Работа со звуком — нормализация, вопросы
Отправлено 01 Sep 2004 — 17:06
Какие настройки применять для выравнивания уровня громкости звуковой дорожки?
Вот у меня есть оригинальная звуковая дорожка, некоторые куски из которой за мьючены, некоторые слышны, есть дорожка с музыкой, есть дорожка со звуковыми эффектами.
Само собой оригинальная дорожка то громче то тише, музыка тоже один трак громкий, другой тише.
Каким образом выравнять громкость звучания на протяжении всего проекта?
Отдельно каждую дорожку нормализовать или сначала их все смиксовать в одну (может какой нибудь audio bus, вот не работал с ними)?
Какие параметры для нормализации — по пикам или по среднему значению, сколько Дб, еще чего?
Если есть енвелопы по громкости — их лкчше накладывать до нормализации или после, не сказывается ли нормализация на них?
Есть еще какие либо рекомендации по работе со звуком?
#2 vkuzin
Отправлено 02 Sep 2004 — 21:04
Выбери(селектируй) нужную дорожку и жми клавищу «V» — появится линия которая и есть «регулятор громкости» — таскай вверх-вниз — регулируй..Можно ставить точки на ней и таскать точки(плавная регулировка — микширование)
если ткнуть мышой в верхнюю часть аудиотрека и потянуть вниз — появиться
ещё одна линия — ею тоже можно регулировать(точки на ней не ставятся..)
#3 Godor
Дали нажать на красную кнопку 🙂
Отправлено 03 Sep 2004 — 11:12
vkuzin, я вас уважаю, вы — голова, но то что вы мне предлашаете — это чудовищно!
Куча ручной работы, в то время как Vegas — мощнейшее средство по работе со звуком.
Вот поискал поиском по САБЖу — нашел комменты нормализация
Где в частности —
Пример: я часто открываю стоящий на тайм-лайне АП 6.5 клип с интервью SOUND FORGE-м 6 — как .avi — делаю Noise Reduction, обрезаю частоты ниже 165гц и выше 14 000гц, ставлю легкую голосовую компрессию, затем нормализую до -1db по уровню (не RMS). Потом файл сохраняю в первоначальном формате (DV)
заменяя существующий.
Результат: В Премьере клип на таймлайне уже обработан — и не надо делать экспорт аудио — вышеописанные процедуры, а потом на т.лайне снова стыковать звук с видео.
Понятно что так как мы имеем счастие находиться в Vegas,а не в каком то там АП 6.5, то все инструменты описанные выше у нас под рукой.
И с нормалицацией я уже баловался, скажу сразу, что мне результат понравился. Где то вычитал что надо делать по RMS — 16db.
Просто в силу неопытности иногда нормализация приводит к клипингу — зашкаливанию сигнала, иногда результат не предсказуем.
Пока боюсь нормализовать музыку, как бы не вылезли в громкость те куски которые по замыслу должны быть тихими внутри одной композиции, с музыкой делаю как вы говорите, регулируя Volume для ивента и потом сводя с другими дорожками ползунком Volume для track.
Пока не нашел как нормализовать все оригинальное сопровождение — делаю кусками, а это муторно, может действительно сначала рендерить в один аудио трек и его потом нормализовать? Интуиция подсказывает,что что-то можно сделать с Audio BUS, но что?
#4 Greck
А что такое камера, NLE?
- место работы:
Отправлено 03 Sep 2004 — 12:10
Батенька, вот потому Вегас и «мощнейшая прога для работы со звуком», потому, что можно делать всё что угодно, с любыми размерами трека (и в ручную тоже) очень быстро и качественно, а то что написал тов. Кузин не есть чудовищно, а есть обычная рутина с которой я например сталкиваюсь ежеминутно. Судя по всему Вы не сталкивались с нормальными проэктами.
#5 Шарлот
Дали нажать на красную кнопку 🙂
Отправлено 04 Sep 2004 — 17:59
Годор на линии звука ставь узелок (двойной клык левой мышки). Там где хочеш изменить громкость зделай двойной узелок и меняй громкость звука вверх-громче вниз тише если надо опять изменить повторить двойной щелчок мыши.
#6 Godor
Дали нажать на красную кнопку 🙂
Отправлено 05 Sep 2004 — 20:00
Что то все на меня накинулись с узелками.
Я знаю про узелки.
Мне так никто и не сказал почему нельзя пользоваться нормализацией.
Вот такой сюжет — представьте вы берете интервью у человека который ходит по комнате то ближе то дальше. Соответственно голос его то тише то громче. Если вы примените к этому отрывку normalaise, никакая возня с узелками станет ненужна.
Только что то я сунулся в пятый Вегас, а там нормализация куда то подевалась. Точно помню в четвертом была. Неужели придется лазать в Sound Forge? Кстати по умолчания к любой аудио дорожке применен Compressor. Слышал что с помощью его можно добиться похожих результатов. Вопрос как?
Или для чего он нужен?
Кстати зачем нужны Audio Bus, так никто и не ответил.
#7 Godor
Дали нажать на красную кнопку 🙂
Отправлено 05 Sep 2004 — 20:19
Решил еще добавить про узелки, а то может меня не так поймут опять.
Это те самые енвелопы по громкости о которых я писал в первом посте.
(Insert Audio Envelope — Volume)
Конечно совсем от них нельзя избавиться , но во многих случаях можно избежать рутинной работы по подгонке громкости, вот что я хотел сказать.
И еще — когда я писал про дорожку с музыкой, еще раз поясню, допустим мы бросили несколько музыкальных композиций подряд.
Одни играют громче другие тише, так как из разных источников. Можно регулировать громкость каждого ивента вручную, на слух определяя выходной уровень сигнала(еще помогает Output meter в Mixer, обычно я смотрю что бы на пиках он не уходил в красное). Вопрос был в том — можно ли как то выровнять громкость всех музыкальных композиций на одной дорожке автоматически?
2 Greck
Видно что вы большой специалист. Поделитесь пожалуйста, какие еще инструменты из существующих в Вегасе по работе со звуком используются в нормальных проЭктах, с какими настройками. Думаю всем участникам было бы полезно расширить кругозор.
#8 Anatoliy A. Vorobey (sparrow)
Anatoliy A. Vorobey (sparrow)
Широкопрофильный гуру по NLE
- место работы:
Отправлено 05 Sep 2004 — 22:27
Как бы Вы не пытались упростить прцесс выравнивания громкости в аудио треках при помощи нормолайзера- тем не мение в ручную придётся поработать.
Разный уровень исходных файлов как по пикам, так и по частотной характеристике будет давать разный RMS, а значит и разную энергетическую насыщенность звука. Т.е. по пикам может всё быть и в 0дБ, а звук будет разным по громкости. При том, что назначив нормалайзер на мастере и получив 0дБ на выходе- будете иметь разное звучание всё равно на разных фрагментах аудио трека. Оптимально, если делать правильно, то в черновом варианте собирать адио треки, потом из Вегаса, каждый трек открыть в Форже (там в Вегасе есть опция назначения аудио редактора) и через инструмент «статистика» определить пиковое значение данного фрагмента и его RMS. Выявив самый громкий аудиофрагмент нужно подтянуть остальные по АЧХ и уровню. Когда параметры аудио фрагментов будут минимально отличаться друг от друг, тогда можно и нормолайзером пройтись. А в принципе нормолайзер- это инструмент применяемый для мастеринга CD и задача его не допусть превышение цифрового уровня более -0.1дБ.
По поводу Audio Bus- это так называемая «шина». Нужно это для того, что бы некоторое кол-во треков посланное на «шину» и объединенное в группу, можно было регулировать одним фейдером или назначать на них необходимую обработку.
#9 Godor
Дали нажать на красную кнопку 🙂
Отправлено 05 Sep 2004 — 23:30
2 sparrow — спасибо за доходчивое разьяснение!
Выявив самый громкий аудиофрагмент нужно подтянуть остальные по АЧХ и уровню. Когда параметры аудио фрагментов будут минимально отличаться друг от друг, тогда можно и нормолайзером пройтись.
Есть сомнения, правильно ли я вас понял — обьясните подробнее как «подтянуть по АЧХ и по уровню»?
И вот вопрос — если перед заходом в саунфордж мы сделаем рендер группы аудиоивентов в один большой, не поможет ли это в дальнейшем?
#10 Anatoliy A. Vorobey (sparrow)
Anatoliy A. Vorobey (sparrow)
Широкопрофильный гуру по NLE
- место работы:
Отправлено 06 Sep 2004 — 03:09
Вы можете использовать музыку разных жанров. От классической до рок-н-ролла и «кислоты» Так вот если Вы сравните их по максимальному ПИКОВОМУ уровню, то в 99% случаев уровень этот будет равен -0.3 _-0.1дБ (при риппинге с CD), а если измерите RMS(Root Mean Square -Среднеквадратичное значение), то этот уровень будет значительно отличаться: от минус 18- 16дБ в классической музыке, до минус 13-10дБ в современной. И при одинаковых показаниях измерителя пикового уровня, громкость будет существенно разной. К тому же современная музыка отличается значительной агрессией в области низких и высоких частот, а так же высоким уровнем компресси при сведении, и вполне возможно, что музыка даже одного жанра будет иметь разную громкость при одинаковом пиковом уровне. При этом один фрагмент будет отличаться от другого насыщеннстью в области НЧ или СЧ, или ВЧ. На пре-мастеринге CD часто приходится сталкиваться с этим моментом, особенно если песни писались в разное время, в разных студиях и на разных мониторах.
В Вашем случае, при использовании различной музыки логичней было бы первоначально подготовить фрагменты. Вариантов много, наиболее простой- это: 1) Составить список муз фрагментов,2) в Sony Sound Forge 7.0 открыть каждый фрагмент и воспользоваться инструментом Tools\Ststistics, который покажет RMS Power, 3) по форме волны в точке максимальной амплитуды определить максимальный пиковый уровень, 4) на слух определить характер АЧХ каждого фрагмента,т.е насыщенность в области НЧ. СЧ, ВЧ. 5) все полученные результаты записать в список муз.фрагментов. 6) определить для себя «эталонный» фрагмент на который будете ориентироваться при подгоне музыкального материала.
Коррекция материала по АЧХ поможет в большей степени нежели «плющение» нормолайзом, потому что если в одном из фрагментов было много низа, то после нормолайза его станет ещё больше. Выравнивание по АЧХ может привести к значительным в последствии разбросам по уровню в пиках, останется только его выравнить. В определённых условиях- достаточно мощный комп, владение более серьёзными инструментами, честный мониторинг, то можно было бы непосредственно с таймлайна использовать связку эквалайзера и многополосого компрессора C4 из пакета WAVES. К сожалению (если не ошибаюсь) Vegas не позволяет обрабатывать отдельный объект в треке как можно это сделать в Нуендо или Секвойе, а только целиком трек, по этому рендер даст толку мало. Проще предварительно подготовить звук как описано выше. И уже после этого на мастер поставить нормолайзер, вернее Wave Hammer, только параметры его надо несколько изменить: 1) выбрать прессет-Master for 16bit, 2)в секции Compressor надо переключится с пиков на RMS, 3) в секции Volume Maximizer -> Output Level b -0.3dB. Остальные параметры по усмотрению и на слух, что бы не было искажений, «плоскости» и «качания» фрнограммы.
#11 Greck
А что такое камера, NLE?
- место работы:
Отправлено 06 Sep 2004 — 11:44
Практически согласен со всем, что написал Sparrow (благо не пришлось это делать самому))
Кстати фрагменты фонограммы можно обрабатывать (для FX тоже есть огибающие)
2 Godor К вопросу о BUS (судя по всему Вы не работали с живыми музыкантами, хотя не важно)
К примеру в проекте дорожек 30 тире.
барабаны 7-9 дорог
гитары, дудки, вокалы и т.д. и т.п.
Всегда возникает необходимость пакетной обработки орпеделённой группы инструментов (после доводки каждой партии в группе(в том числе и ручками)))), вот и направляем все барабаны (к примеру) на Bus A, дудки на BUS B и т.д. И вот вам пожалуйста оперативное управление и обработка группы инмтруменов.Это правда только часть возможностей ипользования , но , самая распространённая.
Надеюсь ответил доходчиво.
#12 Godor
Дали нажать на красную кнопку 🙂
Отправлено 06 Sep 2004 — 12:54
Спасибо за комментарии, очень много нового и интересного!
Вот про это «4) на слух определить характер АЧХ каждого фрагмента,т.е насыщенность в области НЧ. СЧ, ВЧ. 5) все полученные результаты записать в список муз.фрагментов.» —
я даже не представляю как это можно записать. Допустим я слушаю фрагмент и слышу что там много низов, так для того что бы записать насколько много, я должен определить абсолютное значение, (в чем его мерять, в Дб?), да и без огромной практики это просто невозможно сделать.
А потом — вы рекомендуете эталон брать с наиболее насыщенными низами и верхами или наоборот?
2 Greck , спасибо, все понял про BUS!
И еще к специалистам — как лучше слушать фонограмму — в наушниках или через мониторы? Не подскажете модели не очень дорогих мониторов для любительских целей?
#13 Anatoliy A. Vorobey (sparrow)
Anatoliy A. Vorobey (sparrow)
Широкопрофильный гуру по NLE
- место работы:
Отправлено 06 Sep 2004 — 17:54
[quote=Godor,Sep 6 2004, 13:54]
2 sparrow
Спасибо за комментарии, очень много нового и интересного!
Вот про это «4) на слух определить характер АЧХ каждого фрагмента,т.е насыщенность в области НЧ. СЧ, ВЧ. 5) все полученные результаты записать в список муз.фрагментов.» —
я даже не представляю как это можно записать.
Ну, как обычно , как снежный ком.
Я умышленно не предлогал пользоваться «взрослыми» аудиоредакторами, типа Sequoia 7.0 имеющими встроенные анализаторы спектра.
Под «записать» имелось ввиду след.:
1) Взять листок бумаги
2) В столбик и по порядку написать название музыкальных произведений
3) Произвести измерения п.п.2 предыдущего поста и записать результат напротив каждого названия
4) Без анализатора спектра Вы точно оценить АЧХ не сможете. В Форже анализатор есть, но для работы с ним нужен навык. Так что придётся на слух. И особенности звучания то же записать напротив названия фрагмента.
5) За эталон я предлагаю принять фонограмму не имеющую перенасыщенности в НЧ или ВЧ, звучащую ровно и разборчивую в области голоса. Это в общих чертах.
По поводу мониторинга: фонограмму сведённую в наушниках, вы и будете слушать в наушниках так, для чернового монтажа ещё можно, но только не для серьёзной оценки.
По мониторам- всё от денег, но я советовать не буду. Мы не поймем друг-друга
#14 Godor
Дали нажать на красную кнопку 🙂
Отправлено 13 Sep 2004 — 14:58
Спасибо за все рекомендации!
Обзор
Основное микширование вашего проекта происходит на уровне дорожки (трека). Используя инструменты дорожек, вы можете регулировать громкость дорожек, панорамирование, назначаемые эффекты и уровни шины для звуковых дорожек.
Назначение шин (Busses) — группировка и микширования аудио-дорожек (треков) — см. Микширование аудио .
Наиболее распространенное использование шин — для маршрутизации выходов треков и эффектов на конкретные аппаратные выходы или просто для использования шины в качестве главного элемента управления для набора треков.
Назначение дорожки на шину
Кнопка шины в Инструментах аудиодорожки выбирает основной выход дорожки. Назначение дорожек на шины особенно полезно для создания субмиксов, которые позволяют вам настроить уровни сразу нескольких дорожек или применить эффект к нескольким дорожкам.
Нажмите кнопку шины в инструментах выбранной дорожки.
Если кнопка «Шина» не отображается на дорожке, значит, вы не указали более одной шины в настройках проекта.
Подробнее о шинах и микшировании
Отслеживание уровня выходного сигнала
Во время воспроизведения в Инструментах аудиодорожки отображается Датчик выходного сигнала (чувствительный индикатор), чтобы контролировать вывод дорожки.
При обнаружении отсечения пиковый индикатор отображает красный индикатор.
Настройка громкости звука
Фейдер (fader) в Инструментах аудиодорожки может функционировать как регулятор обрезки, который регулирует общую громкость дорожки, или он может регулировать настройки автоматизации громкости дорожки.
Уровень обрезки добавляется к настройкам автоматизации (при добавлении огибающей) громкости, поэтому ваши огибающие сохраняется, но с усилением или ослаблением. Например, установка регулировки обрезки на -3 дБ имеет тот же эффект, что и уменьшение каждой точки огибающей на 3 дБ.
При настройке смеси (микса) ваших дорожек не забывайте смотреть на метры на микшере . Поскольку вы добавляете громкость всех треков вместе, легко обрезать аудио-выход. Убедитесь, что индикаторы никогда не отображают красную индикацию клипа во время воспроизведения.
Настройка уровня громкости
Отмените выбор кнопки (отключите) Настройки автоматизации (Automation Settings) ..
Перетащите фейдер громкости (Volume), чтобы настроить громкость трека в смеси.
Значение 0 дБ означает, что дорожка воспроизводится без усиления или среза. Перетаскивание фейдера влево уменьшает громкость; перетаскивание вправо увеличивает громкость.
Вы можете удерживать нажатой клавишу Ctrl при перетаскивании фейдера, чтобы отрегулировать настройку с меньшими приращениями, или дважды щелкнуть фейдер, чтобы вернуть его на 0 дБ.
Когда вы выбираете кнопку « Настройки автоматизации » (Automation Settings) , и вы можете использовать Инструменты аудиодорожки для автоматизации изменения громкости.
Если выбрано несколько дорожек (см. Выбор дорожек), все выбранные дорожки будут настраиваться одновременно.
Кроме настройки уровня громкости всей аудио-дорожки, вы можете настроить громкость на каждом аудио-событии индивидуально, как показано на анимации ниже.
Настройка громкости в начале или конце события
Наведите указатель мыши на верхний левый или правый верхний угол звукового события, пока курсор не отобразится как (при наведении на левый угол) или как (при наведении на правый угол).
Нажмите на угол события и перетащите, чтобы создать затухание
Вы можете изменить вид кривой изменения громкости. Для этого щелкните по созданной кривой правой кнопкой мыши, в контекстном меню выберите » Тип затухания » и выберите нужный тип кривой.
Чтобы удалить затухание, перетащите конец кривой затухания назад к краю события.
Измерители громкости (LOUDNESS METERS) показывают данные о мгновенной громкости аудиофайла, кратковременной громкости, интегрированной (общей) громкости и диапазоне громкости. Вы можете использовать эти значения при мастеринге для трансляции, чтобы обеспечить соответствие стандартам громкости (например, Закону CALM Act).
Для открытия Измерителей громкости:
1. В меню View (Вид) выберите — WINDOW — LOUDNESS METERS .
2. В меню Options (Настройки) выберите Loudness Meters (Измерители громкости)
Счетчики отображают значения в реальном времени для каждого из следующих измерений:
Измеритель M (M meter) представляет мгновенную громкость — в единицах громкости (LU) — по всем аудиоканалам на основе 400-миллисекундного окна интеграции. В поле «Мгновенный» отображается числовое представление мгновенной громкости.
Измеритель S (S meter) представляет кратковременную громкость (в единицах громкости) по всем аудиоканалам на основе 3-секундных окон интеграции. В поле Short отображается числовое представление кратковременной громкости.
I-метр (I meter) представляет собой интегрированную громкость (в единицах громкости) по всем аудиоканалам на протяжении всей программы. В поле «Интегрированное» отображается числовое представление интегрированной громкости и индикатор превышения целевого значения.
Измеритель LRA (LRA meter) представляет диапазон громкости (в единицах громкости) мгновенных и кратковременных уровней. Измерение диапазона громкости представляет собой стандартизированный метод определения динамического диапазона сигнала.
Измеритель истинных пиков (True peaks meter) отображает пиковые уровни в дБ полной шкалы. Истинные пики рассчитываются с использованием более высокой частоты дискретизации, чем пики в окне главной шины, для повышения точности.
Индикатор True Peaks (True Peaks indicator) показывает, была ли превышена целевая громкость. Индикатор сбрасывается при перезапуске воспроизведения, или вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши окно «Измерители громкости» и выбрать «Сбросить клип» в контекстном меню.
Статистика в левой части окна отображает последние рассчитанные значения и сбрасывается при возобновлении воспроизведения. Вы можете сбросить значения, щелкнув правой кнопкой мыши окно «Измерители громкости» и выбрав «Сбросить механизм измерения» в контекстном меню.
Выбор режима замера
Чтобы изменить режим счетчиков, в меню Options (Настройки) выберите Loudness Meters (Измерители громкости), а затем выберите режим EBUR 128 или режим ATSCA 85 в подменю (вы также можете щелкнуть измеритель правой кнопкой мыши, чтобы установить его параметры).
При использовании EBU R 128 целевое значение встроенного измерителя составляет -23 LUFS, а максимальное истинное пиковое значение составляет -1,0 дБ полной шкалы. Используйте этот режим при освоении стандартов Европейского вещательного союза (EBU).
При использовании ATSC A 85 целевое значение встроенного измерителя составляет -24 LUFS, а максимальное истинное пиковое значение составляет -2,0 дБ полной шкалы. Используйте этот режим, когда осваиваете стандарты Североамериканского комитета по передовым телевизионным системам (ATSC).
Индикаторы превышения целевых значений сработают, если будут превышены целевые значения для счетчиков интегрированных и истинных пиков.
Выбор шкалы громкости
Чтобы изменить масштаб счетчика,в меню Options (Настройки) выберите Loudness Meters (Измерители громкости) — LOUDNESS SCALE (Шкала громкости), а затем выберите EBU+9 или EBU +18 в подменю (вы также можете щелкнуть индикатор правой кнопкой мыши, чтобы установить его параметры).
При использовании EBU+9 счетчики отображаются в диапазоне от -18 до +9 LU.
При использовании EBU+18 счетчики отображаются в диапазоне от -36 до +18 LU.
ПРИМЕЧАНИЕ. Выбор широкого диапазона позволяет видеть сигналы низкого уровня за счет точного отображения сигналов высокого уровня.
Выберите ABSOLUTE (-23 LUFS), если вы хотите отображать значения громкости в виде полной шкалы единиц громкости (LUFS). Если параметр ABSOLUTE(-23 LUFS) не выбран, все значения выражаются в единицах громкости (LU) относительно выбранного режима (РЕЖИМ EBUR 128 или РЕЖИМ ATSCA 85).
Настройка пиковых счетчиков
Чтобы переключить индикаторы True Peaks в меню Options (Настройки) выберите Loudness Meters (Измерители громкости) — SHOW TRUE PEAK METER (ПОКАЗАТЬ ИСТИННЫЙ ПИК-МЕТР). Вы также можете щелкнуть счетчик правой кнопкой мыши, чтобы установить его параметры.
СОВЕТ Обратите внимание, что для повышения точности истинные пики рассчитываются с использованием более высокой частоты дискретизации, чем пики в окне главной шины.
Пиковые уровни могут быть неправильно рассчитаны, если аудиосигналы асимметричны или присутствует смещение постоянного тока. Чтобы включить фильтрацию, выберите ОПЦИИ | ИЗМЕРИТЕЛИ ГРОМКОСТИ | БЛОКИРУЮЩИЙ ФИЛЬТР ИСТИННОГО ПИКА. При выборе TRUEPEAK BLOCKING FILTER пики рассчитываются как максимум отфильтрованных и нефильтрованных сигналов.
ПРИМЕЧАНИЕ. Выбор широкого диапазона позволяет видеть сигналы низкого уровня за счет точного отображения сигналов высокого уровня.
В меню Tools (Инструменты) выберите Generate Loudness Log (Создать журнал громкости). Журнал создается в текстовом формате (.txt)
Подробнее
Автоматизация изменения уровня громкости звука
При использовании огибающих имеются расширенные возможности настроить изменения уровня звука с течением времени.
Подробнее см. Настройка огибающих (на примере настройки громкости звука)
Дополнительные справочные материалы
Последнее обновление: март 2020 г.
О всех замеченных ошибках или неточностях в описании программы, а также о возможных дополнениях просьба сообщить по адресу: average.2011@mail.ru Если у Вас есть веб-страница с дополнительными материалами по данной теме, сообщите адрес страницы, чтобы на нее можно было сделать ссылку. |
Урок 13. Управление громкостью аудиофайлов
Программа Sony Vegas имеет большие возможности работы со звуком.
Добавив звуковой файл (смотри «Добавление файлов в проект (ч. 1)»), например музыкальное сопровождение, первое, что нужно сделать – настроить громкость. Громкость каждой отдельной дорожки, настраивается в редакторе дорожек (рис. 1). Для увеличения или уменьшения громкости дорожки используется ползунок «Vol», а для баланса громкости левого и правого канала – «Pan» .
Рисунок 1. Громкость и баланс звука.
В фильме часто возникает необходимость в регулировке громкости звука на конкретных участках аудиоклипа. Для этой цели в Sony Vegas используются специальные точки редактирования громкости звука.
Что бы получить доступ к этому инструменту, нужно сделать правый клик на текстовом поле названия дорожки и в выпадающем меню, выбрать команду Insept\remove Envelope/Volume (рис. 2).
Рисунок 2. Кривая громкости звука
На выбранной вами дорожке появится горизонтальная линия, с помощью которой можно регулировать громкость. Сделав двойной левый клик по этой полосе, вы создадите новую точку редактирования громкости.
Для перемещения вновь созданной точки, нажмите и, удерживая левую кнопку мыши, переместите точку в то место, где вам нужно добавить или убрать громкость звука (рис 3).
Рисунок 3. Кривая громкости звука.
Создайте еще одну точку рядом с первой. Нажмите на линии за второй точкой и переместите ее вниз (если хотите уменьшить громкость) или вверх (если хотите ее увеличить). Помните, в случае уменьшения громкости, ее можно уменьшить до абсолютного нуля.
Существуют несколько типов изменения звука, которые вы можете настроить. Для этого кликните на кривой отображающей изменение громкости, правой кнопкой мыши (рис. 4), и выберете тип, который вам подходит:
Linear Fade (Линейное изменение). Громкость звука будет изменяться равномерно
Fast Fade (Быстрое изменение). Громкость в начале изменения нарастает быстрее, чем в конце изменения;
Slow Fade (Медленное изменение). Громкость в начале изменения изменяется медленно, а к концу нарастает быстрее;
Smooth Fade (Мягкое изменение) в самом начале и конце изменения происходит замедление нарастания громкости, как бы смягчая фронт нарастания;
Sharp Fade (Резкое изменение). В самом начале и конце изменения громкость нарастает быстро, но в середине есть участок, на протяжении которого громкость не изменяется;
Hold (Удержание). Резкое появление звука на второй точке изменения
Таким образом, создав сколько угодно точек регулирования громкости , вы можете изменять силу звука в любом месте проекта.
Урок 10. Монтаж звука
Добрый день. Сегодня мы поговорим о монтаже звука. Звук играет немаловажную роль в общем восприятии фильма. Каждый фильм содержит звуковое сопровождение, которое включает в себя диалоги героев фильма, звуковые и шумовые эффекты, а также музыкальное сопровождение. В домашних условиях также можно создать фильм, содержащий качественное звуковое сопровождение. Звуковое сопровождение создается прямо в программе Vegas. Некоторые звуки и шумовые эффекты можно обрабатывать в специальных программах, называемых звуковые редакторы. Но программа Sony Vegas Pro помимо инструментов для монтажа звукового сопровождения содержит множество фильтров, которые предназначены для коррекции звука и создания звуковых эффектов. Поэтому в большинстве случаев при создании звукового сопровождения можно обойтись без внешних программ.
Изменение громкости аудиофайла
Для начала давайте посмотрим, что собой представляет звуковая дорожка на панели Trimmer (Подрезка). Звуковой файл на панели Trimmer представлен в виде амплитудно-частотного графика. Чем выше амплитуда графика на определенном участке файла, тем выше громкость на данном участке.
После добавления звукового файла на монтажный стол, мы можем настроить его громкость. Для регулирования общей громкости дорожки используйте ползунки «Vol» и «Pan». «Vol» — чтобы увеличить или уменьшить громкость дорожки, «Pan» — для регулировки баланса громкости левого и правого канала.
Зачастую при монтаже фильма необходимо изменить громкость на конкретном участке аудио дорожки. Регулировка громкости на определенном участке дорожки осуществляется с помощью огибающей громкости.
Выделите необходимую дорожку. Выберите команду меню Insert/ Audio Envelopes/ Volume (Вставка/ Звуковая огибающая/ Громкость). На звуковой дорожки появится огибающая громкости, представляющая собой горизонтальную линию синего цвета, проходящую по центру звукового клипа.
Изменение громкости с помощью огибающей создается следующим образом. На линии огибающей создаются ключевые кадры. Между двумя ключевыми кадрами можно изменить форму линии огибающей, тем самым понизив или повысив уровень громкости на данном участке. Для этого ключевой кадр нужно переместить вверх или вниз. При перемещении ключевого кадра вниз, громкость на данном участке понижается. При перемещении ключевого кадра вверх громкость повышается.
А теперь давайте более детально рассмотрим процесс создания огибающей громкости на определенном участке дорожки:
- Установите курсор текущей позиции редактирования в начало клипа.
- Установите указатель мыши на точку пересечения линии курсора текущей позиции редактирования и линии огибающей на дорожке так, чтобы указатель принял вид руки с двунаправленной стрелкой.
- Дважды щелкните мышью. В указанной точке появится ключевой кадр, представляющий собой квадратный маркер.
- Переместите курсор текущей позиции редактирования немного правее.
- Снова дважды щелкните мышью. В указанной точке появится второй ключевой кадр.
- Аналогичным образом создадим третий и четвертый ключевые кадры.
Мы создали четыре ключевых кадра на звуковой дорожке на протяжении клипа.
7. А теперь давайте переместим участок огибающей между вторым и третьим ключевыми кадрами вниз, понизив громкость на данном участке времени до минимума.
Форма огибающей на участке между первым и четвертым ключевыми кадрами изменится.
Все огибающая громкости на определенном участке создана. Давайте проанализируем ее. Между первым и вторым ключевым кадром линия огибающей идет резко вниз, что говорит о том, что громкость на данном участке снижается. На участке между вторым и третьим ключевыми кадрами линия огибающей проходит по нижней границе дорожки, что означает, что громкость на данном участке минимальна. Начиная с третьего ключевого кадра, линия огибающей идет вверх. Громкость на этом участке повышается и достигает исходного значения в четвертом ключевом кадре.
Другие аудио огибающие
Следующий вид огибающей — огибающая Mute. Insert/ Audio Envelopes/ Mute. Это тоже огибающая звука. Ее ключевые кадры могут располагаться только на самом верху или низу дорожки. Верхнее положение звук включен, нижнее — выключен. Таким образом на протяжении дорожки можно включать — отключать звук на определенных участках.
Там же в меню отключите Mute и нажмите Pan. Красная линия — это огибающая баланса. Среднее положение соответствует одинаковому уровню звука в обоих каналах. Чем выше точка, тем выше уровень звука в левом канале и меньше в правом. Чем ниже точка, тем меньше уровень звука в левом канале и больше в правом.
Обратите внимание на то, что Вегас позволяет рисовать огибающие вручную. Для этого на дорожке с огибающей нажмите клавишу Shift и курсор мыши превратится в карандаш. Нарисовав кривую, ее всегда можно подкорректировать перемещением точек. Иногда это очень удобно.
Аналогичным способом создаются и видео огибающие. Например, огибающая прозрачности (Insert/ Video Envelopes/ Composite Level). О кривых громкости и прозрачности (Fade), я уже немного писал вот здесь.
До встречи, на следующих уроках!