Начало работы с Android
Бурное развитие информационных технологий в последнее время привело к тому, что появилось много новых устройств и технологий, таких, как планшеты, смартфоны, нетбуки, другие гаджеты. Они все более прочно входят в нашу жизнь и становятся привычным делом. Лидирующей платформой среди подобных гаджетов на сегодняшний день является ОС Андроид.
Android используется на самых разных устройствах. Это и смартфоны, и планшеты, и телевизоры, и смарт-часы и ряд других гаджетов. По разным подсчетам за 2020 год этой операционой системой пользуются около 85% владельцев смартфонов, а общее количество пользователей сматрфонов на ОС Android оценивается в более чем 2,5 млрд. человек по всему миру.
ОС Андроид была создана разработчиком Энди Рубином (Andy Rubin) в качестве операционной системы для мобильных телефонов и поначалу развивалась в рамках компании Android Inc. Но в 2005 году Google покупает Android Inc. и начинает развивать операционную систему с новой силой. Android постоянно эволюционирует, и вместе с операционной системой эволюционируют средства и инструменты для разработки. На данный момент (ноябрь 2023 года) последней версией является Android 14.0, которая вышла в октябре 2021 года:
Как установить Android SDK на Windows, Mac и Linux
22 октября 2008 года в Android появился магазин приложений Play Market. С тех пор прошло больше 10 лет и сегодня Google Play насчитывает почти 3 миллиона приложений в их числе Telegram с каналом AndroidInsider. Как же разработчикам со всего мира удается создавать качественные продукты? Они используют Android SDK. Чтобы получить все инструменты и средства разработки приложений, необходимо скачать среду разработки Android Studio. Но что, если вы хотите воспользоваться Android SDK с командной строкой без Android Studio и ненужных средств? В этом материале мы подскажем, как правильно установить и настроить Software Development Kit.
Ручная установка
Переходим по этой ссылке, находим раздел «Command line tools only» и скачиваем нужную версию в зависимости от вашей системы.
Создайте папку Android в корневой папке системы. В случае с Windows это локальный диск «С», а в OS X и Linux — домашняя папка пользователя. Распакуйте скачанный архив в папку Android. Для дальнейшей работы необходим установленный пакет Java на компьютере. OS X из коробки его поддерживает, чтобы проверить это, в терминале вбейте «which java», система должна выдать расположение пакета. На Windows и Linux устанавливаем JDK по этой ссылке.
Если вы используете Linux, вам понадобится установить еще несколько пакетов с помощью этой команды «sudo apt-get install lib32ncurses5 lib32stdc++6». Для других версий Linux необходимо найти подходящие пакеты ncurses5 и stdc++6.
Установка компонентов
Переходим в папку «Android/bin», находим исполняемый файл sdkmanager и запускаем, откроется следующее окно:
Выбираем «Android SDK Tools» и «Android SDK Platform-Tools», на Windows необходимо выбрать еще и «Google USB Driver». После этого подтвердите условия лицензионного соглашения, и начнется установка инструментов. В Windows они расположатся в папке «Windows\users\Имя пользователя\AppData\Local\Android», а на Linux и Mac в папке «.Android».
Ссылки
Теперь давайте создадим символическую ссылку на эти папки, чтобы можно было быстро запустить инструменты через командную строку.
В Windows переходим в «Этот компьютер → Свойства → Дополнительные параметры системы → Дополнительно → Переменные среды». В «Переменные среды для пользователя» находим строку «Path» и кликаем по ней 2 раза. Откроется окно, в нём нажимаем «Создать» и вставляем полный путь к инструментам через точку с запятой. Должно выглядеть примерно так «C:\Android\tools;C:\Android\platform-tools».
На Mac в домашней папке находим скрытый файл «.bash_profile» или просто «.profile». Открываем его командой «nano ~/.profile» и добавляем путь до инструментов:
export PATH=»$HOME/Android/tools:$PATH»
export PATH=»$HOME/Android/platform-tools:$PATH»
Сохраняем файл комбинацией «CMD+X» и далее жмём «Y». На Linux процесс аналогичен, но нужно запускать файл .bashrc.
Вот и всё. Теперь команды Android SDK доступны через консоль. Вы сможете, например, устанавливать образы и вручную обновлять смартфон.
Теги
- Android Studio
- Новичкам в Android
- Операционная система Android
- Приложения для Андроид
Как пользоваться Android Studio
Арина Мурашева Эксперт в Java, Kotlin, Android, SQL, проектировании информационных систем.
Android-разработчица такси Maxim и ментор курса «Android-разработчик» Арина Мурашева подробно рассказывает, как установить и использовать Android Studio и как собирать и отлаживать приложения.
Для чего используется Android Studio?
Android Studio — это IDE (интегрированная среда разработки) для работы с платформой Android. Она позволяет разрабатывать приложения для смартфонов, планшетов, часов, телевизоров и других устройств на этой ОС. Я использую Android Studio, потому что это официальная среда разработки, которую поддерживает Google. Она основана на IntelliJ IDEA от компании JetBrains, чьи продукты я люблю и использую еще со студенческих времен. В Android Studio те же горячие клавиши и интерфейс, что и в других продуктах JetBrains, поэтому для меня эта среда самая привычная и удобная.
Установка Android Studio
16 месяцев
Android-разработчик
Запускайте приложения и игры для Android
4 840 ₽/мес 8 067 ₽/мес
1. Установка Java SDK
Установите Java SDK независимо от того, планируете вы разрабатывать на Java или Kotlin. Для этого перейдите на официальный сайт Oracle в раздел Downloads и скачайте нужную версию Java SDK. Для разных проектов могут понадобиться разные версии, но если вы не знаете, какая нужна, — скачивайте последнюю.
2. Установка и настройка Android Studio
В отличие от многих инструментов разработки, за Android Studio не нужно платить. Чтобы скачать Android Studio, перейдите на официальный сайт для разработчиков Android и нажмите Download, согласитесь с условиями использования и нажмите Download Android Studio. После завершения скачивания запустите установочный файл и начните процесс установки. Сначала выберите путь установки Android Studio и Android SDK. Оставьте пути по умолчанию или выберите свои. Если у вас уже установлена старая версия Android Studio, то первое окно установщика будет выглядеть как на скриншоте ниже. При этом процесс установки будет немного отличаться, однако в этой статье рассматривается только первичная установка Android Studio.
После этого несколько раз нажмите Next, оставляя все параметры по умолчанию, пока не начнется установка. После завершения установки Android Studio должна запуститься автоматически. Если нет, то ярлык программы вы сможете найти в меню «Пуск» или на рабочем столе. При первом запуске Android Studio нужно будет ее настроить. Сначала студия спросит, нужно ли импортировать настройки с прошлой версии. Так как это первая установка студии, то сохраненных настроек у вас нет. Оставьте второй вариант и нажмите OK.
После этого завершите настройку и скачайте необходимые компоненты с помощью Setup Wizard, который открывается после нажатия OK в предыдущем окне.
Нажмите Next и перейдите к выбору типа установки компонентов Android Studio.
Если вам не нужна кастомная настройка компонентов, выберите Standard и нажмите Next. После этого установщик сообщит, что необходимо загрузить несколько компонентов для завершения установки. Нажмите Finish и подождите, пока все компоненты загрузятся и распакуются. После завершения этого процесса снова станет доступна кнопка Finish. Нажмите на нее, после чего появится экран приветствия Android Studio.
Станьте Android-разработчиком — работайте в штате, на фрилансе или запускайте собственные приложения
Как использовать Android Studio
Работа в Android Studio похожа на работу в большинстве современных IDE. Однако, как и везде, здесь есть свои нюансы. Далее мы разберем основы работы в Android Studio. Для начала необходимо создать проект в Android Studio. На приветственном экране нажмите Create New Project, после этого вы увидите экран с шаблонами устройств и Activity (это класс, в котором реализуют логику экрана приложения). Для начала можно выбрать Phone and Tablet (телефоны и планшеты) и No Activity либо Empty Activity. Разница в том, что в первом случае вам нужно будет реализовать первую Activity с нуля, а во втором студия самостоятельно создаст готовый редактируемый шаблон. После выбора нажмите Next и увидите окно настроек будущего проекта. Название проекта (Name) в Android Studio может быть любым и даже содержать пробелы. А вот имя пакета (Package Name) должно быть уникальным, если вы собираетесь опубликовать приложение в Google Play. Что еще можно выбрать: расположение проекта (Save Location), язык (Language), который вы собираетесь использовать (Java или Kotlin), и минимальную поддерживаемую SDK (Minimum SDK). Минимальная поддерживаемая SDK — это самая ранняя версия операционной системы Android, в которой приложение может работать. Если вы меняете расположение файлов проекта, то не забудьте создать папку, которая будет содержать ваш проект. Обратите внимание, что в названии не должно быть пробелов. Язык здесь можно выбрать любой, потому что в проекте доступны и Java, и Kotlin. А вот минимальную поддерживаемую Android SDK выбирайте внимательно. Студия подсказывает, какое количество устройств на сегодняшний день поддерживают ту или иную SDK. Старайтесь выбрать минимальное значение, чтобы как можно больше устройств могли успешно работать с вашим приложением в Android Studio. Но учтите, что чем ниже минимальная SDK, тем больше трудностей будет возникать при разработке.
Структура проекта Android
Если в предыдущем шаге вы выбрали шаблон Empty Activity, то при создании проекта студия сгенерирует и структуру файлов проекта. Так выглядит пустой, только что созданный проект в Android Studio. Он содержит 2 корневые папки: app и Gradle Scripts. Папка app включает 3 подпапки: manifests (содержит файлы конфигураций приложения), java (содержит исходный код приложения) и res (содержит файлы ресурсов — картинок, стилей, размерностей и т.д.). AndroidManifest.xml в папке manifests содержит информацию о пакетах и компонентах приложения. Этот файл важен для работы приложения Android, так как именно в нем прописаны разрешения приложения на использование компонентов системы Android. Также в нем определяется, как будут запускаться компоненты приложения.
Читайте также Кто такой Android-разработчик?
- Папка drawable содержит файлы с изображениями.
- В папке layout нужно располагать xml-файлы, используемые для создания интерфейса приложения.
- Папка mipmap хранит значки приложения.
- Папка values хранит xml-файлы со значениями строк, цветов, тем, стилей.
Папка Gradle Scripts содержит скрипты для автоматизации сборки проекта.
Папка .idea не видна на скриншоте, но если изменить конфигурацию Android на Project, то она появится. Эта папка нужна для настройки метаданных проекта в Android Studio.
Редактор xml
Для редактирования xml-файлов в Android Studio встроен удобный инструмент. Он позволяет не только редактировать код xml-файлов, но и видеть изменения в режиме реального времени с помощью визуального представления. В этом же визуальном представлении можно редактировать xml-файлы.
Чтобы посмотреть работу этого редактора, откройте файл activity_main.xml, сгенерированный Android Studio. Кстати, если ваш проект уже разросся и искать файлы неудобно, то нажмите клавишу Shift быстро два раза, и откроется окно поиска по файлам проекта. Начните вводить туда название нужного файла, а затем выберите его из списка. Как видно на анимации, необязательно вводить слова полностью — достаточно первых букв.
По умолчанию открывается только редактор кода.
Чтобы открыть визуальный редактор, нажмите кнопку Split в верхнем правом углу, чтобы отобразить оба представления рядом. Или кнопку Design, чтобы открыть только визуальное представление.
Gradle
Android Studio выполняет сборку приложения с использованием системы Gradle. Он значительно упрощает сборку проекта из большого количества файлов в apk-файл, который можно установить на Android-устройстве.
Хочу поделиться лайфхаком, который выручал меня не раз. Если проект перестал собираться по непонятной причине, скорее всего, это связано с gradle. В таком случае в меню выберите Build, а затем опцию Clear Project.
Сборка и отладка приложения
После того как вы добавили первую функциональность в свое приложение, начните отлаживать его (запускать и проверять работоспособность всех функций). Лучше делать это на устройстве Android.
Для этого подключите устройство Android к компьютеру через USB. При этом убедитесь, что на телефоне включена отладка по USB в параметрах разработчика.
Чтобы включить параметры разработчика, в настройках своего телефона найдите пункт «Номер сборки» (обычно находится в «Сведениях об устройстве») и нажмите на него быстро семь раз. Далее перейдите в параметры разработчика и включите отладку по USB.
После этого подключите телефон через USB к компьютеру и увидите название своего устройства в верхней панели Android Studio — у меня это Samsung. Обратите внимание, на телефоне могут появиться уведомления, где нужно разрешить отладку с данного компьютера.
Затем нажмите на кнопку Run (зеленый треугольник), и приложение запустится на вашем телефоне.
Если приложение «упало» (завершило работу, когда не должно было) или возникли какие-то другие ошибки — данные вы увидите на вкладке Logcat (внизу).
В панели настроек Logcat можно выбрать устройство, на котором производится отладка, отлаживаемый процесс и поставить фильтр на сообщения, которые хотите видеть в Logcat. Обычно сообщения об ошибках и так заметны — они выделяются красным, — но если хотите видеть только их, то поставьте фильтр Error.
Отладка приложения на виртуальных устройствах
Устройств на Android так много, что невозможно протестировать код на каждом из них. Здесь на помощь приходят виртуальные устройства, доступные для скачивания из Android Studio.
Чтобы создать виртуальное устройство, откройте AVD Manager (Android Virtual Device Manager) и начните создание желаемого устройства.
Для создания нового устройства нажмите кнопку Create Virtual Device. Затем выберите устройство (модель телефона).
После нажмите Next и переходите к выбору системы Android, которая будет установлена на устройство. Если ранее вы не устанавливали ни одной эмулированной системы, то ее нужно будет скачать. У меня уже скачан Android Q.
После скачивания нажмите Next, затем Finish, и создание виртуального устройства завершено.
Чтобы запустить приложение на созданном устройстве, выберите его в списке устройств и нажмите кнопку Run.
Главное — практика
По-настоящему освоить Android Studio получится только самостоятельно в процессе практики. Дополнительно рекомендую изучить горячие клавиши в Android Studio (как двойное нажатие Shift для поиска по файлам).
Android-разработчик
Освойте программирование на Java и Kotlin, мобильную разработку и UX/UI, разработайте свое приложение для Android. Центр карьеры поможет с резюме и подготовкой к собеседованию. Программа подойдет для новичков
Арина Мурашева Эксперт в Java, Kotlin, Android, SQL, проектировании информационных систем.
Как скачать sdk для android studio
Все, что мы делаем на Android с помоью Java, зависит от Android SDK — если мы создаем приложение под определенную версию, например, для Android Nougat, то у нас должны быть установлены соответствующие иструменты SDK. Это надо учитывать при разработке.
Откроем Android Studio. По умолчанию, если мы запускаем программу в первый раз, то нам открывается некоторое начальное меню. В самом низу стартового экрана программы найдем кнопку «Configure» и нажмем на нее:
Далее в выпадающем меню нажмем на пункт «SDK Manager». После этого откроется окно с настройками для Android SDK Manager:
Для более детального просмотра всех компонентов по каждой платформе нажмем внизу окна на ссылку Show Package Details .
Здесь мы детально можем посмотреть, какие пакеты для каждой платформы установлены. Все компоненты сгруппированы по определенной версии SDK, например, Android API 27, Android 8.0 (Oreo), Android 7.1.1 (Nougat) и так далее. Каждая версия SDK фактически представляет определенную версию или подверсию ОС Android. Но каждая версия SDK предполагает широкий круг компонентов, это в том числе и инструменты для разработки под телевизоры, под смарт-часы и т.д. Не все эти инструменты могут понадобиться, поэтому нет смысла все версии SDK абсолютно полностью устанавливать.
В данном случае нас прежде всего будет интересовать пункт Android SDK Platform . Android SDK Platform содержит весь основной функционал, который используется при разработке. Данный пункт можно выделить для всех тех платформ, под которые мы собираемся компилировать приложение. В частности, рекомендую выбрать последние платформы — Android 8.0/7.1, а также те, которые будут использоваться в качестве минимальных платформ, например, Android 5.0 / 5.1.
Кроме SDK Platform каждая платформы, как правило, содержит еще ряд компонентов, которые предназначены для тестирования приложения на эмуляторе:
- Android TV Intel x86 Atom System Image
- Android Wear Intel x86 Atom System Image
- Google APIs Intel x86 Atom System Image
- Google Play Intel x86 Atom System Image
Для более ранних платформ список компонентов может отличаться.
Если не планируется использование эмулятора, то данные компоненты не столь важны. И наоборот, если тестирование будет происходить на эмуляторе, то следует установить для этого образ системы Google APIs Intel x86 Atom System Image или Google Play Intel x86 Atom System Image .
Далее в этом же окне перейдем на вкладку SDK Tools . Здесь перечислены дополнительные пакеты:
Здесь для нас прежде всего важны такие пакеты как:
- Android Support Repository
- Android Support Library
- Google Play Services
- Google Repository
- Google Usb Driver
Эти пакеты устанавливают репозитории android и сервисы google play. Кроме того, если вы хотите использовать для тестирования приложений смартфон от Google — Nexus 5/5X и 6/6P или Google Pixel, то обязательно надо установить пакет Google Usb Driver , который представляет драйвер для работы с данными смартфонами. Если же предполагается использовать смартфон другого производителя, то в этом случае надо будет установить USB-драйвер непосредственно от этого производителя. Как правило, при подключении смартфона система сама пытается установить драйвер.
Если планируется использование эмулятора, то также следует установить пакет Intel x86 Emulator Accelerator (HAXM installer) .
И если в процессе разработки или тестирования будут возникать проблемы с какими-то версиями ОС Android, то вполне вероятно корень проблем заключается в отсутствии нужных компонентов для определенных платформ. В этом случае можно будет из Android Studio запустить SDK Manager и вручную установить недостающие компоненты.
Впоследствии при каждом запуске Android Studio будут появляться всплывающие уведомления о доступности обновлений по платформам, что довольно удобно и что позволит проектам не отставать от последних обновлений от Google.
Если впоследствии нам потребуется вызвать SDK Manager, то мы можем сделать это из самой Android Sudio через панель инструментов: