Ремонт напольного вентилятора своими руками
Вентиляция
На чтение 10 мин Просмотров 1.4к. Опубликовано 12.05.2023
Летом в жару и зной вентилятор поможет улучшить комфортность нахождения в жилище. Прибор может исправно функционировать долгое время, но однажды он, как любая другая бытовая техника, выйдет из строя. Сразу бежать в мастерскую или в магазин за новым устройством не стоит. Ведь многие из проблем владелец устройства может решить самостоятельно и сэкономить при этом определенные средства. Поэтому далее в этом материале подробно опишем, как сделать ремонт напольного вентилятора своими руками, не прибегая к услугам сторонних специалистов.
Конструкция напольного вентилятора
Напольный вентилятор — это устройство, которое используется для создания потоков воздуха для охлаждения температуры помещения. Конструкция включает в себя следующие основные элементы:
- Корпус — основная часть, в которую устанавливаются лопасти, мотор и другие компоненты. Он может быть выполнен из различных материалов, например, пластик, металл или дерево.
- Лопасти — эти элементы создают поток воздуха и размещаются на оси двигателя.
- Мотор — компонент, отвечающий за вращение лопастей и, следовательно, создание охлажденного потока воздуха. Он может быть различной мощности и скоростью вращения в зависимости от типа вентилятора.
- Переключатель скоростей — элемент, позволяющий пользователю выбирать скорость вращения лопастей. Обычно находится на корпусе и имеет различные настройки.
- Ножки — часть конструкции, которая позволяет оборудованию стоять на полу. Ножки изготавливаются из пластика, металла или других материалов.
- Решетка — элемент, защищающий пользователей от контакта с лопастями.
- Кабель питания — соединяет прибор с источником питания. Провод бывает различной длины и может иметь разные типы разъемов.
Это общая конструкция вентилятора, хотя в зависимости от производителя и модели она иногда может отличаться.
Устройство не работает — основные причины
Постараемся далее разобраться, почему не работает вентилятор напольный. Основные причины поломок следующие:
- Износ или повреждение электромотора, к примеру, из-за перегрузки, короткого замыкания или неправильного использования устройства. Если двигатель не работает или сильно шумит, то вероятнее всего требуется его замена.
- Если прибор работает слишком долго или при высокой температуре окружающего воздуха, это может привести к перегреву устройства. В результате могут повреждаться компоненты, включая электродвигатель или проводку. Для предотвращения перегрева необходимо следить за эксплуатацией оборудования и не допускать длительной работы устройства без перерывов.
- Неосторожное обращение с устройством, удар или некачественные материалы изготовления. Если лопасти повреждены, то аппарат может работать неэффективно.
- Износ проводки или ее повреждение, например, из-за перегибов, трещин или коррозии. Если кабель поврежден, то оборудование может перестать включаться. В этом случае необходимо произвести замену проводки или ее ремонт.
- Накопление пыли или грязи в вентиляционных отверстиях. Это приводит к замедлению вращения лопастей, перегреву двигателя или снижению производительности прибора. Для предотвращения засорения необходимо регулярно чистить их от загрязнений.
Чтобы избежать поломок и продлить срок службы вентилятора, необходимо следить за его использованием, регулярно очищать от пыли и загрязнений, не допускать длительного периода работы без перерывов и делать регулярную диагностику состояния устройства.
Вентилятор не включается
Если напольный вентилятор не включается и не крутится, то это может быть вызвано несколькими причинами:
- Если вентилятор не включается, надо убедится в том, что он подключен к источнику питания. Если он подключен к сети, но не включается, надо проверить саму электрическую розетку. Попробуйте подключить другое оборудование к этой розетке, чтобы удостовериться в том, что проблемы не связаны с ней.
- Проверьте проводку аппарата на отсутствие пережимов и повреждений.
- Убедитесь, что выключатель устройства находится в положении «включено».
Если все вышеперечисленные причины проверены, а прибор до сих пор не включается, то проблема может быть связана с его мотором. Это зачастую вызывается износом двигателя, замыканием или другой неисправностью. Если электромотор вышел из строя, легче приобрести новый, чем заниматься ремонтом сломанного. Если не получается самостоятельно выявить и устранить неисправность, то рекомендуется обратиться к профессиональному специалисту для произведения диагностики и ремонта.
Гудит, но не работает
Если лопасти прибора не вращаются, а просто слышно гудение его двигателя, это может быть вызвано несколькими причинами. Некоторые из них могут быть легко устранены самостоятельно, а для других может потребоваться ремонт бытового вентилятора напольного в специализированной мастерской:
- Это может быть вызвано низкой скоростью вращения лопастей или загрязнением вентилятора. Попробуйте очистить вентилятор и убедитесь, что лопасти свободно вращаются. Если это не помогает, возможно мотор перегрелся и ему надо просто остыть. Наихудший вариант — выход из строя мотора. Надо приобрести новый и исправить такую поломку самостоятельно. Также можно сделать это в ближайшей мастерской по ремонту такой техники.
- Устройство с ременным приводом. Если ремень вентилятора сломался или соскочил, вентилятор не будет работать. Проверьте его состояние и замените при повреждении.
- Если проводка внутри прибора неисправна, то из-за этого прибор может перестать функционировать нормально. Проверьте ее на наличие порезов или замыканий.
- Если прибор перестал работать, то эта проблема может быть связана с его выключателем. Проверьте, что он включен и работает должным образом. Возможно, он сломался и нуждается в замене.
Когда все вышеперечисленные причины исключены, то проблема может быть в самом моторе устройства. Если мотор неисправен, то вентилятор не будет работать. В этом случае, вероятно, потребуется заменить двигатель или обратиться за помощью к специалисту.
Лопасти плохо вращаются
Если после включения лопасти начинают плохо вращаться, это может привести к низкой производительности и даже к поломке оборудования. Вот перечень некоторых из возможных причин, почему вентилятор медленно вращает лопасти, а также советы по их устранению:
- Одна из наиболее распространенных причин плохой работы — это загрязнение. Пыль и грязь могут накапливаться на лопастях, и они из-за этого медленно вращаются. Очистите их с помощью щетки или мягкой ткани.
- Если вентилятор перестал нормально вращать лопасти, причиной такой поломки может быть связана с неисправными подшипниками. Проверьте их на наличие повреждений, трещин или коррозии. Если они повреждены, замените эти детали.
- Если лопасти установлены в неправильном положении, тогда это может препятствовать их нормальному вращению. Убедитесь в том, что они установлены в соответствии с инструкциями производителя.
- Когда мотор перегревается, то это может привести к сложностям во вращении лопастей. Убедитесь, что прибор не перегружен и двигатель работает должным образом. Если он перегревается, то это может быть вызвано неисправной проводкой или другими факторами, такими как неправильная работа термостата.
Не поворачивается в стороны
Если вентилятор перестал крутиться из стороны в сторону, это может быть связано с несколькими причинами:
- Напольный вентилятор не крутится в том случае, когда неисправен механизм поворота. Проверьте его на наличие повреждений или износа. Если он поврежден, потребуется его замена.
- Если не запускается мотор, тогда устройство не вращается из стороны в сторону. Проверьте его на наличие повреждений, короткого замыкания или перегрева. Если двигатель неисправен, то нужно сделать его замену.
- Когда используется пульт дистанционного управления, проблема может быть вызвана неисправностью самого приспособления. Проверьте его на наличие повреждений и замените, если потребуется.
- Если провод или розетка повреждены, то это может привести к тому, что устройство не будет поворачиваться из стороны в сторону. Проверьте эти элементы на наличие повреждений.
- Если прибор неправильно установлен, он также может перестать нормально поворачиваться.
Работающий вентилятор сильно шумит
Сильный шум от работающего прибора может быть вызван несколькими факторами. Условия возникновения таких моментов и что делать для восстановления нормальной работы прибора описаны ниже:
- Если вентилятору не уделяется достаточно внимания, то с течением времени на его лопастях и корпусе может накапливаться пыль и грязь. Благодаря этому он начинает шуметь и плохо работать. Чтобы исправить такую проблему, надо очистить устройство от загрязнений, используя сжатый воздух или обычную щетку.
- Когда прибор долгое время используется, его подшипники могут износиться. При включении прибора они начинают скрипеть и скрежетать. Решение проблемы — замените эти элементы на новые.
- Вибрации и шум прибора во время работы могут быть связаны с неправильной сборкой. Перепроверьте сборку устройства и, при необходимости, откорректируйте.
- Когда устройство шумит очень сильно, причиной этого может быть неисправность электродвигателя. Надо попробовать отремонтировать двигатель или заменить на новый.
Не переключаются скорости
О том, как починить переключатель скоростей прибора, расскажем далее подробно. Причины такой неисправности и способы их устранения следующие:
- Когда провод, соединяющий переключатель и вентилятор, оборван или поврежден, он не может передавать сигнал устройству. Проверьте проводку на наличие повреждений и, при необходимости, замените эти участки.
- Если переключатель неисправен, тогда он не может передавать сигнал устройству. В результате этого вентилятор перестает нормально функционировать. Решение проблемы — замена тумблера.
- Когда переключатель исправен, но вентилятор не может запустить лопасти, причиной этого могут быть изношенные подшипники или поврежденный электродвигатель. Надо обратиться к специалисту для диагностики и ремонта вентилятора.
- Если проблема не в проводах, переключателе или вентиляторе, то причиной может быть неисправность в электрической системе, к примеру, вышедший из строя предохранитель или поломка контроллера скоростей. О том, как отремонтировать такую поломку. Проверьте электросистему на наличие неисправностей и, при необходимости, замените данные компоненты.
Все требования для любого отремонтированного вентилятора приведены в соответствующем регламентирующем документе.
Как разобрать вентилятор
Разборка вентилятора может варьироваться в зависимости от конструкции и модели, потому прежде чем раскручивать прибор, рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации, которое идет в комплекте с прибором. Однако есть перечень общих действий для разборки напольных вентиляторов, независимо от модели и типа конструкции прибора:
- Разбирая климатический прибор в домашних условиях, вначале отключите его от источника питания и дайте ему полностью остыть.
- Снимите решетку, которая защищает лопасти бытовых приборов. Обычно она закреплена с помощью крючков, зажимов или винтов. Некоторые модели могут иметь специальные замки для удобства снятия защиты.
- Отверните винты, которые удерживают лопасти на моторе. Как правило, они находятся вокруг основания и откручиваются с помощью отвертки. Некоторые модели могут иметь специальные фиксаторы, которые нужно отжать, чтобы снять лопасти.
- Когда разберешь вентилятор, нужно осторожно снять вращающиеся элементы конструкции и убедиться, что все провода соединяющие их с кулером целые без повреждений.
- Отсоедините провода, связывающие мотор с переключателем скоростей или кабелем питания.
- На этом разборка вентилятора считается завершенной.
Подводя итоги
Ремонт своими руками климатической техники поможет во многих случаях. Все зависит от конкретной неисправности агрегата. При этом далеко не всегда для ремонта такой техники требуются специальные навыки или инструменты. В большинстве случаев можно самостоятельно заменить перегоревший предохранитель или проводку, очистить лопасти от пыли, когда они плохо крутятся, заменить переключатель скоростей. Если после попытки самостоятельного ремонта прибора плодов не принесли, может потребоваться его починка в специализированной мастерской или приобретение нового устройства.
Полезная статья: как правильно разобрать вентилятор и провести его техническое обслуживание
Часто ломающийся вентилятор — распространенная проблема. Но есть решение! В этой статье вы узнаете, как разобрать вентилятор, найти поломку и провести техническое обслуживание своими руками. Мы рассмотрим конструкцию обычных настольных, напольных и системных блоковых вентиляторов, их типичные неисправности и способы ремонта. С нашими советами ваш вентилятор заработает как новенький!
Общее устройство вентиляторов
Вентиляторы бывают настольные, напольные и для системных блоков. Но их конструкция в целом схожа.
Основными частями вентилятора являются:
- Корпус
- Крыльчатка
- Двигатель
- Ось
- Подшипник
Корпус изготавливается из пластика, крыльчатка — из пластика или металла. Двигатель — электрический. Вращение от двигателя передается на ось, на которой крепится крыльчатка. Подшипник обеспечивает плавное вращение оси.
Принцип действия вентилятора прост. При подаче электропитания на двигатель он начинает вращать ось с крыльчаткой. Вращающаяся крыльчатка создает поток воздуха.
Конструктивно вентиляторы разных моделей могут отличаться:
- Формой и размером корпуса
- Количеством и формой лопастей крыльчатки
- Мощностью двигателя
- Наличием или отсутствием дополнительных функций (регулировка угла, скорости вращения)
Инструменты и материалы для разборки и ремонта
Для разборки и ремонта вентилятора вам потребуется несколько инструментов:
- Отвертка крестовая и плоская
- Пассатижи
- Пинцет
- Тестер
Из расходных материалов пригодятся:
- Смазка (машинное масло, солидол)
- Ветошь и спирт для очистки деталей
- Запасные подшипники, втулки, крыльчатки
При разборке желательно иметь схему конструкции вашей модели вентилятора — тогда будет проще собрать его обратно.
Пошаговая инструкция по разборке вентилятора
Прежде чем приступать к разборке вентилятора, отключите его от электросети и дайте лопастям полностью остановиться.
Затем последовательно выполните следующие действия:
- Снимите защитную решетку, открутив крепежные винты.
- Отклейте или открутите крышку, закрывающую доступ к крыльчатке.
- Извлеките крыльчатку в сборе с осью и подшипником.
- Снимите стопорные кольца, фиксирующие крыльчатку на оси.
- Раздвиньте подшипник с помощью отвертки или пассатижей.
Будьте аккуратны при разборке — не повредите лопасти крыльчатки и не допускайте короткого замыкания проводки двигателя.
Теперь двигатель и подшипниковый узел доступны для осмотра, чистки и смазки.
При разборке системных блоковых вентиляторов сначала нужно открыть корпус системного блока и отсоединить разъемы вентилятора.
Диагностика типичных неисправностей
Основные неисправности вентиляторов:
- Не включается
- Недостаточно крутится
- Издает посторонние звуки
- Вибрирует
Причины этих неисправностей могут быть связаны с износом подшипника, дисбалансом или поломкой крыльчатки, выходом из строя двигателя или повреждениями в электропроводке.
Чтобы определить точную причину, необходимо провести диагностику с помощью тестера, осмотра и пробы включения вентилятора на холостом ходу.
Ремонт и профилактика вентиляторов
Если диагностика показала проблемы с подшипником, его можно разобрать, очистить от старой смазки и заново смазать машинным маслом или солидолом.
При наличии люфта подшипник лучше заменить. Также часто требуется замена изношенных крыльчаток.
Для устранения дисбаланса крыльчатку можно отбалансировать путем добавления небольших грузиков.
При обнаружении дефекта в обмотке двигателя или электропроводке может потребоваться их замена или ремонт.
Для профилактики регулярно очищайте вентилятор от пыли, проверяйте затяжку крепежа и смазывайте подшипник 1-2 раза в год.
Эти простые меры значительно продлят срок службы вашего вентилятора.
Сборка вентилятора после ремонта
После завершения ремонта и технического обслуживания необходимо правильно собрать вентилятор.
Порядок сборки обратный разборке:
- Установите подшипник на ось и зафиксируйте стопорными кольцами.
- Наденьте на ось крыльчатку и закрепите стопорными кольцами.
- Установите собранный узел в корпус вентилятора.
- Подсоедините разъемы двигателя и электропроводку (для системных блоков).
- Закройте крышкой корпус вентилятора.
- Установите защитную решетку и закрепите ее.
Перед окончательной сборкой рекомендуется проверить работоспособность вентилятора на холостом ходу.
Особенности разборки напольных вентиляторов
Напольные вентиляторы имеют высокую стойку на несколько секций. Чтобы разобрать вентилятор такого типа, нужно:
- Разобрать стойку на секции.
- Отсоединить стойку от основания.
- Далее разобрать сам вентилятор как описано выше.
Сборка выполняется в обратном порядке.
Поиск поломок в системных блоковых вентиляторах
Чтобы найти неисправность системного вентилятора, нужно провести диагностику:
- Прозвонить питающий кабель и разъемы.
- Проверить сопротивление обмоток двигателя.
- Осмотреть подшипник и крыльчатку.
- Измерить емкость конденсатора (если есть).
Это поможет определить причину, по которой вентилятор в системном блоке не работает.
Профилактическое обслуживание вентиляторов
Чтобы избежать поломок, нужно периодически проводить профилактику вентиляторов:
- Чистить крыльчатку и корпус от пыли.
- Проверять крепежные винты.
- Смазывать подшипник 1-2 раза в год.
- Заменять изношенные детали.
Регулярное обслуживание позволит продлить срок службы вентилятора.
Типичные ошибки при разборке вентиляторов
Чтобы избежать поломок при разборке вентилятора, не допускайте ошибок:
- Не повредите лопасти крыльчатки.
- Не допускайте короткого замыкания проводки.
- Не перепутайте детали при сборке.
- Не смазывайте избыточно подшипник.
Будьте аккуратны, строго следуйте инструкции и все получится!
Ремонт вентиляторов профессионального оборудования
Вентиляторы широко используются не только в бытовой технике, но и в профессиональном оборудовании — станках, серверах, промышленных кондиционерах.
Для ремонта таких вентиляторов нужны специальные знания и навыки:
- Знание устройства промышленных вентиляторов
- Наличие схем и технической документации
- Специальные инструменты и расходные материалы
- Соблюдение правил безопасности при работе с профессиональным оборудованием
Ремонт таких вентиляторов лучше доверить профессионалам.
Подбор аналогов для замены сломанных деталей
При поломке вентилятора часто требуется замена деталей — подшипников, крыльчаток, двигателей.
Чтобы подобрать аналог:
- Определите точные характеристики нужной детали (габариты, мощность, частота вращения).
- Поищите аналогичные запчасти от других производителей.
- Убедитесь, что аналог подходит по всем параметрам.
Подбор аналогов поможет сэкономить на расходных материалах для ремонта.
Диагностика неисправностей автомобильных вентиляторов
В автомобилях используются вентиляторы систем охлаждения, отопления, вентиляции.
Чтобы найти неисправность автомобильного вентилятора, проверьте:
- Предохранители в цепи питания вентилятора
- Реле и контроллер управления вентилятором
- Электропроводку и разъемы
- Сопротивление обмоток двигателя вентилятора
Замена вышедшего из строя вентилятора на автомобиле — работа для профессионального автосервиса.
Способы продления срока службы отремонтированных вентиляторов
Чтобы вентилятор проработал дольше после ремонта, рекомендуется:
- Использовать качественные смазки и расходные материалы.
- Регулярно проводить профилактику.
- Не перегружать вентилятор, не эксплуатировать на пределе мощности.
- Обеспечить беспрепятственный приток воздуха к вентилятору.
- Своевременно очищать от пыли и загрязнений.
Придерживаясь этих правил, вы значительно продлите жизнь отремонтированного вентилятора.
Выбор инструментов для разборки вентиляторов
При выборе инструментов для разборки вентилятора обратите внимание на следующие моменты:
- Отвертка должна иметь разные насадки — крестовую, плоскую, торцевую.
- Пассатижи выбирайте с длинными губками и насечкой для лучшего захвата.
- Пинцет должен иметь острые загнутые кончики, чтобы можно было достать мелкие детали.
- Тестер выбирайте цифровой, с разными диапазонами измерения.
Качественные инструменты облегчат разборку вентилятора и снизят риск поломки деталей.
Подготовка рабочего места для разборки вентилятора
Перед разборкой подготовьте рабочее место:
- Освободите достаточно свободного пространства на столе.
- Подстелите ткань, чтобы не поцарапать поверхность.
- Подготовьте емкости для крепежа и мелких деталей.
- Обеспечьте хорошее освещение рабочей зоны.
- Положите под руку все необходимые инструменты и материалы.
Удобное рабочее место позволит разобрать вентилятор аккуратно и без лишних затруднений.
Поиск поломок в вентиляторах без видимых повреждений
Если вентилятор не работает, но визуально выглядит исправным:
- Проверьте наличие питания и работу переключателей.
- Прозвоните обмотки двигателя тестером.
- Осмотрите трущиеся поверхности подшипников.
- Проверьте целостность оси и посадку подшипников.
- Убедитесь в отсутствии загрязнений на контактах разъемов.
Такая пошаговая диагностика поможет найти скрытую неисправность.
Варианты ремонта электрических двигателей вентиляторов
При выходе из строя двигателя вентилятора возможны варианты:
- Замена обмоток двигателя.
- Установка нового двигателя.
- Замена всего вентилятора.
Выбор зависит от стоимости и доступности запчастей, стоимости работ.
Проверка сборки вентилятора после ремонта
После сборки вентилятора необходимо:
- Проверить надежность соединений и креплений.
- Убедиться в свободном вращении крыльчатки.
- Включить на холостом ходу и прослушать на предмет шума.
- Убедиться в отсутствии вибраций на всех скоростях.
Это позволит выявить ошибки сборки до окончательной эксплуатации.
Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка
Чтобы выявить первопричину неисправности, необходимо узнать, из каких частей состоит вентилятор. Вне зависимости от типа (напольный или настольный) прибор обладает совершенно одинаковым устройством. Разница заключается лишь в длине стойки.
Проблемы в работе вентилятора бывают разные, и у каждой из них есть свои причины и признаки.
Вентилятор не включается
Прибор может не включаться, но в этом случае важно обратить внимание, загорается лампочка или нет при попытке запуска аппарата. Если индикатор светится, а устройство не включается, значит, сломался блок с кнопками, который располагается на стойке вентилятора.
Если лампочка на корпусе не включается, и прибор не издает звуков, возможно, в розетке отсутствует напряжение, или причина кроется в поломке шнура, вилки. При невозможности запуска бытового прибора и исключении вышеописанных причин, проблему стоит искать в электродвигателе.
Читайте также: Тепловентилятор Volcano VR1 AC в Новосибирске
Плохо вращаются лопасти
Лопасти могут медленно вращаться по нескольким причинам. Основная из них – нехватка смазочного материала в подшипниках скольжения. Иногда лопасти деформируются под высокими температурами от двигателя (когда прибор работает слишком долго, происходит перегревание). В этом случае лопасти цепляются за защитную сетку, поэтому обнаружить такую проблему просто и быстро.
Вентилятор не поворачивается в стороны
Проблема в кривошипе. Скорее всего, его крепежные винты ослабли, и надо всего лишь затянуть их. Если агрегат поворачивается, но «со скрипом», то есть, туго и с паузами, разберите корпус вентилятора и проверьте состояние и сцепление шестерен в редукторе. Убедитесь, что переключатель свободно перемещается вверх-вниз. Нужно будет вынуть вал и главную шестерню для того, чтобы смазать их. Собрать все смазанное обратно. При износе шестерен соберите вентилятор без редуктора – он будет работать в статичном положении. Но будет ведь.
Кулер гудит и не вращается
Многие люди ошибочно называют кулером вентилятор, но в действительности это охлаждающий прибор, который может и не иметь лопастей. Главное предназначение кулера – выведение нагретого воздуха из вентилятора. Иногда он гудит, но не вращается. Тут причин несколько:
- недостаток смазочного масла в подшипниках;
- поломка конденсатора;
- неисправность двигателя.
Вентилятор шумит и скрипит
Дело в деформации пропеллера или в ослаблении крепежа подшипника скольжения. Вспоминайте, может, вы вытаскивали его на солнце и забыли там или вообще роняли много и сильно. Отключите прибор от сети и начинайте его разбирать. Осмотрите защитную решетку на предмет деформации – возможно, лопасти при вращении касаются ее вдавленных частей. Выпрямить все изгибы можно руками. Снимите пропеллер, осмотрите и его лопасти – тема та же. В отличие от решетки выпрямить полиуретан руками не выйдет. Придется менять пропеллер. Если же там все ровно, проверьте крепеж подшипника – закрутите все болты.
Несмотря на некоторые внешние отличия различных моделей вентиляторов, принципы их устройства и ремонта одинаковы. Не грустите, если ваш вентилятор сломался, не спешите нести его на свалку и искать на чердаке бабушкино опахало – все не так сложно и чаще всего исправимо.
Другие неисправности
Что еще может произойти с напольным и настольным вентилятором:
- Поломка конденсатора. В бытовых вентиляторах обычно используется сухой тип, изготовленный из пластмассы, которая легко деформируется из-за перегрева.
- Неисправность электрического двигателя. Основной признак – прибор не запускается или выдает неестественные звуки.
- Неполадки в блоке управления. Чаще всего причина кроется в червячной передаче и диффузоре.
- Если есть переключатель скорости, то вентилятор может не работать по причине его неисправности. Причина – обрыв обмоток.
- Редко выход из строя вентилятора заключается в роторе. Такое бывает на фоне перегрева мотора.
Вне зависимости от причины неисправности напольного и настольного вентилятора, проведите самостоятельную диагностику, которая позволит выявить участок и причину слома.
Какие инструменты нужны, чтобы разобрать вентилятор
Для того, чтобы разобрать вашего старого друга — воздухомеса, вам потребуются следующие инструменты:
1. Крестообразная отвёртка (возьмите к ней несколько крестообразных бит)
2. Нож (чтобы поддеть одну маленькую беленькую заглушку).
Диагностика неполадок
Неисправности напольных и настольных вентиляторов бывают 2-х видов – механические и электрические. Именно на первые простой обыватель не обращает особого внимания, а ведь это ведет к поломке в электрической части прибора. К примеру, если заклинил вал, а оборудование продолжает работать, то это бесспорно вызовет перегрев электродвигателя. Если разбалтывается подшипник, то в будущем повредится обмотка статора.
Перед диагностированием вентилятора в домашних условиях отключите прибор от электропитания. Агрегат часто не включается из-за неисправности шнура или розетки, поэтому в первую очередь к блоку питания подключают любой другой прибор. Если он не включается, значит, виновник – розетка, которую нужно починить.
Чтобы осмотреть внутреннее оснащение вентилятора, разберите его, действуя по следующей схеме:
- Снимите основной обод.
- Открутите на защитной сетке крепежи и снимите её переднюю часть.
- Отсоедините пропеллер с лопастями. Особенность – в вентиляторах пропеллер крепится при помощи гайки с левосторонней резьбой, которая прикручивается к валу электродвигателя. Следовательно, откручивают крепеж по часовой стрелке, а закручивают наоборот.
- Уберите защитную сетку сзади, откручивая гайку.
- Открутите 4 винта.
- Снимите весь крепежный материал с кожуха мотора и уберите панель. Не забудьте о болте, который располагается на рукоятке, регулирующей вращение корпуса. Если этого не сделать, не откроется доступ к двигателю.
- Снимите заглушку с задней стороны прибора.
- Открутите шуруп.
- Доступ к двигателю открыт.
Так как поломка часто связана с недостатком смазки, обязательно капните несколько капель технического масла на втулку.
Проверните вал сначала в одну, потом в другую сторону для лучшего впитывания смазочного материала. После этого соберите вентилятор в обратном направлении, включите прибор и проверьте на работоспособность.
Более наглядно про то, как разобрать вентилятор и провести диагностику неисправностей смотрите в этом видео:
Механические неисправности
Чтобы обнаружить неисправности механической части вентиляторного устройства, обратите внимание на такие проявления:
- посторонние звуки (шумы, свисты, скрипы и т. п.);
- медленная скорость вращения лопастей при работе;
- трудности с вращением пропеллера при выключенном вентиляторе.
Проблемы в электрической части
Неисправность в электрике проявляется следующими признаками:
- запах гари;
- невозможность запуска агрегата;
- замедление скорости работы пропеллерного механизма при включенном приборе;
- срабатывание автоматических защитных выключателей (если они предусмотрены).
Метод регулирования скорости двигателя напольного вентилятора
Ничего не сказано о способе регулирования скорости, неудивительно. В рассмотренной модели на катушки приходит четыре провода, один поставляет штекер. Три других входят в обмотку через тканевые кембрики. Что находится внутри доподлинно неизвестно. Выбор невелик, двигатель асинхронного типа с изолированным ротором управляется двумя способами:
- Изменение амплитуды напряжения.
- Коммутация обмоток с неодинаковым количеством витков.
Инверторное управление в расчет не берем, в данном случае просто негде уместиться такой сложной схеме. Остается регулирование амплитуды напряжения. На каждом из проводов сидит неодинаковое количество витков. Выйдет из строя одна скорость (две), кембрики придется резать, следовательно, станет очевидной и электрическая схема двигателя. Усидчивый мастер намотает новую катушку, ленивый возьмет с клиента деньги на покупку нового двигателя (старый пустит на цветмет).
Косвенно число витков узнают через соотношения сопротивлений между выводами каждой скорости. Тестер использует постоянное напряжение для измерения величины, поэтому индуктивная часть импеданса выбрасывается из рассмотрения. Число витков прямо пропорционально омическому сопротивлению участка обмотки.
Ремонт наиболее частых неисправностей бытовых напольных и настольных вентиляторов: пошаговая инструкция
В этой части статьи мы поговорим о наиболее часто встречающихся поломках, а также о способах их ликвидации в домашних условиях.
Схема подключения напольного ветилятора
Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.
Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:
Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.
При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.
Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.
Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.
Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.
Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.
Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.
Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.
Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.
Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.
Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.
Замыкание обмоток или обрыв проводов
Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.
Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.
В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.
Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.
В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.
Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.
Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.
Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).
Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.
Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.
Как проверить обмотки вентилятора
На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.
Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.
Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.
Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:
Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.
Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.
Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.
Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.
Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.
Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.
Разборка и неисправность двигателя
Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.
На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.
Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.
Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.
При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.
В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.
Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.
При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.
Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.
Как правильно подключить конденсатор в электродвигателе
Итак друзья, для напоминания, — мы рассматриваем подключение однофазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.
Для правильного подключения конденсатора, состоящего в электрической схеме двигателя, необходимо определить:
обмотки статора. Конденсатор в схеме соединяется последовательно с пусковой обмоткой.
Здесь нужно усвоить, что пусковая обмотка по своему значению имеет наибольшее сопротивление и в данном варианте такое сопротивление составляет — 1,125 кОм. Ни в коем случае нельзя соединять конденсатор с рабочей обмоткой, — это приведет к перегоранию обмоток статора электродвигателя в следствии первоначального возникновения большого пускового тока. Из раздела электротехники нам известно, что сила тока увеличивается — по мере уменьшения сопротивления.
Как намотать простейшую индуктивность для вентилятора
Разбиравшие детские машинки, в курсе: внутри часто стоит индуктивность, обыкновенная проволочная катушка. В бытовых вентиляторах картина аналогичная. Скажем об устройствах розжига электроплиты, других приборов. Катушки индуктивности доступно намотать, используя специальное приспособление. Ремонт вентиляторов своими руками получится выполнить, не прибегая к помощи мастера.
Понадобится доска. Полуметровый кусок фанеры, несущий две пары стоек. С одной будет сматываться проволока, на другой – набираться новая катушка индуктивности. Меж парами стоек ось свободно вращается. Для автоматизации процесса предусмотрите наличие приспособлений для подключения привода от шуруповерта, дрели или иного устройства аналогичного толка. Для ручной перемотки используйте ручку, как у кинооператоров в стареньких фильмах.
Перед намоткой индуктивности размотайте старую. Катушку предварительно прозвоните, чтобы ремонт канальных вентиляторов и центробежных вентиляторов не включал в себя лишней работы. Один конец катушки верхний. Какой именно, легко понять, сняв изоленту, другой вид защитного покрытия с витков. Начинается процесс смотки. Понятно, потребуется каркас. В простейшем случае можно обойтись деревянной катушкой для швейных ниток. При смотке недопустимы излишний натяг, послабление проволоки. Медь оттягивается пальцем вверх. Включается привод, опционально помогает вторая рука. Обрыв произошел в начале/конце, проволоку используйте для намотки новой индуктивности. В противном случае лучше по измеренной длине прикупить новых комплектующих.
Вне зависимости от разновидности вентиляторов намотка ведется рядами от края и по принципу челнока. Витки ложатся поплотнее друг к другу, что контролируется пальцем придерживающей проволоку руки. Концы выводятся в точности, как сделано у исходной катушки, чтобы не забивать голову подробностями, рекомендуется провести съемку на мобильный телефон того, как выглядел бытовой вентилятор до проведения ремонта. Касается колодок, клемм, кнопок, реле и двигателя. Как только намотка окончена, концы закрепите. Катушка звонится. Если сигнал не проходит, то виновата лаковая изоляция проволоки. Снимается таблеткой аспирина и паяльником, повторите комбинацию перед лужением. Доставайте жало, ждите разогрева.
Параллельно найдите кусок изоленты обмотать катушку бытового вентилятора. Очищенный от изоляции провод звонится, в случае успеха залудите с обоих концов. Бытовой вентилятор готов к работе, собирайте электрические соединения, ставьте катушку на место, ремонт окончен. Проверим прибор, хорошо ли работает от сети. При неприятном звуке, издаваемом двигателем, примените смазку. Пропали скрежет и писк? Процедура пошла бытовому вентилятору на пользу. Шумность существенный фактор при эксплуатации домашней техники. Подключайте блок управления вентилятором, прибор готов к эксплуатации.
Неисправность термопредохранительного реле
Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.
Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.
После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.
Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.
Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.
В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.
Это реле также проверяется тестером.
Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.
Смещение вала и обрыв витков
Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.
Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.
У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.
При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.
В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.
Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.
Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.
К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.
Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.
Агрегат не включается
В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.
Лампочка не горит
Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке. Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.
Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.
Лампочка горит
Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками. Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.
Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.
При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.
Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.
Не крутится кулер на процессоре, блоке питания или видеокарте
Если не крутится кулер на процессоре, на видеокарте и в блоке питания, то у вас могут быть две причины.
Первая причина, самая распространённая и не затратная, кулер перестал крутится потому что у него высохла смазка и после одной капли масла он будет вам служить верой и правдой.
Вторая причина, это вышедшей из строя кулер его можно проверить мультиметром в режим прозвонки, если он будет прозваниваться то значить кулер в рабочем состояние. Прозванивать нужно черный и красный провода.
Как работает кулер компьютера?
Почти все вентиляторы компьютерного охлаждения сконструированы вокруг сборки подшипников скольжения, хотя я столкнулся с некоторыми вентиляторами компьютерного охлаждения, которые используют узел шарикоподшипников. В этой статье я остановлюсь на сборке подшипников скольжения.
Узел подшипника скольжения состоит из вала (к которому прикреплена лопасть вентилятора), который вращается внутри неподвижного цилиндра. В этом случае цилиндр выполнен из пористого металла, пропитанного маслом. По мере того, как вал вращается, масло выталкивается из цилиндра, создавая пленку масла, по которой движется вал. Эта пленка масла предотвращает контакта металла об металл и тем самым устраняет трение и почти все шумы. Этот тип подшипникового узла подшипника показан на рисунке выше.
Узел подшипника скольжения состоит из вала, который вращается внутри неподвижного цилиндра.
В идеальном подшипниковом узле количество масла в подшипнике является правильным количеством и остается постоянным на протяжении всего срока службы вентилятора. Однако, если сборка не запечатана должным образом, часть масла может со временем высохнуть. Когда это произойдет, вращающийся вал войдет в непосредственный контакт с неподвижным цилиндром, который создает звук соскабливания или шлифования.
В дополнение к шуму, повышенное трение приведет к вращению вентилятора медленнее, что, в свою очередь, уменьшит поток воздуха. Если воздушный поток будет уменьшен, система будет работать более горячая, чем должна, что подвергает определенные компоненты риску сбоя. Пополнение запаса масла в узле подшипника скольжения изменит это условие.
Как смазать кулер видеокарты и процессора
Для смазывания кулера видеокарты нужно предварительно снять видеокарту на ней будет находится кулер с радиатором, желательно если вы давно не меняли термопасту снимать кулер вместе с радиатором и заодно поменять термопасту, читайте также как правильно наносить термопасту здесь. Под лопастями кулера будут находится в основном 3 болтика откручиваем их и отсоединяем кулер от радиатора но должен выйте без усилий.
С обратной стороны крыльчатки есть стикер также отклеиваем и смотрим если там пластиковая или резиновая крышка то снимаем крышку и катаем каплю масло прокручиваем крыльчатку пальцами и собираем все в обратном порядке.
Если за стикером нет крышки то берем сверло от 2-4 мм, и дрель можно если дрели нет можно прокручивать сверло пассатижами или проковырять ножом если совсем нечего нет, убираем пластиковую стружку и капаем 1-2 капли масла и заклеиваем изолентой просверленное отверстие чтобы масло никуда не делось.
Далее собираем всё в обратном порядке.
С смазкой кулера процессора в основном практически все тоже самое только отличается крепления кулера к радиатору. Он может фиксироваться защелками или крепится болтиками. Также есть виды кулеров где вам не потребуется отсоединять кулер от радиатора чтобы смазать, на них кулер стоит сразу нужной нам стороной.
Как смазать кулер блока питания и кулер системного блока
Для начала откручиваем кулер в компьютера, отсоединяем провода идущие к кулеру, очищаем то пыли, и ложим его на стол, если этот кулер с блока питания или кулер с отвода теплого воздуха с системного блока, то аккуратно снимите стикер находящийся с противоположной стороны лопастей. Там должен быть уплотнительная резинка или пластикатовая крышка которую нужно открыть и с помощью шприца капнуть каплю масла.
Затем пальцами прокрутить лопасти кулера, чтобы масло распределилась равномерно по всей поверхности. Далее закрываем уплотнительную резиновую заглушку, и клеим стикер, если стикер не приклеивается то заместо него клеим кусочек изолены.
Также существует неразборные кулера у них за стикером нет резинового уплотнителя там впаяна пластиковая вставка. Однако и такой тип кулера можно смазать но это более сложнее. Но у некоторых неразборных кулеров нет фиксировано шайбы поэтому крыльчатка может выйти с помощью незначительных усилий пальцами, пробуем отделить лопасти кулера от корпуса без сильных усилий если лопасти кулера отделились то смазываем вал маслом и вставляем его обратно если нет то читаем дальше. Для смазывания неразборного кулера нам понадобится дрель или пассатижи и сверло не слишком большого размера 2-4 мм. Высверливаем в центре отверстие, только будьте аккуратны, не переусердствуйте и не повредите вал и подшипники, убираем пластиковую стружку из отверстия затем капаем 1-2 капли масла в просверленное отверстие желательно с помощью шприца. После смазывания прокрутите лопасти кулера для равномерного распределения масла и закройте отверстие изолентой или чем-нибудь другим на ваш выбор, главное чтобы масло не выбежало обратно.
Советую не заливать масла по самые края так как лишние масло все равно вытечет.
Чем можно смазать кулер
Многие люди используют WD-40 для смазки всех видов скрипучих или шумных механических компонентов вокруг дома и офиса. Но не пытайтесь использовать WD-40 для смазывания вентилятора компьютера. WD-40 разработан как очиститель / обезжириватель, который можно использовать для ослабления застревающих деталей, предотвращения коррозии и вытеснения воды — все виды проблем, которые обычно не встречаются в компьютерных вентиляторах. WD-40 также является легкой смазкой, которая лучше смазывает что-то вроде шарнира, который только иногда перемещается, а не компонент компьютера, такой как вентилятор, который постоянно движется с высокой скоростью.
Я предпочитаю использовать машинное масло или масло для швейных машин, поскольку оно, помимо того, что является легким маслом, обладает отличной вязкостью, хорошо держится при высоких температурах и специально предназначено для смазывания движущихся частей, работающих на высоких скоростях. Также есть специальная силиконовое масло для кулеров.
- https://sovetexpert.ru/remont-ventilyatora.html
- https://zen.yandex.ru/media/id/5b8002f8dfc7c900aabad671/5cebd005dd00af00b25aff85
- https://shkudun.com.ua/blog/item/2136-perestal-rabotat-ventilyator-chto-delat.html
- https://VashTehnik.ru/elektronika/remont-napolnogo-ventilyatora-svoimi-rukami.html
- https://ventilsystem.ru/ventilyaciya/elementy/ventilyatory/remont-bytovogo-ventilyatora.html
- https://domikelectrica.ru/remont-napolnogo-ventilyator-svoimi-rukami/
- http://zapiski-elektrika.ru/landhavt/raznovidnosti-bytovyx-ventilyatorax-vse-o-ventilyatorax-remont-ventilyatorov-i-ix-elektricheskie-sxemy.html
- https://VashTehnik.ru/elektronika/remont-ventilyatorov-svoimi-rukami.html
- https://tehnika.expert/klimaticheskaya/ventilyator/razborka-i-remont.html
- https://prohelps.ru/ne-krutitsya-shumit-kuler/
Как разобрать и смазать вентилятор системного блока
Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.
Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).
Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.
Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.
Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.
Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.
После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.
Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.
Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.
На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.
Собственно, сама рамка с двигателем.
Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.
Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.
Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.
Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.
Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.
Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.
В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.
Послесловие
Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.
Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.
Послесловие 2
На днях перепиливал ТВ-приставку Mecool M8S PRO L чтобы впихнуть в неё не впихуемое (фото ниже), ну и заодно делал профилактику процессорному кулеру Thermaltake Golden Orb. Сам же процесс кое-как заснял на видео и выбросил его на Ютуб, так что если кому интересно строение этого пропеллера — переходим по ссылке.
Написать сообщение автору
Автор: Nikolay Golovin — — — — — —
—
—
28.04.2014
Другие странички сайта
-
- стоматология аурум стоматологическая клиника
- lecardodent.ru
- юрист по возврату долгов
- vozvratdolgov.com