Как делать задание 8 егэ по русскому
Перейти к содержимому

Как делать задание 8 егэ по русскому

  • автор:

Как решать задание 8 в ЕГЭ по русскому языку

Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку оценивают в два первичных балла. Это значит, что оно может серьёзно повлиять на итоговый результат. Рассказываем, в чём суть задания и какие знания помогут получить максимальное количество баллов.

Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023

В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.

В 2024 году за задание 8 можно получить 2 первичных балла. Если указать неправильные номера предложений один или два раза — задание оценят в 1 балл, в любых других случаях — за задание дадут 0 баллов. Также если указать больше номеров, чем дано полей, поставят ноль баллов. Даже если часть номеров указана верно.

В тестовой части ЕГЭ по русскому языку всего два задания, за которые можно получить больше одного первичного балла. Про второе рассказали здесь.

Чтобы получить максимум баллов за задание 8, нужно уметь находить грамматические ошибки при построении предложений. Собрали подборку таких ошибок и разобрали их на примерах.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот — это часть предложения, которая определяет какое-то слово в нём. В самом причастном обороте есть причастие и зависимые от него слова.

Если неправильно употребить причастный оборот, нарушаются правила грамматики и искажается смысл предложения.

Одна из частых ошибок — причастный оборот не согласован с определяемым словом, например:

❌ Это стучат окна, открытых ветром.

✅ Это стучат окна, открытые ветром.

Как найти ошибку:

  1. Найти в предложении причастный оборот.
  2. Найти слово, от которого зависит причастный оборот.
  3. Проверить согласованность времени и падежа разными формами вопросов: «Какой?/Что делающий?/Что сделавший?».

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастный оборот — это часть предложения, которая связана с глаголом и добавляет к нему действие. Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов.

Глагол и деепричастный оборот должны относиться к одному лицу, которое совершило/совершает/совершит действие (субъекту действия), например:

❌ Готовясь к экзамену, ему стало тревожно.

✅ Готовясь к экзамену, он переживал.

Как найти ошибку

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Это распространенная ошибка в русском языке. Выбор неправильной формы может исказить смысл предложения и сделать его непонятным.

Вот пример неправильного употребления падежной формы с предлогом «‎по»:

Пример с предлогом

Ошибка в построении сложного предложения

Такие ошибки нарушают логику повествования и делают высказывание непонятным. Найти их бывает сложно, потому что у них много видов, например, несоответствие времени между частями предложения:

❌ Она закончит читать и идёт спать.

✅ Она пойдёт спать, когда закончит читать.

Чтобы находить проблемы в построении сложного предложения, важно следить за логической целостностью высказывания и проверять, что все части предложения согласованы по времени и связаны друг с другом.

Неправильное употребление имени числительного

Такая ошибка в предложениях часто возникает из-за несоблюдения правил согласования существительных с числительными, например:

1. Несогласованность с существительными в роде: «‎5 коты» вместо «‎5 котов».

2. Неправильный падеж существительного с дробным числительным: «‎более 15,5 миллионов» вместо «‎более 15,5 миллиона».

3. Неправильное склонение сложных количественных числительных: «‎трёхстам» вместо «‎трёмстам».

Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно следить за согласованием числительных с существительными в роде, числе и других грамматических формах.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Неправильное построение предложений с косвенной речью может привести к непониманию его смысла. Частые ошибки: использование неправильных временных форм, несоответствие между глаголом косвенной речи и глаголом прямой речи, несоответствие между подлежащим и именем существительным в косвенной речи. Например:

Пример

Чтобы избежать таких ошибок или быстро уметь находить их в заданиях на ЕГЭ, нужно следить, чтобы прямая и косвенная речь не смешивались. А ещё следить за временными формами и соответствием между глаголами прямой и косвенной речи.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибки в построении предложений с однородными членами могут быть из-за неверного порядка слов или неправильного употребления союзов, например:

Пример и как найти ошибку

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение — это название чего-либо. Такое приложение в тексте обычно стоит в кавычках. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — это ситуации, когда приложение употреблено в неправильной форме, например:

❌ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшка».

Запомни: если в предложении у приложения есть существительное, тогда склоняется существительное, а приложение — нет. Если существительное пропущено, тогда склоняется приложение. И то, и другое склонять не надо.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Другими словами, это несогласованность временной или видовой формы глагола. Звучит сложно, поэтому рассмотрим на примерах.

Глаголы бывают двух видов: совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?). Если глаголы в предложении разных видов, то это несогласованность видовой формы.

Несогласованность видовой формы

Несогласованность временной формы — это употребление глаголов в разных временах, из-за которого нарушается логика или искажается смысл.

Несогласованность временной формы глагола

Чтобы найти эту ошибку в задании 8 ЕГЭ по русскому языку, нужно сравнить формы и времена глаголов в предложении и соотнести их с описываемыми действиями.

ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен. От него зависит получение школьного аттестата. Если есть трудности в самостоятельной подготовке — записывайся в «‎СОТКУ»‎! У нас можно готовиться сразу ко всем предметам по подписке. Подробности и запись на бесплатный вводный урок здесь.

Было полезно
Поделиться

Советуем также прочитать:

Как научить решать задание №8 ЕГЭ по русскому языку

Как учителю и репетитору работать с вопросами ЕГЭ, где много сложной теории? Разбираемся на примере русского языка и задания №8.

Учителям и репетиторам часто приходится слышать, что ЕГЭ по русскому – один из самых легких экзаменов, и, чтобы его сдать, достаточно «просто писать без ошибок». Чтобы развеять это опасное заблуждение, достаточно взглянуть хотя бы на задание № 8.

В чем сложность этого задания?

Ученикам предлагается сопоставить девять предложений и пять типов грамматических ошибок. Угадать здесь не получится: четыре предложения в любом случае будут лишними. Следовательно, необходимо:

  • разбираться в теоретических тонкостях нарушений в построении предложения,
  • уметь безошибочно находить и классифицировать такие нарушения.

Почему важно научиться правильно выполнять это задание?

«Восьмерка» довольно много «весит»: при правильном выполнении ученик получает целых три первичных балла. Таких «крупных рыбешек» в тестовой части ЕГЭ по русскому всего две: № 8 и № 26. Все остальные задания «весят» по баллу.

Наша задача – научить выпускников стабильно и без ошибок выполнять задание № 8. Отнеситесь к этому с особой серьезностью – результат вас приятно удивит.

1. Объясните правила игры

Для начала необходимо познакомить учеников с формулировкой задания. Пусть поймут, что именно от них требуется и как должен выглядеть ответ. В моей практике встречались ребята, которые могли правильно сопоставить предложения с грамматическими ошибками, но не знали, как именно нужно вносить ответ в бланк. Необходимо запомнить: ответом является только ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЦИФР, буквы вписывать не нужно.

2. Познакомьте с содержанием задания

Следующий этап – рассказать ученикам, какие типы грамматических ошибок могут встретиться. Итак, нас ждут:

  • ошибки в предложении с причастным оборотом,
  • ошибки в предложении с деепричастным оборотом,
  • ошибки в предложении с однородными членами,
  • ошибки в предложении с косвенной речью,
  • ошибки в предложении с несогласованным приложением,
  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым,
  • неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом,
  • нарушение видовременной соотнесенности глаголов,
  • нарушение построения сложного предложения.

3. Вводите теорию

Не стоит пытаться сразу же впихнуть в голову ученика все, что вы знаете о грамматических ошибках. Как видите, их довольно много, поэтому и вводить информацию стоит постепенно. На своих уроках я руководствуюсь принципом «Один урок – одна сложность». Нельзя перегружать мозг ребенка, иначе в голове у него будет каша.

Кроме того, необходимо двигаться от простого к сложному. На мой взгляд, проще всего научить распознавать нарушение видовременной соотнесенности глаголов. Редко кто из одиннадцатиклассников не умеет находить в предложении глаголы, не так ли?

Итак, все очень просто. Сначала удостоверимся, что ученик умеет определять вид и время глагола. (Не забудьте про одновидовые и двувидовые глаголы).

Затем объясним следующее нехитрое правило: все глаголы в предложении должны быть одного вида и времени.

Внимание! Иногда встречаются предложения, в которых использование глаголов разного времени обусловлено логически: Сначала я хотел купить шоколадку, но потом передумал и решил купить мороженое, теперь я ем мороженое и радуюсь жизни.

4. Тренируйтесь

От теории переходим к практике. Можно воспользоваться следующим алгоритмом:

  1. Предложите ученику найти и подчеркнуть все глаголы в правильно построенном предложении.
  2. Введите предложения с ошибками. На этом этапе ученик просто должен их найти.
  3. Попросите его исправить найденные ошибки, поставив глаголы в нужную форму.
  4. Дайте задание экзаменационного формата, но в облегченном варианте: пусть ученик найдет среди нескольких неверно построенных предложений именно то, в котором нарушена видовременная соотнесенность глаголов.

В качестве закрепления можно предложить ребенку самостоятельно составить ошибочные предложения. Это не только отлично помогает запомнить материал, но и пробуждает спортивный интерес – а вдруг учитель не справится с заданием?

5. Усложните задачу

Теперь необходимо несколько раз проделать два предыдущих шага, последовательно прорабатывая все типы грамматических ошибок. Не забывайте о принципе «Один урок – одна сложность».

Вводите теорию дозированно, каждый раз закрепляйте тренировкой и не забывайте возвращаться к предыдущим темам, которые уже хорошо знакомы ученику – так вы, во-первых, не позволите информации улетучиться из его головы, а во-вторых, создадите ситуацию успеха.

6. Упростите задачу

Когда теория будет усвоена, предложите ученикам действовать согласно алгоритму, который вы найдете ниже или можете скачать по ссылке. Кроме того, можно попросить детей сформулировать его самостоятельно. Пусть структурируют информацию так, как им удобно. Это запустит процесс анализа и позволит ученикам разложить теоретическую информацию по полочкам.

Внимание! Не стоит надеяться на алгоритм, пока не достигнуто полное понимание материала – этим вы только запутаете учеников.

Как составить алгоритм вместе с учениками?

Предложите ученикам проанализировать теорию по пройденным темам и выделить самое важное. Пусть продумают, какие шаги необходимо предпринять, чтобы найти среди предложений именно то, в котором прячется ошибка.

Творческие ребята могут нарисовать ментальную карту, а те, кто склонен к аналитическому мышлению – составить таблицу. Если ученикам сложно структурировать информацию – предложите им дополнить вашу таблицу (вам нужно лишь показать им пример, но не делать за них всю работу).

Наша главная задача – не натаскать ребенка на решение строго определенных заданий, а создать такие условия, при которых он сможет глубоко осмыслить теоретический материал и в результате применить его на практике.

Как выполнять задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку в соответствии с нормативными документами ФИПИ на 2023 год относится к заданиям базового уровня сложности и требует от выпускника знания основных синтаксических норм . Формулировка его остаётся неизменной на протяжении нескольких лет:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Screenshot_5.jpg

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Screenshot_6.jpg

Специфика задания заключается в том, что видов грамматических ошибок (они даны в первом столбце), предлагаемых в задании 8, пять, а примеров предложений, расположенных во втором столбце, – девять: 5 предложений содержат грамматические ошибки, а 4 предложения – без ошибок.

Максимальный первичный балл за выполнение этого задания в 2023 году – 3. На это следует обратить внимание, поскольку до текущего учебного года задание оценивалось 5 баллами.

Каким образом будет оцениваться задание 8 в 2023 году?

Screenshot_7.jpg

В КИМ могут быть представлены различные комбинации видов грамматических ошибок, которых гораздо больше, чем пять.

«В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы». (Из Демоверсии ФИПИ).

Что советуем повторить при подготовке к выполнению задания 8 ЕГЭ по русскому языку?

· Типичные грамматические ошибки.

· Виды подчинительной связи согласование и управление (в том числе связь подлежащего и сказуемого; связь несогласованного приложения и определяемого слова).

· Построение предложения с однородными членами.

· Построение предложения с причастным оборотом.

· Построение предложения с деепричастным оборотом.

· Построение сложного предложения.

· Построение предложения с прямой и косвенной речью.

Теоретические сведения , объясняющие нормы построения и употребления соответствующих синтаксических единиц, можно найти в пособиях издательства «Легион» , перечень которых дан ниже.

Каков алгоритм выполнения задания 8 ЕГЭ по русскому языку?

1. При выполнении этого задания вы должны применить известные вам правила и нормы на практике. Прочитайте первую колонку, в которой перечислены пять типов грамматических ошибок. На каждый тип ошибки вспомните правильные примеры и неправильные.

2. Найдите грамматическую(-ие) основу(-ы) каждого предложения второй колонки и определите его тип: простое неосложнённое, простое осложнённое, сложное. Этот шаг поможет вам в дальнейшем сориентироваться при определении типа ошибки. Нелишним будет также и нахождение второстепенных членов предложения (часто ошибки связаны именно с ними).

3. Исключите из примеров второй колонки предложения без ошибок.

4. Затем проанализируйте каждое из оставшихся предложений, вспомните нормы построения данного вида предложения, найдите ошибку и установите её тип.

5. Если вы установили соответствие, запишите в таблицу номер предложения под соответствующей буквой (А, Б, В, Г, Д), а затем переходите к анализу следующего предложения.

Обратите внимание, что при выполнении этого задания возможен и иной алгоритм : можно идти путём последовательного анализа каждого типа ошибки первой колонки и подбора к нему предложения из второй колонки.

Книги, которые помогут успешно справиться с заданием 8.

Издательство «Легион» разработало серию пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, в том числе и к заданию 8, основными из которых являются пособия «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2023. 25 тренировочных вариантов по демоверсии 2023 года: учебно-методическое пособие / Сенина Н. А., Гармаш С.В., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А., Нарушевич А.Г. / под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2022» и «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2023. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие / Сенина Н. А., Гармаш С.В. / под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2022».

Похожие статьи

  • Словари для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
  • Как выполнять задания 1-3 в ЕГЭ по русскому языку
  • Как выполнять задания 5-6 в ЕГЭ по русскому языку
  • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2023 – 2024. Грамматические нормы. Теория и практика.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяем ваши знания по теме «Синтаксические нормы: нормы согласования и управления» и умения установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2023 — 2024, необходимо знать следующие темы:

  • неправильное построение предложения с причастным оборотом;
  • неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
  • ошибка в построении предложения с однородными членами;
  • ошибка в построении предложения с несогласованным приложением;
  • неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
  • неправильное построение предложения с косвенной речью;
  • нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм;
  • ошибка в построении сложного предложения;
  • ошибка в употреблении имени числительного.

Грамматическим ошибкам и работе над ними посвящен целый блок в нашем пособии:

Сочинение на 21

Интерактивное пособие для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку 2024

↑ Формулировка задания 8 (ЕГЭ 2024)

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример из демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ: Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:

  • к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.
  • к предложениям без ошибки (такое тоже встречается).

↑ Алгоритм выполнения задания 8 (от ФИПИ)

  1. прочитайте перечень синтаксических ошибок (1-я колонка)
  2. прочитайте предложения, в которых нужно найти синтаксические ошибки (2-я колонка);
  3. всегда начинайте с поиска в предложении грамматической основы: подлежащего и сказуемого;
  4. при нахождении причастного оборота ищите главное слово, от которого задаётся вопрос;
  5. при нахождении однородных членов внимательно следите за союзами;
  6. при работе со сложноподчинённым предложением составляйте его схему, которая поможет увидеть границы предложения и ошибки его построения;
  7. исключите предложения, в которых нет синтаксических ошибок;
  8. поочерёдно прочитайте предложения с ошибками и соотнесите их с указанными ошибками;
  9. запишите ответ в виде 5 цифр, помните, что порядок записи для задания 8 имеет принципиальное значение.

↑ Теория к заданию 8

↑ Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:

Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

ПРАВИЛЬНО
ОШИБКА

↑ Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.

↑ Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

↑ Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

↑ Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

↑ Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами.

1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

3. Если однородные члены — прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных

7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов

(Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то. то; не то. не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не только … но и

↑ Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).

Существуют особенности квалификации ошибки с причастным оборотом в сочетании с придаточным определительным. Если вначале располагается причастный оборот, а потом придаточное определительное, то перед нами ошибка в построении предложения с однородными членами. Если же вначале размещается придаточное определительное, а затем причастный оборот, то подобная ошибка рассматривается как ошибка в построении сложного предложения.

↑ Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)

Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

2. Предлоги в — из, на — с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *