условию задачи величины.

2. Второй шаг — составить таблицу по условию задачи, внести в таблицу известные величины и ввести неизвестные.

Таблица состоит из трех столбцов S, v и t (путь, скорость и время) и нескольких строк. При заполнении каждой строки сначала выбираем и заполняем тот столбец, информация о котором дана в задаче. Еще один столбец записываем в роли неизвестного (чаще всего, это то, что требуется найти в задаче). В третью, оставшуюся колонку вписываем связь характеристик из двух уже заполненных столбцов по формуле:

В таблице получается столько строчек, сколько каждый из объектов задачи действовал (то есть, перемещался) или мог бы действовать.

3. Следующий шаг — при помощи сделанного рисунка и заполненной таблицы составить уравнение или систему уравнений.

По окончании заполнения таблицы оказывается, что есть часть информации, которая не вошла в таблицу. Эта информация характеризует те значения величин в колонках, которые вычисляются в третью очередь, то есть по формуле. На основании этой информации и данных из третьей колонки составляем уравнение.

4. Решить полученное уравнение и прийти к ответу.

Когда уравнение составлено, последний шаг — это решить его, и, в конце концов, получить ответ.

Будьте внимательны, если за неизвестное вы приняли не то, что требуется найти в задаче. В этом случае следует выразить то, что нужно найти через полученное решение уравнения.
Если, решив уравнение, вы получили несколько ответов, то следует отобрать только имеющие смысл решения. Помните, что путь, скорость и время не могут быть отрицательными.

Видео: Математика 5 класс (Урок№35 — Задачи на движение.) Скачать

Математика 5 класс (Урок№35 - Задачи на движение.)

Примеры решения

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым.

В задаче требуется найти скорость второго, более медленного, велосипедиста. Примем его скорость за x. Заполним таблицу:

v, км/ч t, ч S, км
Первый велосипедист x + 10 Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение 60
Второй велосипедист x Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение 60

В условии задачи сказано, что первый велосипедист прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. На основании этого составим уравнение:

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Получаем два корня, x1 = 10 и x2 = –20. Второй корень не подходит, так как скорость не может быть отрицательной.

Видео: ОГЭ Задание 22 Движение навстречу друг другу Скачать

ОГЭ Задание 22 Движение навстречу друг другу

Виды задач на движение

Движение навстречу друг другу, движение в противоположных направлениях

Если два объекта движутся навстречу друг другу, то они сближаются:

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

При движении в противоположном направлении объекты удаляются:

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

В обоих случаях объекты как бы «помогают» друг другу преодолеть общее для них расстояние, «действуют сообща». Поэтому чтобы найти их совместную скорость (это и будет скорость сближения или удаления), нужно складывать скорости объектов:

Движение друг за другом (вдогонку)

При движении в одном направлении объекты также могут как сближаться, так и удаляться. В этом случае они как бы «соревнуются» в преодолении общего расстояния, «действуют друг против друга». Поэтому их совместная скорость будет равна разности скоростей.

Если скорость идущего впереди объекта меньше скорости объекта, следующего за ним, то они сближаются. Чтобы найти скорость сближения, надо из большей скорости вычесть меньшую:

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Если объект, идущий впереди, движется с большей скоростью, чем идущий следом за ним, то они удаляются. Чтобы найти скорость удаления, надо из большей скорости вычесть меньшую:

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

При движении навстречу друг другу и движении в противоположных направлениях скорости складываем.
При движении в одном направлении скорости вычитаем.

Задачи на движение по кругу

При движении по кругу объекты могут:

  • сближаться, если скорость догоняющего больше скорости догоняемого. Скорость сближения будет равна Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение;
  • отдаляться, если скорость догоняющего меньше скорости догоняемого. Скорость удаления будет равна Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение.

При этом пройденные расстояния измеряются длиной круговой трассы, равной S.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

  • Если два объекта начинают движение по кругу из одной и той же точки, то в момент первой встречи более быстрый объект пройдет расстояние на один круг больше.
  • Если два объекта начинают движение по кругу из разных точек, расстояние между которыми равно S0, то в момент первой встречи догоняющий объект пройдет на S0 км большее расстояние, чем догоняемый.
  • Если через определенное время t первый объект опережает второй на m кругов, то разница пройденных объектами расстояний будет равна m · S: S1 – S2 = m · S.

Задачи на движение мимо объекта

В задачах на движение мимо объекта обязательно присутствуют протяженные тела — поезда, туннели, корабли и т. п. Зачастую движущимся объектом является поезд.

Если поезд длиной L движется мимо точечного объекта (столба, светофора, человека), то он проходит расстояние, равное его длине L:

При этом, если точечный объект (пешеход, велосипедист) тоже движется, то совместная скорость равна сумме скоростей, если поезд и объект двигаются в разных направлениях (как в пункте 1), и равна разности скоростей, если они двигаются в одном направлении (как в пункте 2).

Если поезд длиной L1 движется мимо протяженного объекта (туннеля, лесополосы) длиной L2, то он проходит расстояние, равное сумме длин самого поезда и протяженного объекта:
S = L1 + L2 = v0 · t.

При этом, если протяженный объект (например, другой поезд) тоже движется, то совместная скорость равна сумме скоростей, если оба объекта двигаются в разных направлениях, и равна разности скоростей (из большей вычитается меньшая), если они двигаются в одном направлении.

Задачи на движение по течению и против течения

В задачах на движение помимо собственной скорости плывущего тела нужно учитывать скорость течения.

При движении по течению скорость течения прибавляется к скорости плывущего тела: v = v0 + vтеч.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

При движении против течения скорость течения отнимается от скорости плывущего тела: v = v0 – vтеч.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Видео: УЧИМСЯ ЛЕГКО РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ / ПОДСКАЗКА ВСЕГДА ПОД РУКОЙ СКОРОСТЬ ВРЕМЯ РАССТОЯНИЕ Скачать

УЧИМСЯ ЛЕГКО РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ / ПОДСКАЗКА ВСЕГДА ПОД РУКОЙ СКОРОСТЬ ВРЕМЯ РАССТОЯНИЕ

Задачи на движение из ЕГЭ по математике (профильный уровень)

Задача 1.

Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 44 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 112 км/ч, и через 48 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

Решение: Пусть скорость второго автомобиля равна v км/ч. За 4/5 часа первый автомобиль прошел на 44 км больше, чем второй, отсюда имеем:

112 ∙ Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение= v ∙ Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение= v ∙ Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение+ 44 ⇔ 4 ∙ v = 112 ∙ 4 – 44 ∙ 5 ⇔ v = 57.

Следовательно, скорость второго автомобиля была равна 57 км/ч.

Ответ: 57 км/ч.

Задача 2.

Из пункта A круговой трассы выехал велосипедист, а через 10 минут следом за ним отправился мотоциклист. Через 2 минуты после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 3 минуты после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 5 км. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

До первой встречи велосипедист провел на трассе 1/5 часа, а мотоциклист 1/30 часа. Пусть скорость мотоциклиста равна v км/ч, тогда скорость велосипедиста равна

Тогда если скорость велосипедиста – это 1 единица отношения, то скорость мотоциклиста – это 6 единиц отношения.

Так как они едут в одном направлении, их общая скорость 5 единиц отношения.

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

∙5 ед.отн. = 5

Таким образом, скорость мотоциклиста была равна 120 км/ч.

Ответ: 120 км/ч.

Задача 3

Часы со стрелками показывают 3 часа ровно. Через сколько минут минутная стрелка в девятый раз поравняется с часовой?

Решение: Скорость движения минутной стрелки 12 делений/час (под одним делением здесь подразумевается расстояние между соседними цифрами на циферблате часов), а часовой ― 1 деление/час. До девятой встречи минутной и часовой стрелок минутная должна сначала 8 раз «обогнать» часовую, то есть пройти 8 кругов по 12 делений. Пусть после этого до четвертой встречи часовая стрелка пройдет L делений. Тогда общий путь минутной стрелки складывается из найденных 96 делений, ещё 3 изначально разделяющих их делений (поскольку часы показывают 3 часа) и последних L делений. Приравняем время движения для часовой и минутной стрелок:

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение, отсюда Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение, отсюда Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнениеи Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение.

Ответ: через 9 минут.

Задача 4

Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 14 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 80 км/ч, и через 40 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Данную задачу можно интерпретировать (представить её, как задачу на линейное движение): Два автомобиля одновременно начинают движение в одном направлении. Скорость первого равна 80 км/ч. Через 40 минут он опережает второго на 14 км (т. к. сказано, что на один круг). Найти скорость второго. Очень важно в заданиях на движение представить сам процесс этого движения.

Сравнение так же производим по расстоянию.

За x принимаем искомую величину ― скорость второго. Время движения 40 минут (2/3 часа) для обоих. Заполним графу «расстояние»:

v t S
1 80 2/3 Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение
2 x 2/3 Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Расстояние, пройденное первым, больше расстояния, который прошёл второй на 14 км.

80 ∙ Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнениебольше, чем x ∙ Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнениебольше, чем x ∙ Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнениена 14.

80 ∙ Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение= x ∙ Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение= x ∙ Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение+ 14;

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнениеКак решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнениеКак решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение= x ∙ Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение;

Скорость второго автомобиля 59 (км/ч).

Ответ: 59 км/ч.

Задача 5

Из пункта A в пункт B, расстояние между которыми 75 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что за час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт B на 6 часов позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Пусть v км/ч – скорость велосипедиста, тогда скорость автомобилиста равна v + 40 км/ч. Велосипедист был в пути на 6 часов больше, отсюда имеем:

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Таким образом, скорость велосипедиста была равна 10 км/ч.

Ответ: 10 км/ч.

Прямолинейное движение: равномерное и равноускоренное

Задачи ЕГЭ по кодированию генетического кода

Как решать текстовые задачи по математике ЕГЭ

Как решать задачи на вероятность

Как решать экономические задачи егэ по математике профильный уровень

Как решать задачи на движение навстречу друг другу через уравнение

Сочинение на тему: Автор и его герой в поэме «Василий Теркин». Движение сюжета поэмы

Как найти время, скорость, расстояние

Задачи на движение — когда с ними знакомятся в школе? Как их решать? Зачем вообще нужны такие задачи? Что сделать, чтобы не запутаться в страшных формулах? Читайте статью, и вы узнаете, как найти скорость, время, расстояние — в этом нет ничего сложного. Главное — разобраться, а мы вам в этом поможем.

Когда в школе знакомятся с задачами на движение?

Движение — это перемещение в пространстве в определённом направлении. Значит, с задачами на движение мы встречаемся повсюду. Например: скоростные ограничения на дорогах, время в пути в такси, расстояние между городами.

Уже в начальной школе ребята начинают решать задачи на движение. И именно в период знакомства с ними оценки по математике у многих учеников уверенно «сползают» вниз. Чтобы понимать, о чём идет речь в подобных задачах, давайте разберём всё подробно.

Что такое расстояние

Расстояние — это длина от одной точки до другой. Например, расстояние от школы до остановки, от работы до магазина. В математике расстояние обозначается буквой S.

Расстояние измеряется в миллиметрах (мм) — например, когда ползёт гусеница, в сантиметрах (см) — когда ползёт черепаха, в метрах (м) — когда идёт человек, в километрах (км) — когда едет автомобиль.

Что такое время

Время — это длительность определённых событий или действий. Например, ученик дошел до школы за 5 минут, доехал на тренировку за 15 минут. В математике время обозначается буквой t.

Время измеряется в секундах, минутах, часах. и т.д.

Что такое скорость

Скорость — это расстояние, пройденное за единицу времени. Например, мы пробежали 3 метра за 1 секунду, значит, наша скорость была 3 метра в секунду (м/с). В математике скорость обозначается буквой v.

Скорость измеряется в миллиметрах/сантиметрах/метрах/километрах в секунду/минуту/час.

Главная формула, как найти расстояние, скорость и время

Чтобы найти расстояние, нужно время в пути умножить на скорость. Например: мы знаем, что автобус ехал 2 часа со скоростью 60 км/ч. Значит, сможем найти расстояние, которое проехал автобус за 2 часа. Для этого мы время (2 часа) умножим на скорость (60 км/ч). 2 * 60 = 120 (км)

Из этой формулы можно находить остальные. Даже если вы не помните, как найти время (или скорость), напишите себе формулу S = t * v. Вам известно S и v. Значит, чтобы найти t, неизвестный множитель, нужно S разделить на v.

Лайфхак

Запомните: если нужно найти S (расстояние) — мы умножаем, а во всех остальных случаях — делим.

Как записать условие задачи, где нужно найти скорость, время, расстояние

Для удобства и наглядности используйте таблицу.

Скорость Время Расстояние

Впишите то, что известно в задаче, и поставьте знак вопроса в неизвестном. Так вы сразу будете видеть, что нужно найти и какую формулу для этого использовать.

Важный момент

Мы можем работать только с одинаковыми единицами измерения. Если в условии задачи скорость записана в метрах в минуту, а время в часах, то для того, чтобы найти расстояние, нам сначала нужно перевести время в минуты.

Также есть ещё одна категория задач, вызывающих затруднения — задачи на сближение или удаление.

Задачи на сближение, удаление: как найти скорость

Когда два объекта движутся из разных точек навстречу друг другу, они сближаются. Чтобы найти скорость сближения, нужно сложить скорости обоих объектов, движущихся навстречу друг другу.

Когда два объекта движутся из одной или из разных точек в противоположных направлениях, они удаляются друг от друга. Чтобы найти скорость, с которой они удаляются, нужно сложить скорости объектов.

Если объекты движутся из одной точки в одном направлении, но с разной скоростью, они удаляются друг от друга. Чтобы найти скорость, с которой они удаляются, нужно из большей скорости вычесть меньшую.

Чтобы без проблем решать задачи на движение, сохраните себе эти формулы. Обязательно пригодится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *