SQLite
SQLite представляет одну из самых популярных систем баз данных. И мы можем использовать SQLite в наших приложениях на языке C. Более того сама SQLite написана на языке C.
Для работы с SQlite нам необходимы соответствующие файлы. Самый простой вариант — взять файлы с исходным кодом с официального сайта SQLite со страницы https://www.sqlite.org/download.html:
Нужный нам файл называется «sqlite-amalgamation-xxxxxxxxx.zip». Он представляет архив с исходными файлами SQLite. Если мы его загрузим и распакуем, то увидим в нем несколько файлов:
Здесь нас будут интересовать два файла: sqlite3.c и sqlite3.h . Положим из в одну папку с главным файлом программы (допустим, он называется app.c ):
Для создания подключения к базе данных применяется функция sqlite3_open
int sqlite3_open(const char *filename, sqlite3 **ppDb );
Первый параметр функции представляет имя файла базы данных. Второй параметр — объект sqlite3** , который и будет представлять подключение к базе данных. Через объект sqlite3 в дальнейшем можно взаимодействовать с базой данных.
Результатом функции является числовой код. Если он равен значению константы SQLITE_OK (число 0), то подключение к бд успешно установлено. Если же он равен 1 или представляет другое число, то произошла ошибка.
После завершения работы с базой данных следует закрыть подключение. Для этого применяется функция sqlite3_close()
int sqlite3_close(sqlite3*);
В качестве параметра функция принимает указатель на закрываемое подключение. И также возвращает числовой код результата (0 — при успешном закрытии).
Например, откроем и закроем подключение к базе данных:
#include #include "sqlite3.h" int main() < sqlite3 *db; // указатель на базу данных // открываем подключение к базе данных int result = sqlite3_open("test.db", &db); printf("result = %d\n", result); // закрываем подключение sqlite3_close(db); >
Поскольку мы используем функционал SQLite, то при компиляции нам также надо передать компилятору файл sqlite3.c :
gcc app.c sqlite3.c -o app
После выполнения скомпилированного файла app в папке программы должен появиться файл базы данных «test.db». А на консоли в случае успешного выполнения будет выведено
result = 0
Компиляция в gcc
Предложенный выше способ подключения SQLite имеет преимущества — мы имеет доступ к исходникам и можем компилировать приложения вне зависимости от компилятора и окружения — GCC, Clang, Visual Studio. Однако, для этого нам надо как минимум загрузать файлы с исходным кодом, и, кроме того, компиляция программы можем занять некоторое время. Если мы используем GCC, то мы можем упростить задачу. Чуть изменим исходный код:
#include #include int main() < sqlite3 *db; // указатель на базу данных // открываем подключение к базе данных int result = sqlite3_open("test.db", &db); printf("result = %d\n", result); // закрываем подключение sqlite3_close(db); >
Здесь файл «sqlite3.h» подключается как глобальный заголовочный файл.
А при компиляции добавим библиотеку sqlite3 с помощью опции компиляции -l :
gcc app.c -o app -l sqlite3
Вывод ошибки
Вполне возможно, что при попытке установить подключение с базой данных возникнет ошибка. SQLite предоставляет функцию sqlite3_errmsg() , которая позволяет из указателя на базу данных получить описание ошибки в виде строки:
const char *sqlite3_errmsg(sqlite3*);
Например, выведем сообщение об ошибке при неудачной попытке установить подключение:
#include #include int main() < sqlite3 *db; // указатель на базу данных // открываем подключение к базе данных int result = sqlite3_open("test.db", &db); // если подключение успешно установлено if(result == SQLITE_OK) < printf("Connection established\n"); >else < // выводим сообщение об ошибке fprintf(stderr, "Error: %s\n", sqlite3_errmsg(db)); >// закрываем подключение sqlite3_close(db); >
Как подключиться к базе данных c
В прошлой теме база данных изначально не существовала и создавалась автоматически в процессе запуска приложения в соответствии с определением классов моделей и класса контекста данных. Но нередко база данных для подключения уже имеется. Рассмотрим, как мы можем подключаться к уже существующей базе данных.
Для подключения к существующей базе данных создадим новый проект консольного проекта по типу Console App , который назовем DBFirstApp .
Для работы возьмем какую-нибудь базу данных SQLite, например, созданную в прошлой теме. В моем случае база данных называется helloapp.db и имеет одну значимую таблицу Users с тремя столбцами Id, Name и Age.
Для работы с существующей БД SQLite нам надо добавить в проект два Nuget-пакета:
- Microsoft.EntityFrameworkCore.Sqlite (представляет функциональность Entity Framework для работы с SQLite)
- Microsoft.EntityFrameworkCore.Design (необходим для создания классов по базе данных, то есть reverse engineering)
dotnet add package Microsoft.EntityFrameworkCore.Sqlite dotnet add package Microsoft.EntityFrameworkCore.Design
Чтобы подключаться к базе данных, нам надо будет добавить в проект классы моделей, которые соответствуют определениям таблиц, и класс контекста данных, который соответствует БД. То есть в данном случае мы могли бы вручную добавить в проект классы моделей и класс контекста данных, как в прошлой теме.
Однако добавление классов вручную имеет свои недостатки. Так, если база данных имеет не одну, а множество таблиц, связанных различными ключами, то у нас может возникнуть проблема, как все эти отношения отобразить между класса на C#. Ну и кроме того, это просто долго и может занять некоторое время.
Для решения этих проблем в Entity Framework Core предусмотрена функция Reverse Engineering , которая позволяет автоматически создать все необходимые классы по базе данных.
Для реверса базы данных и создания по ней классов C# в Visual Studio в окне Package Manager Console выполняется следующая команда:
Scaffold-DbContext "строка подключения" провайдер_бд
Здесь в качестве параметра команде Scaffold-DbContext передается строка подключения и далее через пробел название провайдера. Мы можем использовать различные системы баз данных, но принцип будет один и тот же: после Scaffold-DbContext указывается строка подключения и соответствующий провайдер.
Если мы используем .NET CLI, то сначала нам надо установить инструменты для работы с EF Core с помощью команды:
dotnet tool install --global dotnet-ef
А затем выполняется следующая команда
dotnet ef dbcontext scaffold "строка подключения" провайдер_бд
Допустим, у нас база данных SQLite имеет полный путь «D:\\helloapp.db». Чтобы создать по этой базе данных классы C#, если мы работаем в Visual Studio, то надо перейти к окну Package Manager Console (оно доступно через меню Tools –> NuGet Package Manager –> Package Manager Console ). Далее в Package Manager Console выполним следующую команду:
Scaffold-DbContext "Data Source=D:\\helloapp.db" Microsoft.EntityFrameworkCore.Sqlite
Если мы работаем через .NET CLI, то ндо выполнить команду
dotnet ef dbcontext scaffold "Data Source=D:\\helloapp.db" Microsoft.EntityFrameworkCore.Sqlite
После выполнения этой команды в проект будет добавлен класс User:
namespace HelloApp; public partial class User < public long Id < get; set; >public string? Name < get; set; >public long Age < get; set; >>
И также будет добавлен класс контекста данных, который будет называться по имени базы данных плюс суффикс «Context»:
using Microsoft.EntityFrameworkCore; namespace HelloApp; public partial class HelloappContext : DbContext < public HelloappContext() < >public HelloappContext(DbContextOptions options) : base(options) < >public virtual DbSet Users < get; set; >protected override void OnConfiguring(DbContextOptionsBuilder optionsBuilder) => optionsBuilder.UseSqlite("Data Source=D:\\\\helloapp.db"); protected override void OnModelCreating(ModelBuilder modelBuilder) < OnModelCreatingPartial(modelBuilder); >partial void OnModelCreatingPartial(ModelBuilder modelBuilder); >
И после генерации данных классов мы сможем работать с базой данных. Для этого изменим код файла Program :
using HelloApp; using (HelloappContext db = new HelloappContext()) < // получаем объекты из бд и выводим на консоль var users = db.Users.ToList(); Console.WriteLine("Список объектов:"); foreach (User u in users) < Console.WriteLine($". - "); > >
Список объектов: 1.Tom - 33 2.Alice - 26
Подключение к базе данных SQL с помощью C и C++
Эта публикация предназначена для разработчиков C и C++, выполняющих подключение приложений к службе «База данных SQL Azure». Публикация содержит несколько разделов, что дает возможность переходить сразу к интересующей вас теме.
Предварительные требования для выполнения инструкций руководства по C/C++
Убедитесь, что у вас есть указанные ниже компоненты.
- Активная учетная запись Azure. Если у вас нет такой учетной записи, вы можете зарегистрироваться для использования бесплатной пробной версии Azure.
- Visual Studio. Для разработки и запуска этого примера необходимо установить компоненты языка C++.
- Инструменты разработки Visual Studio для Linux. Если вы разрабатываете приложение на платформе Linux, необходимо также установить расширение Linux для Visual Studio.
База данных SQL Azure и SQL Server на виртуальных машинах
База данных SQL Azure основана на Microsoft SQL Server и предназначена для обеспечения высокого уровня доступности, производительности и масштабируемости. Использование Azure SQL по сравнению с собственной локальной базой данных дает множество преимуществ. Благодаря Azure SQL вам не нужно устанавливать, настраивать, обслуживать базу данных или управлять ею. Вы работаете только с содержимым и структурой базы данных. В нее встроены такие возможности, как отказоустойчивость и избыточность, которые так важны при работе с базами данных.
В данный момент Azure предлагает два варианта для размещения рабочих нагрузок сервера SQL: База данных SQL Azure (база данных как услуга) и сервер SQL на виртуальных машинах. Мы не будем подробно рассматривать различия между этими двумя вариантами, но отметим, что База данных SQL Azure является лучшим решением для новых облачных приложений, так как она позволяет экономить средства и оптимизировать производительность облачных служб. Если вы рассматриваете возможность переноса или расширения своих локальных приложений в облако, сервер SQL на виртуальной машине Azure может быть хорошим выбором. Чтобы было проще следовать инструкциям в этой статье, создадим экземпляр Базы данных SQL Azure.
Технологии доступа к данным: ODBC и OLE DB
Подключение к Базе данных SQL Azure ничем не отличается от обычной процедуры. В настоящее время существует два способа подключения к базам данных: ODBC и OLE DB. В последние годы корпорация Майкрософт поддерживает ODBC для доступа к собственным реляционным данным. Технология ODBC относительно проста и работает гораздо быстрее, чем OLE DB. Единственное предостережение — ODBC использует старый API в стиле C.
Шаг 1. Создание базы данных SQL Azure
Чтобы узнать, как создать образец базы данных, перейдите на страницу Начало работы . Также это можно сделать с помощью портала Azure, просмотрев короткий 2-минутный видеоролик.
Шаг 2. Получение строки подключения
После подготовки Базы данных SQL Azure необходимо выполнить следующие действия, чтобы найти информацию о подключении и добавить IP-адрес клиента для доступа через брандмауэр.
На портале Azure перейдите к строке подключения ODBC Базы данных SQL Azure с помощью команды Показать строки подключения к базам данных в обзоре базы данных:
Скопируйте содержимое строки ODBC (включает Node.js) [проверка подлинности SQL]. Оно будет использоваться позже для подключения из интерпретатора командной строки ODBC C++. Эта строка содержит такие сведения, как драйвер, сервер и другие параметры подключения к базе данных.
Шаг 3. Добавление IP-адреса в брандмауэр
Перейдите к разделу брандмауэра, где указан сервер, и добавьте IP-адрес клиента с помощью этих действий, чтобы установить подключение.
На этом этапе База данных SQL Azure настроена и готова к подключению из приложения C++.
Шаг 4. Подключение из приложения Windows C/C++
К Базе данных SQL Azure можно подключиться при помощи ODBC в Windows с использованием этого примера, созданного с использованием Visual Studio. В этом примере используется интерпретатор командной строки ODBC, с помощью которого можно подключиться к Базе данных SQL Azure. Данный пример принимает в качестве аргумента командной строки файл с именем базы данных-источника (DSN) или подробную строку подключения, скопированную на портале Azure ранее. Откройте страницу свойств для этого проекта и вставьте строку подключения в качестве аргумента команды, как показано ниже:
Убедитесь, что в строке подключения к базе данных указаны правильные сведения для проверки подлинности.
Запустите приложение, чтобы создать его. Должно появиться следующее окно, подтверждающее успешность подключения. Чтобы проверить подключение базы данных, можно выполнить базовые команды SQL, например создать таблицу:
Кроме того, файл DSN можно создать при помощи мастера, который запускается, если не указаны аргументы командной строки. Рекомендуется попробовать и этот вариант. Этот файл DSN можно использовать для автоматизации и защиты параметров проверки подлинности:
Поздравляем! Вы успешно установили подключение к базе данных SQL Azure при помощи C++ и ODBC в Windows. Чтобы сделать то же самое для платформы Linux, см. сведения дальше в этой статье.
Шаг 5. Подключение из приложения Linux C/C++
Возможно, вы еще не знаете об этом, но теперь в Visual Studio можно разрабатывать приложения C++ для Linux. Об этой новой возможности можно прочитать в записи блога Visual C++ for Linux Development (Разработка Visual C++ для Linux). Чтобы создавать приложения для Linux, необходим удаленный компьютер, на котором запущен дистрибутив Linux. Если у вас нет такого компьютера, его можно быстро настроить при помощи виртуальных машин Linux Azure.
Для выполнения инструкций этого руководства предположим, что у вас настроен дистрибутив Linux Ubuntu 16.04. Описанные здесь действия также должны работать для Ubuntu 15.10, Red Hat 6 и Red Hat 7.
С помощью следующих действий устанавливаются библиотеки, необходимые вашему дистрибутиву для SQL и ODBC:
sudo su sh -c 'echo "deb [arch=amd64] https://apt-mo.trafficmanager.net/repos/mssql-ubuntu-test/ xenial main" > /etc/apt/sources.list.d/mssqlpreview.list' sudo apt-key adv --keyserver apt-mo.trafficmanager.net --recv-keys 417A0893 apt-get update apt-get install msodbcsql apt-get install unixodbc-dev-utf16 #this step is optional but recommended*
Запустите Visual Studio. Последовательно выберите «Средства» -> «Параметры» -> «Кроссплатформенный» -> «Диспетчер соединений» и добавьте подключение к компьютеру под управлением Linux:
После того как установлено подключение по протоколу SSH, создайте шаблон пустого проекта (Linux):
Затем можно добавить новый исходный файл C и заменить его этим содержимым. Используя API ODBC SQLAllocHandle, SQLSetConnectAttr и SQLDriverConnect, можно инициализировать и установить подключение к базе данных. Как и для образца Windows ODBC, необходимо заменить вызов SQLDriverConnect сведениями из параметров строки подключения к базе данных, ранее скопированными на портале Azure.
retcode = SQLDriverConnect( hdbc, NULL, "Driver=ODBC Driver 13 for SQL" "Server;Server=;Uid=;Pwd=;database=", SQL_NTS, outstr, sizeof(outstr), &outstrlen, SQL_DRIVER_NOPROMPT);
Последнее что необходимо выполнить перед компиляцией — добавить odbc в качестве зависимости библиотеки:
Чтобы запустить приложение, откройте консоль Linux из меню Отладка:
Если подключение успешно, вы увидите имя текущей базы данных в консоли Linux:
Поздравляем! Вы успешно выполнили инструкции руководства и теперь можете подключиться к Базе данных SQL Azure из C++ на платформах Windows и Linux.
Получение полного решения C/C++ для этого руководства
Решение GetStarted, содержащее все примеры из этой статьи, можно найти в таких разделах GitHub:
- образец ODBC C++ Windows — загрузите образец ODBC C++ Windows для подключения к Azure SQL;
- образец ODBC C++ Linux — загрузите образец ODBC C++ Linux для подключения к Azure SQL.
Дальнейшие действия
- Ознакомьтесь с разделом Общие сведения о разработке базы данных SQL
- См. дополнительные сведения в справочнике по API ODBC
Дополнительные ресурсы
- Шаблоны разработки для мультитенантных приложений SaaS с использованием Базы данных Azure SQL
- Вы можете изучить все возможности Базы данных SQL
Включение простой базы данных в проект для работы через запросы (SqlConnection, SqlCommand)
Visual Studio 2016.
Я пока умею работать с базой данных только так: создаю базу данных в (localDb)\Projects, генерю таблицы из файла со скриптом sql, потом вытаскиваю или записываю данные с помощью SqlCommand.
А включается ли она в проект, чтобы программа работала на другом компе? У меня что-то сомнения возникли.
Если не включается, то объясните пожалуйста на пальцах для такого дубины, как я — возможно ли создать локальную БД внутри проекта, чтобы можно было с ней точно также работать запросами?
Если тыкнуть «Создать элемент», есть три варианта, «БД, основанная на службах», «Локальная БД», «Набор данных». Каждый из вариантов предполагает кучу разных настроек, которые мне по-моему нафиг не сдались. Думал, раз мне нужна локальная база, то вариант «Локальная БД» — самый логичный. Но не так всё просто.
Глянул «Набор данных» — сходу увидел, что там не запросы, и закрыл. Если выбрать локальную, то там еще 2 варианта — «Набор данных», «Модель данных EDM». То, что здесь опять есть набор данных — сбивает меня с толку. Модель данных у меня долго создавалась, но там надо собственно рисовать модель, что мне не нужно.
Короче, я что-то ни фига не понял, помогите пожалуйста дураку.
Отслеживать
задан 21 мар 2016 в 17:47
437 2 2 золотых знака 5 5 серебряных знаков 14 14 бронзовых знаков
Думаю стоит по гуглить codefirst (например) или вот это может помочь
21 мар 2016 в 17:54
Спасибо за ссылки, только ни намёка на работу с запросами ни там, ни там : /
21 мар 2016 в 22:44
Если использовать MS SQL LocalDB, то на чистом компе нужно будет установить: SQL Server Express LocalDB, .NET Framewokr, Ваша программа. Если ничего не хочется ставить кроме программы, думаю можно посмотреть в сторону SQLite